Консультации для родителями по развитию эмоциональной сферы ребенка

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов и родителей ДО

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследовавших проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

В последние годы происходит реформирование системы образования (всё больше становится учреждений «Начальная школа-детский сад», появляются сады с прогимнастическими классами, центры образования, в которых есть дошкольные группы). Изданы и рекомендованы Министерством образования новые программы, разработаны оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений, к сожалению, явно недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. Однако, как справедливо в своё время указывали, лишь согласованное функционирование этих двух сфер, их единства способны обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания.

В настоящее время, благодаря усилиям учёных, методистов, критиков, работа с детьми в театральной деятельности получила научное обоснование и методические проработки. Учёные единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать.

Рассматривая труды учёных, педагогов, музыкантов, заметно, что проблема развития эмоциональной сферы детей в театрализованной деятельности изучена ещё не до конца.

Считается, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешние проявления.

Прежде чем говорить о состоянии эмоций в театрализованной игре, рассмотрим понятийный аппарат эмоциональности.

Эмоциональность, как свойство личности, упоминалась ещё Гиппократом. Первоначально эмоциональность чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость на эмоциональные ситуации).

Эмоция-это реакция всей личности на ситуации, к которым она не может адаптироваться, это поведение. В своём проявлении эмоция многокомпонентная. Это, прежде всего переживания как импрессивный компонент эмоционального реагирования. Любое переживание-это волнение, неспокойное состояние.

         Другой компонент эмоционального реагирования физиологический, его характеризует изменение вегетативных показателей (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания).

Третий компонент эмоционального реагирования экспрессивность. Экспрессия выражается через речевое, мимическое, пантомимическое, жестикуляционное средства, а также внимание к своей внешности. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимико-выразительным свойствам речи, мимико-выразительным движениям мышц лица. Владение выразительными движениями предполагают также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.

Как, отмечали, Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты — эмоциональные действия (подпрыгивания при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.).

Особую роль хотелось бы обратить на театрализованную деятельность в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребёнка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.

 «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»

«Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе».

Читайте также:  Развитие человека от ребенка до взрослого

О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Для ребенка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх – всегда праздник. Несомненно, что приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога.

Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, т.е. опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей способность осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика) перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с движением и т.д. Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать  чувство радости от своего и совместного творчества.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей, имеет большое значение для развития творческих способностей, формирует чувство коллективизма.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Также игра является одним из главных элементов театрального искусства, а одна из форм игры – театрализованные игры.

Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетные и образные игрушки, пальчиковые, конусные, плоскостные фигурки); непосредственные действия детей по ролям; литературная деятельность; изобразительная, музыкальная деятельность.

Театрализованные игры способствуют развитию эмоций детей, фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. Театрализованные игры названы так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Ребёнок в театрализованной игре передаёт своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремиться передать всё это так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно о творческом характере театрализованной игры говорят многие деятели искусства. советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда», как надо перевоплощаться. Известный кинорежиссёр писал: «Всякая детская игра-это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера (недаром искусство называется игрой). И так, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры — театральной иллюзией».

Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством.

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в значительной степени стимулирует совершенствование творческих способностей дошкольников. В этом возрасте одним из наиболее действенных мотивов в плане мобилизации волевых усилий ребенка является оценка действий взрослыми. Именно поэтому, для достижения хороших результатов, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

1. Дошкольник учится в игре.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого — к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

Развитие творческого потенциала ребенка-это, прежде всего развитие его души.

В воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств — сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления — все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом для воспитания личности ребенка.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Эмоциональное состояние, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Их значение в развитии эмоций в театрализованной деятельности велико. «Общение» со сказкой ребёнок получает ещё на раннем этапе его развития, когда он ещё не всё понимает из того, что говорит ему взрослый. Ведь в душе каждого ребёнка живёт сказка. Обращённые к сердцу ребёнка, сказки учат доброте, мудрости, оптимизму, любви ко всему живому, дают глубокие знания об эмоционально-духовном мире человека. Сказки — это реальность человеческих эмоций, чувств.

Читайте также:  Статья проблема культурного развития ребенка

В спектаклях не всегда всем детям достаются роли. Активность детей и участие бывает очень разным. Одни дети продумывают содержание спектакля, другие определяют в нём роль для себя, следующие, готовят костюмы, выбирают атрибуты. Каждый ребёнок, по мере своей возможности,  готовится к празднику — показу спектакля.

Мы живём в маленьком провинциальном городе и понимаем, что не каждый родитель имеет возможность свозить ребенка  в крупные города, посмотреть хороший, настоящий спектакль, в настоящем театре. Поэтому стараемся вовлечь наших детей заниматься театрализованной деятельностью в кружках, чтобы охватить как можно больше воспитанников.

А сейчас я хочу предложить вам маленький этюд, с помощью которого можно создать основные черты героя сказки. Включайте свою фантазию, и у вас все получится! (раздаются маски)

Я лиса, лиса, лиса.
Рыженькая я краса!
Очень я нарядная,
Милая, приятная!

