Способы развития речи и мышления у ребенка

Способы развития речи и мышления у ребенка thumbnail

Мы продолжаем путешествие по универсальной карте-шпаргалке. Сегодня наш пусть лежит в город Умной головы.

В прошлый раз, отвечая на просьбы участников клуба «Супербабушка», мы посетили город Ловкого язычка и показали упражнения для постановки шипящих звуков. Мы еще не раз вернемся в этот город, а сейчас, следуя вашим пожеланиям, расскажем о том, как развивать мышление и речь. И здесь нам потребуется еще одно универсальное пособие, выполненное в форме домика.

Универсальная опорная таблица

Универсальная опорная таблица (УОТ) – это обобщенная модель для составления описательного рассказа, совершенствования монологической речи. Данная схема была предложена петербургскими учителями-тризовцами как опора для составления описательного рассказа младшими школьниками. С коллегами мы адаптировали формы и приёмы работы с таблицей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Я использую данную модель в работе с детьми с 1996 года, разработала систему игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей. Сегодня можно утверждать, что жизнеспособность и эффективность УОТ доказана на практике.

По мнению нейрофизиолога Натальи Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это, с одной стороны,  стереотипность (без которой невозможно работать с детьми, а в особенности с детьми с нарушениями речи), с другой – эффективное вовлечение мозга в деятельность.

По наблюдениям учёных-практиков, для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.

Мы предлагаем использовать обобщенные модели и для формирования связной (в частности, описательной) речи у дошкольников.

В работе с детьми различные модельные ряды играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.

Подробнее остановлюсь на УОТ — Универсальной опорной таблице для составления описательного рассказа.

Сюжет. Таблица представляет собой «домик», хозяева которого – инопланетяне, живущие каждый в своей квартире и не желающие говорить ни о чем другом, кроме своей определенной темы. Тема обозначена символом в окошке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, поэтому нам надо рассказать им как можно подробнее о выбранном предмете.

Заходим в дом с крыши, так как герои-посредники – инопланетяне. Работу с обобщенными моделями имен признаков мы проводили и до появления этого сюжета, но идея домика с хозяевами-инопланетянами важна для нас, потому что помогает доступно донести до детей значение плана рассказа.

Квартира № 1. Семейство

Даем понятие о классификации объекта.

Квартира № 2. Человечек по имени Где?

Ему мы рассказываем, где объект обитает, находится, растет.

Квартира № 3. Описываем части объекта.

Квартира № 4. Размер.

Большой или маленький по сравнению с разными предметами или с человеком. Используются ориентиры: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.

Квартира № 5. Цвет.  «Какого цвета ваш предмет?» – спрашивает живущий здесь человечек.

Квартира № 6. Форма. На что похоже?

Квартира № 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос о том, какой объект, рассматривая его со всех возможных сторон. (На ощупь, по температуре, по характеру…)

Квартира № 8. Что необходимо для жизни? – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан? – если говорим об объекте рукотворного мира.

Квартира № 9. Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему «Вред-польза».

Примеры рассказов по УОТ, составленных детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): «Это снеговик. Он живет в детском саду. Мы сделали его с мамой и папой. Он сделан из бумаги и звездочек. Большой комок, поменьше комок – вот и получился снеговик. У него есть шляпа. У него есть носик, как морковка, глазки, бровки удивленные, ротик удивленный. Он удивляется, что дети так интересно играют. Мне нравится мой снеговик». Данил. (ОНР 2 уровень с дизартрическим компонентом (Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы).

2-й год обучения, первый период: «Чеснок живет у бабушки на грядке. Верхняя часть – зеленые перышки греются на солнце. Нижняя часть находится в земле. Чеснок больше похож на овал. Он состоит из долек. Каждая долька спрятана в своей рубашке-кожурке. А сверху на всех дольках еще одна большая рубашка. Чеснок горький и жгучий на вкус, но очень полезный. Он защищает нас от микробов». Арина (ОНР 3 уровень с диз. комп.)

2-й год обучения: «Свиристель – это зимующая птица. Прилетает она в город большими стаями. У свиристеля есть клюв, голова, крылья, хвост, лапки. Она больше воробья, но меньше вороны. Перышки у нее нарядные. На голове у нее голубой хохолок, на крылышках яркие полоски. Эта птичка любит семена и ягоды рябины. Птичка тихонько посвистывает: «Свири-свири-свир», поэтому их назвали свиристелями. За красивые перышки их называют северными попугаями». Никита (ОНР 3 уровень).

Работу с любой обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:

Усвоение и анализ сенсорного материала.

Работа над различением детьми основных имен признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д. Так как дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, задача решается с помощью тренингов с картинками разного уровня сложности.

Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок самостоятельно может ответить на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало занятий могут быть включены игры типа «У меня есть…, я могу быть…». Параллельно, начинаем работать в направлении усвоения модели: элемент – имя признака – значение признака.

– Перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык.

– Работа с моделью. (Условность в том, что этапы не линейны).

   – Таблица-домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления; 

На первых занятиях представляется не более трёх «квартир»;   

– «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры: на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам, с типовыми приёмами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления, наоборот).

Для каждого признака предмета выбираем значок, учим соотносить знак с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов.

Детям нравится такая работа, так как она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и «говорителя». На наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов.

Работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Любую информацию желательно предварительно перекодировать в ведущую для детей модальность памяти и понимания.

Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности.

Читайте также:  Развития ребенка в среднем возрасте

Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.

На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).

Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения.

Помимо выполнения задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования (знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования), использование обобщенных моделей в работе с детьми дает несомненные преимущества:

– Создаются грамотные мотивационные установки на проявление творчества.
– Активизируется познавательная деятельность детей, формируется позитивное отношение к информации.
– Гарантированно создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами).
– Повышается эффективность овладения языковыми средствами,
– Растет осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,
– Гарантированно развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
– Алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции.
– Формируется готовность к исследовательской деятельности.

Мы убедились, что обобщенные модели работают как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.

Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

Думаю, очевидно, что такого рода обобщенные модели выигрывают рядом с кодировками частного порядка, где к каждой лексической теме составляется отдельная схема.

Успехов вам в составлении красивых и умных рассказов с помощью нашего домика!

Автор: Инна Крохина

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал «Лицей»!

Шпаргалка для родителей-3

Источник

Развитие мышления и речи

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Читайте также:  Роль самосознания в развитии личности ребенка

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Таблица для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Источник

Клавдия Кузнецова
Развитие речи и мышления у ребёнка до пяти лет

Учитель-логопед

Кузнецова Клавдия Дмитриевна

«школа № 183» ДО № 2

Воспитание надо начинать с первого дня жизни ребенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а там…что посеешь, то и пожнешь.

Заглянем в то, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка. Действительно, это два очень отличных мозга,но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, имеющих непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые) доли, соответственно две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков ног и рук, а также пространственно организованные движения артикуляционного аппарата, то есть различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, регулирующие речевое дыхание.

И наконец, две-правая и левая-лобные доли. У лобных долей организационные функции. У малыша они выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов,стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой.

К концу первого года жизни ребенка заканчивается период дословесной коммуникации. Ребенок проходит стадии случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех национальностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у которых не было звукового контакта с матерью, но картина значительно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. В 8-9 месяцев слышащий ребенок начинает на слух глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где птичка?», и т. д., причем малыш радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашечкой и т. п. Слов еще нет,но интонации-восклицания уже варьируются:чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т. д. На смену гулению пришел лепет. Ребенок уже пытается ходить, играет в «ладушки», машет рукой на слово «до свидания», качает головой на слово «не», но все эти движения ребенка результат того, что им его научили родители.

К 12 месяцем у малышки уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быстрее налаживается их контакт с ним, тем богаче звукосочетания, наблюдаемые в этом важнейшем периоде лепета, из которого в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка.

Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесет слово, обозначающее предмет, насчитывает 5-8 месяцев.

А пока что малыш еще лопочет «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. д., с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может научить ребенка в 9-10 месяцев по заданию делать те или иные движения, то артикулировать по заданию он еще не может.

Примерно к началу второго года жизни у ребенка в процессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия, и в год и два месяца у малыша появляется целенаправленный указательный жест,сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, а он все переводит свой указательный пальчик и переводит его, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют разное название. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова.

Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз, он может залезать на стол, буфет, пианино, схватить нож, перевернуть стоящие на столе предметы. Он всеми силами старается быть «полезным»: диванные подушки могут плавать в ванной, книги могут быть сброшены с полок, а нечаянно возникшая на полу ЕГО лужица может быть растерта ручками, затем вытертыми о рубашку, штанишки или платьице.

Все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился; ребенок начинает фантазировать, например, не просто берет пустышку-соску в рот, а кладет ее на ложку и с ложки пытается ее отправить по назначению, и т. д. и т. п. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колыбельных или русских народных песен. Современная тенденция заменять «мамино пение» магнитофонными записями не только классической, а нередко и популярной музыки, не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка,оглушает его. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда ваш младенец именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая пластинку, петь мелодии «Полюшко-поле» или «Во поле береза» или «Вечерний звон» и т. д. Это, возможно, предупредит у ребенка-левши появление заикания как следствия задержки речевого развития.

Он (она) приобретает жизненный опыт, слышит и понимает уже речь родителей, у него (у нее) накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда, потом и др., бурно накапливается понимание многих сложных глаголов с приставками (на, в, к). В активном словаре такого человечка уж 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи 6-8 звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает только мама, но это уже общение с помощью речи.

