Кто занимался творческим развитием ребенка

Кто занимался творческим развитием ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Яцкова, О. Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века / О. Ю. Яцкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1683/ (дата обращения: 04.08.2020).

Жизнь в
современном информационном обществе новой культуры сопровождается
быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением
его объемов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых
членов общества таких качеств, как инициативность, изобретательность,
предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения,
а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.
Поэтому проблема развития творческих способностей детей и воспитания
активной личности на протяжении всего детского периода жизни человека
остается актуальной на современном этапе и внимание к ней усиливается
во многих странах мира.

Мысль о
самоценности детства, высказанная еще в XVIII
веке Ж.Ж.Руссо нашла свое отражение во взглядах многих педагогов
альтернативной педагогики, которая была создана в XX
веке в противовес традиционной педагогике.

Одним из представителей
альтернативной педагогики является А. Ферьер (1879-1960).

«Ребенок
есть не совершенный взрослый, он является в каждом отдельном возрасте
законченным в себе существом» — писал он. А.Ферьер является
сторонником новой школы нового воспитания, отстаивая идею о школе
деятельности, действия, где ребенок находится в центре всего учебного
процесса [1].

Именно в таких условиях
возможно наиболее полное раскрытие способностей и творческих сил
ребенка, поскольку основаниями такой школы является гигиена,
энергетика (обучение ребенка управлять собой), учет интересов
ребенка, дух солидарности и общность труда.

На основе интересов
личности А.Ферьер предложил собственную возрастную периодизацию.
Школьный возраст охватывает три периода: 6-9 лет (период
непосредственных интересов), 10-12 лет (период развития конкретных
интересов); 13-15 лет (период развития абстрактных интересов).

Интерес –
явление динамичное, школа должна отказаться от многопредметности и
дробления материала, особенно в младших классах, когда закладываются
основы будущей увлеченности учением [1].

Теория интересов нашла свое
развитие и во взглядах О.Декроли (1871-1932). Достижениями этого
педагога можно считать открытые им три принципа «школы через
всю жизнь»: интерес, самодеятельность и самостоятельность. Им
была разработана система самообучения, саморазвития ребенка [1].

Э. Кей (1849-1926)
предлагала для развития творческих способностей ребенка использовать
помимо школьного обучения семейное воспитание, выстраиваемое на
методе естественных последствий, объединить обучение с реальной
жизнью, включать детей в различные виды творческой деятельности. Для
развития творческих способностей ребенка главное организовать среду,
с которой взаимодействует ребенок, создать условия для упражнения
природных сил в реальной жизни.

По сравнению с теорией
свободного воспитания XVIII
и XIX
века учение о свободном воспитании ребенка Э. Кей отличалось
новизной, поскольку это учение предписывало соблюдать и защищать
права ребенка [1].

До
настоящего времени остается популярной теория свободного воспитания
М.Монтессори (1870-1952).

Способности ребенка она
предлагала развивать посредством создания «простора свободного
и естественного проявления личности ребенка».

М.
Монтессори создала «подготовительную» среду, основанную
на теории «чувственных фаз» детского развития и
«нормализующего» воспитания. Эта среда держит наготове
для развивающегося по внутреннему, структурному плану ребенка
соответствующий ему в данный момент «материал развития».
Под термином «чувственные фазы» понимаются особые отрезки
жизни, в которые ребенок самостоятельно поляризует (фокусирует) свое
внимание – управляемое изнутри и стимулируемое снаружи на тех
отрезках действительности, которые соответствуют данным потребностям
развития.

Окружающая ребенка среда
должна соответствовать внутренним потребностям развития ребенка.
Только в этом случае возможно построение «нормальной», то
есть соответствующей внутреннему структурному плану, нравственно
положительной личности [1].

Идеи свободного воспитания
нашли отражение в создаваемых новых школах в Англии, Франции,
Бельгии, Германии, Швейцарии.

Анализируя проблему
детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей
стране в XX
веке обратимся к изучению опыта Левина В.А., Немова Р.С., Теплова
Б.М., С. Л. Рубинштейна, Лука А.Н., Мелик-Пашаева А.А.

Детское
творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это
осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности.
Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже
накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам
оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления
аналогичной деятельности.

По мнению В.А. Левина за
формой творчества, за его результатами всегда должно стоять
нравственно-духовное содержание; результаты творчества должны
отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире,
о людях окружающих его, а не служить безликим памятником умения
владеть технологиями [2].

Немов Р.С., Б.М. Теплов,
рассматривая проблему способностей, определяют их, считая, что
способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто
другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и использование на практике [3].

Давая определение
способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание способностей и считает,
что способности имеют три признака:

1) под
способностями понимается индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого;

2)
способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей;

3) понятие
«способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека [3].

Способность, по мнению С.
Л. Рубинштейна – есть сложное синтетическое образование
личности, о способностях человека можно судить по выполнению им
определенной деятельности.

Немов Р.С. указывал на
обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой
развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна
быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что
обеспечивает интерес к деятельности [8]. На это же указывал в своей
работе «Воспитание творчества» Левин С.А.[2].

Еще одним условием к
деятельности, в которую включаются дети, Немов Р.С. называет её
развивающий характер, который заключается в том, что деятельность
должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает
сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального
развития ребёнка [4].

Читайте также:  Темповая задержка развития ребенка

Левин С.А. считал, что
наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом
организованная творческая деятельность в процессе общения, которая
субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению
общественно значимого результата [2].

Для развития творческих
способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в
своей работе «Педагогика искусства и творческие способности»
Мелик-Пашаев А.А. [5].

