Как задавать ребенку вопросы 2 года

Как научить ребенка задавать вопросы?

Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.

В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.

— Что сломал? — спросил сын у отца.

Аутичные дети:

— могут вообще не задавать вопросов;

— делать это грамматически неправильно;

— не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

— речь не развита на надлежащем уровне;

— есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;

— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года — Где? Куда?

около 3-х лет — Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

Чаще всего дети на вопрос «Как дела?» или «Как прошел день?» отвечают емким «Нормально». Но ведь нам, родителям, мало такого — никакого — ответа! Но стоит начать расспрашивать, как мы тут же понимаем, что все наше общение становится похожим на допросы. Никто не хочет так! Мы собрали 35 вопросов, которые помогут вам больше узнать о собственных детях, и не только о том, как прошел их день, но и о том, о чем они переживают, думают и мечтают…

1|| Чем вы занимались сегодня с друзьями?

2|| Когда ты только просыпаешься, ты думаешь о том, как пройдет твой день? Сегодняшний день был похож на твои ожидания от него?

3|| Если бы ты мог что-то изменить прямо сейчас, что именно ты изменил бы в сегодняшнем дне?

4|| Если бы ты открыл магазин, что бы ты в нем продавал?

5|| Какой персонаж вызывает у тебя больше всего смеха?

6|| Если бы ты был супергероем, то какие три суперспособности у тебя были бы? И что бы ты с их помощью делал?

7|| Когда ты чувствуешь, что тебя любят? Как ты понимаешь, что человеку ты не безразличен?

8|| Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

9|| Если бы твои мягкие игрушки могли говорить, как думаешь, что бы они сказали нам в первую очередь?

10|| Если бы тебе дали 5000 рублей и предложили потратить на благотворительность, кому бы ты решил помочь?

11|| Какие подарки тебе нравится дарить другим?

12|| Сегодня было над чем посмеяться?

13|| Сможешь нарисовать то, что прямо сейчас в твоей голове?

14|| Как ты думаешь, что тебе сегодня приснится?

15|| Если бы ты мог задать любому дикому зверю вопрос, какого зверя ты бы выбрал и о чем бы спросил?

16|| Как построить самый лучший форт

(*убежище из покрывал и стульев, — прим. ред.) дома?

17|| Какую роль ты бы хотел сыграть в школьном спектакле?

18|| Какое самое первое твое воспомнание из детства?

19|| А какое самое счастливое твое воспоминание?

20|| Что ты больше всего любишь фотографировать?

21|| Каким должен быть самый лучший день? Какая у него должна быть погода? Чем следует заняться в самый лучший день?

22|| Если бы ты мог превратиться в любое животное, то кого бы ты выбрал? Почему?

23|| У тебя есть в голове какие-нибудь изобретения, до которых взрослые еще не додумались?

24|| Представь, что ты можешь придумать любой праздник. Какой придумаешь ты и как предложишь его отмечать?

25|| Какой человек может стать твоим другом? Какие качества ты ценишь в друзьях?

26|| Хотел бы ты ручного дракона? Дракончика домашнего питомца? Как назвал бы его? Что бы ты с ним делал?

27|| Если бы ты присоединился к цирку, что бы ты в нем делал?

28|| Как думаешь, какого предмета в школе не хватает?

29|| Придумай три глупых традиции для всего мира. 

30|| Если мы тебя попросим дать всем в семье новые имена, кого как ты назовешь?

31|| Если составить топ твоих нелюбимых вещей, что в него войдет? Что будет на первом месте среди нелюбимых вещей?

32|| Когда вырастешь, куда бы ты хотел отправиться в путешествие?

33|| Какому знаменитому человеку ты хотел бы написать письмо? О чем?

34|| Если тебе предложат сделать продолжение любого фильма или мультика, то что это будет? Уже есть идеи для сюжета?

35|| Хотел бы ты стать писателем? А что именно ты стал бы писать — фантастику, фэнтези, детективы или что-то еще?

