Леонтьев а н развитие личности ребенка

имени Максима 
Танка 
 
 
 
 
 

Факультет
психологии 
 
 
 

Контрольная
работа

по курсу 
“Психология личности”

Анализ 
работы А.Н.Леонтьева “Формирование
личности”. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнена

                  студенткой 
                  заочного отделения, 1 курса, группы ППД-3

                  Пусковой 
                  Викторией Олеговной 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск,
2003.

План: 
 

  1. Развитие 
    связей ребёнка с окружающим миром.
    __________________3
  2. Деятельность
    субъекта как основа личности. _____________________4
  3. Процесс развития
    личности. ___________________________________6
  4. Осознание
    себя как личности.__________________________________9

    Литература.___________________________________________________10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Развитие 
    связей ребенка с 
    окружающим миром.

      “Уже
на самых первых этапах развития индивида
предметная действительность  выступает
перед ним через его взаимоотношения с
окружающими людьми и поэтому не только
со стороны своих вещественных свойств
и своего биологического смысла, но и как
мир предметов, которые постепенно раскрываются
для него человеческой деятельностью
– в их общественном значении” [2,378].

      А.Н.
Леонтьев говорил, что в младенческом
возрасте связи ребенка с окружающим
его предметами включены в общение 
со взрослыми. Общение это с самого
начала имеет структуру опосредствованного
процесса, но в ранних своих формах оно
опосредствовано не словом, а предметом.
Общение возникает благодаря тому, что
на заре развития ребенка его отношения
к окружающим предметам осуществляются
при помощи взрослого. Например, взрослый
приближает к ребенку вещь, к которой тот
тянется; взрослый кормит ребенка с ложки;
он приводит в действие звучащую игрушку,
подносит ее к ребенку или отнимает ее
у него и так далее. Иначе говоря, связи
ребенка с вещами первоначально всегда
опосредствованы действиями взрослого.
Другая сторона этих отношений состоит
в том, что действия, осуществляемые ребенком,
обращается не только к предмету, но и
к человеку [2]. Словом, по А.Н. Леонтьеву,
деятельность все более выступает как
реализующая его связи с человеком через
вещи, а связи с вещами — через человека.

      В
этой исходной ситуации развития ребенка 
содержится основа тех отношений, дальнейшее
развитие которых составляет часть 
событий, ведущих к формированию
его как личности. Первоначально 
отношения к миру вещей и к
окружающим людям слиты для ребенка между
собой, но дальше происходит их раздвоение,
и они образуют разные линии развития,
переходящие друг друга. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.
Деятельность субъекта
как основа личности.
 

      А.Н.
Леонтьев считал, что процесс формирования
личности может быть представлен как развитие
воли. Безвольное импульсное действие
– это действие безличное, хотя о потере
воли можно говорить только по отношении
к личности. Поэтому он полагал, что авторы,
которые считают волю важнейшей чертой
личности, с эмпирической точки зрения
правы. Однако, воля – это одно из выражений
личности. Основу личности составляет
то особое строение деятельности субъекта,
которое возникает на определенном этапе
развития его человеческих связей с миром.
По А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы
во все более расширяющейся для него действительности.
В начале это просто узкий круг непосредственно
окружающих его людей и предметов, чувственное
их восприятие и усвоение известного о
них, усвоение их значения. Но далее перед
ним открывается действительность, которая
лежит за пределами его практической деятельности
и прямого общения: развиваются границы
познаваемого, представляемого или мира.

      На 
известном уровне развития мотива сначала 
выступают как только «знаемые»,
как возможные, реально еще не побуждающее
никаких действий. А.Н. Леонтьев считал,
что для понимания процесса формирования
личности нужно непременно это учитывать,
хотя расширение знаний не является определяющим
для него; поэтому воспитание личности
и не может сводиться к обучению, сообщения
знаний.

