Консультацию для родителей о развитии ребенка с нарушением зрения

   Консультация для родителей

«Что нужно знать

о нарушениях зрения

у детей»

  Подготовила:  Галина Николаевна Колупаева,

                                              учитель – дефектолог (тифлопедагог)

                                          2016 год

      Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьёй отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка. Врачам и педагогам следует объяснить родителям, что, воспитывая ребенка                       с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимые условия воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением  зрения   в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств                      и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта зрения у  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как     к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей,                       а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих        у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость) – дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы, особенно большого размера, по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие предметы, так как не видят четко границы стола и других плоскостей.

Косоглазие– заболевание, характеризующееся  отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым     и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении,

попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе              с предметом на близком расстоянии, в чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов   в пределах от двух до пяти метров в очках.       У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

 Для всех детей данной категории (нарушения зрения ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения, следует учитывать некоторые рекомендации   по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога             о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их                 в окружении сверстников

2. Рабочее место ребенка с нарушениями зрения должно быть оснащено дополнительным освещением

3.  В одежде родителям рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения

4.  В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения различных заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования        к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и рисования по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

5.  Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз,                              с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика)

Читайте также:  Роль футбола в развитии ребенка

6.  Взрослый должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, дать 1 — 2 мин на обдумывание

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности

8.  Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать

естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п.

9.  Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались    в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности

10.  При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушениями зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания

11.  Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть)

12. Поскольку у детей с нарушениями зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой) 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается       в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания                       и выполнения задания

Источник

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

(в старшей возрастной группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

        Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей  правильное отношение к своему дефекту.

Ход консультации:

Полноценная социализация слепых и слабовидящих  включает  одно из важнейших  направлений  коррекционно-воспитательной работы – формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

           Только с 4 – 5 лет ребенок начинает  понимать свое отличие от окружающих. Осознав  недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

            Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения  в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа  по формированию адекватного   отношения к своему дефекту  должна составлять  неотъемлемую  часть воспитания  детей с нарушением зрения.

          Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами  помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

           Для достижения успехов родителям необходимо:

  • знать возможности лиц с нарушением зрения;
  • корригировать отношения родителей  ребенка к его дефекту;
  • изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;
  • уметь показать  ребенку  пути преодоления  негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;
  • воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение  различных практических навыков.

         Адекватное отношение к своим  зрительным возможностям предполагает понимание  ребенком того, что:

  • нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему  потребуется  приложить гораздо больше усилий;
  • требуется овладение специальными  компенсаторными  навыками при активном  использовании всех сохранных анализаторов;
  • при дефекте  зрения многие  сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;
  • он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться  со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т.п.), приобретет  профессию  и будет в ней конкурентоспособным;
  • не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих  обязанными оказывать помощь;
  • инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;
  • любой человек с физическим  недостатком привлекает к себе повышенное внимание  окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать  свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

       Главным условием  адекватного отношения ребенка  к своему  дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой – возможностей социально-трудовой адаптации.  

       При  формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен  индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Организация работы в дошкольном учреждении по профилактике зрительных нарушений и воспитанию у детей сознательного отношения к лечению и охране зрения »

(в младшей группе)

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: формирование у родителей представлений о необходимости воспитания у дошкольников сознательного отношения к лечению и охране зрения.

Ход консультации:

        В специальном дошкольном учреждении в окружении сверстников с таким же недугом ребенок не видит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении  упражнений для развития зрения.

Читайте также:  Нормативные показатели развития зрения у ребенка

        Одним из наиболее  важных преимуществ лечения и восстановления зрения в детском саду  для детей с нарушением  зрения является то, что ребенок окружен воспитателями и тифлопедагогом, которые осуществляют  постоянный контроль за выполнением  назначений врача, поддерживают  интерес ребенка к лечению. Лишь в том случае, когда ребенок занимается  с желанием и интересом, лечение может быть успешным.

          Восстановление  бинокулярного зрения  обречено  на неудачу, если у больного  нет желания добиться успеха. В связи с этим возрастает значение тифлопедагога и воспитателя в воздействии на результат  восстановления зрения.