Для таких сближающих и познавательных разговоров с ребенком нужно, конечно же, выбрать время. Не держите этот список под рукой — просто помните о самых интересных для вас вопросах и в подходящий момент задайте один-два. Запросто может случиться так, что вы с ребенком увлечетесь собственным воображением, что не заметите, как в интересном общении проведете целый час, а то и больше!

— Ксения Рудич

Источник

Как часто вы разговариваете с детьми о них самих? А Вы знаете, что Ваш ребенок думает о взрослых? А чему он хочется научиться? А когда он особенно счастлив? А какой у него самый любимый праздник? А самый незабываемый день?

Я обожаю задавать своим детям вопросы!
Делаю это не только из любопытства, но и чтобы понять, чем и как живет ребенок.

А еще – как развивается, чему учится, что начинает понимать. Для этого я провожу эдакий опрос раз в год. А потом сравниваю ответы… Это ТАК интересно! 🙂 И полезно очень!

Хотите незабываемо теплый и веселый семейный вечер?
Позадавайте своему ребенку вопросы.
Обещаю, вас ждет много открытий 🙂

Вот какие вопросы я задаю своим детям.
Добавляйте и придумывайте свои!
Кстати, а что бы такого необычного вы спросили у ребенка?
Давайте пополнять список вместе 🙂

1. Легко ли быть ребенком?
2. Легко ли быть взрослым?
3. Где живут сны?
4. А когда ты не спишь, где они?
5. Почему люди читают книги?
6. Кем хочешь быть, когда вырастешь?
7. Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты сделала?
8. Каким должен быть лучший друг?
9. Как можно наказывать детей и за что?
10. Чему бы ты хотел научиться?
11. Почему люди болеют?
12. Как бы ты хотела, что бы тебя баловали?
13. Хотела ли бы ты иметь брата или сестричку? Почему?
14. Твоя самая любимая игра? Как в нее играть?
15. Чего ты больше всего боишься?
16. Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?
17. Почему люди обижаются? (Что может тебя обидеть?)
18. Что такое плохое и хорошее настроение?
19. Какой герой мультфильма (сказки) тебе нравится больше всего? Почему?
20. Чем мальчики отличаются от девочек?
21. С кем тебе больше нравится дружить с мальчиками или с девочками? Почему?
22. Что ты любишь больше всего?
23. Что ты не любишь?
24. О чем мечтаешь?
25. Какая еда самая-самая вкусная на свете?
26. Что ты находишь удивительным в мире вокруг?
27.Что ты считаешь чудом?
28.Есть что-то такое, что ты не сделала и теперь жалеешь?
29.Что ты хочешь сделать в скором будущем?
30.От чего ты можешь заплакать?
31. Где тебе хорошо?
32. Что бы могли родители сделать для тебя, чтобы ты была счастливее?
33. Какой у тебя был простой день, не праздник, когда ты была счастлива?
34. Где лучше – когда ездишь куда-то или дома?
35. Когда ты совсем одна, то что ты делаешь?
36. Чего тебе не хватает?
37. Если бы ты могла что-то поменять в нашей семье, то что?
38. За что ты обижаешься на родителей?
39. За что ты любишь родителей?
40. Если бы ты могла помочь каким-то другим людям, что бы ты сделала?
41. Какой ты видишь себя через 10 лет?
42. Каким должен быть муж (жена)?

ДОПОЛНЕНИЕ!
И еще интересные вопросы от ресурса https://ipsyholog.ru
Правда там предлагается задать один из вопросов на ночь.
Неплохая идея!
Но что нам мешает добавить их все или некоторые в Ваш список?
Итак…

— О чем ты любишь мечтать?
— Кто твой герой и почему?
— Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?
— За что ты собой больше всего гордишься?
— Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?
— Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?
— Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?
— Если бы ты был животным, то каким именно и почему?
— Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?
— Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?
— В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?
— Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился?
— За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?
— Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?
— Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?
— Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?
— С кем ты больше всего ждешь встречи в школе (садике) каждый день?
— Если бы ты собирал свой обед в школу самостоятельно, что бы ты туда положил?
— Кто из твоих одноклассников (ребят в группе) самый дружелюбный?
— С кем ты провел больше всего времени сегодня?
— Какая у тебя любимая игра и почему?
— Кто заставляет тебя смеяться и почему?
— Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме или мультике, какую бы ты выбрал и почему?
— С кем в нашей семье тебе веселее всего проводить время?