      Формирование 
личности предполагает развитие действий
субъекта. Действия, все более обогащаясь,
вступают в противоречие с породившими 
их мотивами. В результате, как считал
А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов 
по цели, изменение их иерархии и рождение
новых мотивов – новых видов деятельности.
На этом этапе, продолжающимся вплоть
до подросткового возраста, процесс формирования
личности не заканчивается, он только
подготавливает рождение сознающей себя
личности.

      По 
А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды:
первый раз – когда у ребенка проявляются
в явных формах коли мотивированность
и соподчиняемость его действий, второй
раз – когда возникает его сознательная
личность. В последнем случае имеется
ввиду какая-то особая перестройка сознания.
Возникает задача – понять необходимость
этой перестройки и то, в чем именно она
состоит.

Читайте также:  Выготский социальное развитие ребенка

      Психическое
отражение, сознание уже не может 
оставаться ориентирующим лишь те или 
иные действия субъекта, оно должно
также активно отражать иерархию
их связей, процесс происходящего подчинения
и переподчинения их мотивов. Это требует
особого внутреннего движения сознания.

      В
движении индивидуального сознания,
считал А.Н. Леонтьев, теперь открывается 
движение еще в одном измерении.
Оно заключается в состоянии мотивов
друг с другом: некоторые занимают место
подчиняющих себе другие и как бы возвышаются
над ними, некоторые даже вовсе утрачивают
свою смыслообразующую функцию. Становление
этого движения и выражает собой становление
связей системы личностных смыслов –
становления личности. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.
Процесс развития 
личности.
 

      По 
А.Н.Леонтьеву, формирование личности
представляет собой процесс непрерывный,
состоящий из ряда сменяющихся стадий.
Поэтому, прослеживая последовательное
его течение, заметны лишь отдельные сдвиги.
Но если взглянуть на него, как предлагал
А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то
переход, знаменующий собой рождение личности,
выступает как событие, изменяющее ход
всего последующего психического развития.

      Существуют
многие явления, которые отличают этот
переход. Прежде всего перестройка сферы
отношений к другим людям, к обществу.
Если на предшествующих стадиях общество
открывается в расширяющихся общениях
с окружающими, то теперь это положение
оборачивается: окружающие люди все более
начинают выступать через объективные
общественные отношения. Переход, о котором
идет речь, и начинает собой изменения,
определяющие главное в развитии личности,
в ее судьбе. [3]

      Одно 
из изменений, за которым скрывается
новая перестройка  иерархии мотивов,
проявляется в утрате самооценки для подростка
отношений в интимном круге его общения.
В этот период происходит интенсивное
развитие внутренней жизни: наряду с приятельством
возникает дружба; меняется содержание
писем, в нем появляются описания переживаний;
появляются попытки вести интимные дневники
и появляются первые влюбленности.

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, следующие уровни развития
отличают более глубокие изменения.
Явления, которые возникают на этом уровне
еще более сложны и могут быть трагическими.
Но чем более открывается для личности
общество, тем более наполненным становиться
его внутренний мир.

      Процесс
развития личности всегда индивидуален
и не повторим. В зависимости от конкретно-исторических
условий, от принадлежности индивида к
той или иной социальной сфере он протекает
совершенно по-разному. А.Н.Леонтьев полагал,
что на этом уровне прошлые впечатления,
события и собственные действия субъекта
становятся предметом его отношения, его
действий и поэтому меняют свой вклад
в личность. Одно в этом прошлом лишается
своего смысла и превращается в способы
его деятельности: способности, умения,
стереотипы поведения; другое открывается
ему совсем в новом свете и приобретает
другое значение; наконец, что-то из прошлого
психологически перестает существовать
для субъекта, хотя и остается в складах
его памяти. Возникающая переоценка установившегся
в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает
с себя груз своей биографии. Это свидетельствует
о том, что вклады прошлого опыта в личности
стали зависимы от самой личности.

