Личностное развитие ребенка это в педагогике

Личностное развитие ребенка это в педагогике thumbnail

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • — физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),
  • — психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),
  • — социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

  • 1. В единстве биологического и социального в человеке.
  • 2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе «сужения» потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Источник

Виктория Долгополова
Личностное развитие ребенка в образовательной деятельности

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности.

Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена. Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок учится управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.

Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”. То есть дошкольник не становится, а изначально является субъектом познания.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.

На занятиях педагогу необходимо:

• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;

• обеспечивать развитие речи и мышления;

• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;

• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;

• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;

• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий,педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.

Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий – личностно-ориентированный подход. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Для нивелирования негативных действий множества факторов риска для здоровья детей, логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию не только речевых расстройств, но и развития личности в целом. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельностия применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж; логоритмика, глазодвигательная гимнастика, мышечная релаксация.

1. Дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания оптимизирует кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Формирует произвольную саморегуляцию, что в свою очередь улучшает ритмику организма (сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д., а также развивает самоконтроль над поведением.

Я использую разные дыхательные упражнения в зависимости от лексических тем.

Упражнение «Дует, дует ветерок»

Дыхательный тренажёр сделан из картона, на котором внутри вырезано окно и нарисованы оконные наличники. На верхний край рисунка приклеена тонкая ткань. Дать ребёнку подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны.

Упражнение «Ладошки»

Давайте с вами проведем простое дыхательное упражнение «Ладошки» по системе Стрельниковой, которое эффективно не только для детей, но и для взрослых. Вдох – резкий, шмыгающий через нос, произвольный выдох через нос. Сжимаем пальцы в кулаки (8 раз).

2. Пальчиковая гимнастика, самомассаж. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления, что является одной из составляющих психоэмоционального здоровья.

Я использую разные пальчиковые гимнастики. Одно из тех,которые нравятся детям:

Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – “бутон”)

Распускают лепестки (разводят пальцы в стороны, запястья соединены – “раскрылся бутон”)

Ветерок чуть дышит (тихонько дуют на цветок)

Лепестки колышет (Качают “цветком”)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами “бутон”)

Головой качают (покачивают “бутоном” вправо – влево,

Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – “цветки спят”)

Утром ранним все цветки (вновь делают “бутон”, постепенно поднимают его вверх – “бутон” тянется к солнцу)

Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – “бутон” расцвел).

Удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм,но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления.

Согреем наши руки при помощи «волшебных» мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

Упражнение с Су – Джок

Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой качну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

3. Артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики – вырабатываются плавные полноценные движения органов артикуляции, необходимые для чистого произношения звуков. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка»;динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Маляр».

4. Логоритмика. В сотрудничестве с музыкальным руководителем я провожу логоритмические занятия. Сочетание музыки, ритма, движений, речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Способствуют развитию эмоциональности, навыков общения, расширению у детей словаря.

«Хлопья белые»

Хлопья белые летят.

(Руки поднимаем, опускаем)

Холоднее стало,

(Приседания.)

Только, зимушка, ребят

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Ты не испугала.

(Прыжки на месте.)

Нет! Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.

5. Глазодвигательная гимнастика. Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Зрительная гимнастика используется: для укрепления мышц глаз, для расширения поля зрения, улучшения восприятия.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Упражнение «Метелки»

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, снежок сметите,

Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

Упражнение для глаз «Белка и дятел»

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево,

Дятла вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).

Вот орешки: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).

И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

6. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, поможет снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Упражнение «Огонь и лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела.

Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию полноценной гармоничной личности.

Источник

Понятие личности в педагогике

Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.

Определение 1

Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.

Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.

Определение 2

Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.

Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.

Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.

Понятие процесса формирования личности

Определение 3

Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).

Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.

Определение 4

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).

Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.

Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.

В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.

Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.

Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.

В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:

  • Объективных
  • Субъективных
  • Природных
  • Общественных
  • Внутренних
  • Внешних

Замечание 1

Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.

Развитие личности

Определение 5

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.

В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».

Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.

По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.

Педагогические компоненты развития личности:

  • духовный
  • интеллектуальный
  • физический
  • социальный
  • моральный

Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.

Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.

Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.

Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.

Источник