Структура индивидуальной программы развития ребенка

Структура индивидуальной программы развития ребенка thumbnail

Èy?Ñ}D÷í$ꤒ÷Pên¢Dۉ¶ùc
A~ÌtP‘è.¢;‰î ºh+Ñmþœ×üVjåOD·PÞÍD7ÝHtÑõD×m!º–»†Z¹šè*Ê»’è
¢ÍD—S…Ë(u)Ñ%DSÞEÔʅDPÞùDçK´‰è*y6¥Ú‰Î»:“h#Ñ¿­t†ß6t:Ñz¿­tÑ©~›Ôæ·á0æ§ømC@ëˆÖRõ5Tïd¢Õ~[#hU_I´‚è$¢åDˈ–RÓK¨ú‰D‹ý¶Ð»jl!•@ÔJ4Ÿè¢yT¯…h.õ¬™ª75RÉ¢9DõDuD³‰fÑ gRÏfM§AO£¦kéF^¢©ÔÝ)t#µRCTMTETévƒ&û£Å&ù£Åã=ѽ4ÁÝ4žŠTóG#.àå”K4†œeþèu RôFP‰?úP±?º
Tä*&ròGáýÎGRj„ßZN4ÌoFQ¾ß:4Ôoõ‚†ø­Ó@ƒ)oQžßš
H%sýV1°~«Ø›9Dý©z?ºC6Q5֗¨5–I”A”N”æ·ŠYJ%rQ›½©ÍjÌI­8ˆ’©^Q»‘((Þo™ Šó[fbý–Ù «Q4Q/¢(ª`¥
rFE™‰Â©¤‰J†‘3”ÈHd
¡’z*©#§J¤q»æãèŠlpŠltü}8 üß~ø~ ¾¾¾…ÿïÀ7Èû鯀//€}ð|†¼¿!ý)ð ð1ðQÄÇ_#Z> öÂ÷>ø=à]à¤ß¿¼ üxÃøUs«c9Ýñ
ð2ôKæ,NjÀÀóȾgÍÏ@?
ýô“æO˜ç97·83ÏuìFÝGÑÞ#ÀÀ»{®„Ÿè¸?|‰ã¾ð¥Ž{×9vÀ=ðß
ì@ÞvämƒÏt >à.Ó*ǝ¦ÕŽ;Lk·›Ö:¶šÖ9nnþÜÜÜdêç¸|p=êÞbšï¸ú諁« ¯D[W ­Íhërø……D½ÐÞùaç…Mrœ6×±)ì&Ç9a·8ÎPÓ§«ùŽõÏjÏÉ[W{VyVxVn]á¹WÙÀš•3Ü#,ç
[nY/ó,ñ,ݺÄÖL^ҶķD7Ü·äý%
[ÂÃ:»wm[bO.»×,1[ÊNô,ò,޺ȳ°yçtp^þOËÖ¹žæüFOÓÖFOCþO}~gvþLϬ­3=3ò§y¦oæ©Í÷z¦¢ü”ügk§:¿ÒSµµÒ3)¢g»üò+ë“_æ)ÅàY¢%љ¨ZD&&¢’Ì΋ØÝö÷í_ÙuÌî³ï²«Q‘ Ž¥OdžÏş^¼÷BœâŽë“]ûBì{±_Æêz¹cûô/c1–gŒjc‹™PS¦qa qî`m¬ŽWzY¤GÚ6¥ôKßÀTîäüx¥“«F”ÙÎmŽ2õ.~0OÏ8?ŸÕdUtYU…Ï8yºŸéK«Wwå4_ș>æ™6ÝÛÁù¹µÚÏ%ø¢Å–hé36mbIE¾¤j¯_ݲ%©¨¶Â×&´Û­én¡ŠÔfÍZº|i–×=’Yß·~eUmY^°(‘‘ŽEº#TwDîвH³Ã¬ˆK·Yq›áã˟Sir˜O¡i’Iq›
‹Ëܦ~Ê~6Îmbœtç¬e³p™µtY–öAª–/É,៥ː_˵4ËúM£b ÙKaˤsÙo×úw7þ¯îÀ¾ÑOóŒîVNgÊzà4àT 
8X¬Ö ‘«UÀJ`p°X,N‹€…À ˜œ ÌZ€¹@3Ð4
À ¨f³€™À`:0
¨¼ÀT`
àj€j 
¨&“€‰À`