__Наталья Корбут,
коуч и бизнес-тренер для женщин,
эксперт по детско-семейному тайм-менеджменту,
автор проекта be Woman. be Mother. be Happy

Связаться о мной в ВК, в ФБ, в ЖЖ

—————————
Я считаю, что прежде, чем учить чему-то ребенка, нужно узнать о нем как можно больше.
Именно поэтому в Дизайн-Проекте для мам школьников мы начинаем с вопросов ребенку.
Прицельные и точные, они открывают понимание ребенку о нем самом, а родителям — о ребенке.

Помогают сыну или дочке оценить себя, а родителям понять, что их ожидания и видение очень часто не совпадают с тем, что думает о себе и своем обучении сам ребенок. Часто именно в этом кроется причина того, что школьник не организован, в результате мама не довольна им, а он — приставаниями родителей.

Что такое Дизайн-Проект для мам «Организуй своего школьника»?
Это онлайн-курс, который поможет мамам привить ребенку навыки самоорганизации. Ваш школьник станет более самостоятельным, начнет проявлять инициативу помощи по дому, у него появится работающее расписание дня и недели. Ваши отношения с сыном или дочкой станут намного ближе и теплее!

Узнать подробности и записаться можно ТУТ

Источник

Всем привет. Сегодня раскроем вам еще один секрет взаимодействия с ребенком.

Существует множество разных мнений и списков этих «самых важных» вопросов. Есть списки из 25, 37 и более важных вопросов, но тут главная задача, не создавать ощущения допроса, не быть нудным и не перегибать палку. Так очень скоро ребенок просто перестанет вам отвечать.Поэтому предлагаю вашему вниманию 5 самых важных вопросов, которые мы должны задавать нашим детям КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Которые сделают вашего ребенка, счастливее, увереннее и позволят вам держать ситуацию под контролем.

Эти 5 вопросов можно разделить на 2 блока. Первый состоит из 2-х вопросов, которые можно задавать в течение дня, в любой последовательности и второй — еще 3 вопроса, которые необходимо задавать ребенку каждый день, создавая тем самым определенный ритуал.

И так….

1.ВОПРОСЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Первый вопрос, который вы должны задавать «СЧАСТЛИВ ЛИ ТЫ?» Не забывайте спрашивать об этом своего ребенка. Когда ребенок маленький, ему год или два, вы просто передаете ему эмоциональный настрой, счастливый настрой. Становясь старше, ребенок будет пытаться понять о чем таком вы спрашиваете его… Уже в 3-4 года ребенок может отвечать на это вопрос «… не совсем» и тут ваша задача спросить «а что было самым счастливым, что нет» и таким образом вы учите его различать состояния счастья и вообще понимать, что приводит его к состоянию счастья. Почему важно задавать этот вопрос ежедневно? Да потому что мы каждый день учим детей тому, что»важно» — хорошо учиться, правильным привычкам и т.д., но мы не учим их быть счастливыми, а это очень важно! Отвечая на этот вопрос каждый день, ребенок научится с большой точностью распознавать в себе ощущение счастья и взрослея, он просто не позволит себе быть несчастным. Ребенок будет обречен быть счастливым!

Второй вопрос — это «ВСЕ ЛИ В ПОРЯДКЕ?», «ВСЕ ЛИ У ТЕБЯ ХОРОШО?»

Бывают же ситуации, когда мы видим, что наш ребенок загрустил, в этот момент нужно просто подойти и спросить. Это нужно для того, что бы было между вами сотрудничество, доверие. Да, может он не сразу будет вам отвечать. Но со временем ребенок начнет осознавать, что он сотрудничает с кем-то чтобы решить проблему, либо он думает сам как ее решить. В любом случае, у вас есть повод, начать доверительную беседу с ребенком. Это очень сближает. Мы не угадываем, мы просто ждем ответ — это важно. Это так МАЛО по усилиям вашим и так МНОГО по уверенности ребенка, что он значим, что его слышат.

