Как вы занимаетесь с ребенком в год и 3 месяца

Как вы занимаетесь с ребенком в год и 3 месяца thumbnail

Девочки, поделитесь опытом. Моей доче год и три, и книги читаем и рисуем, в куклы играем, мозаику собираем, лего, вкладыши, сортеры, пирамидки.
Но такое ощущение, что ей все это не интересно уже. Ходит как неприкаянная, к котам пристает. :gy:
Я уже сайты всякие облазила, но хочется проверенные советы использовать.
Т.к. лепить -так это значит постоянно тесто для лепки у нее отбирать, т.к. тянет в рот и все.
Пальчиковые краски тоже помесить бы руками и поесть.
Клей тоже в рот.
В общем, сижу и не знаю, что еще придумать полезного и интересного. Подскажите, а? Во что играете? Как развиваете?

Есть мечта? Беги к ней! Не получается? Иди к ней! Не получается? Ползи к ней! Не можешь? Ляг и лежи в направлении мечты!

CosaNostra12

Ходит как неприкаянная, к котам пристает.

вы ее уже всем этим достали и надоели. отстаньте от ребенка :gy:

CosaNostra12

Как развиваете?

а че она у вас отстает в развитии?

нам 1,4 также ничего ему не интересно, один вообще редко играет требует моего присутствия, раскрашивать вообще не любим все пальцы себе изрисует и рот, тоже кошек мучаем кусаем, таскаем, целуем, глаза им пытается выткнуть, в маленькие машинки почти не играет, есть большая — джип, вот на ней отдыхаем возим его на машине за веревочку по квартире один раз муж ему подушечку под руль под сунул так он там и уснул при езде, может возраст такой вроде не маленький соображает но и не большой чтоб самостоятельным быть, еще в прятки играем, в догонялки, книжки любим читатьСообщение было изменено пользователем 24-12-2012 в 21:06

мой настольные игры (рисование, лепка) ваще не уважает, с интересом раз в неделю, остальное мама рисует, лепит, ребенок рвет, ломает.
С удовольствием гоняет мяч (со мной конечно), качается на качелях, прыгает на резиновой кобыле..
Любит найти сам себе занятие — типа двух чашечек, которые др.в др. вставляются и вставлять их. Это из полезного
Из «неполезного» шмоточник великий, навздевает на себя все, что в шкафах нароет. Вот так и развиваемся :gy:

Если уж мечтать, то ни в чем себе не отказывать…

Вomik1122

книжки любим читать

вот че, реально, вы читаете, а он сидит рядом и слушает??
у моего сразу масса дел находится, как я читать начинаю :gy:

Если уж мечтать, то ни в чем себе не отказывать…

Шпалоукладчица

вот че, реально, вы читаете, а он сидит рядом и слушает??

а почему нет?
моему 1,4. с 10 мес. вполне даже нормально слушает

мой в догонялки любит и книжки, особенно музыкальные, карточки умница про животных — самое любимое
лепить и рисовать тоже любит, минут по 5-10 сидит
обожает играть с кострюльками и ложечками
а так тоже быстро все надоедает
машинами раньше хорошо играл а сейчас почти не играет ими
сортеры, пирамидки, кубики — максимум на 1 минуту хватает

в 10 месяцев мой тоже слушал, потому что уйти не мог. А как ходить научился, не удержишь. Поэтому у меня — нет

Если уж мечтать, то ни в чем себе не отказывать…

мы картинки рассматриваем — очень любит

аноним

а че она у вас отстает в развитии?

да нет, не остает, но не посадишь ведь мультики целыми днями смотреть, все равно что-то делать надо, день длинный

Вomik1122

может возраст такой вроде не маленький соображает но и не большой чтоб самостоятельным быть

вот тоже думаю, сама себя занять не может надолго, а мамины игры уже не интересны.

Шпалоукладчица

вот че, реально, вы читаете, а он сидит рядом и слушает??

иногда сидит или стоит рядом (минуты три) и слушает :gy: а иногда тыкает в картинки, заставляя говорить, кто это, что за зверь, тогда надолго, несколько книг так можем «прочитать»

тактак

а так тоже быстро все надоедает

вот да, быстро все надоедает.
Недавно правда стеклянную банку напихала журнальных страничек, так минут 15 вытаскивала их и снова впихивала.
Но вот какие еще такие фишки бы придумать, не знаю.

Сообщение было изменено пользователем 24-12-2012 в 21:49Сообщение было изменено пользователем 24-12-2012 в 21:50

Есть мечта? Беги к ней! Не получается? Иди к ней! Не получается? Ползи к ней! Не можешь? Ляг и лежи в направлении мечты!

ну вот как…старший был вообще равнодушен к тому, что вы описали))) ну разве что книжки — это наше все!
а мелкий обожает рисовать — дай фломастеры и ребенка нет часа два :gy:
а вообще, второго родите — проблема исчезнет :gy:

Трое могут сохранить секрет, только если двое из них мертвы.

