Консультация для родителей сенсорное развитие ребенка 3 лет

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4  лет ».

Подготовила:

 Воспитатель Комарова В.Н.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и   необходимым   для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.   Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет — это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском — в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета — геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов «большой» и «маленький». Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка — маленькая — прячется в ладони, а другая — большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку — закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Читайте также:  Сенсетивные периоды развития ребенка

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать — характерная черта мышления. Различать — это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах — всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

 Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное «красный», может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом «красный» подменяют слово «цвет». Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос «Зачем ты берешь сумку?» вы получали ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» — приводят к разъяснению ребенка: «На голубой».

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец — и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним — темный фрукт или овощ.
Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец!», «Правильно», «Красивая у тебя игрушка» и т. п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей и т. д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес — тяжесть, ощущает его вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие — как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Читайте также:  Центр развития ребенка костомукша

Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.

 Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо — голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.

Источник

Елена Пестова
Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка 2–3 лет»

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие

ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.

Умение получать достоверную информацию через органы чувств это

целая наука, которой ребенок будет обучаться постепенно.

Дети раннего возраста только начинают познавать мир. У них

формируются первые понятия о формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Поэтому взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство. Большое внимание следует уделять проведению занятий и игр с малышом.

К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно. Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному маршруту, но есть определенные нормы для того или иного возраста.

Показатели сенсорного развития:

2 года – 2 года 6 мес

-Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

-Может подобрать предметы разной формы;

-Правильно называет несколько цветов;

-Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

-Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

-Ставит кубики друг на дружку;

-Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес – 3 года

-Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

-Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

-Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

-Знает и называет геометрические фигуры;

-При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

-Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

-Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

-Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

-Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

-Собирает башенки по образцу.

Как развивать сенсорику?

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Поэтому знакомство детей с такими сенсорными эталонами как форма, величина, цвет, пространство, звук осуществляется непосредственно в игровой деятельности.

Игры способствуют:

-расширению кругозора;

-стимулированию познавательного интереса;

-формированию различных умений и навыков.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет.

• Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним

• Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.

• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.

• Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.

Читайте также:  Курсы раннее развитие ребенка

• Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.

• Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.

• Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.

• Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Сенсорное развитие ребенка происходит поэтапно.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик».

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

— Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши, сортеры. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

— Второй уровень знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

— Третий уровень знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т. п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки, удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса, или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз, атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО, БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

И, конечно же, нужно доводить начатую игру до результата и обязательно хвалить малыша, чтобы он получил удовольствие от игры и полезный развивающий опыт.

Уважаемые родители! Прилагайте все возможные усилия для достижения успехов вашего малыша!

Источник