Методы исследования развития ребенка дошкольного возраста

Основные характеристики дошкольного возраста

Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни формирующейся личности. Именно в дошкольном возрасте происходят самые значительные изменения в развитии психики Возрастает познавательная активность: появляется логическое мышление, развиваются наглядное мышление, восприятие. Увеличению познавательных возможностей ребенка способствует развитие произвольного внимания, смысловой памяти. В данный период возрастает роль речи в познании мира, в развитии общения и разных видов деятельности. У детей-дошкольников формируется возможность выполнения различных действий по инструкции словесной, усвоения знаний на базе объяснений, но при опоре на наглядные представления. Базой познания для данного возраста является, прежде всего, чувственное познание — наглядное мышление и восприятие.

От того, в какой степени сформировано у дошкольника восприятие, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, зависят прежде всего познавательные возможности ребенка и дальнейшее развитие деятельности, речи, а также более высоких форм мышления. В этом возрасте у детей активно формируются пространственные представления, играющие огромную роль в общем психическом развитии ребенка и служащие основой овладения счетными операциями, математическими понятиями.

Замечание 1

Важное обретение дошкольного возраста — это появление игры, в качестве первого и ведущего вида совместной деятельности детей. Параллельно с игрой в дошкольный период развиваются и продуктивные виды деятельности.

Интенсивное развитие психических функций, а также расширение спектра практической деятельности формируют у дошкольников познавательное отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст ребенка также характеризуется очень интенсивным развитием личности ребенка. Развивается воля, у ребенка формируется внутренняя оценка различных ситуаций, поступков, действий, оттачивается внимание, закладываются базовые основы нравственности.

К концу дошкольного периода у детей формируется готовность к обучению в школе.

Условия проведения обследования

При обследовании дошкольников необходимо соблюдать условия, которые обеспечат самую объективную оценку состояния детей:

  • создание комфортности и налаживание эмоционального контакта;
  • предъявлять задания от простого к сложному варианту для поддержания ситуации успеха, которая вызывает желание дальнейшей работы;
  • чередование наглядных и словесных методик для предупреждения утомления;
  • игровые задания;
  • учет уровня развития у определенного ребенка познавательной деятельности.

Компоненты обследования

Психологическое обследование начинать с беседы с ребенком, направленной на установление эмоционального контакта. В процессе беседы следует выявить общий запас знаний, представлений ребенка об окружающем мире, ориентировку во времени, пространстве, а также эмоциональные особенности, такие как контактность, любимые игры и занятия, интересы.

При выборе методик для диагностического обследования ребят дошкольного возраста следует учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень наглядно-образного мышления,
  • уровень развития перцептивных действий,
  • ведущей игровой деятельности,
  • видов деятельности: конструирования и рисования.

Важнейшей задачей обследования детей четырех-пяти лет является изучение уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности, так как именно она становится базовой структурной единицей познания.

Дети 4-5 лет с нормальным интеллектуальным развитием решают практические, а также проблемно-практические задачи при помощи метода целенаправленных проб. В данном возрасте у детей появляется сюжетно-ролевая игра, активно развивается сюжетная игра. Отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким как рисование и конструирование.

При обследовании детей шести лет следует учитывать психологические новообразования: отражение сюжета в продуктивных видах деятельности, сюжетно-ролевая игра. А также показатели развития детей этого возраста: решение задач методом практического примеривания изрительной ориентировки.

Замечание 2

Основная цель обследования детей семи лет — это изучение их психологической готовности к обучению в школе, то есть мотивационную, умственную, эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.

Основными критериями умственного развития дошкольника считаются:

  • принятие задания;
  • полное понимание условий задания;
  • способы выполнения задания;
  • обучаемость в ходе обследования;
  • отношение ребенка к результату деятельности.

Для диагностики особенностей познавательной сферы дошкольников используются задания в форме «обучающего эксперимента» и задания, которые позволяют выявить уровень сформированности умений и знаний. Анализ выполнения заданий дает возможность оценить характер деятельности ребенка. Такой подход к оценке позволяет определить также потенциальный уровень развития, то есть зону ближайшего развития.

Важным критерием психологической готовности ребенка к школе служит владение элементарными учебными навыками, такими как звуковой анализ слова, вычислительные навыки, чтением, готовностью руки к письму, некоторый объем знаний об окружающем мире.

Читайте также:  Дефицитарное развитие у ребенка это

Компонентом психолого-педагогического изучения дошкольников является логопедическое обследование, которое включает в себя анализ основных компонентов, составляющих систему речи.

Замечание 3

Одним из важных показателей уровня развития дошкольника служит его игровая деятельность, оценка ее является одним из диагностических критериев.

При нарушениях и патологии развития самые ранние изменения наблюдаются в игре детей: игра не соответствует возрасту, игра приобретает своеобразный характер. Яркими показателями являются отсутствие усложнения игры, недостаточный уровень конструктивного творчества, снижение инициативы в игре, однообразие, монотонность, стереотипность, отсутствие эмоциональной реакции.

Психолого-педагогическое изучение дошкольника завершается составлением характеристики, которая отражает развитие изученных видов деятельности и характерологические особенности.

Источник

«Методы изучения индивидуального развития детей:

 наблюдение, игры и упражнения, эксперимент».

Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздействия воспитывающих взрослых.

  • В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
  • Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми.
  • Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
  • Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом.
  • Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
  • Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
  • В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д.)» требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
  • тестовых методик. 
  • Метод диагностики: тестовое задание
  • Цель: выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 6—7 лет составляет в среднем 12—15 тысяч шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними величинами.
  • Процедура организации и проведения.
  • Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования.
  • За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.).
  • Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно.
  • Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
  • Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
  • Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
  • Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
  • В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений.
  • При этом предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
  • Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
Читайте также:  Развитие зрительно моторной координации у ребенка с дцп

К малоформализоваиным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности

Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.)

Наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.

  • Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности.
  • Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
  • Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
  • Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
  • Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3 недель

Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.).

Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.

Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.

За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса

Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».

Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.

Источник

Общие положения

Замечание 1

Дошкольная педагогика – это сфера возрастной педагогики, изучающая закономерности элементарных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Основное направление дошкольной педагогики — изучение процесса обучения и воспитания, его цели и задачи, содержание, формы и методы организации, средства и приемы осуществления, влияние данного процесса на формирование и развитие личности ребенка.

Педагогические исследования проводятся с целью выявления закономерностей развития ребенка, поиска оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Методы педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических процессов и явлений, получения о них научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Методы исследования в дошкольной педагогике

Основные методы исследования в дошкольной педагогике:

Наблюдение. Метод целенаправленного исследования педагогического явления или процесса. Исследователь наблюдает отдельные стороны явления, или оценивает его в целом. Основная задача исследования — накопление и фиксация фактов, их существенных сторон. Наблюдение может быть открытым, опосредованным (через других лиц), скрытым, прерывным или непрерывным, монографическим, узкоспециальным. Требования к проведению наблюдения: цель, задачи, плановость, систематичность, программы, точная запись, методики и техники наблюдения. Наблюдение требует точной и объективной фиксации фактов (киносъемка, фотографирование, записи в дневнике, протоколы и т. д.) и обработки результатов.

Читайте также:  Школы развития ребенка в минске

Эксперимент. Исследование процессов и явлений с целью обоснования и проверки научной гипотезы. Может быть естественным, констатирующим (изучение состояния педагогического процесса или явления), лабораторным (специально созданные контролируемые условия), контрольным (обоснование полученных результатов и выводов) и формирующим (апробация выдвинутой гипотезы). Эксперимент требует организацию поведения исследователя, техническую подготовку, учет инструкций и условий, влияющих на результат, запись результатов. Цель эксперимента – определить закономерности и связи между отдельными педагогическими процессами, явлениями и их результатами в поисках наилучшего способа управления педагогическим процессом.

Опросные методы. Включают интервьюирование, беседу, тестирование, анкетирование.

Социометрия. Отображает взаимоотношения в коллективе, межличностные отношения, основываясь на методах наблюдения или опроса за устоявшим поведением детей. Метод позволяет определить роль, место, статус испытуемого, определить стадии формирования отношений внутри коллектива.

Изучение педагогической документации и продуктов детской деятельности (протокол, отчеты, конспекты занятий, планы, продукты ручного труда и изобразительной деятельности дошкольников). Метод позволяет получить разностороннюю информацию об исследуемом объекте, выявить новые факты и установить взаимосвязи между изучаемыми процессами и явлениями.

Монографическое изучение детей (в группе, отдельного ребенка).

Метод изучения и обобщения опыта. Педагогический опыт – это практика обучения и воспитания, которая отражает уровень развития педагогической науки.

Математический метод. Заключается в математической обработке данных и результатов, которые были получены в процессе изучения и отображены в диаграммах, графиках, таблицах.

Беседа представляет собой непосредственное общение с ребенком или детьми при помощи заранее продуманных вопросов. Предполагает установление двустороннего контакта, в процессе которого выявляются представления и интересы детей, их чувства, отношения, позиции и оценки. Требования к методу: наличие плана (постановка вопроса, опросы полные, массовость, педагогический такт), программы, целенаправленность.

Анкетирование. Может проводится в виде интервью (открытое) или закрытое (анонимное). Требования к анкетированию – учет и систематизация.

Интервьюирование в дошкольной педагогике используется реже остальных методов. Метод представляет собой одностороннюю беседу, во время которой инициатор задает вопросы, а интервьюируемый отвечает. Метод требует тщательную разработку структуры анкеты и создание условий, которые располагают к искренности детей.

Тестирование – метод целенаправленного обследования, которое проводится по отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющий объективно выявлять индивидуальные различия детей.

Замечание 2

Методы педагогического исследования необходимо использовать в совокупности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Методы изучения и обобщения педагогического опыта

При проведении педагогических исследований в дошкольном учреждении используют методы, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта, продуктов деятельности ребенка и различной педагогической документации.

К методам изучения и обобщения педагогического опыта относятся:

  1. Метод изучения продуктов деятельности. Метод, позволяющий изучать сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей ребенка, развитие у него разных психологических свойств и качеств личности, основываясь на анализе продуктов его деятельности. В качестве объекта изучения рассматривают продукты детской деятельности (рисунки, поделки и т.д.), соотнесение его с условиями этой деятельности, мотивами, с поведением ребенка и группы.
  2. Метод изучения педагогической документации (нормативной, отчетно-учетной и др.). В процессе исследования изучаются разные документы: медицинские карты, личные дела, распоряжения и приказы руководства дошкольных учреждений, протоколов заседаний и собраний и т.д. Анализ данных документов помогает сопоставить официальные мнения, выявить динамику развития ребенка, получить объективные данные, характеризующие практику организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
  3. Метод контент-анализа. Метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и иных носителей информации (интервью, видеозаписей, ответов на вопросы анкеты и т. д.). Использование данного метода на больших массивах информации в соответствии с целями и задачами исследования помогает выделить конкретные смысловые единицы содержания и формы информации (виды взаимодействия людей, отдельные психологические характеристики и т. д.).

Источник