Материал для развития внимания ребенка с алалией

Материал для развития внимания ребенка с алалией thumbnail

Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией

Алалия — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.

Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.

Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.

Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.

Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.

• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.

• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.

• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.

•Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.

• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления.

Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».

• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.

• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.

«Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес.Итак:

• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);

• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;

«Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);

«Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;

«Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит,поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же,и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.

• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);

• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

•Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).

• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

• Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.

Источник

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в детском саду

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

ЕсСамые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Источник

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Широко открываем рот, громко поём:

  • А-а-а!

  • Как мама укачивает малыша?

  • А-а-а!

Округляем губы, громко поём:

  • О-о-о!

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

  • О-о-о!hello_html_11b76ae3.png

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • У-у-у!

  • Как гудит паровоз?hello_html_m38f09571.png

  • У-у-у!

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • И-и-и!

  • Как кричит лошадка?

  • И-и-и!

hello_html_m34237a0a.png

Дети заблудились в лесу.

Они кричат:

  • Ау! Ау!hello_html_229fb0df.jpg

Малыш плачет:

  • Уа! Уа!

hello_html_385f1ea0.jpg

Ослик кричит:

  • Иа! Иа!hello_html_5c085967.png

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):hello_html_31b86f3d.png

  • А-а-а!

— О-о-о! И т.д.

Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

  • А-о-у-и!

  • У-а-и-о! И т.п.

hello_html_m7f19540.png

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

Это корова. Корова мычит:

  • Му-му-му! hello_html_27424b1e.png

Читайте также:  Этапы полового развития ребенка

Как мычит корова?

Это коза. Коза кричит:

  • Ме-ме-ме!

Как кричит коза? hello_html_m748e974b.png

Это кошка. Кошка кричит:

  • Мяу! Мяу!

  • Как кричит кошка? hello_html_6eadfdd0.png

Это овечка. Овечка кричит

— Бе! Бе! Бе!

— Как кричит овечка?hello_html_m241dc3be.png

Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

— Пи! Пи!

— Как пищит цыплёнок?

hello_html_m16f28458.png

Это собака. Собака лает:

  • Ав! Ав! Ав!

  • Как лает собака?

hello_html_4c677d8a.png

Это курочка. Курочка кричит:

  • Ко! Ко! Ко!

  • Как кричит курочка?

hello_html_1e555238.png

Это гусь. Гусь кричит:

  • Га! Га! Га!

Как кричит гусь?

hello_html_308d0c06.png

Это кукушка. Кукушка кукует:

  • Ку! Ку!

  • Как кукует кукушка? hello_html_4ec79d28.png

Это лягушка. Лягушка квакает:

Ква! Ква! Ква!

— Как квакает лягушка?

hello_html_67b65b98.png

Это утка. Утка крякает:

— Кря! Кря! Кря!

— Как крякает утка?

hello_html_m2132efbe.png

Это петушок. Петушок поёт:

-Ку-ка-ре-ку!

— Как поёт петушок?

hello_html_3b3ce032.png

Мальчик играет на дудочке:

  • Ду-ду-ду!

— Как играет мальчик?

hello_html_m659c6e1.png

Мальчик играет на барабане:

  • Бум! Бум! Бум!

— Как играет мальчик?

Машина гудит:

  • Би-би-би!

  • Как гудит машина?

hello_html_19b18ec.png

Девочка звонит в колокольчик:

— Динь! Динь! Динь!

— Как звонит колокольчик?

hello_html_m3520010e.png

Папа стучит молотком

— Тук! Тук! Тук!

— Как папа стучит молотком?

hello_html_61448afd.png

ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ

Мячик упал в воду: hello_html_a624d1.png

Ах! Ах! Ах!

У мальчика болит зуб:

— Ох! Ох! Ох!

Девочка качается на качелях:

— Ух! Ух! Ух!

Миша рубит дрова:

— Эх! Эх! Эх!hello_html_ba18564.png

Девочка погоняет лошадку:

  • Но! Но! Но!

Как девочка погоняет лошадку?

hello_html_352c2815.png

Малыш не хочет есть:

  • Не! Не! Не!