Личность 
создается объективными обстоятельствами,
но не иначе, как через целокупность
его деятельности, осуществляющей его
отношения к миру. Её особенности, как
считал А.Н.Леонтьев, и образуют то, что
определяет тип личности. Анализ формирования
личности приводит к проблеме общего подхода
в исследовании этих вопросов.

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, первое основание личности
– это богатство связей индивида
с миром. Речь идёт действительных,
а не об отчуждённых от человека отношениях,
которые противостоят ему и подчиняют
его себе.

Другой,
важнейший параметр личности – это 
иерархизированности деятельностей,
их мотивов. Иерархии мотивов существуют
всегда на всех уровнях развития. Они-
то и образуют самостоятельные единицы
жизни личности. Когда имеют в виду главный
мотив, побуждающий человека, то обычно
говорят о жизненной цели.

      Самый
сложный параметр личности – это 
общий тип её строения. Мотивационная 
сфера человека никогда не напоминает
застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута,
эксцентрична по отношению к актуальному
пространству исторической действительности,
и тогда говориться об односторонности
личности. И наоборот, она может быть многосторонней,
включающей широкий круг отношений. Но
в обеих этих случаях, считал А.Н.Леонтьев,
она необходимо отражает объективное
несовпадение этих отношений, противоречия
между ними, смену места, которое они в
ней занимают. Структура личности представляет
собой относительно устойчивую конфигурацию
главных мотивационных линий. Речь идёт
о направленности личности. Служение избранной
цели, идеалу вовсе не исключает других
жизненных отношений человека, которые
формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная
сфера личности, как образно говорил А.Н.Леонтьев,
всегда является многовершинной. Внутренние
отношения главных мотивационных линий
в лелокупности деятельностей образуют
как бы общий “психологический профиль”
личности. Иногда он складывается как,
уплощённый, лишённый настоящих вершин,
тогда малое в жизни человек принимает
за великое, а великого совсем не замечает.

Читайте также:  Социальная сфера развития ребенка

      Многообразные
отношения, в которые человек 
вступает в действительности, являются
объективно противоречивыми. Так, возникшее 
отделение внутренней теоретической 
деятельности от практической приводит
не только к односторонности развития
личности, но может породить психологический
разлад, расчепление личности на две посторонние
друг – другу сферы – сферу её проявлений
в реальной жизни и сферу проявлений в
жизни, которая существует только илюзорно,
только в аутистическом мышлении.

      Итак,
согласно А.Н.Леонтьеву, теоретический 
анализ позволяет выделить три основных
параметра личности: широту связей
человека с миром, степень их иерархизированности 
и общую их структуру.

      Характеристика 
структуры личности лежит в соотношении
разных систем сложившихся жизненных
отношений, порождающих борьбу между ними.
Предметно- вещественные потребности
насыщаемы, и их удовлетворение ведёт
к тому, что они низводятся до уровня условий
жизни, которые тем  меньше замечаются
человеком, чем привычней они становятся.
”Поэтому личность не может развиваться
в рамках потребления, её развитие необходимо
предполагает смещение потребности на
созидание, которое не знает границ” [1,226]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.
    Осознание себя как
    личности.
     

       
Последний теоретический вопрос,
на котором останавливался А.Н.Леонтьев,
это вопрс об осознании себя 
как личности. Познание себя всегда 
начинается с выделения внешних 
свойств и является результатом 
сравнения, анализа и обобщения, выделения
существенного. Индивидуальное сознание
– это не только знание, не только система
приобретённых значений, понятий. Ему
свойственно внутренние движение, которое
отражает движение реальной жизни субъекта;
А.Н.Леонтьев видел, что только в этом движении
знания обретают свою отменность к объективному
миру и свою действенность. Так же обстоит
дело, когда объектом сознания являются
свойства, особенности, действия или состояния
самого субъекта; в этом случае тоже следует
различать знание о себе и осознание себя.

