Лекция о развитии речи ребенка

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка

Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской речи факт, что первые фразы ребенка совершенно стереотипны и представляют собой воспроизведения словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими людьми. Это фразы, подобные следующим: «иди сюда»; «дай мне» и т. д. М. М. Кольцова указывает, что для детей 2-го года жизни подобные фразы являются не-расчлененными единицами речи, только в возрасте 2 лет и старше ребенок начинает более свободно использовать слова во фразе, комбинируя их различным образом.

Н. И. Чуприкова констатирует, что таким образом можно отметить еще одно направление дифференциации в развитии речи ребенка, которое характерно для этапа двусловных предложений: выделение отдельных слов из первоначально целостно-интегральных высказываний. Только при этом условии слова могут объединяться как относительно независимые единицы в новые разнообразные высказывания. И у более старших детей вновь обнаруживаются стереотипность и нерасчлененность целостных речевых образований, теперь уже более крупных, соответствующих некоторым законченным текстам. Исследования показывают, что дети испытывают большие трудности в разбиении текстов на отдельные смысловые элементы. Только в возрасте примерно 6 лет все дети начинают правильно отвечать на разные вопросы, вычленяя соответствующие им элементы текста, что говорит о достигнутой более высокой степени аналитико-расчлененного восприятия текста.

Как указывает Н. И. Чуприкова, в раннем возрасте речь ребенка непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, и с ситуацией общения. Только постепенно речь высвобождается из конкретной ситуации, и у ребенка развивается способность передавать в речи множество содержаний, не связанных с непосредственной деятельностью его и собеседников, а также не связанных с непосредственно наблюдаемыми событиями.

Отсюда выделение двух форм речи – ситуативной и контекстной. Согласно выводам Н. И. Чуприковой, ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается исключительно речевыми средствами в самом контексте высказываний и поэтому понятно слушателю вне учета им той или другой ситуации. Несмотря на то, что во всех возрастных группах в определенных условиях могут наблюдаться черты и той и другой речи, все же показатели ситуативности заметно снижаются на протяжении дошкольного возраста, а показатели контекстности, наоборот, нарастают. Таким образом, идет процесс выделения собственно речевых средств из первоначального комплекса, объединяющего речевые и неречевые средства передачи содержания сообщений. С этим связана также дифференциация речи на диалогическую и монологическую, выделение монологической речи из диалогической, которая является первичной формой речи ребенка.

Контекстную и ситуативную речь нельзя противопоставлять друг другу. Любая речь в той или иной форме имеет контекст, пусть даже не столь понятный слушателю сколь понятный самому рассказчику, и любая речь обладает той или иной степенью ситуа-тивности либо в виде описания какой-либо конкретной ситуации, либо в виде понимания некой общей, абстрактной ситуации, как зарождение некоего течения и т. д. Две эти составляющие речи всегда находятся во взаимосвязи, и по ходу развития ребенка, по мере овладения им возможностями контекстной и ситуативной речи, в зависимости от ситуации, одна составляющая речи становится более ярко выраженной, не перекрывая при этом вторую, выступающую в качестве дополняющего элемента.

Общение ребенка на ранних этапах его развития сводится к общению с родителями и близкими причем на вполне конкретные темы – удовлетворение возникающих потребностей. В связи с этим, речь ребенка – на начальных стадиях – является ситуативной, так как ребенок говорит о конкретном месте, конкретном предмете и конкретном его применении. И по мере взросления у ребенка возникают менее конкретные потребности, все более осложняются мыслительные процессы, и в общении он уже может приводить примеры, добавлять подробные описания, т. е. включать в свою речь контекст. И по мере взросления речь ребенка не перестанет быть ситуативной, и, если он рассказывает о конкретном событии, к оборотам речи, необходимым для непосредственного описания времени, места и действа, добавятся контекстные обороты – примеры, аналогии, описания и т. д.

