Липа для ребенка развитие
28295
Липовый чай – это словосочетание у нас на слуху с самого детства. Несмотря на небывалое развитие медицины, даже традиционные врачи часто рекомендуют в дополнение к лечению аптечными препаратами употреблять и природные лекарства – а это отвары из растений и трав, и липа занимает в этом списке одно из самых важных мест.
Каждая мама хочет для своего ребенка лучшего, и, конечно же, непременно задумается о введении в рацион крохи полезных напитков. А что может быть полезнее, чем то, что дано нам самой природой. Однако не всегда то, что полезно и можно взрослым, также полезно для детей. Так как же быть? Можно ли давать малышам липовый чай? И если да, то когда можно начинать?
Во-первых, перед тем, как ввести в рацион малыша какой-либо травяной сбор или настой, необходимо проконсультироваться с вашим педиатром. А, во-вторых, большинство педиатров рекомендуют не вводить в рацион малыша ничего кроме маминого молока (или же адаптированную спецсмесь) пока ему не исполнится минимум полгода. В-третьих, чай ни в коем случае нельзя давать вместо воды.
Липовый чай – один из самых безопасных и безвредных травяных напитков для деток младшего возраста.
- Существуют даже специальные, так называемые детские чаи с липой, которые разрешены к применению с 4-х месячного возраста, однако производители указывают, что перед применением все же нужно узнать мнение доктора.
- Что касается обычного природного сырья, не переработанного промышленным образом, как гранулированные детские чаи, большинство источников утверждает, что давать его можно даже совсем маленьким деткам – с шести месяцев. То есть с полугода ваш кроха уже может разделить с вами приятное чаепитие.
Чай из липы обладает замечательными свойствами, его часто рекомендуют как природное жаропонижающее, хорошую альтернативу химическим препаратам:
- он помогает справиться с проблемами с пищеварением и нервным перевозбуждением,
- а также имеет отхаркивающий эффект,
- благотворно влияет на сердце, сосуды и кровяное давление,
- уничтожает вредные микробы и бактерии.
Этот пряный ароматный напиток содержит в себе целый кладезь полезных веществ, таких как витамин С, фитонциды, фловоноиды и эфирные масла.
Есть ли какой-то особенный способ заваривания такого чая для малышей?
Оказывается, очень важно использовать для заваривания воду не горячее 95 градусов, так как при более высокой температуре полезные вещества разрушаются, и липа теряет свои чудесные свойства.
После того, как вы нальете в чайник горячую (95 град.) воду, нужно насыпать туда сухие соцветия и плотно закрыть крышкой. Напиток желательно настоять около получаса (30 минут).
Не стоит забывать, что все же липа — целебное, лекарственное растение, и нельзя употреблять напиток каждый день в течение долгого времени, это может негативно сказаться на здоровье как взрослого, так и ребенка.
К противопоказаниям к липовому чаю можно отнести различные сердечные патологии, а также индивидуальную непереносимость. Всегда стоит помнить, что на любое растение возможна аллергическая реакция, поэтому начинать давать такой чай малышу лучше с нескольких чайных ложечек, чтобы убедиться в отсутствии индивидуальной реакции.
Посмотрите это полезное 2-минутное видео, если хотите узнать о липе и ее применении чуть больше.
Автор Илюшина Екатерина
Источник
Людмила Лихачёва
Проект «Эта удивительная липа»
Проект «Эта удивительная липа»
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней (разновозрастной) группы «Умка», педагоги, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.
Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Цель проекта:
формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.
Задачи:
Познавательное развитие:
— формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.
Социально-коммуникативное развитие:
— расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Речевое развитие:
— продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;
— обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.
Художественно-эстетическое развитие:
— познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.
Участие родителей:
— привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;
— экскурсии родителей с детьми по посёлку;
— подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.
— помощь в оформлении альбомов «Загадки про липку», «Стихи о липе», выставки «Поделки из липы».
Необходимое оборудование:
наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, репродукции картин русских художников, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, предметы из липы.
Прогнозируемый результат:
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков.
Развлечение «Посиделки под липой».
План реализации проекта.
1этап. Подготовительный.
