Материал для чтения ребенка 5 лет

Материал для чтения ребенка 5 лет thumbnail

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Дошкольник

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.

Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:

Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Читайте также:  Что можно требовать от ребенка в 5 лет

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:

Задания

После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:

Читайте также: Палочки Кюизенера: схемы и задания для детей

Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

Методика обучения чтению

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Ничего, что газета кверх ногами? Зато мотивация ярко выражена!

Недавно в одном из блогов я прочитала статью о том, как учить детей читать. Автор утверждает, что чтение – это естественный процесс. Родителям не нужно форсировать события. Когда появится потребность, ребёнок научится читать сам.

БАБУШКА

Я очень сомневаюсь в истинности такого утверждения. Моя бабушка родилась в 1907 году. Она — самая мудрая из всех известных мне бабушек. При этом была неграмотной до конца жизни. В нашей семье все, кроме неё, имели образование. В доме было очень много книг, журналов, газет. Это никак не мотивировало бабушку к овладению грамотой. С интеллектом у неё всё в порядке. Речь была грамотной, яркой, насыщенной образами, пословицами, поговорками. Неоднократно видела, как многие люди приходили к ней за советом по разным вопросам.

КОГДА УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Конечно, сейчас время всеобщего образования. Совсем не читающих людей встретить трудно. Это могут быть только люди с особыми потребностями или с детства находящиеся «на обочине жизни». Но плохо читающих – сколько угодно. Среди них встречаются и имеющие аттестат о среднем образовании.

Я сделала два вывода: во-первых, детей нужно вовремя научить читать. Во-вторых, научить читать недостаточно – важно сформировать потребность и интерес к чтению.

Для чего уметь читать — понятно всем. Вопрос в том, когда и как учить читать.

Однажды я слушала лекцию профессора Марьяны Михайловны Безруких — известного российского специалиста в области возрастной физиологии. Она говорит: «В обучении и развитии идите за ребёнком». Ни один ребёнок не является чистым листом, на котором можно писать что угодно и когда угодно. Но родители ребёнка могут внимательно наблюдать за сыном или дочкой. Оказывать поддержку в обучении тому, к чему ребёнок уже готов. Пожалуй, одинаково плохо обучать ребёнка читать как слишком рано, так и слишком поздно.

Я

Я настойчиво попросила научить меня читать в 5 лет. Но в этом не вижу особой заслуги. Просто я третий ребёнок в семье. Рядом со мной постоянно находились уже хорошо читающие сестра и брат. К семи годам я читала бегло. И делала это с удовольствием.

В то время (1967 год) хорошо читающие дети на входе в школу встречались гораздо реже, чем сейчас. По ощущениям, моя первая учительница Анна Андреевна уделяла мне меньше внимания, чем моим одноклассникам. С ними проходила буквы, учила складывать слоги и слова, а мне давала книжки для самостоятельного чтения. Зато умение заниматься самостоятельно тем, что интересно, очень помогает мне на протяжении всей жизни.

Возможно, это последний советский букварь — 1989 год издания

ДЕТИ

По своему образу и подобию старшую дочь тоже научила читать в 5 лет. Использовала для этого обыкновенный школьный советский букварь. Не помню, чтобы возникали какие-либо проблемы. Сейчас кажется, что всё происходило легко и органично.

Разница между двумя моими дочками один год и семь месяцев. Когда младшей исполнилось 5, решила научить читать и её. Но выяснилось, что Татьяна уже знает все буквы. Просто играла с деревянными кубиками, на которые были нарисованы картинки и буквы. Возможно, что-то спрашивала у старшей сестры. Сейчас такие игрушки тоже есть в достаточном количестве в любом магазине. За один-два дня я научила Татьяну складывать буквы в слоги и слоги в слова.

ВНУЧКА

Когда исполнилось пять внучке Виктории, учить её чтению начала не только по семейной традиции. Мы живём в Казахстане. В связи с образовательной реформой («обновление содержания образования») ей предстояло пойти в школу в шесть с половиной. На собрании родителей будущих первоклассников объявили, что к моменту поступления в школу дети должны читать 15 слов в минуту.

Читайте также:  Высокая температура при ангине у ребенка 5 лет

Детские сады у нас в стране заканчиваются теперь старшей группой. В начале последнего детсадовского учебного года воспитатель пообещала, что к Новому году дети, которым к тому времени исполнится шесть, уже будут читать. И через месяц перешла на должность методиста. Новые воспитательницы таких обязательств на себя не брали. Поэтому читали к маю только те, кого учили за пределами детского сада – 2-3 ребёнка из 28. После выпускного в детском саду родители нанимали репетиторов, отправляли детей в платные группы подготовки к школе или учили читать дома.

КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?

Мы с Викторией реализовали все три варианта. Причем начали заниматься чтением за год до окончания детского сада. Ей было 5 лет и 5 месяцев, когда мы предприняли первую попытку. Неожиданно для себя я натолкнулась на барьер. Дело в том, что внучка выучила все буквы примерно в три с половиной года самостоятельно, нажимая на кнопки электронного «Говорящего букварёнка». Именно буквы, а не звуки. Гласные звуки Виктория складывала легко. Но никак не могла понять, как из «гэ» и «а» получается «га». Опыта преодоления подобных проблем у меня не было. Решила воспользоваться услугами репетитора.

Ирину Павловну мне рекомендовали как опытного, «сильного» учителя начальных классов. На первом занятии я присутствовала. Учительница минут 20 втолковывала внучке, что такое устная речь, от какого слова произошло прилагательное «устная», как появилось слово «уста». Затем провела физминутку под танцевальный видеоролик. Только после этого перешла к буквам. И сообщила, что ребёнок слишком быстро устаёт. Я оставила её замечание без комментариев. Занимались 3 раза в неделю. Присутствовать на последующих занятиях у меня не было возможности. Через две недели я стала беседовать с внучкой, чтобы понять, чему она научилась. Не обнаружила никаких результатов. Скорее всего, у Ирины Павловны просто не было опыта работы с пятилетними детьми. Методы и подходы к обучению семилетних автоматически не удалось перенести. Я поняла, что продолжать не имеет смысла. Поблагодарила репетитора, и продолжили занятия самостоятельно.

Нам понадобилось три букваря — одного, оказывается, мало

Начали работать по букварю Н.С. Жуковой – в детском саду рекомендовали именно это пособие. Читали по одной странице, но обязательно каждый день. В день это занимало от 5 до 10 минут. Барьер по слиянию согласных с гласными преодолели довольно быстро. Но уже с 19 страницы в этом букваре начинается слияние двух согласных подряд (сма-, мра-, хму-). С 36 страницы – появляются довольно длинные слова из 3-х (кар-тин-ки) или 4-х (рас-пи-ли-ли) слогов. Это вызывало затруднения у ребёнка.

Опасаясь, что чрезмерные трудности могут быстро уничтожить желание учиться, подключила другой букварь – М.А. Жуковой. Длинные слова там тоже встречаются, но мы читали только легкое – слоги из двух букв, простые слова. Тексты игнорировали. В результате появились устойчивые навыки. Кроме букваря Виктория стала читать вывески на улице. Затем прочитали все тексты в книге М.А. Жуковой. Потом вернулись к букварю Н.С. Жуковой и дочитали его до конца.

В завершение нашего импровизированного курса прочитали азбуку М.М.Безруких, Т.А.Филипповой. К достоинствам этой книги относится наличие пальчиковой гимнастики и картинок с заданиями по развитию речи.

Буквари и азбуки читали примерно 8 месяцев в общей сложности. К этому времени Виктория читала уже достаточно уверенно, но по слогам. Скорости большой не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Следующий этап я считаю одним из самых важных – когда ребёнок научился читать – что делать дальше? Мне кажется, именно в этот момент появляется риск из категории умеющих читать перейти в категорию читать нелюбящих. Это происходит, когда взрослые, считая свою миссию выполненной, отпускают ребёнка в свободное плавание.

Стала продумывать дальнейшие действия. Продолжили практику ежедневного чтения. Но я поняла, что сразу перейти к чтению любых детских книжек Виктории сложно. Подбирала адаптированные к возможностям начинающей читательницы.

В магазинах есть серии тонких книжек: «По слогам», «Моё первое чтение» и т.д. Возможный, но не лучший вариант. Во-первых, часто в такой книжке одна история на 14-16 страницах. Для одного раза многовато. А если делить текст на части – пока придёт время читать следующую страницу, забывается, что было на предыдущей. Во-вторых, покупать каждую книжку отдельно дороже, чем сборник, который можно читать более продолжительное время.

Тонкие книжки с мягкой обложкой. Мне кажется, слишком тонкие

Читайте также:  Творческий проект с ребенком 5 лет

Очень рада, что встретила книгу «Короткие тексты для первого чтения» — рассказики Льва Толстого и Елены Андреевой. Рассказы Льва Николаевича я помню из своего детства. После чтения этих простых историй в сознании возникали яркие объёмные образы.

