Окр у ребенка 3 года

Окр у ребенка 3 года thumbnail

ОКР у ребенка 3-х лет?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться, что с моим сыном. Я просто в отчаянии и не знаю, как помочь ребенку.Ему 3,5, родился в срок, но с наложением вакуума, до двух лет лечились у невролога — он очень рано пошел(9 месяцев),заговорил,но всегда был истеричный. Очень привязан ко мне. Когда сыну было 2 года, родилась младшая сестра — с внутриутробной пневмонией, пришлось почти месяц ездить к ней в реанимацию, потом обнаружилось заболевание крови. У мальчика начались проблемы с мочеиспусканием — перестал проситься на горшок, когда дочку выписали, все постепенно пришло в норму, но были проблемы позже еще раз — когда он боялся мимо горшка попасть(папа наругал) и требовал, чтоб я каждый раз сидела рядом и заправляла в горшок его «достоинство». Пережили, прошло. В три и два месяца пошел в сад, воспитатель попалась очень принципиальная, строгая, если, к примеру, отказывался сам одеваться, сын сидел в одних трусах до моего прихода. Но ходил нормально, рассказывал стихи, песни пел, про друзей из сада болтал.Кстати, в саду никогда не писался, хотя в группе довольно много таких детей. Две недели назад он «сошел с ума». Я стала замечать, что он часто переодевает дома трусы и колготки. Он хихикал, иногда говорил — описался, а все сухое. В тот день я пришла в сад за ним с дочкой, как всегда, увидела, что в группе только няня, она пыталась одеть на него трусы, сказала — он не хочет одевать, говорит — описанные. Дальше его насильно одели пришедшие воспитатель с психологом, истерика была жуткая. Когда он пришел домой, отказался вообще что-то одевать ниже пояса. И так все и сейчас. Одевается на прогулку только — я увлекаю, убалтываю, на улице такой, как раньше. На следующий день после происшествия началась ветрянка, очень сильно обсыпало, ничего не ел неделю, хлебушек и воду, на языке язвы, не давался даже обработать. Сходила одна к психологу — та сказала,что похоже на окр, тем более, что это семейное(моя сестра в подростковом возрасте мыла руки, у меня тоже были в подростковом возрасте ритуалы, вроде «надо успеть достать ключи из сумки до того как лифт остановиться, чтобы день был удачным», но я много тяжелого пережила, в том числе болезнь). Отправила к неврологу, та назначила сонопакс и пантогам(она смотрела мальчика). Со второй таблетки начался дикий понос, он спал, какался во сне, стал ночами во сне громко говорить. Жуть. Мы отменили вчера препарат — утром истерика с бросанием в меня табуреток, орал из-за того, что я не смогла подать ему машинку с пола. Постоянно нюхает одежду, говорит, что она вся описанная, даже только что снятая при нем с сушилки, стал часто мыть руки, нюхает и их. Я очень напугана, город маленький, психиатр сразу поставит на учет — как это потом скажется. Из сада, наверно, придется уходить — после истерики, мне воспитательница прямым текстом, не стесняясь, советовала «дать лекарства посильнее, ведь он может причинить вред Вашей девочке». Сын за время сиденья дома замкнулся, он почти не ест, даже мультики смотреть не хочет,все время сонный(но скорее всего — еще действует сонопакс). Не хочет меня отпускать от себя, плачет, когда папа уходит на работу или я выхожу из дома. Просит прощения, видно, что понимает, что это ненормально снимать трусы, но сделать ничего не может. Просится на ручки, ночью ложится, прижавшись ко мне. При посторонних просто прячется голый в другой комнате.Какие препараты назначают при этом заболевании? Он сможет пойти в школу?Кладут ли детей для лечения в психиатрический стационар? Пугает резкое, внезапное развитие всего этого. Плюс я сомневаюсь, правильно ли был назначен сонопакс — мне кажется, ему стало хуже только, только вялость появилась.

Источник

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Общие сведения

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Патогенез

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Читайте также:  Ребенку 3 года срыгивает

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, голосовыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

Читайте также:  Чем прочистить нос ребенку 3 года

Источник

Автор Админ На чтение 11 мин. Опубликовано 14.10.2019

Существует несколько способов облегчения симптомов ОКР и уменьшения интенсивности их проявления, разработанных специально для детей. Родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут помочь своему ребёнку почувствовать себя комфортнее, разъяснив ему полезные стратегии, описанные в данном списке.