— Подбор справочной и художественной литературы о липе, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка
— Подбор фольклорного материала о липе:
» Загадки про липку».
— Отбор видеоматериала о липе и предметах,связанных с ней:
м/фильм «Золотая липа«, в/фильм «Липа, липушка».
— Работа с художественной и документальной литературой
— Беседа с родителями «Мы участвуем в проекте «Эта удивительная липа«.
2 этап. Основной.
Виды деятельности:
Игровая:
— дидактические игры: «Деревья», «Деревья и леса», «С какого дерева листок?», «Найди листочек липы», «Что делают из липы», «Узнай по описанию», «Отгадай, что это — дерево или куст?», «Запрещающие знаки», «На экологической тропе», «Что можно, что нельзя»(правила поведения в природе и т. д.);
— развивающие игры: «Стань другом природы», » Про растения», «Зеленый город»;
— сюжетно-ролевая игра » Прогулки по парку», «Юные лесничии»;
— игровые ситуации » В гости к заюшке из лубяной избушки»;
— пазлы «Собери картинку» (деревья);
Коммуникативная:
Беседы: «Царевна Липа«,
«Дерево лапотное да медовое»,
«Цветок неказистый, но очень душистый»,
«Зеленый доктор»,
«7 фактов о липе».
Познавательно-исследовательская:
— рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);
— рассматривание липового цвета;
— эксперимент » Учимся заваривать липовый чай»;
— игра-исследование «Пчелка мед нам принесла» (о свойствах липового меда);
— наблюдения «Наша липа«;
— экскурсия по посёлку с родителями «Липовая аллея» (парк у сахарного завода).
Восприятие художественной литературы и фольклора:
— чтение произведений из сборника «Книга сказок и рассказов о липе», «Стихи о липе»;
— чтение русских народных сказок «Медведь — липовая нога», «Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и лапоть»;
— отгадывание загадок из альбома «Загадки про липку»;
— пословицы и поговорки о липе «Дерево лапотное да медовое»;
— конкурс чтецов «Славим липу»;
— настольный театр «Заюшкина избушка»;
— драматизация сказки «Как пчелка Анфиса липку искала»;
— просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).
Изобразительная:
— рисование «Деревья на нашем участке»;
— выставка «Липа в картинах русских художников» (И. И. Шишкин, Н. С. Крымов, В. Васильев и др.);
— рисование «Липовая аллея» (коллективная работа»);
Музыкальная:
— слушание песен о липе («Липа вековая«,
— слушание частушек «Ах, вы лапти-лапоточки» в исп. М. Мордасовой;
— хороводная игра «Ай, во поле липонька. «;
— игра на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки.).
Двигательная:
— подвижные игры «Липушка», «Пчелки»,
«Раз, два, три! К липе беги!»;
— динамическая пауза «Вырастали липки. «;
Работа в различных Центрах активности:
Центр искусства и детского творчества «Юные художники»:
— Подобрать раскраски по теме («Деревья», «Листья», «Лес»).
— Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации «В лесу», «Вырастала липка», «Веселые игрушки-матрешки».
Центр науки «Почемучки»:
— Опыт «Тонет — не тонет» (деревянные предметы).
— Определи на ощупь (ящик ощущений).
— Рассматривание гербария.
Центр » Мир книги»:
информация о
— деревьях наших лесов,
— деревьях — целителях, о древесине,
— что делают из липы,
3этап. Заключительный.
Организация и проведение выставки рисунков «Эта удивительная липа«.
Проведение развлечения «Посиделки под липой».
Используемая литература:
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2012г.
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М.: Баласс, 2011г.
3. Веракса Н. Е. Проектнаядеятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.:Мозаика-Синтез,2008г.
4. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» — М.: Издательство Гном и Д, 2001г.
“В гостях у Липки”.
(Летнее развлечение для детей 3–5 лет.)
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о дереве липе. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Подготовка к занятию: Дерево (на территории детского сада) украшается изделиями народных промыслов, игрушками-самоделками из мочала, матрешками и т. д. Под деревом находится столик, лавки-скамейки, на столе деревянная чаша с медом, деревянные ложки. Воспитатель – в русском народном костюме.
