Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет

Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет thumbnail

Обследование
этой возрастной группы проводится с
уче­том
вышесформулированных принципов, при
этом ребен­ку
предлагают более сложные варианты
заданий (см. табл.
10).

Таблица
10
Задания
для обследования детей 6—7 лет

№ п/п

Наименование
задания

1

Сложи
(разрезная картинка «Клоун»)

2

Представления
об окружающем (беседа)

3

Представления
о временах года

4

Количественные
представления и счет

5

Расскажи
(серия сюжетных картинок «Зимой»)

6

Дорисуй

7

Расскажи
(сюжетная картинка «В лесу»)

8

Звуковой
анализ слова

9

Продолжи
ряд (письмо)

10

Узнавание
фигур (тест Бернштейна)

Прежде
чем начинать беседу с ребенком, надо
дать ему осмотреться
в новой для него ситуации. Лучше, чтобы
ро­дители
находились рядом с ребенком, но были
вне поля его
зрения.

Разговаривать
с ребенком надо доверительно, неофици­ально.
В случае затруднений в выполнении
задания и в ответе
ребенка нужно подбодрить, не проявлять
недоволь­ство
ответом. Первое задание должно носить
невербаль­ный характер.

1.СЛОЖИ
(разрезная
картинка «Клоун»). Задание на­
правлено
на выявление уровня развития
интереса к
познавательным
задачам, установление сотрудничества
с
незнакомым взрослым в новой обстановке,
выявление
уровня
развития целостного восприятия
предметного изо­
бражения.

Оборудование:
две
картинки с изображением клоуна, одна
из них разрезана на пять частей.

Наглядный
материал: набор № 1, рис. 69, 70.

Проведение
обследования:
взрослый
показывает ребен­ку
части разрезной картинки, просит их
рассмотреть и говорит:
«Сложи картинку». В случае затруднений
прово­дится
обучение.

Обучение:
взрослый
показывает ребенку целую картин­ку
и просит сделать такую же. Если ребенок
снова не справляется
с заданием, то взрослый начинает
наклады­вать
на целую картинку части разрезной —
голову, затем руки.
Далее ребенку предлагают завершить
складывание клоуна.
Только после этого его просят самостоятельно
вы­полнить
задание, ориентируясь на образец.

Оценка
действий ребенка:
принятие
задания; способы выполнения;
обучаемость; отношение к результату
своей деятельности.

2.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ
(беседа).
Зада­
ние
направлено на выявление уровня
ориентировки в
окружающем
мире, запаса знаний о себе и своей семье.

Рекомендуемые
вопросы и задания:
«Как
тебя зовут? Сколько
тебе лет? Когда твой день рождения?
Назови свой домашний
адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в
нем этажей?
На каком этаже ваша квартира? Расскажи
о сво­ей
семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих
родителей? Кто
еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в
школу? Как
ты думаешь, что интересного будет в
школе? В ка­кой
класс ты сразу поступишь?»

При
затруднении можно задавать уточняющие
во­просы.

Оценка
действий ребенка:
умение
отвечать на задан­ные
вопросы; знания и представления о себе
и своей семье;
наличие представлений о школе; уровень
сформиро­ванное™
положительного отношения к школе.

3.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ВРЕМЕНАХ ГОДА.
Задание
направ­лено
на выявление уровня сформированности
представле­ний
о временах года, их последовательности.

Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображе­нием
специфических явлений природы для
каждого вре­мени
года.

Наглядный
материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение
обследования:
взрослый
спрашивает ребен­ка: «Как ты думаешь,
какое сейчас время года?» Затем
раскладывает
перед ним сразу четыре картинки с
изобра­жением времен года и просит:
«Найди картинку, где изо­бражена
зима (весна, лето, осень). А после нее
какое вре­мя
года наступит? А какое время года потом
наступит? Найди
картинку. Сколько всего времен года?
Какое вре­мя
года наступает после осени? Какое время
года будет после
весны? В какое время года ты пойдешь в
школу? Как
называется первый осенний месяц?» В
случае затруд­нений
проводится обучение.