А.Н. Лук так же указывал на
роль воображения, выделяя три типа воображения:

1.
Логическое — выводит будущее из настоящего с помощью логических
преобразований.

2. Критическое – ищет
то, что несовершенно и нуждается в изменении.

3. Творческое –
рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие
пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы
реальной действительности.

Ведущую роль в развитии
А.Н. Лук отводил творческому воображению.

Лук А.Н.
выделял некоторый ряд творческих способностей, описывая их
психологическую специфику:

1. Зоркость в поисках
проблем, которая заключается в способности увидеть то, что не
укладывается в рамки ранее усвоенного. Свежесть взгляда и «зоркость
связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются
качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью
глаза, но главным образом с помощью мозга» [6].

2. Способность к
свёртыванию мыслительных операций, которая, по мнению А.Н. Лука,
частный случай проявления способности к замене нескольких понятий
одним, к использованию всё более ёмких в информационном отношении
символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

3. Развитие способности к
сближению понятий определяется А.Н. Луком лёгкостью ассоциирования и
отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым расстоянием»
между ними. А.Н. Лук указывает, что мыслительный процесс отличается
от свободного ассоциирования, прежде всего тем, что мышление –
это направленное ассоциирование.

4. Готовность памяти, что
подразумевает способность запомнить, опознать воспроизвести
немедленно или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию.

5.
Гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность
быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому,
далёкому по содержанию, способность преобразовать структуру объекта.

6. Способность к
преодолению функциональной фиксированности – одно из проявлений
гибкости мышления.

7. Способность к сцеплению
и антисцеплению, проявляющаяся в способности объединять
воспринимаемые раздражители, а так же быстро увязывать новые сведения
с прежним багажом, без чего воспринимаемая информация не превращается
в знание, не становится частью интеллекта. Для истинно гармоничного
творчества необходимо равновесие обеих этих способностей [6].

Психологами выделяются
критерии и показатели развития творческих способностей ребенка.

Например,
Е.Н. Степанов предложил в практике развития творческих способностей
опираться на следующие критерии:

  • чувство
    новизны;

  • способность
    преобразовать структуру объекта;

  • направленность
    на творчество;

  • критичность.

В качестве
показателей автор предложил такие показатели как:

  • умение и стремление к
    познанию;

  • наличие
    положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

  • развитость
    чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и
    возможностей;

  • обладание
    способностью к рефлексии, оценке и самооценке [7].

Современные
психологи и педагоги (А.Н.Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Р.С.
Немов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих
способностей у учащихся в школе, у детей в детском саду выступает
личность самого педагога.

По мнению
А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями,
то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же
преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие
способности», успехи менее способных учащихся оказываются более
высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не
реализуют своих возможностей [6].

Подводя итог, отметим, что
удалось отразить лишь некоторые из точек зрения на проблему развития
творческих способностей детей. Однако, как отмечается
педагогами-гуманистами, наиболее полное раскрытие природных
способностей и духовных сил детей становится возможным при строгом
следовании законам природного развития, а задача педагога заключается
в создании условий, возможностей для гармоничного природного развития
сущностных сил, способностей и индивидуальных возможностей ребенка. В
качестве таких условий может выступать специально организованная
среда, которая будет способствовать развитию творческих способностей
детей.


Литература:

  1. История
    образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева,
    Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. — М.,
    2002.

  2. Левин С.А. «Воспитание
    творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.

  3. Хуторской А.В.
    «Эвристическое обучение: теория, методология, практика»
    М: Международная педагогическая академия, 1998.

  4. Немов
    Р.С.
    Общие основы психологии. Кн. 1. 2003.

  5. Мелик-Пашаев А.А.
    «Педагогика искусства и творческие способности» М.:
    Знание, 1981.

  6. Лук
    А.Н.
    Психология творчества. — М.: Наука, 1978.

  7. Степанов
    Е.
    Н.
    Педагогу
    о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н.
    Степанов,
    Л.М. Лузина.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, ребенок, творческая способность детей, деятельность, Лук, творческая деятельность, творческая способность ребенка, альтернативная педагогика, Детское творчество, реальная жизнь.

Похожие статьи

Условия эффективности организации художественно-творческой

способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная жизнь.

Творческая деятельность как основа формирования…

Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей.

Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку возможность творчески осмыслить и наиболее полно отразить тему с использованием…

способность, творческая способность детей, ребенок

Проблема развития творческих способностей детейспособность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

творческая деятельность, воображение ребенка, ребенок, взрослый человек, творчество, деятельность человека, воображение, дошкольное детство, прежний опыт, практическая деятельность.

Читайте также:  Что умеет ребенок в 3 месяца развитие комаровский

Развитие творческих способностей детей через…

Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей увеличился в четыре раза по сравнению с началом года.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское

Как воспитать в ребенке творческую личность? | Молодой ученый

Развитие творческих способностей детей через… изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа…

способность, творческая способность детей, ребенок

Проблема развития творческих способностей детей в педагогикеспособность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения…

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей… Развитие воображения в изобразительной…

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации…

Источник

Олеся Ахмеджанова

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли. А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству. Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще. Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.



Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы. Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.



Источник

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела. Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри. А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

Читайте также:  Особенности моторного и когнитивного развития ребенка

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности. Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое. Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

21. Хвалите ребенка

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки. Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать. Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.



Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

26. Если ребенку нравится литература, посещайте:

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.

27. Если нравится музыка, ходите на:

  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;

Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Источник

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

По материалам книг «Художник есть в каждом», «500 идей для творческого развития»

Обложка поста freepik

Источник