Переход к контекстной речи, как основной, у ребенка происходит постепенно. Вначале он не видит никакой необходимости пояснять что-либо. Он сказал, и если его не поняли, будет повторять то же самое, что и говорил. По мере взросления, он начинает понимать необходимость того, чтобы его поняли. Поэтому он добавляет уточняющие обороты, вначале на примитивном уровне – вместо «Она поиграет» уже «Пусть она – эта девочка – поиграет». Ребенок интуитивно строит свою речь, исходя из ложного представления, что все знают то же, что и он. Соответственно, все должны понимать что «она» – это «девочка», а «он» – это «шарик». Но постепенно он начинает анализировать поведение слушателей и осознает необходимость того, чтобы его поняли, и вносит в свою речь уточнения.

По мере развития речевой функции происходит еще одна крупная дифференциация двух ее форм, которая была убедительно основана Л. С. Выготским в его полемике с Пиаже по вопросу о природе эгоцентрической речи. В нескольких убедительных экспериментах Выготский показал, что, вопреки мнению Пиаже, так называемая эгоцентрическая речь ребенка является на самом деле речью социально направленной, т. е. обосновал тезис об изначальной социальности детской речи. Выготский также сформировал представление о первичной изначальной слитности у маленького ребенка двух форм речи, которые явно дифференцированы у взрослых: речи для других (внешняя звуковая речь) и речи для себя (внутренняя беззвучная речь). Выготский говорил о возрастной дифференциации этих двух речевых функций, об обособлении речи для себя и речи для других из общей нерасчле-ненной речевой функции, выполняющей в раннем возрасте оба эти назначения почти совершенно одинаковым образом. С этой точки зрения то, что Пиаже назвал эгоцентрической речью, это уже в какой-то мере выделившаяся в функциональном и структурном отношении внутренняя речь, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи. Иначе говоря, эгоцентрическая речь – это смешанная, переходная форма. По своей функции она уже в определенной мере отделена от социальной речи. С психологической стороны это также уже самостоятельная форма речи, однако не до конца, так как не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других. По мере развития строение и способ деятельности внутренней речи становятся все более определенными, все больше отличается она от речи внешней. В конце концов, отмирает ее внешняя звучащая сторона, и эгоцентрическая речь окончательно превращается во внутреннюю. Так заканчивается достаточно длительная дифференциация двух видов речи из их общего источника. (По материалам Н. И. Чуприковой.)

Читайте также:  Анкета для родителей физическое развитие ребенка

Речь как основной механизм взаимодействия с обществом выполняет следующие функции:

1) коммуникативная – это функция речи, отражающая ее роль в общении. Посредством речи человек общается, начиная с детства, когда его речь ситуативна и выражает необходимый минимум информации, зачастую непонятной окружающим, заканчивая взрослой полноценной речью, являющейся гибким механизмом общения с отдельными индивидами и с обществом в целом;

2) планирующая – с точки зрения этой функции, речь выступает в качестве средства планирования и регулирования поведения ребенка;

3) знаковая – речь дает возможность заменить отсутствующий предмет неким знаковым смыслом, раскрывающим функциональное назначение указанного предмета;

4) экспрессивная – эмоциональность речи, самая ранняя и самая главная ее составляющая. Маленький ребенок, еще не умеющий скрывать свои эмоции и не видящий в этом необходимости, наполняет свою примитивную речь эмоциональным контекстом, позволяющим взрослым интуитивно понять о чем идет речь. Экспрессивность речи делает ее выразительной, интуитивно более понятной и интересной.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Развитие речи
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения

Развитие понимания речи
Эта работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью.Дело в том, что у аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука,

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника
В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Как социум влияет на развитие речи ребенка
Так значит, мир ценностей — того, что хорошо и что плохо, — у мальчиков и девочек различен. Но задан ли оу от рождения, или его определяет семья, детский сад и даже то время, в котором живет ребенок, тот социальный уклад жизни, в

Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти

Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями —

Развитие речи
Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
Выразительность и эмоциональность речи является важной ее составляющей. Часто речь ребенка содержит множество восклицаний, резких прерываний, многократные построения, ускорен-ность темпа

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
В. М. Бехтерев указывает, что вопрос о том, какое влияние на личность оказывает окружающая ее природа, очень широк. В частности, не подлежит сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более

Читайте также:  Цели задачи развития ребенка раннего возраста

Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие.