Обучение:
взрослый
помогает ребенку соотнести насто­ящее
время года с изображением на картинке,
а потом задает
ему уточняющие вопросы: «Когда зима
закончит­ся,
какое время года наступит? В это время
ярко светит солнце,
снег тает, появляется зеленая трава,
почки на де­ревьях.
Найди это время года на картинке. А потом
ка­кое
время года наступит? Найди его на
картинке. Сколь­ко
всего времен года?»

Оценка
действий ребенка:
уровень
сформированности представлений
о временах года; умение самостоятельно
определять
и объяснять последовательность времен
года; обучаемость;
соотнесение описаний времен года с их
изо­бражением
на картинках.

4.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.
Задание
направлено
на выявление уровня сформированности
пред­ставлений
о количестве, умения выполнять счетные
опе­рации
в уме (развитие наглядно-образного и
элементов ло­гического
мышления).

Оборудование:
счетные
палочки, экран.

Проведение
обследования.
Первый
вариант:
ребенку
предлагают
посчитать до десяти и обратно. Затем
задают вопросы:
«Какое число больше: 5 или 6? Какое число
мень­ше:
6 или 7? Какое число стоит после пяти?
Какое число стоит
между тремя и пятью?» Если ребенок
испытывает затруднения
в этих заданиях, то обучение не проводится.

Второй
вариант:
ребенку
говорят: «Сейчас поиграем. Ты
возьмешь 6 палочек, а я буду к ним
прибавлять или

от
них отнимать. А ты скажешь, что я сделала:
прибави­ла
или отняла. А потом посчитаешь, сколько
я прибави­ла
или сколько отняла». Сначала предлагают
взять шесть палочек
из пятнадцати и, раскладывая их в ряд,
просят ребенка пересчитать и запомнить
их количество. Затем закрывают их экраном
и отнимают две палочки. Затем открывают
экран и спрашивают: «Что я сделала:
приба­вила
или отняла? Сколько отняла?» Далее
палочки кла­дут
на место и закрывают экраном, предварительно
по­просив
ребенка запомнить их количество. За
экраном прибавляют
две палочки, открывают его и спрашивают:
«Что
я сделала: прибавила или отняла? Сколько
я приба­вила?»
И т. д.

Обучение:
если
ребенок затрудняется в определении
опе­рации
и количества палочек, то ему предлагают
решить такого
же рода задачу в пределах пяти, при
затрудне­нии
— в пределах четырех. Если ребенок не
решает зада­чи
в пределах четырех, то ему предлагают
выполнить счет­ные
операции в пределах трех с открытым
результатом.

Читайте также:  Таблица сенситивный период развития ребенка

Третий
вариант
(решение
устных задач) предлагается, если
ребенок отвечает верно в первых двух
вариантах. Условия
задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них
2 маль­чика,
а остальные девочки. Сколько девочек
гуляло во дворе?»;
«На лужайке стоял пенек, а из-за пенька
торча­ли
6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько
зайчиков сидело
за пеньком?». В случае затруднений
проводится обучение.

Обучение:
ребенку
предлагают воспользоваться палоч­ками
и решать задачи с опорой на них. Затем
предлага­ют
решить аналогичные задачи устно: «На
лужайке сиде­ли
б зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько
зайчиков осталось?»;
«За забором стояли гуси. Были видны
только лапки.
Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей
за за­бором?».

Оценка
действий ребенка:
принятие
задачи и понима­ние
ее условий; умение выполнять счетные
операции по представлению;
умение решать устные задачи в пределах
шести;
обучаемость — умение переносить способы
реше­ния
задач на аналогичные; результат.

5.
РАССКАЖИ
(серия
сюжетных картинок «Зимой»). Задание
направлено на выявление умений определять
вре­менную
последовательность событий, объединять
последо­вательные
действия в единый сюжет.

Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображе­нием
знакомой детям жизненной ситуации. На
первой картинке — идет снег, дети одеты
в зимнюю одежду, ло­вят
снежинки; на второй — дети катают снежный
ком; на
третьей — мальчик катает маленький ком
для головы,

а
двое ребят ставят один ком на другой;
на четвертой — дети
слепили снеговика, вместо шапки надевают
на него ведро.

