Комплексная оценка развития ребенка таблица

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

4. Телосложение:

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— состояние п/ж слоя;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— соответствует возрасту;

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

Оценка:

— соответствует возрасту;

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

Здоровые

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).



Источник

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Читайте также:  Ребенку 1 месяц развитие

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Критерии комплексной оценки здоровья детей

Таблица 5.1. Критерии комплексной оценки здоровья детей

У детей с рождения до 3 лет

У детей старше 3 лет

1. Онтогенез

2. Физическое развитие

3. Нервно-психическое развитие

4. Резистентность организма

5. Функциональное состояние органов и систем

6. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

1. Соответствие биологического возраста паспортному (физическое развитие, костный и зубной возраст, половое развитие)

2. Резистентность организма

3. Функциональное состояние органов и систем и психическое здоровье

4. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). В детском возрасте принято выделять следующие основные виды анамнеза:

• акушерско-биологический;

• генеалогический;

• социальный.

Таблица 5.2. Показатели акушерско-биологического и социального анамнеза

Периоды и отклонения в развитии ребенка

Параметры социального анамнеза

1. Антенатальный (течение 1-й половины беременности)

2. Антенатальный (течение 2-й половины беременности)

3. Интранатальный

4. Ранний неонатальный (первые 7 сут)

5. Неонатальный

6. Постнатальный

1. Полнота семьи

2. Возраст родителей

3. Образование и профессии родителей

4. Психологический микроклимат в семье, в отношении к ребенку

5. Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения

6. Жилищно-бытовые условия

7. Материальное обеспечение семьи

8. Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка

Таблица 5.3. Основные источники и факторы социального риска

Источник

Наиболее распространенный фактор

Промышленные технологии и опасные промышленные объекты

Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на атомных, тепловых, гидроэлектростанциях, химических комбинатах, продуктопроводах и т.п. Техногенное загрязнение окружающей среды

Системы жизнеобеспечения населения

Аварии в электроэнергетических системах, на тепловых сетях, системах газо- и водоснабжения, бытовых газовых приборов

Урбанизация экологически неустойчивых территорий

Поселение людей в зонах возможного затопления, образования оползней, селей, ландшафтных пожаров, повышенной сейсмичности региона

Социальные и военные конфликты

Боевые действия. Применение оружия масссового поражения

Эпидемии

Распространение вирусных, бактериальных, паразитарных заболеваний

Снижение качества жизни

Безработица, голод, нищета. Ухудшение медицинского обслуживания. Низкое качество продуктов питания. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия

Таблица 5.4. Периоды акушерско-биологического и социального анамнеза

Период

Отклонение

1, 2

Антенатальный (раздельно о течении первой и второй половины беременности)

Гестозы первой и второй половин беременности. Угроза выкидыша. Экстрагенитальные заболевания у матери. Профессиональные вредности у родителей. Отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител. Хирургические вмешательства. Вирусные заболевания во время беременности. Посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов

3

Интранатальный

Характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды). Пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и т.д.)

4

Ранний неонатальный (первая неделя жизни)

Масса и длина тела при рождении. Оценка по шкале Апгар. Крик ребенка при рождении. Диагноз при рождении и выписке из родильного дома. Срок прикладывания к груди и характер лактации у матери. Срок вакцинации БЦЖ и против гепатита В. Время отпадения остатка пуповины. Состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома

5

Неонатальный (с 7-10-го по 28-й день жизни)

Наличие пограничных состояний. Родовая травма, асфиксия. Недоношенность. Гемолитическая болезнь новорожденного. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания. Ранний перевод на искусственное вскармливание

6

Постнатальный период развития ребенка

Повторные острые инфекционные заболевания. Рахит. Анемия. Расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия)

Рис. 5.1. Символы, используемые при составлении генеалогического древа (родословных)

Оценка генеалогического анамнеза проводится в 3 направлениях: выявление моногенных и хромосомных заболеваний; количественная и качественная оценка отягощенности; направленность отягощенного анамнеза по заболеваниям, патологии конкретных систем. Для количественной оценки используется индекс отягощенности генеалогического анамнеза или генеалогический индекс: Инд. от. = суммарное количество заболеваний у кровных родственников пробанда / общее число кровных родственников, о которых есть сведения о состоянии здоровья.