ŒÊ±À (J€b 
¸B`0†@>0yÀ@ ä ý~@6ôú ™@¤©€è
¤ NÀ$I@»`€x ˆb
ô¢ +`»À„& Œ€ô€nt7®*  `¬‘ÃÇ»€CÀOÀAà ð#°øøøøø;ð
ð5ðð%ð°øøøð)ð ð1ððWàCà/ÀÀ^à}à=à]ààmà-àMàÏÀÀëÀkÀ«Àààeà%àEààyà9àYààià)àIà àqà1`7ð(ðð0°xxx ¸¸¸Ø t÷ w;€íÀ6Àt >à.àNààv`+pp+ð’ààfà&àFààzà:`p-p
p5pp%p°¸¸¸¸¸¸¸¸ 888؜œ
´gg
À¬qtÇþçØÿûŸcÿsìŽýϱÿ9ö?ÇþçØÿûŸcÿsìŽýϱÿ9ö?ÇþçØÿ| €3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Ž3€ãà88Î Žýϱÿ9ö?ÇÞçØû{Ÿcïsì}Ž½Ï±÷9ö>ÇÞçØûÿêsø?ÜjÿÕø7¶tiÀLXÜìYŒ1Ã5Œu]tÔo˜Lf’°¥¬
_Ø&v{ˆ½Åæ°õP›Ùv3»•ùØÃì)öú?þ%ã·®Uú,½‡…°^ŒuèÞ×u3Щèṩ^:çO·¥û‹c|_t]Ôméê‰baZ]³ò2¼ç‡ºà•‹t÷‘V6BGj5¾6ÓuW×-ÇÌA%›Æ¦³l&«cõ#kaó03óY+[Àj©…È›‹k3R³µßjÔô‘R‹Øbí·‰–±åì$|‰ßJZH‰¼µôr¶_+Ù*¶šÌÖ°µë
ͳ9«µôJ`;+s*;MS’ɳžÎÎÀªmdg²³~3uÖaÕÎÎfç`ÏeçýªÞtTê||]À.Äóp1»„]Ê.Çsq%»êïešÿ
v
»ÏŒÈ»žk5%rïg³ìNv»[›ËÌ͈œ—fmcÖ`„ë{ô˜æoÅáÙZ‡±‹±µFºþÓzÔ8)0¢äz”¤VhD+k™‰ó1ÒGFD©K´ññöœ•ßòÊù¸ªÇÌ©¥„:ÖûkúRv5vàu¸ŠYêzhR×jº§ÿšÃe·hé؍ì&¬Å-š’Lž›¡oaÂÞ¾me·ãëˆî©ˆïdwh+çcÌ϶±íXÉ»Ù=¬SóÿVÞ/ù·üþޝì^vžÙ.œ4àKz€ï¡€w·æ£ô#ìQ¤E)J=ΞÀ õ4{†=Ë^`!õ¼v}©ÙËìö:7C½Ä>Åõ{Qÿ!‹`£ñíÿ½˜ç«Ø,6ëŸyºkúfc[º÷w¯èÞ¯ŽeͼäíX¥íì|ÇÞãëæ¦û€E³íÝß«3À™‡ÞÔ·t]ßý%ÓãÔª¾ŒSNeVÀ&°‰ì2ßYÞû™QJÆw찕”ûD¢0’b#ã¼Ø©SÌ÷$$ºî²Iµ–wò~Û
›z÷Ðó9‡ÞÝU³ç¼³÷ݽ–¯Ÿ·ääíݳ7w€Ý`¾§U»îi¬†ljU­…¢¾;´µÐ­6µ¢‘¸Â¬„糞ÏÉz>Íd
È­åÖ«†èÅ`ˆqõî¯ÎH’—7p”2xPº«w„¢ù
:J͘¬¨ÑÒ3Ji®¾üÓ4uÒ¡e«pJž>9!2Ú¢Wã¢úH³TOOÑ?É BT½Ñ9´¨wEkiï7
Ö$[LR”Ñ•cK²½¥8ð>â`±®õàÅjÈð…©êåaFEҙßwxJù”È^©—Åc4DYÃ3KfÚ`Km$ÚlÔÖ¡ ˜óÛÅ/¡bö“YËg?ˆ™w’8â,|‚Ã).fâÂqqšpéTú»3lnäÛÜÈ·ÙLÙ¢p¶(œ-
g‹ÂÙ¢pö½øVuïÚÍÒó:»?ن’௶Eجñ÷ÛÂ5þd›I°bq›·˜v™SBÆ·¹¹†Tí_¤+urS‡¡†î+ÔÖµ€çÌÜ«÷d‘ë”U@Z,sXBnÆ·­h»ÚØÞj©4ˆVü­hË[¨U(+¡s¥ôNl4$/eKœ¬òAý—Ë*ַשãŽüI
‘–wÝÛ§O,O_vqÃÀ˜¬Ñ}Ï(Íì:”?mœwqՐø‰icæW>`¸·8/9·jT_›#CwZ†#»fõ„þ5cò£ÂW-TxÎøÁ‰]3]Ã’zg˜w„£+?qh•øîÛ»„damF°×´u±ÔZ