2.ВОПРОСЫ ПЕРЕД СНОМ.

Зачем они нужны…а затем, чтобы создать некий ритуал с ребенком перед с ном и улучшить ваши отношения. И чтобы он мог выговориться от того, что накопилось за день. И самое главное, чтобы он научился свободе что-то менять. Вот эти вопросы:

«ЧТО БЫЛО ЛУЧШЕГО У ТЕБЯ СЕГОДНЯ?» Ребенку сложно на него ответить, и вы можете услышать «ВСЕ». Тогда вы своим примером показываете и рассказываете, что лучшее было у вас. Например: «У меня самое лучшее за сегодня было-это встреча с моей давней подругой…» Вы показываете пример как отвечать на этот вопрос. Первые несколько дней ребенок может просто слушать вас, не отвечая, но со временем начнет подробно описывать вам лучшие и яркие события своей жизни. И вы сблизитесь ОЧЕНЬ.

«ЧТО У ТЕБЯ БЫЛО ХУДШИМ СЕГОДНЯ?» И тут так же, если ребенок не отвечает, вы подаете ему пример. Рассказываете свой худший момент за сегодня. И со временем он также искренне начнет делиться с вами. Это очень важный момент в отношениях. Ребенок научится доверять вам и в определенный сложный момент, вы будете первым к кому ребенок обратится за помощью или советом.

«ЧТОБЫ ТЫ ПОМЕНЯЛ, ЕСЛИ БЫ СМОГ?» Опять же своим примером, делитесь своими мыслями, чтобы вы изменили и почему. Ребенок начинает думать зачем ему это надо, начинает верить в свои силы, в свои возможности. Что неудачный день — не приговор, что можно многое изменить.

Эти простые вопросы позволяют ребенку сбросить стресс, помечтать, заснуть в хорошем настроении и у вас рождается ритуал. Вы и Он, проводите время вместе, делитесь опытом. Ведь нет ничего лучше в семье, чем близкие отношения со своим ребенком. Вы учите ребенка быть откровенным с вами.

Задавая всего 5 этих вопросов, вы скоро увидите, как улучшиться качество жизни вашего ребенка.

ДЕТИ ЭТО НАВСЕГДА! Так пусть они будут счастливыми!

Источник

Нет людей дороже и ближе, чем собственные дети. При этом часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы из нашей статьи, вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. И уж точно общие обсуждения и даже споры будут намного полезнее для ребенка, чем нравоучения и замечания с вашей стороны. Попробуйте!

AdMe.ru перекопал кучу статей и книжек, чтобы найти необычные, цепляющие и даже провокационные темы для обсуждения в семейном кругу.

1. Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»

  • Какое событие сегодня было самым интересным?

  • Что нового ты узнал за день?

  • Что заставило тебя улыбнуться сегодня?

  • Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?

  • Что удивило тебя сегодня?

  • Помог ли ты кому-нибудь?

  • Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?

  • Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?

  • Тебе было грустно?

  • Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?

  • Во что ты играл сегодня со своими друзьями?

  • С кем ты сидел сегодня за обедом?

  • С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?

  • Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?

  • Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?

  • Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?

  • Что-нибудь привело тебя в раздражение?

  • Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?

  • Было ли что-то, что тебя смутило?

  • С чем ты был не согласен сегодня?

  • Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?

  • Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?

2. Вопросы, которые развивают фантазию

  • Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?

  • На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?

  • Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?

  • Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?

  • Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?

  • Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?

  • Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?

  • Какое животное могло бы хорошо водить машину?

  • Каких изобретений не хватает миру?

  • Что было бы, если бы машина времени существовала?

  • Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

3. Вопросы о самом ребенке

  • Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?

  • Что тебе нравится в себе? А что нет?

  • Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?

  • Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?

  • Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?

  • Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?