  1. Спорт

Родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут включить в его расписание 30-40-минутные кардиотренировки – 3-5 раз в неделю. Физическая активность помогает контролировать физиологический стресс, который усугубляет симптомы ОКР. Идеальным вариантом станет тренировка с варьирующейся интенсивностью нагрузки, включающая разнообразные упражнения. Родители могут обратиться за информацией в фитнес-клубы. Также в данном случае подходит бег трусцой, лёгкая атлетика, плавание, тренировки на эллиптическом тренажёре и катание на велосипеде. Эти виды нагрузки также можно включить в интервальную тренировку.

Футбол, баскетбол, гимнастика и танцы также относятся к тем видам спорта, которые отвечают критериям варьирующейся интенсивности нагрузки и разнообразия компонентов тренировки.

2. Сон 

Ребёнок, страдающий от ОКР, должен спать достаточное количество времени, и, если у ребёнка нет возможности спать достаточно долго по ночам, в его дневном расписании должно быть предусмотрено время для дневного сна, а также перерывы на отдых в течение дня. Последовав приведённым инструкциям и рекомендациям, родители ребёнка, страдающего от ОКР, могут дать своему ребёнку значительную помощь и поддержку. Ребёнку, страдающему от ОКР, необходимо большее количество сна, чем другим детям того же возраста, потому что его обсессии и компульсии постоянно высасывают из него энергию, вызывая крайнее изнеможение. 7-летнему ребёнку, страдающему от ОКР, необходимо 10-12 часов ночного сна.

Родители детей, страдающих от ОКР, должны следить за соблюдением режима дня – в том числе на выходных. При возникновении абсолютной необходимости в изменении режима сна количество часов сна не должно увеличиваться или уменьшаться более чем на 1 час, и в этом случае необходимо предусмотреть в графике дополнительное время для дневного сна и перерывы на отдых в течение дня. Подобная необходимость может возникнуть во время семейного отпуска или поездки к бабушкам и дедушкам. Во время школьных каникул, а также майских и новогодних праздников ребёнок должен придерживаться обычного распорядка.

Дети, страдающие от ОКР, сталкиваются с наибольшими сложностями во время детских вечеринок с ночёвкой и при столкновении с необходимостью раннего пробуждения после долгих летних каникул.

Следование данным инструкциям поможет вам обрести контроль над временным усилением интенсивности симптомов ОКР.

3. Режим дня 

Дети, страдающие от ОКР, нуждаются в установленном режиме дня, который должен соблюдаться постоянно. Родителям детей, страдающих от ОКР, необходимо также организовать и распланировать день ребёнка во время длительных праздников, семейных отпусков, летних каникул или в те моменты, когда в обычное расписание необходимо внести существенные изменения. Для самых маленьких детей можно купить специальный календарь-расписание, на котором они могут изображать различные действия в виде картинок. В ходе прохождения лечения от ОКР родители должны обсуждать с терапевтом любые изменения режима дня – особенно если они должны сохраниться на две недели и более.

Если школьные занятия отменили в последний момент (например, из-за сильного снегопада, урагана, каких-то проблем с обеспечением школы и т.п.), родители ребёнка, страдающего от ОКР, должны составить «повестку дня» — подробный распорядок всего дня ребёнка с указанием времени приёма пищи и перекусов, различных поручений и заданий, а также времени для прогулок, выполнения физических упражнений, игр и т.д. После составления расписания на день важно донести его до ребёнка. Помните о том, что ребёнок, страдающий от ОКР, «запутывается» в паутине своих компульсий по несколько раз в день – особенно если все идёт не так, как планировалось. Ребёнку необходим чёткий список заданий, расположенных в хронологическом порядке, из которого он может вычёркивать пункты в течение дня. Такой план действий поможет ему планомерно продвигаться вперёд целый день – с утра до вечера.

4. Свобода от сахара 

Сладости расшатывают психику любого человека, особенно у детей и подростков, поэтому продукты с большим содержанием сахара необходимо исключить из рациона ребёнка, страдающего от ОКР, или уменьшить их потребление.

Родителям необходимо понять принцип работы цикла, изменяющего уровень сахара в крови. Итак, можно представить себе уровень сахара в крови в виде американских горок: взлёт происходит, когда Вы едите пирожные, выпечку и сладкое, — все эти продукты вызывают резкое повышение уровня сахара в крови. Для того, чтобы справиться с этим состоянием, ваше тело выдаёт реакцию: производит инсулин для поглощения избытка сахара в крови, и на этой стадии Вы мчитесь вниз сломя голову. На пике Вы чувствуете прилив энергии и готовы взлететь, а после головокружительного спуска Вы ощущаете снижение концентрации, раздражительность, нехватку жизненных сил, начинаете беспокоиться и готовы лить слезы по любому поводу.