Ö«w’#êïòŠIˆÔ«FS¨¢:nPõ‘ 1JµRcÔ©³±+‘h4Ãa9ô˜ø«ŒöC]:Ke™ìD1Þq±áéæN…»Ccӝð›ÒÃ:•ánKOK꛱?
¢
,ïÛтáû[Ô¡ùÈÉB¥£¦$#ÅpxN´“Tkp©)ê›Õ’ž’’mT§v¹«ta½R“Š‘ÏӅÇe$Ç»â¢LFu­rŸ;»&!B§†„‡îû,4܈A&ÚÔÇL•ãp
7¶u…‰ß濗yÓù×,ÆܑžwŸ¢2s(1ÛÄשŒÄxq}€£$í#KcÞw†¹=Ï¡={!öZö¤wKnÆÚ¡“öQ«¥Ñ÷]+J×q£þâq£Þ˜WêiÝõhtjj4Ϝ½nJv¯Ô!®¬ ½¿´õ+q뎂љ¶áö¡Õ%¾;¸$/‰ç
šR:°·%)E½1%©wIÃ茒aý»Œ}‹½ü
װ̘®‡ìýFtUdõëº1&k”8mt¥®×
`ƒÙ|1þ8–Ñ©Œr‡…ÇÌI*LR’zwò(·ÉÚ¬ìwæÈUr³;ùàÃw’ÅlM²jÂZ­Í¹Êþփ(£wž˜‹ÝYtèz¼!u¶ÀîïR[t²»&@{“®7&*Ÿ9´ÕJ٘¶m­9SÇ
OÅ&6˜ÒgºË–VfçLYQ>rêÈLsˆQ¯^ž”’’ØkÌYOvê³çŽ³$¦$¸R¢¬FGjòй—Îœsic^²+9Ě(ž{ñü„§ Š9Ø(Š>z)ˆ”hwhh܏öõ´æbZ÷ckD£Þþc«>°À´¶X¸kk豒?•·?¹é ¶ŒÖö‡×—ø2=[/8¿yCm¶â8çÙ
£iÅJOh]Õ9s‡ýôEnÓebmDÿ»Ð¿læ՞Ð,M´;:ÔÙËً…&üž¿ßܘ±?äÈsÉsž+(ÈÉ ~hE1süþVscvaH‡RžÅÇ>“®ë1Ý0˜B},Æ DL҆®:>׀‡ÓÆе™ß fÛ@ã1Xìÿ¶/r£ºÒ®W«JURIU*©JûÒÚZÝR·¤V·Ú½¨Û½¸7/ØØâ½ÛG€×àCÀ²B0`d’É“™¼á& ™1a‚‡LfI&ÿ

Источник

Модель создания индивидуальной психологической программы развития ребенка

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные личностные образования – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием ребенка для выявления отклонений в развитии, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. И чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком по устранению первичных нарушений в интеллектуальной сфере, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.

