Методика особенности развития частной самооценки ребенка

Методика «Какой ты?»

Цель: выявить эмоциональную направленность общей самооценки ребенка.

Организация: Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоциональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: самый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда какиногда бываю хорошим, иногда — плохим; не знаю.

Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характерис­тики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и; с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и повторение последовательности слов не стоит.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

Обработка и интерпретация результатов. Ответы ребенка соот­носят с одним из показателей эмоциональной окрашенности об­щей самооценки:

Варианты детских
ответов
Эмоциональный знак Балл
Самый лучший. Хороший. Очень хороший Позитивная
Такой же, как все (дети) Нейтральная (неопределенная)
Когда как: иногда хороший, иногда плохой Амбивалентная (противоречивая)
Не знаю. Никакой Индифферентная (безразличная)
Хуже всех. Плохой. Самый плохой Негативная

Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указываю­щей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и со­циальной самоценности, а индифферентный — указывает на его информированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель го­ворит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивос­ти в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозмож­ности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

Методика «Особенности развития частной самооценки ребенка»

Цель. Выявить уровень самооценки и характер ее дифферен­циации.

Данная методика строится на основе метода семантического дифференциала, модифицированного и адаптированного нами применительно к детскому (начиная со старшего дошкольного) возрасту.

Организация. Ребенку предъявляется шкала Т. В. Дембо— С. Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со сло­весными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии).

Представленные шкалы условно отражают 12 наиболее важных черт — характеристик различных аспектов «Я» личности. Каждое качество личности, предлагаемое ребенку в качестве опоры для самооценивания, предусматривает наличие инверсионной дефи­ниции. Причем группы линий на опросном листе соответственно отражают качества, относящиеся к физическому «Я» (первые три линии), социальному «Я» (вторая тройка слов), умственному «Я» (третья тройка), эмоциональному «Я» (четвертая тройка). Индек­сы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества (свойства, характеристики) личности, индексы справа — самые высокие.

Инструкция. «Представь, что на каждой из этих полос располо­жены все люди, живущие сейчас на земле. Люди, конечно, бывают разные. Среди них есть и добрые, и злые, и красивые, и безобраз­ные — словом, обладающие множеством разных особенностей. Например, на первой полоске расположены люди от самых боль­ных до самых здоровых. Слева (рукой указывают направление воз­вышения качества) находятся самые больные люди, справа — са­мые здоровые, посередине — и не больные, и не здоровые — сред­ние. Где ты среди всех этих людей? Пометь крестиком или точкой свое место». И так по каждому из качеств.

Обработка результатов самооценочного профиля ребенка осу­ществляется в двух направлениях:

1) вычерчивается профильный график, отражающий частную
самооценку;

2) определяется совокупная балловая оценка, отражающая
обобщенный уровень самооценки.

Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями (рис. 5). Полученный график свидетельствует о степени дифферен­циации самооценки как по каждому из оцениваемых качеств от­дельно, так и по группе качеств, относящихся к различным аспек­там образа «Я».

Вторым этапом обработки результатов теста является оценка профиля в баллах. Для этого на опросном листе от каждого из шес­ти крестиков, расположенных сверху над полосками, проводят вниз вертикальную линию. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимос­ти от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитывают общую сумму баллов.

Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показа­телями (таблица 3).

Интерпретация полученных результатов. Оптимальной для детей 6—7 лет признается профильная кривая, расположенная несколь­ко правее середины и соответствующая высокому уровню самооценки. Для детей 5—6 лет кривая в норме должна быть расположена между пятым и шестым крестиками. Явно завышенная (линия проходит по краю справа) или заниженная (крайняя левая линия на рис. 5) самооценка могут быть следствием разных причин. На основе завышенной самооценки у индивида возникает идеализированное представление о своей личности, о своих воз­можностях. Такой ребенок нередко идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех ему кажется следствием небла­гоприятного отношения к нему. Oн не желает признавать собствен­ных ошибок. Явно заниженная самооценка указывает на неуве­ренность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка от года

Характер графика отражает степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» ребенка. Так, на инфантилизм в развитии частной самооценки указывает график в виде прямой линии (на рис. 5 он помечен буквой «В»). О становлении частной самооценки (начатки дифференциации как нормативные показатели для детей 5-лет- I него возраста) свидетельствует наличие редких изломов в профиль- J ной кривой (график «Б»). Ломаная кривая (норма для 6-7-летних детей) отражает достаточную степень дифференциации самооценки (график «А»).

К 5 годам у ребенка в основном должно быть сформировано позитивное ощущение собственного тела. К 6 годам — происходит интеллектуализация эмоций (Я — это тот, кто чувствует, испытывает эмоции и знает, что именно они выражают конкретные переживания),становление социального иинтеллектуального образа «Я» (Я — это тот, кто действует, играет, думает и т. п.). Следовательно, к концу дошкольного детства высокие показатели должны быть вы­ражены в графике по всем составляющим образ «Я» ребенка.

В младшем школьном возрасте профильная кривая в норме рас­полагается в диапазоне высокого уровня и соответствует графику «А», вкотором достаточно высокую позицию должны занимать характеристики интеллектуального и социального образа «Я».

Методика «Игра в мяч»

Цель. Выявить уровень притязаний ребенка.

Организация. Детям в индивидуальном порядке предлагают поиграть с мячом — его бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; или бросают мяч вверх и ловят его двумя руками. Ребенок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадет. Ребенок проделывает 8 попыток. Пе­ред каждой попыткой ребенка спрашивают: «Сколько раз ты сей­час сможешь ударить по мячу, если постараешься?» Ответы ребенка в большинстве случаев находятся в зависимости оттого, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке, — эти показатели заносят во второй ряд (ПК— предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов. Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (РК — реальное коли­чество отбиваний) таблицы.

