Личностно коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

Личностно коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.

Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

— умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

— знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:

— осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

— обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

— побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;

— передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативнаядеятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!

Основными задачами психолого –педагогической работы являются:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.

Задачи педагога:

1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.

Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.

— разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;

— беседы о прочитанной книжке;

— беседы пи рассматривании иллюстрации;

— обыгрывание игрушки;

— общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.

Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.

Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:

— трудовая; — конструктивная; — изобразительная,

которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.

Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.

Принципы развития коммуникативных способностей:

— принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

— разнообразие тематики и методов работы.

— максимальная активность детей.

— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

— компетентность педагога.

— принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

— принцип игровой подачи материала.

Читайте также:  Центр развития ребенка океша

Виды мотиваций в игре:

— социальный — создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.

— содержательный — формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.

— прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –

под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Источник

На чтение 6 мин.

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.

Что такое социально-коммуникативное развитие – определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.

Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).

Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.

В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в школьном возрасте

Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.

Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.

Источник

Коммуникативно-личностное развитие детей                                      с ОНР средствами рассказов из личного опыта

     В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является коммуникативно-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребенка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием. Целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность  ее общения  и совместимость  с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние  и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

       Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих:

— мотивационную («я хочу общаться»);

— когнитивную («я знаю, как общаться»);

— поведенческую («я умею общаться»).

       У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

— недостаточная инициативность  в общении,

— предпочтение пассивных ролей,

— неумение улаживать конфликты,

— не владение речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

       Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности  спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Трудности в общении проявляются в несформированности основных форм коммуникации.

    Формирование коммуникативной потребности у наших детей является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в работе мы уделяем

— развитию у ребенка потребности в речевом общении;

— формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.

Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной и речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы. Одним из направлений нашей коррекционной работы является активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению из личного опыта.

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираясь на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Мы составляли рассказы на темы: «Наш участок летом и осенью», «Как я провел выходной день», «Мое любимое животное», «У меня есть друг», «Осенний букет», «Что ты знаешь об осени», «Моя мама» и др.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни комаровский

       Родители наших воспитанников активно сотрудничают в данной работе. Они предоставляют свои фотографии семьи, их членов; фотографии, где  запечатлены посещение парков, детских центров, театров, Макдоналдса, прогулок в лес и т.п. С родителями провожу беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приемах, помогающих детям передать полученные впечатления от совместной деятельности родителей и детей, по созданию комментирующего текста под фотографиями. У детей формируется положительная установка на комментирование их действий в продуктивных и игровых видах деятельности. Дети постепенно овладевают комментирующей функцией речи. Фотографии и детские рисунки служат наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приема комментирования по следам своей деятельности.

       В дальнейшем продолжаю работу по формированию у детей  навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков. Например:

— о чем рассказывает фотоснимок?

— где происходит действие?

— какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии?

— какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

Дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припоминать случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как Дед Мороз мне подарок принес?» (ребенок рассказывает, к какому празднику получил подарок, каков он был); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его лучшим другом); «Дома я люблю заниматься …» (о любимых играх и занятиях). Перед составлением рассказа из личного опыта «Моя мама», выполняли с детьми игровое упражнение «Мама какая?». Затем рассматривали фотографии своих мам и рассказывали о своей маме по вопросам: «Как зовут маму? Где она работает? Чем она любит заниматься дома? Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?»

       Составление рассказов из личного опыта предполагает научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, делать графические зарисовки, опираться на схему, отображающую ход событий. Только пройдя через анализ конкретных ситуаций, в которых ребенок был сам активным участником, он может воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Детям предлагаю такие игры: «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку», «Как я собираюсь утром в детский сад». Цель этих заданий – составление последовательного рассказа на основе анализа собственных предметных действий или действий товарища.

       При работе над текстом важна четкая установка: прежде чем рассказывать что – либо, нужно мысленно «нарисовать» эпизод, который ляжет в основу сообщения.  «Мысленный рисунок» дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста. Особое внимание уделяю разработке специальных приемов обучения рассказам из личного опыта. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный «распорядок дня». Утром мы вместе с детьми планируем предстоящий день, обозначая условными картинками основные виды совместной деятельности и индивидуальных занятий. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания.

       Составление рассказов провожу после проводимых в детском саду утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок. Рассказ составляется коллективно, либо рассказ одного ребенка дополняется другими детьми. Составление рассказов на основе коллективного опыта можно проводить при помощи рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду.

       Анализ результатов обучения детей составлению рассказов из личного опыта показал, что у детей возникает желание поделиться своими впечатлениями, то есть появляется мотивация общения. Наличие фотографий и рисунков побуждает детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть  развиваются  когнитивная и поведенческая  составляющие коммуникативной компетентности. Дети упражняются речевыми способами выражать свое внутреннее эмоциональное состояние. В рассказах из личного опыта происходит самопознание, самоопределение ребенка в окружающем мире. Все это свидетельствует, что рассказы из личного опыта являются средствами социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Источник