Комплекс методик для диагностики развития ребенка

Комплекс методик для диагностики развития ребенка thumbnail

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Помоги рыбкам найти маму»

«Домики»

«Накорми домашних животных»

«Найди игрушки»

«Какой предмет лишний»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа

  1. Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит, и соедини линией.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки»

Инструкция: среди предметов найди только игрушки и обведи в кружочек.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Какой предмет лишний»

Инструкция: посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связаны, их что-то объединяет, но один здесь лишний – зачеркни его.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
  • Средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал именно эту фигуру;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Разложи геометрические фигуры»

«Соедини половинки предметов»

«Зрительная память»

«Найди фигуры, похожие на образец»

«Кто где живет»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа

  1. Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: на картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: Соедини одной линией половинки изображенных предметов.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память»

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своем листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моем рисунке.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры, похожие на образец»

Инструкция: Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка. Обведи только те предметы, которые похожи на фигурку.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Кто где живет»

Инструкция: Перед тобой домики и животные. Проведи черточками тропинки от животных туда, где они живут.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

Комплекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей

от 3 до 7 лет

ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.

• “Кружки” – выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине. Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разные, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его (“большой”, “маленький”).

• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д.

• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребенком создает конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.

Методы диагностики.

• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;

Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.

• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление).

Материал: детская пирамидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пирамидка в случайном порядке, и просят собрать пирамидку.

• Коробка форм (форма) – пространственные отношения.

Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик.

• Тест для детей 4 лет на интеллектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ти ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен выложить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.

•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в доу пример

Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры представлены по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается

невыполненным, оценивается знаком «минус» (-), если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливать отношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.

• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.

• Дорисовывание фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5), на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.

Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ записывается и дается следующий листок.

Оценка: КО (коэффициент оригинальности) – количество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.

Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на количество детей в группе.

• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.

Материалы: набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.

ОЦЕНКА:

Низ. уровень – не выполнение задания.

Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).

Выс. уровень – самостоятельное выполнение.

•Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет (Соколова Ю.)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Дорисовывание фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.

• “Эталоны” — восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.

Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сапог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку, морковь, щётку, машинку, желудь, корзинку, коляску, гитару). Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: “Рассмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.

“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.

Правильное решение:

1 лист – ботинок, собака, машина, коляска;

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов.

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правильные баллы минус штрафные.

• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) — логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)

Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например, три треугольника) и единицы (один треугольник).

Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество), а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.

• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.

• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания).

Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Задание дается в несколько этапов. «Сейчас я снова прочту, те же слова и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-ми ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.

• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.

Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левая колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные), правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).

Оценка результатов:

За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.

• “Схематизация” — наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.

Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвлёнными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного образования

Инструкция:

1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грибка, тогда найдете домик».

2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».

3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».

4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначала мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».

5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.

6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметьте его.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:

«Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою клеточку (дети рассматривают таблицу). А теперь давайте рассмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).

Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.

Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Источник

Наталья Коковина
Комлекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей от 3 до 7 лет

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.

Методы диагностики.

• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;

Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.

• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величене и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление.

Материал: детская пиромидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пиромидка в случайном порядке и просят собрать пиромидку.

• Коробка форм (форма) – пространственные отнашения.

Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Ребенку предлогается поместить вкладыши в ящик.

• Тест для детей 4 лет на интелектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-лет.

ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.

Методы диагностики

.

• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлогают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.

• “Кружки” – выявление особенностей восприятиея отношений предметов по велечине. Ребенку предлогают 3 кружка одного цвета, но разны, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его. (“большой”, “маленький”).

• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлогают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т. д.

• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребенком создает конструкцию из стороительных деталей, затем просит его построить точно такую.

[b

]ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ТИ

ЛЕТ[/b].

Методы диагностики

.

• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен вылажить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.

•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительноговосприятия дошкольника.

Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры представлены по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненым, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+, если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается

невыполненным, оценивается знаком «минус» (-, если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливатьотношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.

• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.

• Дорисование фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5, на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.

Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ заеписывается и дается следующий листок.

Читайте также:  Подделка для развития моторики ребенка

Оценка: КО (коэффицент оригинальности) – колличество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.

Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на колличество детей в группе.

• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.

Материалы: набор строительных элементов из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.

ОЦЕНКА: Низ. уровень – не выполнение задания.

Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).

Выс. уровень – сомостоятельное выполнение.

Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет

.

Рыбка:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ТИ ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Дорисование фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.

• “Эталоны” — восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновремнно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.

Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сопог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку,морковь, шотку, машинку, желудь, корзинку, каляску, гитару).Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: “Расмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.

“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.

Правельное решение:

1 лист – ботинок, собака, машина, каляска;

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов.

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правельно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правельные баллы минус штрафные.

• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) — логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)

Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например три треугольника) и единицы (один треугольник).

Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество, а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.

• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.

• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других откланений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчевости внимания).

Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Задание дается в несколько этапов. «Ссейчас я снова прочту, те же словаЭ и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-МИ ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.

• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по виличене и форме.

Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левоя колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные, правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).

Оценка результатов:

За каждую правельно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.

• “Схематизация” — наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.

Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).

Инструкция:

1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правельно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грипка, тогда найдете домик».

2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки рпямо, потом повернуть в сторону».

3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметье его».

4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначало мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».

5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.

6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметье его.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:

«Расмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в

определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою тклеточку (дети расматривают табли?