Коррекция отклонений в развитии и поведении ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра методики начального образования

Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей

Реферат

по дисциплине «Коррекционная педагогика в начальном образовании »

Выполнила  студентка

Н–ZМНО5081 группы

Левякова Наталья Петровна

Преподаватель

Чичканова Ирина Николаена

Оценка __________________________

«______»_____________20____г.

__________________________________

подпись

Бийск  — 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Правила работы с детьми с отклонениями в поведении…………………4
  3. Заключение…………………………………………………….……….…11
  4. Список использованной литературы……………………………….……12

Введение

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами,  может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Правила работы с детьми с

типическими отклонениями в поведении

Предупреждение и преодоление типических отклонений в поведении –

целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителей найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выбрать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

                     Общие правила, которые необходимо соблюдать

      в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.  Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».

2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения  проблемы.

3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас.  Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.

4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; оценивать характер ребёнка; использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему; делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»; сравнивать одного ребёнка с другим.

5.  Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.  На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2.  Санкция должна соответствовать поступку. 
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитываёте возможности ребёнка.
  10.  Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11.  Дайте понять ребёнку, что он любим.

КАК  ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и на делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей вашего ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком  к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Читайте также:  Занятия по развитию моторики у ребенка

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте у него уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10.  Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить чувство его собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если не реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию,  требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат так далёк от желаемого, а в лучшем случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дизфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ИНЕРТНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и  отвлекать от работы.
  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.

Заключение

К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Таким образом, управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он  учится быть благодарным.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.

Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо относиться к себе.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Список использованной литературы

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие для пед. Вузов [текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с.
Читайте также:  Развитие черепа у ребенка

Источник

Людмила Шевелева
Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии»

г. Аткарск

Введение

За последние годы в нашей стране значительно увеличилось число детей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. В психолого-педагогической литературе (исследования А. В. Запорожца, О. С. Семерягиной) эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, которое возникает на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов, нарушения адекватности реагирования на воздействие извне. Особое внимание психологи обращают на негативные эмоциональные проявления, возникающие при неблагоприятных взаимоотношениях с другими людьми, особенно со сверстниками.

Тема агрессии всегда вызывала интерес педагогов и психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, Реан и др., но при это недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения. Мне известны только несколько авторов, работающих в этом направлении (Монина Г. Б., Смирнова Т. П., А. Романова, Бреслав Г. Э.)

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все большие и больше, с ними труднее работать, и, зачастую, они просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно действует, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей (циркулярная зависимость) и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Взрослее не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них,как правило ведется в осуждающих терминах: «Грубиян», «Нахал», «отвратительный» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в образовательном учреждении, но и дома.

«Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.»(В. Оклендер, 1997 г.) Наиболее ярко эмоциональные нарушения проявляются у детей с различными отклонениями в развитии.

Глава 1

Особенности эмоциональной сферы у детей с отклонениями в развитии.

В детском саду №1 «Ласточка» функционирует 2 группы для детей, страдающих отклонениями в психическом и физическом развитии. В настоящее время ее посещают дети со следующими отклонениями: задержка психического развития, нарушение интеллекта.

Отклонения, вызванные данными заболеваниями затрудняют социальную адаптацию детей. В группе есть дети, которые имеют проблемы в общении, множество •негативных негативных элементов в поведении, т. е. нарушения эмоционального личностного развития. Понятие отклонения в личностном развитииохватывает большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм, появление таких эмоциональных нарушений, как тревожность, страхи, агрессивность.Исследования и многолетие наблюдения ученых показывают: агрессивность, сложившаяся по каким-либо причинам в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Среди психологических особенностей, провоцирующий агрессивное поведение можно выделить недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, неразвитость игровой деятельности. Коме того, в некоторых семьях дети испытывают дефицит общения с близкими, переживают постоянные стрессы, прежде всего потому,что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. В результате у них появляется агрессивность и озлобленность — сначала на родителей, потом на всех окружающих.