Образец таблицы фиксации результатов

№ попытки
Предполагаемое (ПК)                
Реальное (РК)                

Обработка и интерпретация результатов. Методика дает возмож­ность выявить два вида характеристик:

1) успешность деятельности, которая выражается в количестве
ударов по мячу в каждой попытке;

2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ре­бенком своих результатов перед каждой попыткой.

Сравнение степени расхождения или совпадения между этими двумя характеристиками позволяет довольно точно судить об уров­не притязаний испытуемого. Так, совпадение или незначительное расхождение (до±3) между ПК и РК свидетельствует об успешно­сти деятельности ребенка.

Полученные показатели соотносят с одним из четырех уровней притязаний:

· Адекватный — при превышении РК ударов показатель ПК увеличивается, а при снижении РК количество предполага­емых ударов несколько уменьшается. Дети, для которых ха­рактерен адекватный уровень притязаний, проявляют кри­тическое отношение к своим результатам, обычно они начинают с называния большого количества предполагае­мых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих си­лах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повы­шении показателя ПК при достижении успеха и более рез­ком его снижении при неудачах.

· Заниженный — показатель ПК низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уров­нем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания лучше проявить себя. Довольно часто после 3—5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.

· Завышенный — показатель ПК очень высокий независимо от
неудач (показатель РК значительно низок). Дети, имеющие
завышенный уровень притязаний, отличаются способнос­тью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его вы­полнение и на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей:
будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.

· Несформированный — достигаемый успех или неуспех не вли­яет на выбор показателя ПК и на процесс его достижения.
Обычно выбор носит случайный характер, который выра­жается в скачкообразности низких и высоких показателей ПК ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев ребенку развитие

Источник

Название Вас напрягло?

Не пугайтесь!

« Принц» и «лягушка»— всего лишь психологические понятия.

Их в психологию личности ввел знаменитый психолог Эрик Берн.Он занимался исследованием развития личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности, той или иной стратегии поведения и того или иного жизненного сценария  человека. Э.Берн  придумал с одной стороны достаточно простую, а с другой стороны  очень точную классификацию типов личности.

Он делил всех людей на « принцев» и « лягушек».

 «Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели  и успешно их достигать.

« Лягушками» — людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха.

Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются « принцами», и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в «лягушек».

Достаточно примитивная  и  не очень оптимистичная теория. Не правда ли?

Но доля истины в ней есть.

Ребенок приходит в мир чистым и свободным. А затем…

Затем в его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются…? Кто? 

Правильно – родители!

И из ребенка формируется ЛИЧНОСТЬ!

Так какую все-таки личность формируете ВЫ?

Хотите узнать?

Тогда предлагаю Вам для начала определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемыепроективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты.

Проективные тесты — это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

Я Вам предлагаю 3, наиболее популярные методики,которые Вы в состоянии применить самостоятельно.

Каждая из этих методик имеет автора, апробирована и рекомендована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вы, кстати, тоже можете пройти эти тесты.

Уверяю, результат может быть любопытным!

Эти методики желательно использовать вместе, тогда можно будет  сравнить результаты и сделать соответствующие выводы.

Предлагаю Вам действовать по следующему ПЛАНУ:

1.     Познакомьтесь с каждой методикой. Прочитайте инструкцию.

2.     Распечатайте изображение, чтобы ребенок мог делать пометки.

3.     Приготовьте карандаши или фломастеры.

4.     Объясните своими словами  задание (но желательно близко к тексту инструкции) и попросите его выполнить.

5.     Подбадривайте ребенка во время выполнения заданий, стимулируйте его к работе, но не переусердствуйте, и не сделайте случайно все за него. Если ребенку что-то не понятно, просто повторите ему инструкцию (профессиональные психологи делают только так).

6.     Используя ключ каждой методики, проанализируйте результаты.

7.     Сравните их.

8.     Сделайте выводы.

Ключи к методикам скрыты, чтобы их увидеть просто выделите их курсивом.

Если Вас:

-удивили,

-смутили,

-порадовали,

-обеспокоили,

-заинтересовали       

РЕЗУЛЬТАТЫ тестирования, и Вы хотите получить мой профессиональный комментарий, то можете оставить свой комментарий по поводу этой статьи здесь >>>

Если Вас:

— взволновала

— заинтриговала,

— заинтересовала,

— увлекла               

Тема  САМООЦЕНКИ, то приглашаю Вас на свой вебинар

« Секреты Детской Самооценки: Как вырастить уверенного в себе РЕБЕНКА и стать уверенным в себе РОДИТЕЛЕМ»    

P.S.      Уважаемые родители!     Разрешите украсть еще минутку Вашего внимания и предостеречь!

Сегодня в популярной литературе, периодической и интернет печати можно встретить огромное количество тестов, опросников, диагностик, претендующих на звание психологических.

Будьте внимательны!

Использовать их, конечно можно, но исключительно в целях развлечения и удовлетворения любопытства, но ни как не в целях серьезного исследования того или иного качества или свойства личности.

Принимать результат таких тестов за «чистую монету» не стоит.

Знайте, что за каждой серьезной психодиагностической методикой стоит автор – квалифицированный, опытный профессионал, серьезная научная теоретическая база, большое количество времени экспериментальных исследований и  несколько десятков, а то и сотен людей на которых эти исследования проводились.

Психодиагностика — наука, как это не странно прозвучит,точная.

А теперь,

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

Методика » Лесенка» ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

 Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Читайте также:  Развитие мышления для ребенка 6 лет

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Источник