Инсулин производится в нашем организме каждый раз, когда уровень сахара в крови становится слишком высоким, так как главной задачей инсулина является сбор и хранение избытков горючего, которые ваше тело не может использовать в данный момент. Возможно, Вы уже догадались, в каком виде это горючее накапливается в нашем организме, – оно откладывается в виде жира. Инсулин не только сохраняет избыточное горючее в виде жира, он также стимулирует распад этого жира. Разве это не замечательный способ набрать вес и расшатать психику?

Вы можете использовать правило «80/20». Все, что вам нужно делать, — это придерживаться диеты, при которой ваш ребёнок и Вы в течение 80 % времени употребляете богатые белком продукты при каждом приёме пищи.

Помните о том, что есть различные способы соблюдения данных рекомендаций при проведении вечеринки, посвящённой дню рождения ребёнка, или какого-то другого мероприятия, на котором поедание сладостей является основным занятием. Вполне возможно следовать рекомендациям по правильному питанию и одновременно соблюдать все традиции подобных мероприятий. Многие из наших клиентов делали так: перед вечеринкой они употребляли пищу, богатую белком, и овощные блюда, а потом на вечеринке они наслаждались чуть меньшим количеством праздничной еды. То есть родители ребёнка, страдающего от ОКР, должны тщательно планировать приёмы пищи и перекусы – как дома, так и перед походом на какие-то праздники.

5. Солнечный свет 

Прогулка на свежем воздухе при подходящей погоде, когда на небе светит яркое солнце, принесёт массу удовольствия ребёнку, страдающему от ОКР, и позволит ему расслабиться. Конечно же, родителям необходимо позаботиться о защите кожи малыша с помощью подходящего солнцезащитного крема, рекомендованного педиатром. Как правило, для проявления благотворного эффекта подобных прогулок ребёнку достаточно проводить на солнце от двадцати до сорока минут каждый день.

Читайте также:  При коликов у ребенка 3 года

6. Душ 

Родители детей, страдающих от ОКР, могут обнаружить, что продолжительный тёплый душ помогает облегчить приступы ОКР у ребёнка. Принятие 15-25-минутного тёплого или горячего душа за 15 минут или менее перед отходом ко сну – это действенный способ снижения ощущения тревожности, которое ребёнок испытывает в данный момент. Этот способ помогает организму быстро погрузиться на третий и четвёртый уровни сна, которые несут ему отдых и восстановление сил. Лёгкое падение температуры тела/адаптация к окружающей среде, которую ребёнок переживает после выхода из душа, позволяет достичь желаемого эффекта.

В некоторых случаях, когда ребёнок страдал от серьёзного ОКР, родители наших маленьких клиентов использовали душ как способ купирования особенно интенсивных и настойчивых приступов ОКР, проявляющихся у ребёнка. При этом ребёнок уже знал о том, что душ изменит состояние его сознания, заменив тревожность (до принятия душа) ощущением расслабления (после выхода из душа), – мы рассказывали ему об этом на терапевтическом сеансе. То есть, когда родитель вмешивается и отправляет ребёнка в душ, ребёнок обычно идёт в ванную, продолжая реализовывать свои компульсии, и это совершенно нормально. Однако если ребёнок не хочет идти в душ прямо сейчас, родитель может оставить его в покое и через 10 минут снова проверить его состояние.

7. Уединение 

Ребёнку или подростку, страдающему от ОКР, было бы очень полезно на протяжении какого-то времени спокойно заниматься чтением, играми, просмотром телевизора, прослушиванием спокойной музыки или письмом в полной тишине, наедине с самим собой. Звуки, наполняющие дом, шум, исходящий от родных братьев и сестёр, звуки дорожного движения, какие-то разговоры или другие отвлекающие факторы могут расстроить ребёнка или вызвать у него удрученность, и, как следствие, активизировать компульсивные модели поведение.

Детям, страдающим от ОКР, рекомендуется проводить от 30 до 60 минут в день в обстановке, лишённой внешних отвлекающих факторов.

Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит включить в распорядок дня ребёнка подобные сеансы уединения, проводя их в одно и то же время каждый день.

