Логопед проверка ребенка 4 года

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).
Читайте также:  Что дать ребенку от насморка 4 года

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник

Фамилия имя ребенка_______________________________________группа__________________________

дата рождения______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

СЕРИЯ I 1.Исследование понимания лексики.         Покажи, где:

1.Понимание обобщающих слов по темам  

2.Дифференциация единственного и мн.числа сущест-ных

ДОМ-Е ЖИВОТНЫЕ

ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

МАШИНА-МАШИНЫ

МЕБЕЛЬ

ЛИСТ-ЛИСТЬЯ

ОБУВЬ

САПОГ-САПОГИ

3.различение предложно-падеж.конструкций

4.существительных  с уменьш.-ласкательным суффиксом

птичку над деревом

Яблоко-яблочко

            под   деревом

Зайца-зайчика

         около дерева

Стул-стульчик

           на     дереве

Машину-машинку

5.исследование различения слов    Покажи,где:

6. Понимание двухступенчатой инструкции

Несут-везут

Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф

Висит-стоит

Зайчика посади на стул,а куклу положи спать

7.различениепротивоположных по значению    Посмотри на картинки, покажи где:

Большой медведь-маленький медведь

Высокий дом- низкий дом

Чистые руки- грязные руки

ОЦЕНКА:1-балл правильно выполняет задания; 0,5- выполняет после нескольких повторений;

0,25 с трудом понимает обращенную к нему речь; 0 баллов-  выполняет

                                                            ВСЕГО ЗА СЕРИЮ   I:   23 пробы -23 балла

СерияII. Исследование сенсомоторного уровня речи

1.Состояние фонематического восприятия. Повтори за мной :

ТА-НА

КА-ГА

ТА-ДА

ГА-ДА

БА-МА

ТА-ВА

МЯ-МА

ВСЕГО ЗА СЕРИЮ

ОЦЕНКА:1-балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5-первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25неточно оба члена с перестановкой, их заменой и пропусками;  0баллов-не воспроизводит.Всего7 проб-7 баллов.

2.Фонематического анализа и синтеза. Выдели звук «м»-мычание коровки(«р»моторчик)из слов

 (пробой считается только выделение слова, содержащего звук «м» или «р»):

мышь

рыба

рама

окно

комар

дрова

дом

стол

доска

шар

ОЦЕНКА:1балл-правильно отвечает с первой попытки; 0,5-со второй попытки;

0,25-с третьей попытки; 0баллов-отвечает неправильно. Всего4пробы- 4балла

3.Артикуляционной моторики. Повтори движения.

«Улыбка-дудочка»

«качели»

«оближем губки»

«лопаточка»

«иголочка»

Всего 5проб -5 баллов

ОЦЕНКА:1балл-правильновыполняет движения; 0,5-замедленно и напряженно;

0,25- с ошибками: длительный поиск позы, отклонение, синкинезии, гиперкинезы; 0-не выполняет

4.Звуко-слоговая структура слова.       Повтори слова.

свисток

подснежник

милиционер

лекарство

аквариум

Всего 5 проб-5 баллов

ОЦЕНКА:1балл-правильно и точно в темпе предъявления;0,5-замедленное послоговое воспроизведение; 0,25искажает структуру слова(пропуски и перестановки звуков и слогов);0бал. -не воспроизводит

5.Исследование звукопроизношения

Вата, сова , вилка

Шуба, кошка, малыш

Дом, удочка, еда

Чай, очки, ночь

Банка, обед, батон

Жук, ножи, ежи

Собака, миска, нос

Щука, вещи, лещ

Зайка, зонт, коза

Лапа, молоко, стол

Сено, письмо, гусь

Рыба, корова, забор

Зима,козёл,магазин

Лев, пальто, соль

Цапля, овца, палец

Репа, варенье, дверь

Нога, кино, сон

Гуси, иголка, вагон

Йод, сойка, май

Муха, лимон, дом

ОЦЕНКА:1балл-правильно в любых речевых ситуациях; 0,5-изолированно

и отраженно правильно, иногда подвергает замене или искажению;

0,25-изолированно правильно, но в речи не автоматизирован;

0-в любой позиции искажается или заменяется. 20проб-20баллов

ИТОГ ПО СЕРИИ II  :41 проба,41 балл

СЕРИЯIII.Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

Употребление существительных в единственном и множественном числе    Назови их

В форме единственного числа дательного падежа

Скажи, кому дашь еду

Стул-стулья

Кошке(молоко)

Слон-слоны

Маме (цветы)

Заяц-зайцы

Зайцу (морковь)

Кошка-кошки

Медведю (мед)

3.Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы.