Наглядный
материал: набор № 1, рис. 71 — 74.

Проведение
обследования:
ребенку
предлагают рассмот­реть
картинки и говорят: «Подумай, как
составить рас­сказ
по этим картинкам». Если ребенок
затрудняется, то взрослый
уточняет: «Разложи картинки так, чтобы
полу­чился
рассказ, в котором есть начало, продолжение
и окончание».

После
выполнения задания (независимо от того,
соблю­дена ли правильная последовательность
событий или нет) оценку
действиям ребенка не дают, ему предлагают
со­ставить
рассказ по серии сюжетных картинок. В
процессе рассказывания
ребенок может менять картинки местами.

Оценка
результатов:
понимание
единого сюжета в этой серии
картинок; учет временной и логической
последова­тельности;
способность передавать сюжет и
последователь­ность
событий^ в своем рассказе.

6.
ДОРИСУЙ.
Задание
направлено на выявление уровня развития
продуктивного воображения и графических
на­выков.

Оборудование:
лист
бумаги с изображением шести по­лукругов,
фломастеры (цветные карандаши).

Проведение
обследования:
ребенку
предлагают рассмот­реть
полукруги и дорисовать их так, чтобы
получилось шесть
разных предметов.

Обучение
не
проводится.

Оценка
действий ребенка:
принятие
задачи и понима­ние ее условий; умение
самостоятельно выполнить зада­ние;
анализ рисунков.

7.
РАССКАЖИ
(сюжетная
картинка «В лесу»). Задание направлено
на выявление уровня развития элементов
ло­гического
мышления, умений воспринять целостную
ситу­ацию,
изображенную на картинке, устанавливать
причин­но-следственные
связи между изображенными объектами и
явлениями.

Оборудование:
сюжетная
картинка.

Наглядный
материал: набор № 1, рис. 75.

Проведение
обследования:
ребенку
предлагают рассмот­реть
сюжетную картинку, а затем составить
по ней рас­сказ.
В случае затруднений ему предлагают
ответить на ряд
последовательных вопросов: «Какое время
года изображено
на картинке? Куда пришли дети? Зачем
дети пришли
в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что
здесь произошло?»
Уточняющие вопросы позволяют ребенку
рас­смотреть
объекты и ситуацию, понять
причинно-следст­венную
зависимость.

Оценка
результатов:
принятие
и понимание задания; умение
самостоятельно понять сюжет и составить
рассказ; способность
устанавливать причинно-следственные
зависи­мости;
умение использовать помощь взрослого,
результат.

8.ЗВУКОВОЙ
АНАЛИЗ СЛОВА.
Задание
направлено на
выявление
умения анализировать звуковой состав
слова,
определение
уровня развития предпосылок к
обучению
грамоте.

Оборудование:
счетные
палочки.

Проведение
обследования:
взрослый
говорит: «Я сейчас назову
слово, а ты должен определить, сколько
в нем зву­ков». Далее называет слово
дом,
выясняет
у ребенка количество
звуков и просит: «Назови первый звук,
третий, кторой». Таким же образом
предлагают проанализировать следующие
слова: кот,
стол, мост, хвост
и
т. д.

Обучение:
если
ребенок не может проанализировать
сле­по
дом,
взрослый
сам называет звуки по очереди и
вы­кладывает
соответствующее количество палочек.
Затем имеете
с ребенком проводится анализ слова кот.
В
тех случаях,
когда ребенок понял, как анализируется
слово, ему
можно предложить анализ других слов.

Оценка
действий ребенка:
принятие
и понимание за­дания;
способы выполнения — самостоятельно
или после обучения;
наличие интереса к заданию.

9.ПРОДОЛЖИ
РЯД
(письмо).
Задание направлено на проверку
уровня развития готовности ребенка к
письму, уме­ния
принять задание, связанное с учебной
деятельностью, способности
анализировать образец и работать по
нему.