Развитие речи
Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда

Источник

Онтогенез детской речи

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

(Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов).

Содержание дисциплины устанавливается Государственными образовательными стандартами (так же как для всех дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении). Выдержка из государственного образовательного стандарта: «Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.».

В процессе изучения дисциплины «Онтогенез детской речи» реализуется принцип концентрического обучения и межпредметных связей (повторения изученного материала на более сложном уровне при изучении других дисциплин) — анатомия и физиология речевых систем, введение в логопедию, логопедия, психолингвистика и др.

  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Жукова Н.С., Логопедия.
  5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  6. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  7. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  8. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  9.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  10. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.

Основные понятия курса «Онтогенез детской речи»

Онтогенез – последовательность развития чего-либо (органа, функции, строения) у организма от зарождения (то есть ещё до рождения) до смерти. Применительно к данной дисциплине – последовательность развития разных сторон речи у ребенка от рождения до 7-ми лет.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Речь – устная, письменная, внутренняя (во время мышления), жестовая, дактильная (пальцами).

Язык – система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык.

Движущая сила развития речи – потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Функции речи

  1. Коммуникативная – общение.
  2. Номинативная (назывная, сигнификативная) – дающая название предмету.
  3. Индикативная – указывающая на предмет.
  4. Интеллектуальная – носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина).
  5. Функция социализации – приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя)
  6. Регулятивная – внешнего контроля поведения.
  7. Рефлексивная – самоконтроль. (И.А. Зимняя)
  8. Экспрессивная – отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов).

Речевой навык – речевое действие, достигшее совершенства, автоматизма — наиболее оптимальное для выполнения речевой операции. (В.И. Яшина). Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Речевое умение – начальный этап развития навыка, его более низкая ступень, не достигшая степени совершенства. (В.И. Яшина) Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Виды речевых умений

  1. Умение говорить – излагать свои мысли в устной форме.
  2. Умение аудировать, то есть понимать речь в её устной форме.
  3. Умение излагать свои мысли в письменной форме.
  4. Умение читать – понимать речь в её графическом отображении.
  5. И др. (В.И. Яшина)

Первый крик – результат подкорковой  стволовой оборонительной реакции – скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры.

Не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций.

Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы — аоэ.

Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия.

Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого – издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого) происходит около 2-х мес. после рождения.

Гуканье — ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных,  коротких  звуков (см. агуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Агуканье — ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных,  коротких  звуков (см. гуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Гуление – певучие, голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, согласноподобных звуков, чаще:

  1. заднеязычных (т. к. при положении «лежа» голова запрокинута и язык «западает в глубь рта + повышенный тонус артикуляционных мышц = язык в виде комка, оттянутого кзади, то есть звуки похожи на К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ);
  2. губных – от постоянно «срабатывающего» сосательного рефлекса (носогубный, дистантный губной, лобно-губной, ладонный = рефлексы орального автоматизма то есть звуки, похожие на П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, ).
  3. К гулению можно отнести звуки кряхтения, радостного «повизгивания».

Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера, которые появляются на 2-ом мес. (4-6 мес. данные разных авторов) жизни в виде разнообразных несложных звукокомплексов (вначале гуление), постепенно звукокомплексы усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов (па-па-па); при тяжелых нарушениях развития лепет появляется позже и носит менее выраженный, развернутый характер. Расцвет лепета – около 8 мес. (4-5 сегментов (слогов во время одного повтора), иногда до 12). Затем идет спад количества сегментов, к 1 г. и 2-3 мес. остается 2,5 сегмента, что характерно среднему количеству слогов в русских словах — 2-3. Лепет переходит в лепетные псевдослова (неустойчивые) – мама, папа, баба, дядя… Также, после 8-ого мес. из лепета начинают исчезать звуки, не свойственные родной системе языка, появляются новые, по образцам взрослых.