Ход развлечения
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Я – Марья-Искусница. Приглашаю вас в гости к моей подруженьке (под русские народные мелодии дети подходят к дереву). Как зовут мою подружку? Вы ее узнаете? (Обнимает дерево, загадывает загадки.)
Дети: Липа.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним, ласково потрогайте. (Дети здороваются с деревом.)
Дети: Здравствуй, липонька, здравствуй, милая!
Воспитатель: Давайте послушаем, как она здоровается с нами, тихо шелестя листочками. (Слушают.) Ой, подруженька, как ты нарядилась, желтым цветом обрядилась! Дай-ка мы тебя рассмотрим…
(Дети рассматривают крону: она пышная, округлая. Кора дерева темная, почти черная, на ощупь теплая, шершавая, на тоненьких веточках коричневая, блестящая, листочки формой напоминают сердечко.)
Воспитатель: Друзья, а что это за кудряшки у моей милашки?
(Ответы детей: это цветочки.)
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Светло желтые.
Воспитатель: Понюхайте их, как они пахнут?
(Дети рассказывают о своих ощущениях.)
Воспитатель: А чтобы дерево не качалось, от бури не сломалось, да на месте удержалось, что у него в земле?
Дети: Корни.
Воспитатель: Издавна на Руси почиталось, т. е. уважалось это дерево потому, что оно большой помощник человеку. Из него делали люлечки-качалки для маленьких, мебель, забавные игрушки, посуду. Из коры делали коврики, веревки, а главное – обувь,про которую я вам загадку загадаю: В лесу родились, руками плелись, на ногах сносились? Что это?
(Ответы детей: лапти.)
Воспитатель: Правильно, лапти! (Вместе с детьми рассматривают на картинке, как искусно они сплетены.)
Воспитатель: А вот и предметы, которые сделаны из липы.
(Рассматривает, рассказывает об этих предметах, затем печально вздыхает.)
Воспитатель: Вот и представьте, сколько деревьев погибало из-за того, что лапоточки быстро снашивались, а людям снова нужна была обувь и они опять сдирали с дерева кору и дерево погибало. Но сейчас уже лапти не носят, и наши деревья будут жить! Давайте мы с вами пожалеем деревце липку.
(Дети обнимают липу, говорят нежные, ласковые, успокаивающие слова.)
Воспитатель: Послушайте, как липка радуется, а давайте вокруг него станцуем хоровод и весело споем.
(Танцует, вовлекая детей в хоровод под народные мелодии.)
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые, лыком шитые,
Веселись-ка народ!
Тятька новые сплетет.
Воспитатель: А сейчас поиграем под липкой в подвижные игры.
(Проведение игры “Пчелки.)
Воспитатель: А зачем сюда пчелы прилетели? (Ответы детей.)
Воспитатель: Пчелы собирают сладкий сок-нектар с цветов липы, а потом откладывают в соты липовый мед. Ох, и вкусен липовый медок, а какой полезный! А вам дают горячее молоко с медом, когда вы болеете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мед липовый лечит не только простуду, но и раны заживляет. Друзья, вы в гости к липке пришли, а гостей всегда угощают. Подходите, берите липовые ложечки, да из липовых чашечек угощайтесь блинами с липовым медком.Недаром народ придумал поговорки:
Цветы – пчелкам, а мед деткам
Сладок мед, да ковшом его в рот!
Теперь вам понятно, почему это дерево называют “лапотным” да “медовым”?Про липу в народе говорят: “Дерево липа: обувает, кормит, поит (медовый квас, греет, лечит, помогает, да детишек забавляет”. Вот какое дерево чудесное.
(Воспитатель снимает с веточки письмо, читает.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все ж обижают –
Кору тонкую снимают.
Воспитатель: Друзья, давайте пожалеем деревце. Как мы будем о нем заботиться, охранять его?
Будем липку мы стеречь,
Наше деревце беречь.
Не забудем никогда
Сколько пользы и добра
Это дерево приносит,
А взамен лишь ласки просит:
“Не ломайте вы меня,
Поливайте иногда.
И тогда на радость вам
Я медку побольше дам”
Стихотворение П. Воронько “Липка”.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою,
Поливай меня!
Подвижная игра “Пчелки”.
Цель: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука “Ж”, развивать умение действовать по словесному сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.