  • Как капризничает малыш?

hello_html_m75a75862.png

Проговаривание слоговhello_html_m7084855b.png

  • НА-НА-НА

  • НО-НО-НО

— НУ-НУ-НУ

  • НЕ-НЕ-НЕ

  • НИ-НИ-НИ

— НЯ-НЯ-НЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

hello_html_378c7e09.png

Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями

hello_html_m78e14f70.png

Улыбнись-нахмурься (перед зеркалом)

hello_html_ff4e210.png

Тучки-солнышки (сжать кулачки-это тучки, поднять ручки вверх- это солнышко)

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:hello_html_m7448a9c5.jpg

  • Ляля, Киса, Зая, би-би.

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

  • Что я убрала?

Ребёнок отвечает:

  • БИ-БИ. и т.п.

Малыш топает:

— ТОП-ТОП-ТОП

— Как топает малыш?

Вода капает.

— КАП-КАП-КАП

— Как капает вода?

Часы тикают.

-ТИК-ТАК!

— Как тикают часы?

Часы бьют

-БОМ-БОМhello_html_m5ed4377d.png

-Как бьют часы?

hello_html_6f35f580.png

Охотник стреляет

-ПИФ-ПАФ

-Как стреляет охотник?

Зайчик прыгает

-ПРЫГ-ПРЫГ.hello_html_m6b4e785b.jpg

-Как прыгает зайчик?

Лошадка скачетhello_html_m403e8b0d.png

-ЦОК-ЦОК

-Как скачет лошадка?

Погремушка гремит

-ДОН-ДОН

-Как гремит погремушка?hello_html_13c494fe.png

Мальчик качается на качели

КАЧ-КАЧ

Мальчик кушает

-НЯМ-НЯМ

Мальчик спит

-БАЮ-БАЙ

Мальчик заблудился в лесу. Он кричит:

  • Папа! Ау! — Дядя! Ау!hello_html_229fb0df.jpg

  • Мама! Ау! — Катя! Ау!

  • Тётя! Ау! — Нина! Ау!

Помоги мальчику, покричи вместе с ним.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:hello_html_m3f5cbb5a.png

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!

  • Тётя, на Лялю!

Просим ребёнка повторить.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы би-би. hello_html_792a274d.png

  • Вова, дай би-би.

  • Тётя, на би-би.

  • Мама, на би-би.

  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

  • Что я поменяла местами?

Ребёнок показывает и называет.hello_html_m41ec0da9.png

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.hello_html_m7c0a8c20.png

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот охотник в лес идёт,hello_html_m2c510a72.png

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветовhello_html_m40d5ebce.png

hello_html_m312214ca.png

hello_html_m38ba33e8.png

Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  • Пошёл зайчик под кусток.

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:hello_html_m70bfc425.png

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

Далее проговаривает один взрослый:

  • Поймал белку за хвосток.

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

hello_html_m141da50a.png

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?

  • Где папа?

  • Где баба? И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

  • Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

hello_html_m6994e813.png

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

  • Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  • Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:

  • Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти

Расскажи по картинке

Рассматриваем картинку и проговариваем: «Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим , показываем). А тут кто? (показываем на уши зайца).Тут заяц.

Читайте также:  Диагностика недостатков в развитии ребенка

Это мак,

Это кот,

Это мяч,

Это сок,

Это ты,

Это я,

Это мама моя.

Таня, Таня, где ты?

Я тебя ищу.

Таня, Таня, тут ты!

Я тебе пою «ля-ля-ля»

Глаголы повелительного наклонения

Оля, кати.

Ляля, лови.

Тата, иди.

Ната, мой.

Коля, спи.

Дима, беги.

Толя, неси.

Ваня, плыви.

Расскажи историю. Наша Аня.

Глаголы третьего лица.

Маша идет гулять

Костя поет «ля-ля—ля»

Даша моет руки.

Вика возит куклу.

Витя несет сумку.

Митя едет.

Зина льет воду.

Источник

Вызывание гласных звуков

  1. Широко открываем рот, громко поём:

-​ А-а-а!

-​ Как мама укачивает малыша?

-​ А-а-а!

  1. Округляем губы, громко поём:

-​ О-о-о!