  • Какие звуки тебе нравятся?

  • Чего взрослые про тебя не понимают?

  • Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?

  • Какое занятие делает тебя счастливым?

  • Какой праздник ты любишь больше всего?

  • Как ты заботишься о других людях?

  • Что вызывает в тебе нежность?

  • Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

  • От чего ты можешь заплакать?

  • Что заставляет тебя злиться?

  • Что тебя пугает?

  • Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?

  • Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?

  • Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?

  • Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?

  • Если бы ты писал книгу, о чем бы она была?

  • Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?

  • Каким был бы твой идеальный день?

  • Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?

  • Чему бы еще ты хотел научиться?

  • Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?

  • Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?

  • Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?

  • Чем ты больше всего гордишься в жизни?

  • Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?

  • Что ты будешь делать, если кто-то обзовет тебя?

  • Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?

  • Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?

  • Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?

4. Вопросы о жизни и устройстве мира

  • Что делает человека умным?

  • Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?

  • Зачем ходить в школу?

  • Какой будет жизнь в будущем?

  • Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?

  • Легко ли быть ребенком? А взрослым?

  • Как узнать, что ты уже повзрослел?

  • Ребенок обязан уважать всех взрослых?

  • Нужно ли всегда слушаться родителей?

  • Как можно наказывать детей и за что?

  • Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?

  • Можно ли всегда делать то, что хочется?

  • Зачем люди врут?

  • Можно ли всегда говорить все, что думаешь?

  • Почему люди разводятся?

  • Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить все спокойно?

  • Почему взрослые мало улыбаются?

  • Почему люди курят, если это вредно?

  • Что такое плохое и хорошее настроение?

  • Что надо делать в старости?

  • Что такое душа и где она находится?

  • Что такое любовь?

  • Как понять, что кто-то тебя любит?

  • Может ли любовь длиться вечно?

  • Что такое счастье?

  • Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?

  • Можно ли быть счастливым без денег?

  • Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?

  • Все люди равны?

  • Можно ли считать мир прекрасным, если в нем есть войны и голод?

  • Можно ли обойтись без войн?

  • Есть ли польза от проблем и трудностей?

  • Можно ли ответить грубостью человеку, который груб с тобой, или нужно оставаться вежливым?

  • Можно ли завидовать?

  • Для чего нужно искусство?

  • Кто определяет, что красиво, а что нет?

  • Нужно ли принимать свою внешность такой, какая она есть?

  • Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы он был?

  • Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?

  • Для чего мы живем?

Бонус: ситуации для обсуждения

Чтобы было еще интереснее, вы можете обсуждать вместе с детьми сложные и даже провокационные ситуации, как предлагает писатель Майкл Паркер в своей книге «Разговоры с детьми на сложные темы». Вот пример:

«Представь, что ты изобрел машину времени. Ты забираешься в нее и жмешь на кнопку „Прошлое“. Агрегат „приземляется“ в 1889 году, и ты оказываешься в мило обставленной комнате, где в плетеной корзинке лежит хорошенький младенец. Но тут твой взгляд падает на поздравительную открытку на столике рядом, и ты с ужасом понимаешь, что карапуз в корзинке — Адольф Гитлер. Поскольку ты живешь в XXI веке, тебе уже известно, что он стал виновником гибели миллионов людей во Второй мировой войне. Ты слышишь на лестнице шаги: кто-то поднимается.

Ты не можешь взять корзинку с собой в машину времени (она вмещает только одного пассажира). Если тебя обнаружат в комнате, то наверняка арестуют. Вернуться сюда ты больше не сможешь: машина времени не столь точна. У тебя на все про все секунд 20.

А. Может, выбросить маленького Адольфа из окна, прыгнуть в машину времени и улететь?

Б. Что ты думаешь, глядя на маленького Адольфа?

1. Был ли он бессердечным чудовищем уже тогда? Он таким родился?

2. А если он стал плохим позже — что заставило его встать на этот путь?

3. Справедливо ли будет наказать его за то, чего он на тот момент еще не делал?»

А какие темы вы любите обсуждать со своими детьми?

Источник