Таблица 5.5. Оценка состояния онтогенеза с выделением групп риска

Группа

риска

Оценка

отягощенности

Индекс

отягощенности

Факторы риска

в биологическом

анамнезе

Факторы риска

параметров

социального анамнеза

Диспансерная

Высокая

0,9 и более

5-6

7-8

Высокого риска

Выраженная

0,6-0,8

3-4

5-6

Группа риска

Умеренная

0,3-0,5

2

3-4

Низкая

Низкая

0-0,2

1

1-2

Таблица 5.6. Критерии биологического возраста детей*

В раннем возрасте

В старшем возрасте

Пропорции тела. Показатели роста и массы. Появление молочных зубов. Психомоторное развитие. Число ядер окостенения

Пропорции тела. Показатели роста и массы. Количество постоянных зубов. Вторичные половые признаки. Число ядер окостенения

* Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Таблица 5.7. Ведущие показатели биологического возраста

Возраст

Показатель

3-5 лет, дошкольный

Длина тела, годовая прибавка длины тела, индекс отношения окружности головы к длине тела, Филиппинский тест*

6-10 лет, младший школьный

Число постоянных зубов, длина тела, индекс отношения окружности головы к длине тела и, в меньшей степени, годовая прибавка длины тела

11-13 лет, препубертатный

Характер ростовых процессов, степень развития вторичных половых признаков и протекание процессов вторичной дентитации

14-17 лет, пубертатный

Степень развития вторичных половых признаков, время наступления менархе у девушек, менее значим характер ростовых процессов

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка 85 томск

*При проведении Филиппинского теста правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука плотно прилегает к голове. Тест положительный, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Источник

