Демонстративный ребенок 3 года

ирина храмцова
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения — желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий — положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенокиспользует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например,на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью — традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться,добавить себе привлекательности: «Я круче всех — у меня есть телефон».

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника — с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит — наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими — главный мотив всех действий и поступков такого ребенка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье, из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами». Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.).

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок. В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви — в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети, по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество, общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения,например:

Читайте также:  Чем кормить ребенка в 3 года отказывается кушать

«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев);

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик);

«Осенняя сказка» (А. Каралийчев);

«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки». Необходимые материалы — фантазийные очки (маскарадные). Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает — дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов». Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно — иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.

Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

«Рукавички». Необходимые материалы — вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры, цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.

Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку. Задача детей — по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Анализ игры:

• Легко ли было действовать сообща, как одно целое?

• Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?

• Что вы чувствуете?

«Небоскреб». Материалы — складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка, деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол: «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство — положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

Анализ игры:

• Понравилась ли игра?

• Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

«Неожиданные картинки». Материалы — бумага и восковые мелки на каждого ребенка, музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки — каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая, игру можно остановить после

8-10-й смены автора.

Анализ игры:

• Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

• Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

• Какой рисунок тебе нравится больше всего?

• Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Читайте также:  Что делать если ребенок сикается в 3 года

«Герой дня».Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре: «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка)». Для первого раза нужно выбрать ребенка, который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений. «(Имя ребенка, встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка). Представьте, что вы заливаете (имя ребенка) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка) приятные слова,например: «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу», «Я люблю с тобой играть», «Ты моя подружка», «Ты мне нравишься». Вы можете высказать (имя ребенка) свои пожелания,например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».

Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем».

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому — тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Справочник педагога-психолога, № 12 ДЕКАБРЬ 2016 ГОДА

Источник

Демонстративные дети

Подготовил педагог 1квалификационной категории Панченко Е.А.

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. «Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.» Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы «показать», «похвастаться».

Читайте также:  Согласие на выезд ребенка за границу сроком на 3 года

Нередко, самоутверджение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу».

Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер.

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждении себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным, качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям напротив являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако, при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, при чем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что я лучше всех. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Источник