8. Единообразие и похожесть окружающей среды

В сознании детей, страдающих от ОКР, присутствует картинка «идеальной спальни». Родители этого ребёнка могут и не считать эту картинку настолько идеальной, но ребёнок, страдающий от ОКР, воспринимает «идеал» именно как единообразие и похожесть. Постоянство и единообразие окружающей среды снижает раздражительность и уровень стресса у ребёнка, страдающего от ОКР. Многие дети, страдающие от ОКР, не хотят, чтобы кто-то передвигал их игрушки, брал поносить их одежду, закрывал их шкафы или менял их простыни. В некоторых случаях ребёнок даже не желает, чтобы кто-то заходил в его спальню.

Некоторые дети, страдающие от ОКР, всеми силами пытаются поддержать единообразие своего личного пространства, — причём иногда это желание проявляется настолько сильно, что ребёнок оставляет вокруг беспорядок в виде скомканной бумаги, обёрток от еды, грязной одежды или каких-то других вещей. Когда взрослые требуют «убрать весь этот мусор и навести порядок», такой ребёнок проявляет сильнейшее сопротивление. Многие дети даже не замечают этого «беспорядка», они считают такие условия нормальными.

Мы часто рекомендуем родителям подобных детей не делать акцента на том, как выглядит комната ребёнка–, они могут заглянуть в комнату, оценить степень ее безопасности для ребёнка и степень соблюдения гигиены, а потом просто закрыть дверь. Отказ убирать накопившийся мусор и стирать грязную одежду и постельное белье также может стать выходом из сложившейся ситуации.

9. Сенсорно-сензитивная адаптация окружающей среды 

Родители детей, страдающих от ОКР, часто обнаруживают, что сенсорно-сензитивные аспекты окружающей среды очень важны для больного ребёнка, и адаптация среды на этом уровне может помочь ребёнку, страдающему от ОКР, почувствовать себя комфортнее. Ребёнок, страдающий от ОКР, постоянно и последовательно «сканирует» окружающую среду с целью выявления и нейтрализации определённых стимулов. К тому же такие дети проявляют особую чувствительность к звукам, запахам, зрительным образам, вкусам и ощущениям.

Ребёнок, страдающий от ОКР, может испытать внезапное раздражение под влиянием определённых звуков (например, нытье родного брата или сестры), определённых запахов (к примеру, аромата курицы с чесноком, готовящейся на кухне), или вкуса еды, которая ему нравится (например, вкуса вашей домашней пиццы). Выявив особенности реакции ребёнка на определённые сенсорные ощущения, Вы можете целенаправленно адаптировать этот аспект окружающей среды, и эта стратегия является очень полезной. Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит уделить время на выявление тех сенсорных переживаний, которые вызывают раздражение у их больного ребёнка, а потом выработать стратегии, которые позволят уменьшить воздействие подобных стимулов на ребёнка или вовсе устранить их из окружающей среды. Подобная адаптация станет весьма плодотворным и эффективным способом минимизации интенсивности симптомов ОКР.

При наличии ОКР некоторые дети становятся особо чувствительными к ощущениям, которые вызывает у них определённая одежда – например, джинсы, «колючие» свитера, носки или даже некоторые пары обуви.

Для минимизации проблем, связанных с сенсорно-сензитивным восприятием, которые могут возникать у ребёнка ежедневно, рекомендуется отрезать от одежды фирменные ярлычки или покупать одежду без ярлычков, — с названием бренда, напечатанным на самой ткани. Также родители могут подобрать 3-4 «приемлемых» комплектов одежды, купить ребёнку несколько пар мягких носков и две пары комфортной для него обуви нейтральных цветов – одну «на выход» и одну для повседневной носки.

10. Прослушивание детских сеансов гипноза 

Многие детские проблемы проходят со временем естественным образом, но в том случае, если нужна помощь, мягким и эффективным решением будет детский гипноз. Слушая наши аудиозаписи детского гипноза, ваш ребёнок будет слышать захватывающую историю, похожую на сказку перед сном.

С древних времён сказки использовались людьми для того, чтобы передавать мудрость и помогать советом. Модель, заложенная в сказку, работает на уровне бессознательного и влияет на поведение в будущем. Каждая из записей детского гипноза начинается небольшими вступительными словами рассказчика. Во вступлении не содержится никакого намёка на гипноз. И в конце каждой записи нет никаких сигналов, поэтому ваш ребёнок может естественным образом заснуть и расслабиться от тревог.

Источник