Возникла проблема: повышенная агрессивность отдельно взятых детей в группе мешает общению и сплоченности детского коллектива. Прежде чем проводить коррекции — данную работу с детьми, испытывающими затруднения в общении,я провела первичную диагностику по следующим направлениям:

1. Детский апперцептивный тест «САТ».Цель: исследование структуры личности ребенка.

2. Тест «Какой я?»Цель: определение самооценки ребенка.

3. Детский тест тревожности (Р. Теммл).Цель: определения уровня тревожности ребенка с окружающими людьми.

4. Анкетирование «Семья глазами ребенка»

5. Наблюдение за ребенком по частотному счету (по Дж. Лешли).Цель: определение количества агрессивных проявлений, их причину.

6.Рисование на тему: «Несуществующие животное» (агрессивность, «Моя семья» (взаимоотношения)

Результаты психолого-диагностического обследования позволяют сделать вывод о наличии у детей, испытывающих затруднения в общении,следующих личностных нарушений: низкий уровень самооценки,

повышенный уровень тревожности, коррелирующий с агрессивностью и конфликтностью. (В приложении даются протоколы психологического обследования детей, эмоциональныех нарушения которых наиболее ярко выражены).

Глава 2

Краткая характеристика агрессивности.

Остановимся на краткой характеристики агрессивности.

Агрессивностьможет провялятся по разному: открытая агрессия; агрессия в сочетании с высокой тревогой, вытесняемая из сознания ребенка, когда он считает какое-либо качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя; об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда ребенок говорит о том, что он не знает, что здесь нарисовано, не будет ничего говорить (см. приложение №1, детский апперцептивный тест С АТ, протокол №1 (5ч) и №2 (5ч).

Агрессивные дети часто выходят из себя по пустякам, неусидчивы, считают себя обманутыми, драчливы; без причины бьют или пинают других детей (физическая агрессия см. приложение № 1, наблюдение по частотному счету, любят, чтобы окружающие выполняли их желания, не признают за собой вины; склоны к агрессивным фантазиям («если не будешь слушаться — тебя посадят в тюрьму, будут делать уколы», могут оскорбить, угрожать сверстнику (вербальная агрессия, не признают за собой вины, обвиняют других в собственных проступках, невнимательны к занятиям.

В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Агрессивные реакции могут переноситься на других детей, непричастных к конфликту.Например: во время игры со строительном материалом Андрей поссорился с Виталиком из-за машины, стал отнимать игрушку, драться и заодно толкнул Игоря, находившегося рядом. Андрей воспринял Виталика как причину неприятных переживаний, а агрессивное действие было, затем перенесено на другого ребенка. В детском возрасте поведение такого рода легко входит в привычку, мешает общению, поэтому необходима коррекционная работа, направленная на устранение данного эмоционального нарушения. В более сложных ситуациях необходима консультация у детского психиатра.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка младенца

Среди агрессивных детей отчетливо выделяется три группы.Они различаются:

— внешним поведенческим проявлением (частота и степень жесткости действий);

психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность);

— уровень развития игровой деятельности;

— социальным статусом в группе сверстников

Первую группу составляют дети, которые используют агрессию средство привлечения к себе внимания сверстников. Со слов сверстников, «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают низкий уровень интеллекта — как общего, так и социального; неразвитую произвольность, низкий уровень игровой деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности называется импульсивно-демонстративным, т. к. главная задача ребенка продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Дети пользуется популярностью в группе («лидеры»). Среди форм поведения чаще всего проявляются прямая физическая агрессия, которая не отличается жесткостью; действия, и чувства сверстников игнорируется, ориентир исключительно на собственные желания. Не замечают собственной агрессивности, которая направлена на достижение цели. Этот вид агрессивности называется нармативно — инструментальным.

В третью группу входят дети, для котрых желание нанести вред другому — самоцель. Используют в основном прямую агрессию, физическую. Для детей этой группы характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят

любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность, (целенаправленно- враждебный вид).

Можно сделать вывод, что в основе агрессивностиможет лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Но всех детей объединяет одно общее свойство — невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. В окружающем мире и других людях они видят прежде всего себя, и отношение к себе.

