Как воспитать самостоятельность у ребенка 5 лет

Как воспитать самостоятельность у ребенка 5 лет thumbnail

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности, какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Как сделать ребенка самостоятельным

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Читайте также:  Как наладить отношения с ребенком 5 лет

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.

Как воспитать ребенка самостоятельным

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Как воспитать самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста, родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.

Основные рекомендации, как помочь ребенку стать самостоятельным:

  1. Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор. Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.
  2. Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.
  3. Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!».
  4. Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности, прививайте трудолюбие, например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.
  5. Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.
  6. Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.
  7. Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.
  8. Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
  9. Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.
  10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, заниматься творчеством. Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.
  11. Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.
  12. Верьте в своего ребенка. Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.
  13. Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.
  14. Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.
Читайте также:  Ребенок 5 лет все время кашляет

Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.

Сейчас существует очень много полезных книг и уроков на тему «как приучить ребенка к самостоятельности«. Рекомендуем вам пройти онлайн-интенсив Елены Даниловой по развитию самостоятельности и ответственности «Я сам».  Автор дает очень много интересной информации о воспитании самостоятельности у детей с 1 года и до 12 лет.

Источник

«Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего  возраста»

ЗАДАЧИ:

— определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;

— повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.

УЧАСТНИКИ:

— воспитатель и родители

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2- Доклад на тему «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»

— Дети 4-5 лет должны уметь…

— Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании

3Решение групповых вопросов

4Итог собрания

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее, и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Можно ли капать нафтизин ребенку 5 лет

Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребёнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребёнку положить салфетку). Одному ребёнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание, не отвлечься. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью, а учёба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребёнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребёнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребёнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.
Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.
Но:
— порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;
— выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;
— дела, которые вы поручаете ребёнку, должны быть безопасными для него;
— продолжительность труда не должно превышать 15-20 ти минут.
Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так, что если ребёнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всё делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.
Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным, а должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесёт удовлетворение ребёнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребёнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребёнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребёнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
И надо приучать ребёнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всё в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

  • Мыть руки, засучивая рукава;
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • Правильно пользоваться мылом;
  • Не мочить одежду;
  • Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

  Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

  • Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го  года жизни), салфеткой;
  • Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Педагогическая ситуация

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

— Сам! Сам! Сам!

— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

Что ваш ребенок делает сам?

Педагогическая ситуация

«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».

Зато дома со взрослыми у Алеши  властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Вопросы:

Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Проводится дискуссия по данным ситуациям и обсуждение.

— Наше собрание завершается. Хотим напомнить Вам, не нужно забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. Для нормального развития малыша желательно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Мы желаем вам понимания в общении с Вашими любимыми малышами.

Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее нам хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.

Спасибо за внимание!

Источник