Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка

Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка thumbnail

Консультация для родителей на тему:

«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,

РЕЧЕВОМ

И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА».

Предметный мир, социальная жизнь и природа вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитываются.

   Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает».

   В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законны (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо «человеческое ведение» мира.

   Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких. Уже в начале второго года жизни он  «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с

Братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажем, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей:

»Здравствуй Сашенька!» Так мама формирует у малыша доброе,  ласковое,  нежное чувство — чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладошки. Мама считает стихи:

                                           У красы-березки

                                           Платье серебрится,

                                           У красы — березки

                                           Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку:

                                           Со двора к березке

                                           Выбежали козы,

                                           Стали гнуть березку,

                                          А березка в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом круг деревца.

                                          Защищать березку

                                          Выбежим гурьбой

                                          Чтоб росла березка

                                          Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька — красавица, травушка -муравушка, зайчик — побегайчик и т.п. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это не красиво», «Так нельзя» и т.п. Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словим, развивать ориентировку в предметах живой и

неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Читайте также:  Мочеполовая система ребенка ее развитие до года

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но

Точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитие эстетического восприятия.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлении и предметов природы, которые интересны в данный сезонной период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник

Андреева Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.Бирюча».

«Природа в эстетическом развитии ребенка» (Консультация для родителей).

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все люди способны видеть эту красоту. Природа постоянно воздействует на ребенка. Но дети многое не замечают, их восприятие очень поверхностно. И все же здесь, в царстве природы, они получают свой первый чувственный опыт, накапливают ощущения, идущие от самой жизни. Осмысленное восприятие предметов и явлений зарождается рано. Однако недостаточные знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. В познании мира природы — каждый ребенок первооткрыватель и исследователь. Здесь велика роль родителей, они сами должны видеть и понимать красоту окружающего мира и научить этому своего ребенка.

С первых лет жизни ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью, разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей – помочь своему ребенку обрести правильное виденье мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры, в образе их жизни и отношении к окружающему миру. Рассказывайте своему ребенку о том, как богата и прекрасна наша планета, о том у нее есть свои законы (смена дня и ночи, смена времен года, разнообразие погоды, изменения жизни растений и животных, птиц, насекомых в течение года). Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки своих родителей.

Уже в начале второго года жизни малыш изучает поведение мамы, папы, бабушки, бабушки, брата, сестры в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к окружающему природному миру ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители бережно относятся к природе, восхищаются ее красотой, то и ребенок впитывает в себя эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником грубости, бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы в букет, а затем оставляет их вянуть на солнце, малыш получает урок безнравственного отношения к природе. Если папа жесток с животными, то сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Какими же приемами могут пользоваться родители, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

— постоянно предоставлять ребенку возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, форму, запах, красоту;

— вызывать добрые чувства к рассматриваемому природному объекту;

— разговаривать с объектом живой природы (с елочкой, цветочком), наделяя его человеческими качествами;

— вводить в детские наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;

— вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла);

— в присутствии ребенка не допускать недостойного поведения по отношении к природе со стороны других людей, осуждать их действия.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Начинать работу в этом направлении необходимо с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. В период до семи лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаться в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволит успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры».

Ребенок радуется солнцу, траве, цветам, птицам, животным. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Родители открывают ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняют представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению. Главное, научить малыша замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы, чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строении, запаху.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше просто не замечал. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Необходимо, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, и родители должны использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание малыша на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.

Читайте также:  Молодая семья с ребенком особенности ее развития

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят загадки, стихи и рассказы о природе.

Эстетическое восприятие немыслимо без чувства восхищения природой, успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на красоту окружающего мира, помочь увидеть ее, услышать. Важно, еще в раннем детстве научить ребенка замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать ее. Иногда для этого нужно всего небольшое усилие – и красота откроется. Что же привлекает малышей в природе? Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Можно восхищаться чем-то одним, а можно всем целиком. Главное научить ребенка смотреть на природу не только глазами, но и сердцем, испытывать восхищение, необходимое, как пища для души, а порой, и как лекарство. Стремясь воспитывать детей, как хранителей природы мы должны еще в раннем детстве научить их испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  комбинированного вида № 89 г.Мурманска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
» ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ «

    Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И потому в этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далекое, холодное, а летом – жаркое), а луна – не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

    Ребенок как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя можно сказать «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким.  

    Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п. Эти истины ребенок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.

    Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно». Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство — чувство любви к живому.

Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

• Давать возможность полнее воспринять природный объект отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

• Вводите в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.

    Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой, и какой она стала, когда выросла, и т.п.)

    В присутствии малыша не допускать не благовидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать».

      Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг… Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению.

    Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д. Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребенка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, насколько подросла елочка. Обращает внимание на луг — желтый, белый или голубой от распустившихся на нем цветов. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитии эстетического восприятия. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой — рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Читайте также:  Центр развития ребенка нижний новгород маленькая страна

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!

1. Помните, природа— наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.

2. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.

3. Учите детей правильному общению с живыми существами.

4. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

5. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.

6. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

7. Учите исправлять свои ошибки.

8. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

9. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

10. Разучите пословицы:

  • Много леса – не Руби, мало леса – Береги, нет леса – Посади.
  • Кто не сажал дерево, тому не лежат в тени.
  • Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча пуст
  • Добрые дела целыми веками живут.
  • Доброе дело веками, помнится.
  • Доброму везде добро.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Добро помни, а зло забывай.Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

11. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

12. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

13. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

14. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.

15. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

16. Поощряйте экспериментирование детей.

17. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика 
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Источник