Ullla

а вообще, второго родите — проблема исчезнет

угадали, как раз вот в мае рожу ей напарника по играм))))
но до мая как то бы продержаться
а то меня уж совесть мучает, что я никчемная мать, не могу организовать досуг собственного ребенка :gy:

Ullla

дай фломастеры и ребенка нет часа два

ну ну а через два часа, у ребенка и ноги и руки и уши и губы цвета фломастера, и диван и ковровое покрытие :gy: знаем, проходили :gy:

Есть мечта? Беги к ней! Не получается? Иди к ней! Не получается? Ползи к ней! Не можешь? Ляг и лежи в направлении мечты!

CosaNostra12

у ребенка и ноги и руки и уши и губы цвета фломастера, и диван и ковровое покрытие

отмоется,че :gy: зато деть доволен 😉 ну, купите фломастеры для тела(типа грим делать)-мои ими изрисовываются, оттирается хорошо — и с ушей, и с дивана :gy:

Читайте также:  Анафилактический шок ребенку 3 года

Трое могут сохранить секрет, только если двое из них мертвы.

Ullla

купите фломастеры для тела(типа грим делать)-мои ими изрисовываются

спасибо за мысль :gy:

Есть мечта? Беги к ней! Не получается? Иди к ней! Не получается? Ползи к ней! Не можешь? Ляг и лежи в направлении мечты!

CosaNostra12

все равно что-то делать надо, день длинный

мы иногда поиграть-то не успеваем за этот длинный день 🙂 любимые игры (1,4 сейчас малышу) — помогать маме. Посуду вместе моем, пол, пылесос — вообще фетиш 🙂 к НГ прибираем сейчас все дальние шкафы-углы 🙂 вчера вот папе пуговицу на шорты пришивали. Смотрел как я пришиваю, потом забрал у меня иголку и в дырку на пуговице ее просунул. Раньше не забирал. Видимо, сейчас при нем иголкой пользоваться пока нельзя 🙂 а ну и прятки — любимая игра. И сам прячется и маму-папу ищет и игрухи всякие, причем небольшие насобачился прятать у себя под одеждой 🙂

По поводу теста для лепки. Тоже все в рот тащит, замесила соленое тесто, там вроде состав-то: соль, мука, вода. Если и слопает, ничего страшного. Он попробовал, выплюнул и больше не пытается его в рот складывать.

CosaNostra12

Моей доче год и три, и книги читаем и рисуем, в куклы играем, мозаику собираем, лего, вкладыши, сортеры, пирамидки

я это раньше двух и не планирую. по старшей знаю, что все из этого делать будет мама. а т.к. все из этого я уже наделалась и переделалась со старшей то сейчас я ребенку даю свободу. она сама себе занятия находит, больше всего с куклами возехается. ей можно один раз показать как кормить/пеленать/умывать и будет это пол-дня делать. у нас больше физической движухи чем интеллектуальной, в догонялки играем, с горки катаемся, на батуте скачем или на прыгуне. книжки пока не интересны, отбирает, смотрит картинки и выбрасывает

Родительское собрание: вход бесплатный, выход 1000 руб.

Я предлагаю мамам с детишками посетить 5го января день детского фитнеса в СК Виктори Спорт на Уралмаше Республиканская 1а. в 11.30 будет бесплатно открытый урок для деток с малышами. Дети после 3х лет начнут свою экскурсию в 12.00.
Выбирайте по душе, все занятия бесплатны + мастер-класс+ показательные выступления + розыгрыш абонементов
89222102060, 330-57-14

Мой играет исключительно со старшей, раз в неделю с бабушкой, с дедушкой. я как партнер для игр его не интересую. Вообще очень самостоятельный, в отличие дочери. С ней играла/занималась постоянно, поэтому она одна сейчас заниматься может только творчеством, сама изучает письмо, чтение. А в игры без компании не играет.
В 1,3 активно рисовали (к 4-м годам обнаружена художественная одаренность), пели (результат — хорошо развит музыкальный слух), изучали формы, цвета, слушали аудиосказки (на русском и английском), много читали, + конечно активные игры на улице (было теплое время года). Свою первую пирамидку дочь собрала в 8 месяцев, поэтому к году уже было не интересно ( в 1,6 подключила логические пирамиды).

Лильчик

все из этого я уже наделалась и переделалась со старшей то сейчас я ребенку даю свободу.

Как это знакомо!..

Я — с планеты по имени счастье:)

CosaNostra12

Т.к. лепить -так это значит постоянно тесто для лепки у нее отбирать, т.к. тянет в рот и все.
Пальчиковые краски тоже помесить бы руками и поесть.

сразу видно, что ребенок первый ! :))) подождите, Вы еще успеете от всего этого устать!

Я — с планеты по имени счастье:)

1,4 моей
щас с ней интересно новые слова учить
она все повторяет и махом, вообще все :gy: прикольно
книжки-стишки-кубики-конструктор складывает

Шпалоукладчица

в 10 месяцев мой тоже слушал, потому что уйти не мог.

Это про моего сына. какие там книжки — шведская стенка, кольца, веревочная лестница, машины, мячи, поскакушки, а сестру подоставать — милое дело!