Считаю, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Нужно помнить, что традиционные воздействия-убеждения. Объяснения, призыв не обижать других — малоэффективны, так же как и всевозможные конкурсы, соревнования, состязания, которые ведут к разобщенности детей. Своей основной задачей в работе с агрессивными детьми считаю формирование чувства общности с другими, желания видеть и понимать сверстников. Главное-помочь ребенку увидеть в ровеснике нс противника, а партнера по общению и совместной деятельности.

Глава 3

Коррекция деструктивного поведения детей. г

Коррекционная работа строилась на основании программы «Игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников» (Архангельск, 1996г.).Цель программы: устранение искажения эмоционального

реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов со сверстниками (Приложение №3). В программу были внесены некоторые изменения в соответствии с особенностями развития детей нашей группы: замена часть игр ориентировочного этапа, уменьшено количество игр II этапа — реконструктивного. Считаю эффективным использованием в психокорекции агрессивного поведения цикла комплексных занятий психогимнастической (3): психологические этюды, отгадывание чувств и переживаний по схематическому рисунку лица с различными эмоциональными выражениями.

Действенными способами снижения агрессивности детей является: игры,

хоровое пение, творческая деятельность (рисование, лепка, придумывание сказок, пересказ); аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу. Более подробно остановлюсь на двух последних аспектах снижении агрессивности, которые можно практиковать уже с 3,5 лет.

Аутогенная тренировка — метод психотерапии, основан на самовнушении.

Его суть — приемы, помогающие овладеть навыками покоя, расслабления. АТ желательно проводить под медленную приятную музыку («Шум моря», «Лесная поляна», «Полет птиц»). Дети сидят на стульях в удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты.АТ имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.

Эффективнее проводить ТА перед сном.

Очень эффективны упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу.

Наши дети довольно легко поддаются внушению, которое проводится перед упражнениями. Я настойчиво убеждаю детей, что в процессе занятия и после него они будут лучше чувствовать себя, им будет легче дышать, придут хорошее настроение и спокойствие. Настраиваю детей на то, что они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения.Нашим детям особенно нравится упражнения: «Всплывание рук», «Полет», «Покачивание». Дети в процессе занятий успокаиваются, отвлекаются от своих проблем, снижается агрессивность и формируется способность контролировать себя без особого напряжения.

Основная цель игровой терапии не менять, не переделывать ребенка, а дать ему возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании взрослого. Коррекционные занятия проводились в отдельном помещении, по подгруппам (младшая и старшая, по два занятия в неделю. Длительность занятий 15-25 минут (в зависимости от возраста).

Перед проведением занятий проводила индивидуальную коррекционная работу (беседа, упражнения, обучением приемам релаксации, совместное обсуждение с воспитателями группы плана корреционно — педагогических мероприятий с детьми. В коррекционную работу вошли консультации и беседы с воспитателями группы и родителями (Приложение №5, №6).

г

Коррекционная работа, направленная на профилактику и коррекцию деструктивного поведения детей, снижения агрессивности далеко не закончена,но уже можно сделать следующие выводы:

1. Дети с отклонениями в развитии начинают приобретать способность управлять своим поведением.

2. У детей формируется чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников.

3. агрессивность выражается более «пристойными» способами.

4. Повышается уверенность в своих силах.

5. Снижается эмоциональное напряжение, развивается внутренняя активность.

1. Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании», М., Владос, 1998г.

2. А. Н. Захаров «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» Союз, С. -Петербург, 1997г.

3. М. И. Чистякова «Психогимнастика» «Просвещение», М., 1995г.

4. Р. В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение» М., 1996г.

5. Н. В. Клюева «Учим детей общению» Ярославль 1997г.

6. Н. В. Самоукина «Игры в школе и дома» М., 1993г.

7. Д. Лешли «Работать с маленькими детьми», М., 1991г.

8. Е. Волкова «Агрессивные дети» (ж. «Дошкольное воспитание» №3 2000г.).

9. Е. Смирнова, Г. Хузеева «Агрессивные дети» (ж. «Дошкольное воспитание» №4 2003г.).

Источник