Мяч средство развития ребенка

Валентина Мануйлова
Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба»

г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский район

352244 Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Новаторов,10 тел. 8(86195) 3-40-43

«Использование разнообразных мячей

в физическом развитии дошкольника».

Подготовила

Инструктор по физической культуре

Мануйлова Валентина Викторовна

г. Новокубанск

2016г.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Одна из основных задач в дошкольном воспитании – это укрепление и охрана здоровья детей. Укрепление здоровья – это систематическое закаливание организма, формирование и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание гигиенических навыков, а так же, формирование у детей положительных эмоций, активности и самостоятельности двигательной деятельности. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Одной из главных задач, на которую направлен ФГОС дошкольного образования, является «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Данные задачи можно решать с помощью одного из основных средств физического воспитания – подвижных игр.

Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу, ведь ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Упражнения с мячом вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнёру, а так же рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку.

Актуальность:

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии: руки; кисти; общая двигательная активность; здоровье, мозг; эмоциональная достаточность; речь; физическое развитие; группа мышц (туловище, руки, ноги); интеллектуальное развитие; ориентация в пространстве; глазомер; ловкость; координация; быстрота реакции; смекалка; мышечная сила (легкие, сердце).

Изучив федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,я поставила перед собой следующую цель и задачи в работе с воспитанниками:

Цель:

способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности посредствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве с взрослыми (родителем, педагогом).

Задачи:

• провести цикл занятий и мероприятий с мячами;

• организовать выставку различных мячей;

• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по мячам;

• ознакомить детей с литературой, художественными и музыкальными произведениями по спортивной тематике;

• пропаганда ЗОЖ по средствам организации активного досуга с использованием мяча;

• пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления.

Мой опыт работы заключается в использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольников. Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции дошкольников.

В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры учат детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Например, ради интересов команды ребенку приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнёру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими членами команды. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.

Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

Для укрепления здоровья детей через организацию спортивных игр с мячом,первостепенное значение имеют:

Читайте также:  Ребенок задержка речевого развития признаки

• Максимальное исполнение двигательной активности летом;

• Забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии;

• Уважительное отношение к результатам обучения спортивным играм с мячом;

• Обеспечение участия семьи в жизни дошкольного учреждения;

• Подбор оборудования для проведения игр, с учетом зрительного диагноза и общего состояния здоровья;

• Знание содержания игр и степень их влияния на организм ребенка.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.Все мячи можно разделить на две категории: прыгучие и не прыгучие. К прыгучим мячам относятся надувные, резиновые и баскетбольные мячи. Остальные мячи хорошо использовать для прокатывания, бросания, подбрасывания и т. д. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д., поверхность площадки должна быть ровной, однородной.

Меры безопасности дают возможность ребенку легко входить в игру, создают положительный эмоциональный фон.

Примерный перечень игр, предлагаемый для организации спортивных игр с мячом на прогулке в летний оздоровительный период.

Младший дошкольный возраст:

«игры – упражнения с прокатывание мяча»

«Прокати мяч»

«Мяч ко мне»

«Докати до стены»

«Мяч между скакалками»

«Подбрось еще выше»

«Брось дальше»

«Какой мяч больше»

«Не урони мяч»

Средний дошкольный возраст:

В среднем дошкольном возрасте используются игры – упражнения с прокатыванием мяча, а так же такие игры,как:

«Мяч в обруч»

«Мяч по кругу»

«Будь внимателен»

«Догони мяч»

«Попади в мишень»

Старший дошкольный возраст:

«Мяч водящему»

«Стой»

«Ловишка в кругу»

«Мяч в обруч»

«Метание мяча»

«Горячий мяч»

«Школа мяча»

«Ловишки с мячом»

«Чей дальше»

«Сбей кеглю»

«Вышибалы»

«Передай мяч»

Педагогам известно, что положительного результата можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей.

Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй,такие как:

Открытые физкультурные занятия для родителей.

Физкультурные праздники.

Беседы — индивидуальные и групповые.

Консультации.

Разработка и оформление стендовой информации.

Анкетирование.

Таким образом, можно говорить о том, что благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не для педагога, а для развития их собственного ребёнка.

В своей работе тесно сотрудничаю с коллегами:

выступила на педсовете с сообщением «Правила организации игр»;

провела консультации: «Игры с мячом», «Школа мяча»;

провела открытый просмотр образовательной деятельности по физкультуре с использованием мячей;

разработала и изготовила картотеки для воспитателей всех возрастных групп «Игры с мячом».

В дальнейшем планируем продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием разнообразных мячей, пополнить картотеки оздоровительной гимнастики, продолжить оснащать физкультурные уголки, составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми

Источник

Киселева Ирина
Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения за счет телефонного и виртуального — в семье. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети как правило часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и выступают как оздоровительный фактор.