Комплексная оценка состояния здоровья детей включает: • оценку уровня здоровья ребенка по определенным критериям; • определение группы здоровья; • назначение рекомендаций по режиму, воспитанию, кормлению и коррекции выявленных отклонений в развитии ребенка. Факторы, влияющие на здоровье ребенка, делятся на две группы: 1) определяющие (или обусловливающие) здоровье; 2) характеризующие здоровье. К первой группе относят генеалогический, биологический и социальный факторы, ко второй — физическое и нервно-психическое развитие, уровень функционального состояния организма, резистентность к инфекциям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития. Первая составляющая здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, включает генеалогический, биологический, социальный анамнез. В выявлении онтогенетических отклонений важное место отводится генеалогическому анамнезу (составление родословной семьи данного ребенка). Важно, чтобы женщина и мужчина были обследованы в медико-генетическом учреждении. Биологический анамнез (перинатальный онтогенез): необходимо тщательно собрать сведения об анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребенка и факторах, неблагоприятно влияющих на их течение. Социальный анамнез (состав семьи, образование родителей, бюджет и бытовые условия, психологические установки семьи) собирается с целью определения условий, особенно влияющих на нервно-психическое развитие ребенка. Вторая составляющая здоровья — уровень физического развития: определяется контролем за физическим развитием. Физическое развитие ребенка (особенно раннего возраста) — очень чувствительный признак состояния здоровья, довольно быстро меняющийся под влиянием различных условий. Признаки физического развития зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий (см. Физическое развитие). Третья составляющая здоровья — уровень нервно-психического развития — имеет большое значение, так как от нее зависит развитие высшей нервной системы. Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем отдельных психических функций, что отражает степень созревания ЦНС. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития, среди которых выделены значимые и информативные показатели каждой из них (см. Нервно-психическое развитие). У детей раннего возраста оценивают также показатели поведения и настроения. Показатели поведения включают настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое); засыпание (медленное, спокойное, быстрое, неспокойное); сон (глубокий, спокойный, неспокойный, по длительности — нормальный, короче, длиннее); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище); характер бодрствования (активный, пассивный, переменно активный); индивидуальные особенности (контактен, застенчив, обидчив, легко утомляем, агрессивен, инициативен и др.). При оценке настроения отмечают следующие его особенности: 1) бодрое, жизнерадостное: положительное отношение к окружающему (процессам), с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими; 2) спокойное: положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, мало проявляет чувство радости, меньше контактирует по своей инициативе с окружающими; 3) раздражительное, возбужденное: неадекватно относится к окружающему. Может быть бездеятелен или деятельность его неустойчива, наблюдаются эффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик; 4) подавленное настроение: вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, уходит от конфликтов, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго; 5) неустойчивое настроение: может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты и быть замкнутым, довольно быстро переходит от одного настроения к другому. Четвертая составляющая здоровья — функциональное состояние органов и их систем. Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, лабораторным данным. Полный анализ клинического, лабораторного и инструментального исследования позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка. Пятая составляющая здоровья — степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, которая проявляется в подверженности заболеваниям. Отсутствие (ни разу не болевшие в течение года — индекс здоровья) или редкие (эпизодически болеющие 1-2-3 раза в течение года) острые заболевания свидетельствуют о хорошей резистентности, частая заболеваемость (4 раза и более в течение года) — об ухудшенной или плохой. Шестая составляющая здоровья — наличие или отсутствие хронических заболеваний. Выявляется педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случаях необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения. Все составляющие тесно взаимосвязаны и позволяют дать качественную оценку здоровья ребенка с определением группы здоровья. Принято выделять 5 групп здоровья (табл. 9). К Iгруппе здоровья относят здоровых детей с нормальными показателями функционального состояния органов и систем, редко болеющих, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе, не имеющих хронических заболеваний. II группа здоровья — здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-психическом развитии, с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Детей раннего возраста, которые имеют лишь факторы риска в онтогенезе, выделяют в группу IIA. Основные причины, по которым здоровых детей раннего возраста относят ко II группе здоровья: 1) отклонения в физическом развитии (отставание массы тела от роста или превышение в пределах 1,1-25); 2) отставание нервно-психического развития не более чем на 1 мес у детей первого года жизни, на 1 квартал — 2-го года и на полугодие — 3-го года жизни; 3) частая заболеваемость (4 раза в году и более); 4) функциональные изменения в сердечно-сосудистой (наличие шума функционального характера, тахикардия) и нервной системах (повышенная возбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, беспокойное бодрствование, неустойчивость аппетита); 5) начальная степень анемизации (снижение уровня гемоглобина в пределах 1,1-25, что соответствует нижней границе нормы); 6) рахит 1 -й степени (подострое течение); 7) угроза гипотрофии или начальная степень гипотрофии (отставание массы тела на 10-15 %); 8) экссудативный диатез с умеренно выраженными непостоянными проявлениями, аллергическая предрасположенность; 9) аденоиды 1-й степени; 10) гипертрофия миндалин 1-2-й степени; 11) отклонения в раннем анамнезе: гестозы беременных, «резус-отрицательная» принадлежность матери, заболевания матери (ревматизм, врожденный порок сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, анемия, хронический алкоголизм, шизофрения и др.); 11) переношенная беременность; 12) осложнения в родах: затянувшиеся роды с длительным безводным периодом, асфиксия, родовая травма без неврологической симптоматики; 13) состояние и заболевания ребенка в период новорожденности: крупный плод, заболевание пупка, пневмония, перенесенная на первом месяце жизни, и др.; 14) недоношенность; 15) пилороспазм (без гипотрофии); 16) состояние реконвалесценции после острых желудочных и других инфекционных заболеваний. К III группе здоровья относятся дети, имеющие длительно текущие заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации: 1) врожденный порок сердца в стадии компенсации; 2) родовая травма с остаточными явлениями неврологической симптоматики; 3) гемолитическая болезнь; 4) экссудативный диатез со значительно выраженными кожными проявлениями в форме экземы (редкие обострения); 5) анемия (снижение уровня гемоглобина до 85 г/л); 6) рахит 2-3-й степени; 7) гипотрофия 2-й степени (отставание в массе тела до 21-30 %); 8) фенилкетонурия; 9) пилоростеноз, пилороспазм с гипотрофией; 10) пупочная грыжа, требующая оперативного вмешательства (до операции); 11) врожденный стридор без явлений крупа; 12) кариес зубов (субкомпенсированная форма); 13) хронический тонзиллит (простая форма); 14) хронический отит (редкие обострения); 15) хронический гепатит, гастрит, дуоденит и др. (редкие обострения); 16) наличие физических недостатков и врожденной патологии (врожденная кривошея, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденная патология мочевыводящей системы и др.). К IV группе здоровья относят детей с теми же заболеваниями, но в стадии субкомпенсации. V группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, инвалиды, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Уточненная схема оценки групп здоровья у детей с выделением нескольких групп риска по Ю.Е. Вельтищеву приведена в табл. 10. Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней. Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья. Табл.9. Схема распределения детей раннего возраста по группам здоровья