Откуда спрыгнула кошечка(с дивана)

Куда положили карандаш(в коробку)

Откуда взяли книгу(из шкафа)

Читайте также:  Если у ребенка не растут волосы на голове в 4 года

Куда укатился мяч (под стол)

4.Употребление прилагательных и существительных в ед.и мн.числе женского, мужского,среднего рода

Флажки красные

Кофта желтая

Цветок синий

Яблоко зеленое

Оценка:1балл-образует правильно практически все слова,0,5-половину слов,0,25балла 1-2 слова, словосочетания;0-не образует слов. По серии 18проб-18 баллов.

                                                     ИТОГ ПО СЕРИИ III  :16 проб,16 баллов

_ПРИМЕЧАНИЕ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРИЯIV.Исследование словаря и навыков словообразования.

1.1.Предметного словаря. Посмотри и назови ,что ты видишь на картинках(по каждой теме5картинок)

посуда

обувь

семья

одежда

животные

мебель

1.2.Существительных,обозначающих части предметов. Из каких частей состоят эти предметы.

человек

Машина (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)

кукла

Одежда(рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)

1.3.Название профессий.       Люди каких профессий изображены на картинках.

врач

воспитатель

парикмахер

повар

продавец

1.4.Глагольный словарь. Назови слова-действия:

Пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня

Действия к профессиям

Кто как ест (курица, кошка, собака)

Слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит,

1.5.Словарь прилагательных. Назови.

Цвет (шесть основных цветов, черный и белый)

Качественные прилагательные(мягкое, колючее, холодное)

Форму (круглый, квадратный, треугольный)

2.Исследование словообразования

2.1.Назови ласково.

2.2.Назови детенышей

Мяч-мячик

зайца

собака

кошки

кошка

утки

заяц

лисы

белка

гуся

ОЦЕНКА:1балл-дает правильный ответ;0,5-после небольшой помощи;0,25-форму образует неверно;

0-задание не выполняет.

.                                                                     ИТОГ ПО СЕРИИ IV  : 32пробы,32 балла

СЕРИЯ V.Исследование связной речи.

Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций

Посмотри на картинки. Расскажи сказку «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»-  по выбору).

Оценка смысловой целостности:                                                  1проба, 5бал

5баллов-соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;2,5-ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1-выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

0-отсутствие рассказа

Оценка лексико-грамматического оформления                     1проба, 5бал

5б-рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5-не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания;1-отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены;

0 баллов-рассказ не оформлен

Оценка самостоятельности выполнения                                1проба, 5бал

5баллов-самостоятельноподбирает и располагает картинки;

2,5-картинки располагает с помощью;

1-раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

0-задание недоступно даже при наличии помощи

                                            ИТОГ ПО СЕРИИ V  :1проба,15 баллов

СЕРИЯ VI  Исследование общей и мелкой моторики                 Выполни мои инструкции:

Общая моторика Всего:14 проб, 14 баллов

Движения рук и плечевого пояса.

Подними руки вверх (покажи, какой ты большой)

Покажи, как летают птицы, машут крыльями

Движения туловища

Покачайся, как маятник часов(тик-так)

Наклонись и возьми предмет с пола(колени не сгибать)

Движения ног и сохранение равновесия.

Выполни мои инструкции

Покажи, каким ты был маленьким(Приседание)

Покажи, как петушок стоит на одной ноге

Прыгай на одной ноге до указанного ориентира

Перешагивай через «лужи» или «камни»

(ходьба с высоким подниманием колен)

Статика

Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение5секунд.

Динамика

Шагай, как солдат(маршировка)

Выполни подряд 3 приседания

Пространственная ориентировка по подражанию

Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки

Пройди по кругу и встать в центр

Обойди весь кабинет и встань в заданном месте

ОЦЕНКА:1балл-правильно,точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5  правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе;

0,25-неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются;0 баллов -не способен выполнить движения

Мелкая моторика Всего 9 проб,9 баллов

Кинестетическая основа движений

Выполни мои инструкции: 

Покажи «козу рогатую»(указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты)поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе

Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе

 Покажи «колечко»(каждый палец поочередно соприкасается с большим пальцем на одной руке, затем на другой)

Покажи «очки»одновременно двумя руками

Читайте также:  Что рисовать гуашью с ребенком 4 года

Кинетическая основа движений

Выполни мои инструкции.

Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки

(возможно чтение потешки «Сорока-сорока…»)

Пальчики «здороваются»

(поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук)

«Игра на пианино»

Изменение положения кистей рук

(кулак- левая рука/ ладонь- правая рука   и наоборот, двумя руками)

Кулак-ребро-ладонь

ОЦЕНКА:1балл-выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе;0,5-заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;0,25-наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;0-отказывается от выполнения задания

                                                   ИТОГ ПО СЕРИИ VI    : 23 пробы,23 балла

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИТОГ:136проб,150 баллов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата проведения:________________     /    ___________логопед:___________________/_________________

Источник

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Также по теме:

Источник