Сборники для первого чтения

Ещё одно открытие для меня – серия сборников Михаила Носова (издательства «Clever»): Оранжевая, Синяя, Зелёная и Красная книги сказок. Всё необходимое есть: небольшие тексты, возрастающая сложность, методические рекомендации для родителей.

Серия книг для первого чтения издательства «Clever»

К лету внучка читала 15-20 слов в минуту. Стала читать на улице не только вывески, но и объявления. Очень важно навыки чтения с самого начала применять в повседневной жизни.

ГРУППА ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Для закрепления знаний и адаптации к новым условиям решили походить в группу подготовки к школе. Встретили там семерых детей из садовской группы Виктории. Для занятий чтением учитель предложила купить пособие О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Как методическое пособие для учителей, наверное, является ценным источником. Но для детей не очень, по-моему. Серая бумага, отсутствие иллюстраций, мало текстов – в основном звукосочетания.

Учителя считают, что по этому пособию можно научиться читать быстро. Но оно такое скучное!

Викторию учительница за чтение хвалила, но заданий, соответствующих её уровню подготовленности, не предлагала. Начала вместе со всеми – с начала. Мама одной из садовских подружек сказала, что её дочка Мирослава в этой группе научилась читать после того, как выучила слоговую таблицу.

Мама другой девочки – Анастасии – сокрушалась, что за два месяца посещения этой группы дочка так и не научилась читать. Кстати, ни раз слышала разговоры мамочек детей, посещавших подготовительные классы в школе. Говорят, что отучившись учебный год, некоторые дети не умеют читать совсем или читают плохо.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

В сентябре Виктория стала первоклассницей. Я решила продолжать с ней регулярные занятия чтением. С первого сентября начинаем выполнять домашние задания с дополнительного чтения – 1-2 странички. В выходные дни тоже читаем. Книжки покупаю специально – по тому же принципу — достаточно короткие тексты, цветные иллюстрации. Если в сборнике попадается более длинный текст – она начинает, а я дочитываю. Или читаем по очереди – страницу она, страницу я.

К октябрю техника чтения Виктории достигла 26 слов в минуту. В декабре во время официального школьного контроля прочитала 50 слов в минуту. Стала читать во время просмотра телепередач. Правда, не всегда успевает за убегающими или исчезающими словами.

Не могу сказать, что каждую секунду стремится читать. У нас много других занятий ежедневно. Но нежелания читать не проявляет, настаивать пришлось несколько раз в самом начале процесса. Иногда берёт книжки с полки и читает что-нибудь по своей инициативе.

Думаю, поставленная цель – научить читать и сформировать интерес к чтению – благополучно достигнута.

СОВЕТЫ

Если переосмыслить наш с Викторией опыт, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, чтение – важный и жизненно необходимый навык. Поэтому обучение чтению можно сопоставить с привитием основных гигиенических навыков – например, мыть руки, чистить зубы.

Во-вторых, при организации обучения желательно придерживаться некоторых принципов:

  • поэтапно овладевать основными приёмами;
  • постепенно уменьшать помощь взрослого;
  • своевременно переходить к самостоятельным действиям ребёнка;
  • обязательно читать ежедневно.

В третьих, нужно осторожно использовать электронные пособия для изучения русского алфавита. Первоочередное запоминание букв, а не звуков может создать ненужные проблемы при обучении чтению.

В четвёртых, для формирования и поддержания интереса к чтению дома нужно иметь хотя бы небольшую библиотечку из соответствующих возрасту ярких, интересных книжек.

Азбуки и другие книжки аккуратно сложили. Собираемся передать весь комплект двоюродному брату Виктории Мирону. Ему скоро исполнится 3. Может быть наш подарок будет ему полезен, а может быть нет — у каждого свой уникальный путь к знаниям. Даже к знаниям базовым и универсальным.

Если соотносить время начала обучения чтению со временем начала обучения в школе – мой личный опыт говорит, что оптимально — за 10-12 месяцев до школы. В этом случае нет необходимости форсировать события, нервничать, подозревать или обвинять ребёнка в недостаточной сообразительности. Скорее всего, чем ребёнок старше, тем меньше понадобится времени.

Можно ли учить читать ребёнка в 2-3-4 года? Конечно, можно. Ведь на свете встречаются вундеркинды. Но даже если ваш ребёнок – один из них, хорошо бы не причинить вреда здоровью. Так, родителей моего внука Мирона врачи предупредили, что раннее обучение в его случае очень нежелательно. Могут возникнуть проблемы со зрением. Хотя в целом Мирон вполне здоровый мальчик.

А как вы учите читать своих детей?

Источник