Краткий анамнез речевого развития ребенка

Памятка по составлению логопедического представления

на ребёнка школьного возраста

1. Краткий анамнез речевого развития.

Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

Варианты формулировок:

— речевое развитие без особенностей;

— речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

— задержка темпов речевого развития;

— позднее появление речи;

— речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

2. Речевая среда и социальные условия.

 Варианты формулировок:

— речевая среда без особенностей;

— социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

— двуязычие в семье;

— у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

— ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

— речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

— недостатки речи  у близких родственников (указать, какие).

3. Общая и мелкая моторика.

Варианты формулировок:

— нарушений ручной моторики не наблюдается;

— недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

— ведущая рука – правая (левая);

— предпочитает работать левой (правой) рукой;

— неправильно держит ручку;

— испытывает трудности при овладении графическими навыками;

— наблюдается замедленный темп письма;

— мышцы руки быстро утомляются при письме;

— замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

— отмечается общая заторможенность движений;

— характерное двигательное беспокойство.

4. Артикуляционный аппарат.

Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

Варианты формулировок:

— анатомическое строение без аномалий;

— строение артикуляционного аппарата без особенностей;

— органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

е) артикуляционная моторика:

Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.

Варианты формулировок:

— двигательные функции сохранны;

— наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;

— может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

— движения замедленные, с затруднениями;

— наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

— объем движений неполный;

— переключаемость движений нарушена;

— тонус нормальный, активность движений достаточная;

— при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

— точность выполнения движений сохранна;

5. Общее звучание речи.

Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

Варианты формулировок:

— без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;

— речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для  окружающих;

— разборчивость речи не нарушена (снижена);

— речь выразительная (невыразительная);

— речь интонационно оформленная;

— речь монотонная:

— затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

6. Понимание речи.

Варианты формулировок:

— обращённую речь понимает в полном объёме;

— понимание обращённой речи затруднено;

— требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

— понимает речь в пределах уровня интеллекта;

— правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Активный словарь.

Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

Варианты формулировок:

— соответствует возрасту;

— ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

— преимущественно представлена конкретная бытовая лексика;

— преимущественно использует глагольную лексику;

— незначительный объем прилагательных, наречий и др.;

— с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

— испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

— не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

— допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

— неточность в употреблении слов;

— вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

— обобщающие понятия сформированы;

Читайте также:  Перспектива развития личности ребенка

— использует слова в переносном значении.

8. Грамматический строй.

Оценивается:

— тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

— развернутость предложения (длина в среднем);

— степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

— уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

— характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены) предлогов, др.

Варианты формулировок:

— речь без аграмматизмов;

— в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

— грамматический строй недостаточно сформирован;

— в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

— составляет предложения по опорным словам;

— использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

— сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

— ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

— наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

— отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

— аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

— неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

— понимает и употребляет предлоги;

— использует приставки при образовании сущ. и гл.;

— имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

— трудности в словообразовании / словоизменении;

— операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

9. Слоговая структура:

Указывается: тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).

Оценивается: характер ошибок.

Варианты формулировок:

— пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные;

— очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

— при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

— слоговая структура сохранна;

— нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

— слоговая структура слова не нарушена;

— правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

— невозможность воспроизведения слов;

— переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

— допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

— замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

10. Звукопроизношение.

Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

Указываются:

— звуки, имеющие дефектное произношение;

— характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

— устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.

 11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

Варианты формулировок:

а) фонематическое восприятие:

— сформировано;

— не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);

— дифференциация звуков не нарушена;

— правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки;  

— при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

— наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

б) звуковой анализ и синтез:

— способность выделить звук на фоне слова сформирована;

— определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

— первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

— способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

— навык звукового анализа и синтеза сформирован;

— владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

— при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

— доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

— правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

— слово из звуков (указать количество) синтезирует;

— звуковой синтез не доступен.

12. Связная речь

Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии картинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

Читайте также:  Развитие ребенка от эмбриона

Оценивается:

— самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

— степень развернутости (примерное количество предложений);

— тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);

— связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

— последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой);

Варианты формулировок:

А) рассказ по серии картинок:

Критерий смысловой целостности:

— рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

— допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

— выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

— отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

— рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

— рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

— встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

— рассказ не оформлен;

Б) пересказ текста:

Критерии смысловой целостности:

— воспроизведены все смысловые звенья;

— смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

— пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

— невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления:

— пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

— пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

— отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

— пересказ недоступен;

Критерии самостоятельности выполнения:

— самостоятельный пересказ после первого предъявления;

— пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

— пересказ по вопросам;

— даже по вопросам пересказ недоступен.

13. Темп и плавность речи

Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

Варианты формулировок:

— без особенностей;

— темп ускорен / замедлен;

— речь скандированная;

— наличие слов с неправильно выделяемым ударным слогом;

— наличие продолжительных пауз хезитации;

— наличие проявлений заикания (каких?).

— темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

— речь не торопливая (чрезмерно  быстрая);

— паузы и ударения употребляет правильно;

— наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

— словесное ударение употребляет правильно;

— паузы в речи использует излишне часто.

14. Письмо

Варианты формулировок:

— при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

— в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

— графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

— специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

— отсутствие выделения начала предложения;

— орфографические ошибки.

15. Чтение

Оценивается:

— способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

— тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

— количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

— понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

Формулировки логопедических заключений  для учащихся общеобразовательных классов

1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с ЗПР

1. Несформированность языковых средств.

2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

Читайте также:  Развитие головного мозга ребенка

Формулировки логопедических заключений  для учащихся с УО

1. Системное недоразвитие речи.

2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

— значительное / незначительное улучшение речи;

— динамика улучшения речи положительная / незначительная;

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

— речевое развитие соответствует возрасту;

— речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации.

Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

— продолжить логопедические занятия;

— автоматизация в речи звуков (указать каких);

— логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

— обследование на ПМПК.

Источник

Ф.И.ребенка:_Костя Т. 8 лет.

возраст: 8 лет  Школа: __________Класс: . Обучается с 1 сентября 2017г.

Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.

Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.

Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.

Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги. Готическое клиновидное нёбо, боковые края утолщены. Подъязычная связка – без особенностей.

Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц.

Устная речь:

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос слабый, маломодулированный.

Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращённой речи. Не всегда понимает инструкции учителя.

Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (замена [Ц] на [С];  [Ш] на[С]; [Ж] на [З]; [Щ] на [СЬ]; [Ч] на [C]; [j] на [Л]; [Р] на [Л]; [РЬ] на [Ль]– горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.

Фонематическое восприятие: нарушено.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте.

Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.

Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.

Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу или одно слово, причинно-следственные связи  не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь:

Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал. Нарушена ориентация в тетради. В строке также не ориентируется.

Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность не сформирована. Смысл прочитанного  не понимает , скрытый смысл текста не выделяет.

Логопедическое заключение: Дисграфия и дислексия на фоне ОНР II –III уровня.

Рекомендации: консультация врача-оториноларинголога, консультация врача стоматолога-ортодонта с целью коррекции зубно-челюстной системы; консультация  дефектолога. Организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.

Дата

Учитель-логопед  

Вас может заинтересовать:

1.Конспекты логопедических занятий.

2.Приёмы постановки звуков.

3.Артикуляционная гимнастика.                

Источник