Читайте также:  Развитие индивидуальности ребенка с овз

При движении мышц во время лепетных образований, ЦНС получает комплекс тактильно(осязательный)-кинетико(движение)-кинестетических(положение) сигналов; через долю микросекунды ЦНС получает аутослуховые (исходящие от себя) сигналы. Вместе тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые  раздражители закладывают базу для возникновения речи – в ЦНС появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых (отличие – если речь чужая, то вначале в ЦНС поступают слуховые раздражители, а затем их «догоняют»  тактильно-кинетико-кинестетические). Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и следовательно в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять.

При общении со взрослым, наблюдаются явления эхопраксии и эхолалии. Успешность развития речи зависит от сохранности зрения и слуха.

Наблюдается аутоэхолалия – ребенок по долгу повторяет один слог и сам вслушивается в производимые звуки.

Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Псевдослово – неоформленные, ложные слова, не имеющие постоянного звукового наполнения.

Эхолалия – повторение за кем-либо элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз)

Эхопраксия – повторение за кем-либо движений.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков (голос + дыхание + артикуляция).

Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу (разложению) и синтезу (объединению) звуковой структуры слова. Анализ — ребенок определяет первый, последний звук в слове, устанавливает последовательность звуков в слове, их количество, где находится звук в слове (в начале, середине, конце). Синтез – составляет слова из звуков – Н+О+С = нос.

Фонематический слух – это составляющая часть физического слуха, это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать, соотносить, сопоставлять и узнавать фонемы родного языка. Ребенок способен определить наличие звука в слове, различать слова и слоги, отличающиеся 1-2-мя звуками (мошка-кошка-вошка; ла-ра-ла), выполняет задания на раскладывание картинок по стопочкам с 2-мя звуками, хлопает в ладоши, если слышит звук в слове. (Волкова, Филичева).

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова (количество, последовательность, местоположение звуков). Широкое понятие, включающее в себя и фонематический слух и фонематический анализ / синтез (Филичева).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 

Просодика – характеристики выразительности речи (высота, сила, длительность).

Ритмико-слоговая структура речи – последовательность расположения  и количество слогов в речи в сочетании с темпом произнесения и паузацией.

Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон

Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи

Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи

Грамматический строй речи (далее ГСР) – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку – правильное употребление приставок, суффиксов, окончаний, расстановку слов в предложении.

Словообразование – образование слов с помощью приставок и суффиксов (лес-лесок-лесник; приехал, уехал).

Словоизменение – изменение формы слова с помощью окончаний(белый-белая; пришла-прише;, один-одно; стулом-на стуле).

Синтаксис – правила построения предложений (простых, распространенных, сложноподчиненных и др.). 

Связная речь – достаточно протяженный отрезок речи, состоящий из нескольких частей, характеризующийся последовательностью, логичностью, законченностью

Монолог – речь одного человека, состоящая из нескольких частей, характеризующаяся последовательностью, логичностью, законченностью

Диалог – речь двух и более людей.

Общее недоразвитие речи – системное нарушение речи, характеризующееся поражением нарушением всех речевых компонентов (звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи, связной речи)

Сензитивный / сенситивный – период наиболее благоприятный для развития какой-либо функции

Понятие сензитивных периодов

Период от 1г. до 6-ти лет весь считается сензитивным (особо удачным, чувствительным) для развития речи.

Гиперсензитивные фазы

1-1,5 лет – быстрое накопление словаря. Основа последующего произношения, ГСР и связной речи.

2,5- 3,5 – овладение фразовой речью. Переход от конкретных к отвлеченным формам мышления. То есть от мышления только о том, что вижу или делаю прямо сейчас, к мышлению о том, что уже прошло или только будет или мышление о понятиях, которые нельзя потрогать – дружба, хорошо, завтра.

5-6 лет – формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста.

Дофонетические универсалии – крики новорожденных, которые не подходят под термины гуканье, гуление, лепет. Охватывает период новорожденности – 0 – 10 дней и младенчества – 10 дней – 1 год.

Мой сайт https://nsportal.ru/olga-gubareva 

Мой блог https://idi-k-nam.ru/profile 

Группа в  «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия»

 

Источник