Оборудование:
ручка,
лист бумаги, на котором представлены
три образца письменных заданий: на
первой строчке
палочки, на второй — палочки и крючочки,
а на третьей
— треугольники.

Проведение
обследования:
ребенка
просят: «Продолжи строчку,
как здесь».

Оценка
действий:
принятие
и понимание задания; ана­лиз
образца; умение писать по образцу,
соблюдая строчку и
принцип чередования элементов букв;
результат.

10.
УЗНАВАНИЕ
ФИГУР (тест Бернштейна). Задание
на­правлено
на проверку уровня развития памяти.

Оборудование:
2
таблицы
с геометрическими фигурами.

Наглядный
материал: набор № 1, рис. 76, 77.

Проведение
обследования:
ребенку
предлагают таблицу с
геометрическими фигурами, время показа
10 секунд. Ему
говорят: «Запомни эти фигуры». После
показа пер­вой
таблицы ребенку предъявляют другую, на
которой фигуры-эталоны
разбросаны среди множества разных
фи­гур.
Его просят найти среди них те геометрические
фигу­ры,
которые он видел в первой таблице.

Оценка
действий ребенка:
очень
высокий результат — девять фигур узнаны
верно, норма — семь-восемь фигур, низкий
результат — шесть фигур, очень низкий
— мень­ше
шести фигур.

Читайте также:  Советы родителям развитие ребенка

Результаты
проведенного обследования оцениваются
в баллах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наталья Коковина
Комлекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей от 3 до 7 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.

Методы диагностики.

• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;

Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.

• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величене и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление.

Материал: детская пиромидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пиромидка в случайном порядке и просят собрать пиромидку.

• Коробка форм (форма) – пространственные отнашения.

Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Ребенку предлогается поместить вкладыши в ящик.

• Тест для детей 4 лет на интелектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-лет.

ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.

Методы диагностики

.

• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.

• “Кружки” – выявление особенностей восприятиея отношений предметов по велечине. Ребенку предлогают 3 кружка одного цвета, но разны, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его. (“большой”, “маленький”).

• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлогают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т. д.

• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребенком создает конструкцию из стороительных деталей, затем просит его построить точно такую.

[b

]ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ТИ

ЛЕТ[/b].

Методы диагностики

.

• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен вылажить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.

•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительноговосприятия дошкольника.

Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры представлены по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненым, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается

невыполненным, оценивается знаком «минус» (-, если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливатьотношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.

• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.

• Дорисование фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5, на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.

Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ заеписывается и дается следующий листок.

Оценка: КО (коэффицент оригинальности) – колличество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.

Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на колличество детей в группе.

• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.

Материалы: набор строительных элементов из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.

ОЦЕНКА: Низ. уровень – не выполнение задания.

Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).

Выс. уровень – сомостоятельное выполнение.

Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет

.

Рыбка:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Дорисование фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.

• “Эталоны” — восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновремнно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.

Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сопог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку,морковь, шотку, машинку, желудь, корзинку, каляску, гитару).Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: “Расмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.

Читайте также:  Олеся жукова методика развития ребенка

“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.

Правельное решение:

1 лист – ботинок, собака, машина, каляска;

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов.

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правельно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правельные баллы минус штрафные.

• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) — логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)

Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например три треугольника) и единицы (один треугольник).

Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество, а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.

• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.

• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других откланений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчевости внимания).

Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Задание дается в несколько этапов. «Ссейчас я снова прочту, те же словаЭ и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-МИ ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.

• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по виличене и форме.

Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левоя колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные, правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).

Оценка результатов:

За каждую правельно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.

• “Схематизация” — наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.

Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).

Инструкция:

1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правельно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грипка, тогда найдете домик».

2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки рпямо, потом повернуть в сторону».

3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметье его».

4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначало мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».

5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.

6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметье его.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:

«Расмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в

определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою тклеточку (дети расматривают таблицу). А теперь давайте расмотрим середину таблици. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).

Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.

Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листоке у вас будет отмечено по три клеточки».

Источник