Как социализировать ребенка 5 лет

Как социализировать ребенка 5 лет thumbnail

Как социализировать ребенка 5 лет

Социализация, социализация. Родители в последние годы носятся с ней как угорелые. Социализация нужна для того, чтобы ребёнок научился правильно вести себя в обществе и поддерживать социальные контакты. Некоторые родители перекладывают её на учреждения типа детского сада и школы. Подразумевается, что именно у своих сверстников ребёнок приобретает столь ценные навыки. Это не так. Я расскажу вам, почему именно в семье ребёнок учится выстраивать отношения и осваивает единственный эффективный способ общения «Я — ОК. Ты — ОК».

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Понимание границ своих и другого человека

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Ёмкая фраза, с которой многие согласны, но применение ее на практике вызывает затруднения. Если ребёнок не прибирается в своей комнате, а мы сильно на этом настаиваем, это нарушение его границ или отстаивание наших? Нам нужен порядок в доме. Если ребёнок экспериментирует с одеждой и носит абсолютно не совместимые на ваш взгляд вещи, стоит ли ему делать замечания? Как тогда прививать ему чувство прекрасного? Если нам не нравятся друзья подростка и мы пытаемся уберечь его от дурного влияния, это нарушение границ или забота о ближнем?

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, ставим себя на место ребёнка. Мы будем что-то менять в своей комнате, покупать другую одежду и искать новых друзей, потому что это не нравится кому-то из близких? Если ваш ответ «нет», значит не нужно требовать этого от ребёнка. Именно требовать. Это будет нарушением его границ. Если ваш ответ «да», то вам самим сначала нужно определиться с пониманием границ. Проверьте, не просочились ли в вашу семью созависимые отношения.

Детский сад и школа не помогут ребёнку приобрести этот навык. Более того, система наоборот сливает границы одной личности с другими. Хочешь — не хочешь, ребёнок просыпается рано утром вместо того, чтобы поспать. Учит предметы, которые учить не хочет. Общается со сверстниками, с которыми у него нет ничего общего. Как тут понять место своих желаний в системе? Поэтому остается либо отказаться от детсада, перевестись на СО, либо вырастить в ребёнке осознанность, для чего он это делает. Внутренние ограничения не ломают границы, в отличие от внешних.

2. Понимание своих потребностей

Умение находить их за желаниями. Ребёнок каждый день хочет новую игрушку — это желание. Скорее всего, за этим стоит потребность во внимании от взрослых. Ребёнок не хочет идти в школу. Возможно у него накопилась усталость, и за этим желанием стоит потребность в отдыхе. А может быть у него не складываются отношения в классе. Тогда это потребность быть принятым среди своих сверстников.

Можете представить себе ситуацию, в которой учитель спрашивает: «Петя Иванов, а почему ты не сделал домашнее задание? Может быть тебе не понятна тема или что-то в семье стряслось?» Возможно такие учителя и есть, но не в классах по 30 человек и с нагрузкой по восемь уроков в день.

Если мы внимательны к своим детям и помогаем им разобраться в своих истинных потребностях, они учатся этому у нас. Выстраивая в дальнейшем свои социальные отношения, им будет проще понять другого человека. Что важно для нас обоих, то объединяет.

3. Умение говорить «нет»

Наши дети говорят нам «нет», не потому что они научились отказывать. Просто мы их достали. Мы потеряли их привязанность к нам, и они уже не хотят нас слушать. Зато они стали привязанными к сверстникам. Они начинают копировать их модели поведения.

В детском саду — это неизбежность. Отсутствие критического мышления не делит поступки сверстников на хорошие или плохие. Ребенку просто важно быть вместе с кем-то. В подростковом возрасте добавляются личные желания.

Если не было практики «нет» в семье, сверстники тоже это «нет» не услышат. Это не про то, что «все пробуют и я хочу». Это про то, что, если я не хочу, мне не понравилось, я могу отказаться

«Нет, я не хочу вместе со всеми носиться по заброшенным гаражам». «Нет, я не пойду воровать ради прикола». «Нет, я не хочу участвовать в травле». Умение не слиться с другими, а остаться верным себе и своим интересам. Из этого плавно вытекает четвертый пункт.

4. Сначала я, потом остальные

И это не про эгоцентризм. Это про ресурсы и их использование. «Я не отдам последнюю рубашку, потому что останусь ни с чем». «Я не хочу сейчас слышать о ваших проблемах, потому что не смогу поддержать. Мне самому сейчас требуется помощь».