Слова пчелки-мамы: Полетели пчелки собирать мед с липки.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, пчелки, домой!
Слова пчелок (детей):
Этот домик (эта липа) – домик наш,уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Движения:
– Пчелки (дети) летают по группе (вокруг дерева липы, размахивают руками и жужжат.
– Пчелки летят в улей, за стульчики (к липе). Медведь направляется туда же.
– Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.
Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Липа»
Программное содержание:
Познакомить детей с особенностями дерева липы.
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.
Развивать мышление.
Воспитывать у детей интерес к природе, экологическое мировоззрение.
Оборудование:
Липа (живое дерево или картинка).
Липовый мед.
Матрешка, лапти, изделия из лыка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным деревом. Название у него одно – липа,а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья. И все они заслужены липой. Но давайте разбираться по порядку.
Цветут липы поздно.Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек.И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
А какой мед получается! Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды.Недаром про липу есть такая загадка:
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок — на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Нужна земля, почва.
Нужен солнечный свет.
Нужна влага, вода.
Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?
А орешек, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти липа в пустыне? Почему?
Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли малюсенький «хвостик» с двумя листочками, торчащими в разные стороны. Никакого сходства с породившим его деревом. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу.
Красота всего парка,
Людям — тень, если жарко.
Липа – дерево дуплистое. Как вы это понимаете? Дерево с дуплом. А ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах? Птицы и звери.
Дикие животные с удовольствием поедают липовые орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Едят лесные жители также листья, кору и почки липы.
Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»
Липы выросли в лесу
И торопятся, растут.
(Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Встать на носочки, потянуться, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветви,
(Махи поднятыми руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, назад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Когда же липам отдых будет?
(Вращение туловищем)
Вот уж ветер затихает,
Липа ветви распрямляет.
(Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)
Люди тоже давно уже оценили липу и вовсю пользуются его дарами. О меде мы уже говорили. Листья, почки, цветки липы обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину липы. Древесина у нее мягкая, податливая, из нее легко делать изделия и инструменты не тупятся. В старину делали из липовой древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла липа на лодки, чашки, блюдца, ложки,а еще на разные поделки и игрушки: матрешки, липовые медведи и козлики.
В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты.
А еще в старину люди не могли обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. Знаете ли вы, что такое лапти? В старину лапти – это основная обувь простых людей. Каждый человек умел, если не плести, так хоть ремонтировать лапти.
В старину так бывало:
Дерево людей обувало.
Для того, чтобы получить лыко, нужно ободрать у липы кору. А это губит дерево. И со временем становилось все меньше и меньше лип.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
Давным-давно росли на Руси многочисленные леса из медового дерева липы – липняки. Но люди часто забывают, что они в гостях у природы, и ведут себя неразумно – только берут, ничего не давая взамен. Обдирали лыко и рубили множество лип, а вместо них не высаживали молодые деревца. Вот и не стало липняков – лесов из лип. А вы знаете, как называются другие леса, в которых растут в основном одни виды деревьев?
Дидактическая игра «Деревья и леса»
Сосняк – лес из … сосен.
Ельник – лес из … елей.
Дубрава – лес из дубов.
Березняк – лес из берез.
Ивняк – лес из ив.
Липняк – лес из лип.
Орешник – лес из ореховых деревьев.
Славянская легенда о Липе гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени Липа. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево ЛИПУ, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных.
А помните сказку «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»? Какая избушка была у зайчика? Лубяная, а это значит из липы. И прав был Зайчик из этой сказки, что оплакивал ее потерю. Липа дерево особое, доброе, домик из нее был теплым и уютным.
Это в сказке, а жизни, говорят, хорошо, если липа растет около дома: это приносит в дом спокойствие и счастье.
Вопросы:
1. Почему липу называют «царицей лета»?
2. Что вы узнали о липовом меде?
3. Как вырастает новое дерево липы?
4. За что любят липу лесные животные и птицы?
5. Как используют липу люди?
6. Что такое лыко?
7. Как вы понимаете выражение «В старину так бывало: дерево людей обувало».
8. Что такое «липняк»? Почему их осталось мало?
9. Какая есть легенда о липе?
Источник