Читайте также:  Академия развития ребенка москва
Признаки здоровьяПоказания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа I — без отклонения
Хроническая патологияОтсутствует
Функциональное состояние основных органов и системБез отклонений
Резистентность и реактивность организмаЗаболеваемость за период, предшествующий наблюдению, — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие
Физическое и нервно- психическое развитиеНормальное, соответствует возрасту
Группа II — с функциональными отклонениями (группа риска)
Хроническая патологияОтсутствует
Функциональное состояние основных органов и системНаличие функциональных отклонений, для детей первого года жизни — отягощенный акушерский анамнез и семейный анамнез и др.
Резистентность и реактивность организмаЗаболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом реконвалесценции (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и др.)
Физическое и нервно-психическое развитиеНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития

27 ^ Окончание табл. 9

Признаки здоровьяПоказания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа III — состояние компенсации
Хроническая патологияНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и системНаличие функциональных отклонений: патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем.Кариес зубов, декомпенсированная форма
Резистентность и реактивность организмаЗаболеваемость — редкие, нетяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания
Физическое и нервно- психическое развитиеНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Группа IV — состояние субкомпенсации
Хроническая патологияНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и системНаличие функциональных отклонений патологически измененной системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организмаЗаболеваемость — частые обострения основного заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Физическое и нервно- психическое развитиеНормальное физическое развитие,дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени,низкий рост.Нормальное нервно-психического развитие или отставание его
Группа V — состояние декомпенсации
Хроническая патологияНаличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предшествующих инвалидности
Функциональное состояние основных органов и системВыраженные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организмаЗаболеваемость — частые и тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Физическое и нервно-психическоеразвитиеНормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его

Табл.10. Группы здоровья (Ю.Е. Вельтищев)

IгруппаЗдоровые дети, подлежащие медицинскому наблюдениюА. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска»Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции
Б. Дети с вариантами нормы и непатологическими привычками
В. Подгруппа внимания — здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском
IIгруппаЗдоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистовА. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес). Например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях
Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т.п.)
В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в пубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение
IIIгруппаДети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Требуют ограничения физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследованийА. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во 2-ю группу — хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегето- дистонии)
Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями — компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями
В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний

29 ж Окончание табл. 10

IV группаДети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсациейА. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций — рецидивирующие болезни, например бронхиальная астма
Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения — гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетону- рия, гипотиреоз
В. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью
VгруппаДети-инвалидыА. Дети с онкозаболеваниями
Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом.Дети на гемодиализе
В. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Еще по теме Комплексная оценка состояния здоровья детей:

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
  3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  4. Оц