Условия развития личности ребенка таблица

Условия развития личности ребенка таблица thumbnail

Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.

Образовательная область

Показатели развития

Вторая младшая группа

Речевое развитие

1.        Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном

2.        Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

3.        Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

4.        Четко произносит все гласные звуки, определяет гласный звук

Познавательное развитие

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

2.        Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

3.        Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город

4.        Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки

5.        Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше-меньше-столько же»

6.        Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

7.        Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

8.        Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа,на, над-под, верхняя-нижняя. Различает день-ночь, зима-лето

Социально-коммуникативное развитие

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

2.        Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений, эмоционально откликается

3.        Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений

4.        Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию

5.        Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх

6.        Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок

Художественно-эстетическое развитие

1.        Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

2.        Изображает/создает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы

3.        Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы

4.        Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других

5.        Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами

6.        Различает и называет музыкальные инструменты. Замечает изменения в звучании (тихо-громко)

Физическое развитие

1.        Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания

2.        Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде

3.        умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого

4.        Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом

5.        Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места

6.        Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом о пол, бросает вверх и ловит; метает предметы левой и правой рукой

Для средней группы

Речевое развитие

1.        Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

2.        Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть

3.        Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

4.        Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы

Познавательное развитие

1.        Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

2.        Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

3.        Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

4.        Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

5.        Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

6.        Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением

7.        Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

8.        Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению

9.        Понимает смысл слов «утро-день,ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

Социально-коммуникативное развитие

1.        Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

2.        Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

3.        Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

4.        Имеет представление о мужских и женских профессиях

5.        Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

6.        Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы

7.        Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры

Художественно-эстетическое развитие

1.        Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги

2.        Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы

Читайте также:  Что нужно для ребенка для развитие до года

3.        Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты

4.        Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности

5.        Имеет предпочтение в выборе муз.произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения

6.        Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами

7.        Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение

Физическое развитие

1.        Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

2.        Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

3.        Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

4.        Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

5.        Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

6.        Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки

Для старшей группы

Социально-коммуникативное развитие

1.        Старается       соблюдать     правила поведения в общественных   местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

2.        Может дать   нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

3.        Понимает   и   употребляет в своей речи, обозначающее эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

4.        Понимает скрытые мотивы поступков героев   литературных произведений, эмоционально   откликается

5.        Выполняет обязанности дежурного по столовой,     уголку природы

6.        Имеет   предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества

7.        Проявляет интерес к совместным     играм     со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые   игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль

Познавательное развитие

1.        Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии

2.        Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечательности родного края, города/поселения

3.        Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

4.        Ориентируется в пространстве  (На себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

5.        Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал ( бумага, дерево, металл, пластмасса)

6.        Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1)

7.        Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением

8.        Различает круг,квадрат,треугольник,прямоугольник,овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры

9.        Выкладывает ряд предметов по длине,ширине,высоте,сравнивает на глаз,проверяет приложением и наложением

10.        Ориентируется во времени (вчера-сегодня-завтра; называет времена года, части суток,дни недели

Физическое развитие

1.        Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

2.        Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности

3.        Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике

4.        Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

5.        Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне

6.        Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч

Речевое развитие

1.        Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

2.        Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

3.        Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком

4.        Поддерживает беседу, высказывает свою точка зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.        Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения не сложных задач,строить по схеме, решать лабиринтные задачи

2.        Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания

3.        Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества

4.        Различает жанры муз. произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений .

5.        Может ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие

Читайте также:  Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка

6.        Умеет выполнить танцевальные движения ( поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг с продвижением вперёд и в кружении )

7.        Играет на детских муз.инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента

Для подготовительной группы

Социально-коммуникативное развитие

1.        Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат

2.        Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

3.        Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в т.ч. изображённым

4.        Может определить базовые эмоциональные состояния партнёров т.ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей

5.        Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор

6.        Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет

7.        Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого при одевании /раздевании, приёме пищи, выполнении гигиенических процедур.

Познавательное развитие

1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов

2.        Знает своё имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, своё близкое окружение

3.        Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России

4.        Может назвать некоторые достопримечательности родного города / поселения

5.        Имеет представления о космосе,планете Земля,умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами,знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времен года,смена дня и ночи)

6.        Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся , земноводных, насекомых

7.        Количественный и порядковый счёт в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших     (до 5 )

8.        Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками

9.        Знает способы измерения величины:длины,массы. Пользуется условной меркой

10.        Называет отрезок,угол,круг,овал,многоугольник,шар,куб,проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на части и составляет целое

11.        Знает временные отношения: день-неделя-месяц, минута-час, последовательность времен года и дней недели.

Речевое развитие

1.Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов , может интонационно и выразительно продекламировать небольшой текст

2.        Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы по образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине

3.        Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность

4.        При необходимости обосновать свой выбор, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Художественно-эстетическое развитие

1. Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия

2.        Знает направления народного творчества , может использовать их элементы в театральной деятельности

3.        Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки , сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания

4.        Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги ( оригами) по рисунку и словесной инструкции

5.        Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги

6.        Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие

7.        Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз.инструментах не сложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно

Физическое развитие

1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать

2.        Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами

3.        Выполняет ОРУ по собственно инициативе, согласует движения рук и ног

4.        Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

5.        Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчёта соблюдает интервалы в передвижении

6.        Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Сводная таблица по мониторингу освоения основной образовательной программы                                                                                                                  групп МБДОУ «Рыбно-Слободский  детский сад «Мишутка» за 2014-2015 учебный  год.

Читайте также:  Единая карта развития ребенка

Образовательные области/

Группы

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

н

с/с

с

н

с/с

с

н

с/с

с

н

с/с

с

н

с/с

с

2 младшая

2

4

1

Средняя

4

13

Старшая

Подготовительная «А»

12

18

Подготовительная «Б»

Таблица педагогической диагностики освоения ООП средней группы МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка»  за 2014-2015 учебный год.

Образовательные области/ Ф.И. ребенка

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

с/с

н

с

н

с

с/с

н

с

с/с

н

с

с/с

с

с

с

н

с/с

н

с

с

с

с

н

с

с

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темп?