Умение вовремя остановиться и не раздаривать себя спасает от выгорания, перегрузов и других стрессовых ситуаций. Жить на пределе — это не норма. Норма, когда я позаботился о себе, и из состояния благополучия хочу и могу заботиться о других. Применительно к школе не представляю, как можно получить этот навык.

5. Не сравнивать себя с другими

Ты или навсегда останешься в лузерах, или наоборот рискуешь стать высокомерным. В школе пять человек написали сочинение на «отлично», восемь на «хорошо», у одного человека двойка. У остальных — тройка. Дома: «В прошлый раз у тебя за сочинение была тройка, а в этот раз четвёрка. Видно, что ты поработал». Или «Всегда пятерки, а сегодня тройка. Что-то случилось? Тебе нужна помощь?»

Сравнивая себя сегодня с собой вчера, можно оценить свой коэффициент приложенных усилий или уровень способностей. Дает понимание собственной ценности и делает независимым от оценок окружающих. Работает и в обратную сторону. «Я в порядке — Ты в порядке».

6. Эмпатия как противовес тотальному обесцениванию

«Подумаешь, за проект пятёрку получил, ты вот сделай так, чтобы у тебя за год пять вышло». «А в чем проблема сделать домашнее задание? Всё же просто». «Да плюнь ты, будут у тебя новые друзья!».

У школы нет задачи вырастить успешных людей. Только образованных. Успешными своих детей делаем мы сами

Эмпатия необходима для общения, чтобы собеседник чувствовал, что его понимают. Он важен. Его проблемы и радости — это не ерунда. Поддерживайте своего ребёнка правильно, и он научится делать это сам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Собираетесь в школу? А как же социализация?»

4 важных желания детей, которые мы можем не заметить

Сравнивай и подстрекай: почему нельзя приводить в пример других детей

Источник

Что такое социализация и как она связана с детским садом

Содержание:

  • Социализация ребенка — что это такое?
  • Не хочет социализироваться?
  • От трех до пяти лет: возраст социализации
  • 5 особенностей возраста

Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. Нужна ли дошкольнику социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если да, то зачем?

Читайте также:  Что давать ребенку 5 лет для снижения температуры

Ребенок 3-5 лет: зачем ему другие дети и взрослые?

Социализация ребенка — что это такое?

У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие — это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один — это абсурд, такого не бывает.

Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в больших городах. Сильно страдает общение с соседями по дому и подъезду. Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.

Социализация — это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.

Не хочет социализироваться?

Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на детскую площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся? Иногда мамы бегут к специалистам, думая, что нужен невролог.

Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.

Некоторые люди думают, что маленькие дети — ангелы, и расстраиваются, когда это ангеловидное прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции.

И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.

От трех до пяти лет: возраст социализации

Возраст активной социализации — от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. В сложной эмоциональной ситуации он перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.

Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику — нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок к тому, чтобы выражать свои мысли словами, и период от трех до пяти лет — самый подходящее для этого время.

Ребенок этого возраста активно пользуется воображением, и в ярких случаях может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Нередки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Для воображения и игр, в которых участвует фантазия, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.

В возрасте от трех до пяти лет творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями.

Ребенок 3-5 лет: зачем ему другие дети и взрослые?

5 особенностей возраста

Социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время на эти вопросы ответить.

Что действительно важно для детей помимо игры — чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать.

Родителям не стоит себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы — это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного.

Если в данный конкретный момент нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то можно сказать примерно следующее: «Я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился». Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен.

Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре — масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так — часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми.

Третья особенность — ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, это время умножаем на «4» или «5» — оказывается, много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали.

Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что он умел. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в детский сад, ощущение ребенком времени как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него — день-другой, он уже очень соскучился.

Невыстраивание причинно-следственных связей — четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», — для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны.

Читайте также:  Ребенок 5 лет простудился

Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным. И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.

Ребенок живет здесь и сейчас. Если ребенок каждый раз, подходя к детскому саду, начинает плакать и выть или, подходя к детской площадке, начинает всех обнимать и зацеловывать, то родители могут предвидеть, что это случится и в следующий раз. Но родителям свойственно не думать о плохом, забывать неприятности, каждый раз надеясь, что пронесет и этого не будет. Родителям нужно усиленно включать свое собственное предвиденье, особенно, если речь идет о непростых моментах, — тогда конфликтов будет меньше.

Подготовила Тамара Амелина

Источник

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.

В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Читайте также:  Разукрашки 5 лет ребенку

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Смотрим игры для социализации дошкольников.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Агрессия дошкольников

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.

Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.

Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.

В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют «агрессией, ориентированной на человека» рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.

Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед». Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Источник