Я — с планеты по имени счастье:)

CosaNostra12

а то меня уж совесть мучает, что я никчемная мать, не могу организовать досуг собственного ребенка

Аналогичные мысли посещают )) Дочке год и четыре. Книжки любит листать, картинки рассматривать, показывать знакомых животных. Когда начинаю читать, сразу переворачивает страницу )) любит сидеть просто листать странички, рассматривать картинки. Минут 10 )) потом надоедает. Пирамидки, сортеры и пр. собирает, но минуты по 2. Юлу крутит. Тут на дольше ее хватает. Мячики обожает. Но надо, чтобы кто-то вместе с ней играл. Очень любит монетки. Засовывает их во всякие щели, потом требует, чтобы ей достали. Самое любимое место — духовка. Засунет в щелку, а я должна открыть и достать. Продолжаться это может очень долго %) воду обожает. Пускаю из крана тоненькую струйку, а дочка стоит и всякие игрушки туда засовывает (крышечки в почете особенно). Ребенок увлекается этим минут на 15-20, но потом мокрая с ног до головы и на полу моря, поэтому занимаемся этим редко. Рисовать любит на доске маркерами. Ну и параллельно на ковре, диване, себе, маме…… кажется, что занятий много. Но я каждый день мучаюсь, что ничем полезным, развивающим не занимаемся.

Девочки, есть еще идея для развития мелкой моторики — в бутылку засовывать фасоль, горох, макарошки и т.д. У нас сегодня это занятие на ура прошло! Ребенку 1,3 г. Естественно, смотреть в оба глаза, чтоб не слопал ничего.

Нашла, как сделать самим сортировщик из подручных средств. [a url=https://www.youtube.com/watch?v=AYUnY6EUJ8g]Все показано наглядно, красочно и очень доступным языком[/a]

почему-то так

а почему нет?
моему 1,4. с 10 мес. вполне даже нормально слушает

:dada: :dada: :dada: :dada:

Сегодня посмотрела как легко можно научить ребенка застегивать и расстегивать свою одежду. [a url=https://www.youtube.com/watch?v=E7Cuq52OPjw]Все постепенно и играючи. Хочу своему малышу такие же сшить.[/a] Правда опыта в шитье мало, но думаю с такими подушками справлюсь. Надо до магазина ткани только дойти и выбрать красивые наклейки.

Читайте также:  Какую дозу амоксиклав давать ребенку 3 года

Источник

фото 3Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.

В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.

Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.

Физические параметры в год и три месяца

В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.

Мальчики:

  • Рост – от 76 до 83 см;
  • Вес – от 10 до 13 кг;
  • Окружность головы – от 46 до 50 см;
  • Окружность груди – от 47 до 54 см.

Девочки:

  • Рост – от 75 до 82 см;
  • Вес – от 9 до 12 кг;
  • Окружность головы – от 45 до 48 см;
  • Окружность груди – от 47 до 52 см.

Что умеет делать малыш

фото 8В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.

Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.

К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.

Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?

  1. Самостоятельно ходит, бегает, ползает
  2. Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
  3. Пытается забираться на стулья и слезать с них
  4. Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
  5. Постигает навык самостоятельного приема пищи
  6. Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
  7. Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
  8. Пробует самостоятельно надевать одежду
  9. Активно работает кистями рук и пальцами.

В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 14В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.

Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.

В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.

Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.

Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.

С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.

Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .

Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.

Речевые навыки

фото 12Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.

Рацион питания: что приготовить малышу

К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.

Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.

В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.

Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:

Завтрак:

  • Манная (овсяная) каша – 100 гр.
  • Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
  • Чай или компот – 100 мл.

Обед:

  • Суп с вермишелью – 100 гр.
  • Куриное суфле – 50 гр.
  • Рис на пару – 100 гр.
  • Сок – 100 гр.
  • Хлеб – 50 гр.

Полдник:

  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир – 100 мл.
  • Печенье – 50 гр.

Ужин:

  • Творог – 70 гр.
  • Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
  • Молоко – 100 мл.

Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.

Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.

Рецепты блюд

фото 2Манная каша

Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.

Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.

Читайте также:  Ребенок перепутал день с ночью ребенку 3 года

Запеканка с изюмом

Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.

Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.

Суп с вермишелью

Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.

Особенности ухода

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.

Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).

Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.

Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.

Необходимые обследования

Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.

При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.

Режим дня и сна

фото 13В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.

Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.

Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.

В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.

Примерный распорядок дня ребенка таков:

  • 7:00 – пробуждение
  • 7:10-7:30 – утреннее умывание
  • 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
  • 8:30 – 9:00 – завтрак
  • 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
  • 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
  • 12:30 – 14:30 – дневной сон
  • 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
  • 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
  • 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
  • 19:30 – 20:30 – водные процедуры
  • 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
  • 21:30 – ночной сон

Мнение доктора Комаровского

фото 6Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.

Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.

Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:

Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.

Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.

Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:

  • резкое расширение запаса понимаемых слов;
  • понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
  • длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
  • самостоятельный прием густой пищи.

Занятия с малышом

Игры

фото 14Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Источник