      Знания,
представления о себе накапливаются 
уже в раннем детстве; в неосознаваемых
формах они и у высших животных. Совсем
другое дело – самосознание, осознание
своего Я. Это и есть результат, продукт
становления человека как личности. Психологическая
проблема Я возникает, как только человек
задаётся вопросом о том, что он знает
о себе, относиться к этой реальности.
Несовпадение Я и того, что предоставляет
субъект как предмет его собственного
знания о себе психологически очевидно.
А.Н.Леонтьев считал, что психология, исходящая
из органистических позиций, не способна
дать научного объяснения этого несовпадения.
Таким образом проблема самосознания
личности, осознания Я остаётся в психологии
нерешённой [1].

Источник

Основные положения данной теории сводятся к следующему.

А. Н. Леонтьевым были определены и этапы развития личности, в общем смысле отраженные в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте, знаменуя формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение неосознанных побуждений и влечений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Возможно определение временных рамок «первого рождения»: оно начинается ориентировочно в возрасте 3 лет и продолжается вплоть до младшего школьного возраста. Следовательно, это не единовременный, а достаточно длительный процесс.

Отдельно необходимо описать выявленный в процессе одного из экспериментов А. Н. Леонтьевым «эффект горькой конфеты». В данном исследовании принимал участие ребенок-дошкольник. Суть эксперимента была сведена к следующему. Перед ребенком было поставлено задание: достать со стола предмет, не вставая с места, при том, что стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз за успешное выполнение задания ребенок получал конфету. В течение того времени, пока взрослый контролировал процесс, ребенок справлялся с заданием, как и необходимо – не вставая с места. На середине эксперимента взрослого якобы просили ненадолго выйти из кабинета, взрослый выходил (на самом деле он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок оставался один, чтобы достать предмет, он просто вставал с места, подходил его и брал. Взрослый, вернувшись в комнату и обнаружив предмет в руках ребенка, предложил ему конфету за правильно выполненное задание. Но ребенок сначала отказался от награды, а потом, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Читайте также:  Основные требования фгос к воспитанию и развитию ребенка

А. Н. Леонтьев предлагал следующее объяснение данному феномену. Любое действие ребенка является объективно вписанным в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок – взрослый», другим – «ребенок – предмет». А в связи с тем, что любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано лишь в формате деятельности этого субъекта, движимого конкретным мотивом, А. Н. Леонтьев указывает, что действие ребенка по-разному соотносилось с двумя значимыми для него мотивами: желание взять предмет (так как за него предполагается награда), но социально одобряемым образом его получить достаточно сложно (а ребенок в таком возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил награду за «правильно» выполненное задание, ребенок переживал конфликт мотивов, в связи с чем конфета для него была «горькой» относительно личностного смысла.

Данный эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс соподчинения мотивов, при этом наиболее важными представляются именно социально значимые мотивы, отражающие следование социальной норме.

«Второе рождение» личности

Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».

В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания.

Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека.

Рассматривая данный показатель, выделенный А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще больше сузить объем понятия «личность», указав, что личностью может быть назван лишь индивид, способный на такой поступок.

Таким образом, после «первого рождения» еще нельзя говорить о личности, а лишь о социальном индивиде, который способен воспринимать социальную норму в качестве значимого внутреннего регулятора поведения, но не задумывается при этом о потенциально возможных иных социальных нормах.

Однако социальный индивид не всегда становится личностью, так как этап «второго рождения» предполагает повышение уровня ответственности и самостоятельности личности, следствием которого может быть выявление новых проблем субъекта.

Одной из таких проблем может выступить, например, обладание большей свободой деятельности, к которой субъект не привык – и потому бежит от нее (одна из книг рассматривавшего эту проблему Э. Фромма так и называлась – «Бегство от свободы»). Тем более что индивид, решившись на поступок, всегда рискует ошибиться, выбрав не самую удачную стратегию поведения.

Источник