Я зеленая лягушка,

Я болотная квакушка.
Люблю по камушкам скакать,
Бегать прыгать и играть!

Я мышка-норушка-

Розовое ушко.
Трудиться я люблю:
И печку истоплю,

Пирог я  испеку,
На чай Вас приглашу!

А я — лесной разбойник,

Я страшный серый волк.

И можете поверить мне —

 В зайчатах знаю толк!

Я зайчишка-молодец!
И немножечко храбрец.
Не бегу я от лисы, 
Волка дерну за усы!

Бурый я Топтыжка, 
Косолапый мишка.
Приглашаю выпить чаю, 
Сладким медом угощаю.

Источник

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму.

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.

Последнее время очень активно в нашу жизнь вошли современные гаджеты: компьютер, планшет, мобильный телефон. И, родители, зачастую дают ребенку пользоваться этими устройствами с самого раннего детства. Общение же со взрослыми и сверстниками уходит на второй план. Хотя именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств — важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работы по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставляет  нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д… .

• эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

• эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Читайте также:  Программы для развития ребенка год 8 месяцев

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшей группе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В младшем дошкольном возрасте дети с помощью мимики и жестов охотно показывают  различных животных: зайца, медведя, лису, волка. Именно эти животные являются основными героями детских сказок. Дети, уже могут  не только слушать сказки, но и зачастую показывать и рассказывать их. Существует очень много пособий «Расскажи стихи руками», когда с помощью движений вы показываете ту или иную строчку стихотворения. Во первых, дети быстро запоминают стихотворение, во вторых развивается эмоциональная сфера ребенка, раскрываются его театральные способности. К любому стихотворению движения можно придумать спонтанно вместе с детьми.

С помощью игр — пантомим дети младшего и среднего возраста могут показывать

Как мама:

— Укачивает ребенка;
— Подметает пол;
— Вытирает пыль с мебели;
— Моет посуду;
— Пользуется пылесосом;
— Накрывает на стол;
— Развешивает белье;
— Поливает цветы;
— Примеряет новую шляпку;
— Стирает;
— Набирает телефонный номер;

Показать следующие действия:

  • как вы чистите зубы;
  •  как вы стучите в дверь;
  • как вы показываете кому-то «Стоять!»;
  •  как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»;
  •  как вы ругаете балующегося ребёнка;
  • как вы прощаетесь;
  • как вы надуваете воздушный шар;
  • как вы расчесываетесь;
  • как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй.

Показывать отдельные сценки:

«Играю в снежки»;
«Снег попал за воротник, шею»;
«Снежок больно ударил по ноге»;
«Катаю большой снежный ком»;
«Иду на лыжах»;
«Катаюсь на коньках».
«Расчищаю дорожку от снега»;
 «Везу санки с малышом».

В старшем дошкольном возрасте  у детей формируются знания уже о более широком круге эмоций: радость, страх, злость, грусть, удивление, обида, жалость и т.д. Дети в играх-пантомимах  учатся  не только показывать эмоции, но и узнавать их. Происходит  самопознание  своего эмоционального состояния, а затем и состояния окружающих взрослых и детей.  

Дети 5-6 лет уже могут следующее:
Загадывать мимические загадки (отгадывают зрители).                                                                                                                Показывать различные состояния человека. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, спешит женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок, человека, у которого давят ботинки…

 Воспроизводить различные знакомые сказки (без слов). Показывать пластические этюды. Например: показать проявления одинаковых ощущений у разных зверей.

Как мы ведем себя если:

  •  солнечный свет слепит глаза;
  •  на улице мороз;
  •  разболелся живот;
  •  кто-то случайно наступил на ногу;
  •  пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.

Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
•полицейского;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• учителя;
• почтальона;
• сапожника;
•водителя;
• повара;
• доярки;
• балерину;

Таким образом, можно сделать вывод.

Если мы не будем спешить и достаточно времени уделим занятиям пантомимой, то это позволит ребенку углубиться в свой внутренний мир .Он начинает понимать, что для того чтобы что-то выразить или дать понять, вовсе не обязательно говорить. Это не только очень развивает ребенка, но и учит контролировать свои эмоции. Нужно учить детей средствам само- выражения без слов, загадывать  загадки, обыгрывать в пантомимах различные  ситуации. В дальнейшем они смогут создавать и проигрывать целые истории. Это будет очень хорошо развивать эмоциональную сферу ребенка, так как ему потребуется поставить себя на место другого человека, понять его, а это в свою очередь учит ребенка эмпатии (сопереживанию и сочувствию).

В пантомиме дети учатся более глубоко познавать свой внутренний мир, учатся друг у друга, таким образом, мы можем говорить о взаимообучении и взаимообогащении психоэмоциональной сферы.

С помощью пантомимы дети чувствуют себя более раскрепощенными в эмоциональном плане, появляется уверенность в себе.

Развивая  психоэмоциональную сферу ребенка, мы способствуем  становлению гармоничной личности. А для этого необходимо создать педагогическое  пространство  активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получит  опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

Источник