-​ Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

-​ О-о-о!

  1. ​Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

-​ У-у-у!

-​ Как гудит паровоз?

-​ У-у-у!

  1. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

-​ И-и-и!

-​ Как кричит лошадка?

-​ И-и-и!

  1. Дети заблудились в лесу. Они кричат:

-​ Ау! Ау!

  1. ​ Малыш плачет:

-​ Уа! Уа!

  1. Ослик кричит:

-​ Иа! Иа!

Работа над звукоподражаниями

  •  Это корова. Корова мычит:

 -​ Му-му-му!

Это овечка. Овечка блеет:

— Бе! Бе! Бе!

-​ Как мычит корова?

 — Как кричит овечка?

  • ​ Это коза. Коза блеет:

 -​ Ме-ме-ме!

Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

— Пи! Пи! Пи!

-​ Как блеет коза?

 — Как пищит цыплёнок?

  •  Это кошка. Кошка мяукает:

 -​ Мяу! Мяу! Мяу!

Это собака. Собака лает:

— Ав! Ав! Ав!

-​ Как мяукает кошка?

— Как лает собака?

  •  Это курочка. Курочка кудахчет:

-​ Ко! Ко! Ко!

 Это лягушка. Лягушка квакает:

— Ква! Ква! Ква!

-​ Как кудахчет курочка?

 — Как квакает лягушка?

  •  Это гусь. Гусь гогочет:

 -​ Га! Га! Га!

Это утка. Утка крякает:

— Кря! Кря! Кря!

-​ Как гогочет гусь?

 — Как крякает утка?

  • Это кукушка. Кукушка кукует:

-​ Ку! Ку!

Это петушок. Петушок поёт:

— Ку-ка-ре-ку!

-​ Как кукует кукушка?

 — Как поёт петушок?

Работа над звукоподражаниями

Часы тикают: ТИК-ТАК.  

Молоток стучит: ТУК-ТУК. 

Ножницы режут: ЧИК-ЧИК.

Вода капает: КАП-КАП.

Машина едет: БИ-БИ.

Колокольчик звенит: ДИНЬ-ДИНЬ.

Барабан бьет: БУМ-БУМ.

Пила пилит – ВЖИК-ВЖИК.

Пароход плывет – Ы-Ы-Ы.

 Юла кружится, поет и гудит, как самолет: У-У-У.

Развитие общей моторики

  1. Ходьба на месте.
  2. Прыжки на двух ногах.
  3. Прыжки на правой ноге, на левой ноге.
  4. Ходьба на носочках.
  5. Ходьба на пятках.
  6. Прыжки на двух ногах с изображением зайчиков («ушки» над головой).
  7. Ходьба на месте с поднятием и опусканием рук (птички летят) и др.

.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

  1. Завязывание узлов, бантов, застегивание пуговиц.
  2. Поочередное сгибание и разгибание пальчиков на каждой руке.
  3. Поочередное соединение большого пальчика с остальными.
  4. Строительство башен из кубиков, сбор пирамидки.
  5. Протягивание шнурка через отверстия в различных вариантах, нанизывание бусин на веревочку.
  6. Выкладывание узоров из мозаики.
  7. Лепка, рисование, вырезание и др.

Семья

Сделайте альбом с фотографиями членов семьи, покажите  ребёнку, назовите его родных, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

-​ Где мама?

-​ Где папа?

-​ Где бабушка (баба)? И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

-​ Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть и пр.

Развитие умения называть отдельные предметы и подбирать к ним обобщающие понятия

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

-​ Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

-​ Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:

-​ Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Проделываем подобную работу по другим лексическим темам («Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и др.).

Развитие внимания.

Игра « Разноцветная коробочка»

 Цель: развитие внимания, умения соотносить цвета.

Ход игры: в коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш показывает не тот, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», — вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

Игра «Цветное мороженое»

 Цель: развитие внимания, умения соотносить цвета, вызов речевой деятельности.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на»).

Развитие слухового внимания, памяти.

Игра «Запоминайка»

 Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Ход игры: взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.), например:

сад — сани              

мишка — миска

суп — сумка — собака

В ходе данной игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков (при подборе соответствующего речевого материала).

Источник