Одним из значимых показателей состояния и динамики психического здоровья детей раннего возраста являются результаты диагностики умственного развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимание в трудах Л.С. Выгодского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро и, особенно ценно, имеет высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции отклонений от нормы в развитии ребенка.

Важно определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это помогает грамотно составить индивидуальную программу коррекционного обучения и профилактического воздействия для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей, нуждающихся в такой помощи, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Основными целями коррекции психического развития ребенка могут быть:

— профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

— коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка может решать задачи следующего характера:

— развивать психические функции познавательного процесса (внимание, восприятие, мышление и т.д.);

— стабилизировать эмоциональную сферу ребенка и снизить частоту проявления негативных поведенческих реакций и т.д.

Программа индивидуального развития утверждается на педсовете МБУ. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов и педагогов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие педагогом.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка: 

1.  Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.

2. Диагностический этап — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

3. Коррекционно-развивающий этап — улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Индивидуальная программа развития ребёнка может включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума ребенка;

  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: — улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем в развитии ребенка.
    2. Разработка путей поддержки и коррекции.
    3. Составление индивидуальной программы сопровождения.
    4. Реализация намеченной программы.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в интернате

Главная цель составления индивидуальной программы — разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Структура индивидуальной программы сопровождения:

1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга, участниках реализации программы и др.)
3. Индивидуальный учебный план.
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты реализации программы за обозначенный период.
6. Рекомендации на следующий период обучения для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий его развития, анализ результатов диагностики, составление психолого-педагогической характеристики).
III этап: Подготовительный (определение задач, отбор содержания форм и методов коррекционно-развивающей работы на определенный период. На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация индивидуальной программы развития, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение психологом родителей и педагогов практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности реализации индивидуальной программы развития, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем).

Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.) Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ. 

Моцарт психологии Л.С.Выготский писал «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.

Литература:

  1. Диагностика прсихического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012.

Источник

Образец титульного  листа по ФГОС для детей с УО

СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Иванова Ивана Ивановича

(фамилия, имя, отчество)

Класс: 0

Индивидуальное обучение на дому

2016-2017 учебный год

    Ответственный за реализацию программы:

                                        Учитель:

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.  

Структура специальной индивидуальной программы развития включает: общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;

II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.

Характеристика отражает:

  1. бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
  2. заключение ПМПК;
  3. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
  4. особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
  5. состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
  6. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
  7. сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);  
  8. потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
  9. выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Читайте также:  Центр развития ребенка белоглинский район

V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо утрату предмета.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Пример

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основании:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), .;
  • Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;
  • Учебного плана  СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта

I.СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать _________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________

II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.

Характеристика отражает:

  1. бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
  2. заключение ПМПК;
  3. данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
  4. особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
  5. состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
  6. характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
  7. сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об окружающих предметах, явлениях);  
  8. потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
  9. выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

III.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1

Речь и альтернативная коммуникация

 2

2

Математические представления

 1

3

Окружающий природный мир

 1

4

Человек

 1

5.

Окружающий социальный мир (СБО)

 0,5

6.

Музыка и движение

0,5

7.

Изобразительная деятельность

0,5

8.

Адаптивная физкультура

0,5

9.

Коррекционно-развивающие занятия

1

Итого

8

Форма организации коррекционно-педагогической работы: индивидуальные занятия с учителем – дефектологом 8 часов в неделю по расписанию ОО  по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.

Читайте также:  Советы по развитию речи ребенка

IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерное содержание предмета

V.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                       VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ   ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей  ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
  2.  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
  4. Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

  • выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
  • показывать на себе части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
  • соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
  • выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

VII. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

В реализации СИПР  обучающегося принимают участие следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог.

VIII. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

тренинги,

психокоррекционные занятия,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации;

домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию мероприятий;

анонсы запланированных внеурочных мероприятий;

поощрение активных родителей.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ  И  ДИДАКТИЧЕСКИХ   МАТЕРИАЛОВ

Технические средства и дидактические материалы

Цель применения

X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Я, ____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил образовательной организации,  регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств,  связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка,  предупрежден(а).

Подпись родителя ______________________________________________________

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) _________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________