Развитие речи у детей может протекать различно. У одних-довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3-х слов, но эти малыши быстро, к году и восьми месяцам, а то и раньше, овладевают произношением почти всех звуков родного языка, и лишь затем их «фразы» возрастает до 2-3-х слов и больше. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать, так как у них еще нет большинства звуков, и они «оперируют» появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка это

К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребенок, живущий не в «Доме ребенка» и не в яслях, а дома, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, который уже «танцует» (очень важна ритмичная под музыку двигательная активность ребенка, с которым много пели песен для детей и взрослых композиторов В. Я. Шаинского и А. И. Пахмутовой, и обязательно протяжные, умные русские народные песни; который слышал много сказок, потешек, добрых стишков для детей, который, подражая взрослым, начинает рано тянуться к карандашу и который любит рассматривать картинки в книгах, соответствующих его возрасту,-начинает свободно говорить, не освоив, допустим, к двум годам лишь самый сложный звук «р».

Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игрушками, не переставая разговаривать с ними. Девочки поют своим куклам колыбельные песни, а мальчуганы какие-то «военные». Но все уже знают «В лесу родилась елочка…»

Если от 1 года до 1 года 10 месяцев у ребенка наблюдаются только односложные, редко двусложные предложения, затем происходит «скачок»: появляется предложение из нескольких слов со множеством существительных с уменьшительными суффиксами, появляются наречия с глаголами, после 2-х лет (до 2-х лет и 6 месяцев) наблюдается бурное нарастание употребления предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, сложных предложений с союзами, вопросительными словами. После 2 лет 6 месяцев у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «для» и др.

К трем годам грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным.Вопросительными словами являются: «как», «почему», «какой», фразы со множеством однородных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). Так, уже к двум с половиной годам у ребенка бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии,которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги», «давай вместе сочинять сказку»,ребенок занят творчеством: то он в карман вашего фартука опустит какую-то бумажку. —«Что ты туда положила?»Это я опустила письмо к бабушке»,то она подбегает к вам с вопросом: «Отгадай, что это?» и показывает соединенные в ряд две ладошки с растопыренными пальчиками. —«Не знаешь? Да это же солнышко!». И так без конца.

С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У ребенка появляется представление о числе (один, два, много, он может не только знать наизусть множество стихотворений, но и сам сочинять «стихи», работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе, разломать машинку, нянчить куклу, ходить с коляской, подражая маме.

Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится перед зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старым привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку»: «Пожалуйста, приспособь свою книжку к моим мозгам, а то мне скучно». А через некоторое время, лет в пять,он потребует от вас утвердительного ответа: «Ты уверен, что на других звездах тоже живут люди?».

Конкретно-образное мышление-великолепное средство для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Это тот возраст, в котором ребенок осознает смену поколений и то, что что-то было давно-давно, вчера, и даже не вчера, а еще раньше, и очень многое еще должно случиться в будущем.

Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке («По щучьему велению…» и т. п., так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с детьми фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например, «и лес и дол видений полны»… Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака,Барто, Михалкова, современных сказочников. Ваш ребенок уже может запомнить множество стихов, и хорошо, если он будет знать стихи Тютчева, Никитина и других поэтов. А затем, еще до школы ему станут интересные рассказы о богатырях-былины об Илье-Муромце, расскажите ему о героях Великой Отечественной войны и войны 1812 года, можно выучить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, читайте ему (ей) мифы Древней Греции, ведь героями были не только три мушкетера. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедушкам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие качества. С этого начинается любовь к Родине.

Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек, лесов. Но очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. Ни в коем случае не нужны ребенку мультфильмы ужасов. Они нарушат его сон, могут вызвать заикание, которое преодолевается затем с большим трудом.

В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями вокруг дачи ребенок постепенно получит знания о реках, горах, полях, озерах и т. п. В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и суток, о наличии звезд, и малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнавая, что словами клетка, звезда, ручка, ключ обозначаются не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье и т. п.

Так закладываются в сознание ребенка элементы абстрактного мышления.

Если к пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые-мягко, обязательно надо обратится к логопеду, так как в школе он может путать эти звуко-буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную «проблему» желательно разрешить в том же пятилетним возрасте, за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи сами «дирижируйте» при чтении стихотворений, при пении (или танце под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, подводите его к умению слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными звуками,например: Звонок-ЗаноЗа-коЗа-Зуб, напишите эти слова и попытайтесь вместе с ребенком определить в них порядок отдельных звуков, но делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, «не замечайте» этого, похваливайте за находчивость и т. д.

Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки.

Воспитывайте в ребенке самоуважение и никогда не ругайте его за разбитую чашку,сломанную ручку или линейку: вспоминайте, сколько всего вы сами разбили, сломали. И он будет вашим другом, будет радовать вас своей учебой, любознательностью, наблюдательностью. И никаких проблем с второгодничеством, а помощниками вашими будут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.

Источник