Читайте также:  Школа для ребенка с задержкой развития речи

Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….?

Ну конечно же мяч!

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.

В настоящее время широкое применение в детских садах получили разнообразные виды мячей, занимающие первое место в царстве детской игры.

Еще в древние времена игры с мячом носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. А римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства.

Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Мяч посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Самые интересные игры с мячами для малышей — это игры в сухом бассейне. Они укрепляют здоровье в целом, тонизируют мышцы и в то же время способствуют релаксации, совершенствуют координацию движений, тактильное и цветовое восприятие. Шарики оказывают точечное воздействие и тем самым производят мягкий массаж всего тела. Ребенок беззаботно играет, а его организм в это время становится все более и более здоровым. Одновременно такой массаж успокаивает малыша, а также разгоняет кровь, облегчая ее продвижение к сердцу. «Плескаясь» в сухом бассейне, маленькие непоседы совершенно не задумываются о том, какие усилия они уже приложили и усердно продолжают прикладывать. Каждое движение развивает одну или несколько групп мышц. Одновременно с мышечным корсетом формируется и скелет. В раннем возрасте, когда все кости (в том числе позвоночник) еще гибкие, физические упражнения в сухом бассейне помогают ребенку обрести красивую осанку и в прямом смысле учат его твердо стоять на ногах.

Такая детская игра – это смех и радость, а если разделить их с друзьями – смеха и радости станет еще больше. Именно поэтому купание в шариках является популярным развлечением, где можно вдоволь пообщаться со сверстниками и проявить коллективную фантазию, придумывая новые и новые замечательные игры. Это настоящее море пользы для ребенка!

Знакомство с резиновым мячом проходит уже в раннем возрасте. Дети знакомятся с формой, объемом, свойствами мяча, учатся прокатывать и бросать и догонять его. Эти первые игры бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития.

В средних и старших группах мячи используются во всех частях занятия.

Общеразвивающие упражнения с мячами различного веса и величины развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, а так жеподготавливают его к овладению сложными действиями. В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в играх с мячом.

В основных видах движения я использую такие игровые упражнения,как:

-упражнения в бросании (друг другу, в корзину стоящую на полу) и прокатывании мячей (в воротики, друг другу, по скамейке, сбивая кегли, которые способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве.

В старших группах в занятия включаю элементы спортивных игр:

-забрасывание мяча в баскетбольное кольцо;

Читайте также:  Центр развития ребенка при детском саде в марьино

-ведение мяча, продвигаясь между предметами;

-передача мяча друг другу различным способом

-отбивание мяча об пол двумя и одной рукой на месте,или с продвижением вперед: и др.

А. Лоуэн, считал, что отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие, что обеспечивает свободу телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Постепенное усложнение упражнений и игр с мячом, создание новых, разнообразных условий действий с ним обеспечивают быстрое формирование широкого диапазона навыков владения мячом.

В играх с мячом коллективного характера, т. е. в подвижных играх и эстафетах на спортивных развлечениях создаются благоприятные условия для формирования нравственной, волевой и эмоциональной сфер детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает нормы и правила коллективного взаимодействия, ему становятся понятными условия успеха командных действий. Необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в игре, способствует воспитанию уверенности в себе, решительности и смелости. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий. Но важно и то, что подвижные игры с мячом являютсяповышают настроение, появляется чувство радости, удовольствия — повышается эмоциональный тонус.

Так же можно мяч использовать в дыхательных гимнастиках. Например, дыхательная гимнастика «Насос», «Рисуем мячик воздухом» (сделать глубокий вдох и нарисовать мяч в воздухе, «Мячи летят» (подкидывая мяч сказать ухххх)

В разных странах гимнастический мяч большого размера (фитбол) применяют более 50 лет. В нашей стране — около 12 лет. Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средствмогут иметь различную направленность:

для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

для формирования осанки;

для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

для развития ловкости и координации движений;

для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов);

для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

Упражнение на фитболах главным образом являются средством коррекции различных нарушений осанки. Лечебный эффект обусловлен, прежде всего, воздействием мяча на позвоночник, межпозвоночные диски, суставы и окружающие их ткани. При нарастающей и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет вокруг позвоночника. Криво сидеть на фитболе просто невозможно, т. к. нарушается равновесие и теряется баланс. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖТК, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.

Нельзя забывать и о массажных мячах Су-джок, с которыми должен быть знаком каждый ребенок с раннего возраста. Такие мячи используются в профилактических и коррекционных целях, для массажа и рефлексотерапии. В процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребенка.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Розовый тонизирует при подавленном настроении.

Жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.

Знание «азбуки цвета»«лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.

Таким образом, игры с мячом это не только средство физического развития, но и оздоровления детей дошкольного возраста!

Источник