           Воспитание у детей сознательного отношения  к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством  приучения детей  с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждения желания вылечиться; формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной  организации  зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

               Уже в детском саду педагоги знакомят детей с правилами гигиены, обращают внимание малышей на правильное умывание глаз, а у старших дошкольников формируют культурно-гигиенические навыки.  

          Педагоги обращают внимание детей на то, что когда они снимают очки, то их  зрительные возможности значительно падают, что осложняет  ориентировочную и контролирующие функции  зрения. В результате ребенок может допустить  оплошность: положить  очки на край стола, что приведет к их падению. С целью предупреждения таких ситуаций формируют у слабовидящих  детей компенсаторный способ выполнения практических действий  подобного рода: перед тем как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней  уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола. Детей дошкольного возраста знакомят со свойствами стекла, с хрупкой конструкцией очков. Через эти знания и обучение детей практическим умениям воспитывают у них бережное отношение к очкам, приучают следить за чистотой стекол, протирая их мягкой тряпочкой перед каждым занятием.

         Выработка гигиенических навыков зависит от постоянства  требований (показ и напоминание) и создания определенных условий, к которым относятся наличие специальных мест (столик с чистым полотенцем, карманчики из ткани в умывальной комнате, в спальне), куда дети могут класть, убирать очки, наличие индивидуальных жестких, легко открываемых очечников с лоскутком ткани для протирания очков и др. Понимая, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут самостоятельно содержать стекла очков в идеальной чистоте, педагоги в детских садах призваны обеспечить  уход за оптическими средствами. Так, во время тихого часа, когда дети отдыхают, их очки  тщательно промывают и протирают.

           Практика воспитания и обучения детей с функциональными  расстройствами зрения показывают, что часть родителей попустительствуют невыполнению детьми лечебных назначений. Нередки случаи, когда, выходя за территорию образовательного учреждения, родители разрешают детям снимать окклюдоры, очки, а в выходные дни вообще не обращают внимание на эти методы лечения, что не просто снижает эффективность лечения, но и приводит к рецидивам заболеваний. Такие факты, безусловно, актуализируют  целенаправленную работу по воспитанию у детей и их родителей адекватного отношения к проблемам нарушения зрения  и выполнению лечебно-восстановительных назначений, что возможно и необходимо проводить в рамках коррекционно-развивающего и образовательного процессов.

              Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в тесном единстве с лечебно-восстановительным процессом.  

          Тифлопедагог как специалист призван готовить малыша к осознанному  восприятию диагностико-лечебных действий врача. Так, у вновь поступивших в специальный детский сад (младший возраст, глубокое слабовидение) тифлопедагог формирует зрительные представления (образ с точным словесным обозначением) о стимулах (предметные картинки), изображенных на  таблице для проверки остроты зрения у детей, об основных цветах. Также тифлопедагог готовит детей к лечению на синоптофоре: на коррекционно-развивающих занятиях дети учатся внешним практическим действиям совмещения двух изображений одного предмета (каждое имеет отдельные детали) в  целостную картинку и т.д.

                Кроме того, все виды коррекционной работы связаны с задачами лечебного процесса, детям систематически предлагаются упражнения, игры, игры-задания, способствующие активизации  зрения, повышению различной чувствительности, развитию глазодвигательной функции и т.д. Такие направленные задания и упражнения офтальмологи  рассматривают как лечебно-восстановительные мероприятия. Педагог обращает внимание детей на то, что частое выполнение таких заданий и упражнений способствует лечению их нарушенного зрения. Также педагог знакомит  родителей с содержанием подобных игр, убеждает их в обязательном выполнении таких упражнений вместе с детьми в домашних условиях, особенно в выходные дни, мотивируя  родительскую активность лечебной направленностью этих занятий.

          В рамках общеобразовательного процесса в разделах валеологического и экологического воспитания, в ходе обучения основам безопасности жизни дошкольники овладевают знаниями о роли зрения в жизнедеятельности  человека (в игре, познании, учебе, труде), о здоровом образе жизни и его значении для зрения, о факторах среды обитания, которые благоприятны или могут негативно влиять на зрение, о травмоопасных  для глаз предметах быта и жизненных ситуациях и др.

Читайте также:  Основные задачи диагностики развития ребенка

            Таким образом, воспитательная работа по формированию у детей с нарушением зрения сознательного отношения к вопросам его охраны и развития отражает  принципы единства, психолого-педагогических мероприятий, актуализации личностного  потенциала ребенка и  строиться на комплексном  подходе в реализации этого направления профилактической работы в коррекционном учреждении.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Рекомендации для родителей по соблюдению гигиенических правил охраны зрения в домашних условиях»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: познакомить родителей с правилами охраны и гигиены зрения детей в домашних условиях.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Питание, необходимое для здоровых глаз»

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: содействовать повышению роли семьи в организации рационального, сбалансированного питания детей дошкольного возраста,  являющимся важным условием сохранения зрения и поддержания функций глаза.

ГБОУ гимназия №1796  «Гольяново» структурное подразделение №5

Конспект

консультации для родителей

детей с нарушениями зрения

на тему: «Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир »

Составила и провела тифлопедагог

Суворикова И.М.

Цель: дать практические рекомендации родителям по оказанию помощи слабовидящим детям в познании окружающего мира,  для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно,, по мере своего роста и развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. У слабовидящего ребенка из-за зрительного нарушения начинают складываться неточно те образы предметов и явлений окружающего мира. Даже у дошкольника с нормальным зрением еще нет умений целенаправленно изучать предмет, прослеживал его контур выделяя наиболее характерные признаки и детали, составляя отдельные части предмета, соотнося  существенные и второстепенные свойства предметов.  

Слабовидящий же дошкольник кроме всего прочего, не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от его глаз на большое расстояние. Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетные картинки в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудность узнавания связана еще с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки его восприятия.
Поэтому родители слабовидящего ребенка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, учить выделять главные, существенные признаки, прослеживать форму предметов, анализировать, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным свойствам. Не всегда знакомство с предметным миром следует начинать с включения зрения. Там, где это возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов на осязание, слух, обоняние, вкус и т.д.
Вначале ребенку можно предложить потрогать предмет рукой, провести пальчиком по контурам фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра в «Чудесный мешочек», в который можно положить разные  предметы. Ребенок отгадывает на ощупь овощи, фрукты, предметы быта и т.д. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет: пальчиками провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали. Участие сохранных органов чувств в процессе восприятия при ослабленном зрении обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого полнее сможет рассказать о вкусовых, обонятельных, осязательных признаков предметов. Все это ребенок может познать без участка зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребенок смог умело использовать все сохранные органы чувств для узнавания предметов и явлений, особенно там, где ему недоступно зрительное узнавание  объектов. Необходимо учить слабовидящего ребенка правильно использовать остаточное зрение для знакомства с предметами. Для этого важно направлять зрительное внимание ребенка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движениями пальца по контуру предмета. Дети должны научиться видеть форму, цвет, размер, пространственное положение объектов. Все это очень хорошо организовать в игре, т.к. мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятиям. Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как «Чего не стало»,

Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить детей видеть это явление в окружающей обстановке. Во время прогулок играл с ребенком в прятки вы показываете, что спрятаться можно полностью за угол дома, за большой забор, тогда вас не будет видно. При этом варьируйте задание: «Спрячься, чтобы было не видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы видна была твоя рука, нога, голова и т.д.». Так в предметных ситуациях слабовидящие дети понимают, почему за забором не видно всего дерева, почему нельзя увидеть всю дверь дома, потому что на ее фоне стоит человек.   В игре «Угадай, кто позвал?» могут принять участие дедушка, бабушка, мама, папа, сестры и братья. Ребенок на слух определяет, кто его позвал. Вы всегда должны помнить, что многое из того, что окружает ребенка может остаться для него неизведанным и непознанным, если взрослые не помогут ему всесторонне это познать. Если слабовидящий ребенок научится видеть и понимать окружающий мир, то его занятия в школе будут проходить более успешно. 

Источник