Как самостоятельно заниматься развитием ребенка если нет детского сада

Как самостоятельно заниматься развитием ребенка если нет детского сада thumbnail

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые. Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами. Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше. Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети. Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада. Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении. На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий. Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому). Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой. Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер. Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы. А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами. Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя. При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор. Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу. Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке». Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка. В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы. Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей. Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь. Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно. Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен. То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые. Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине.

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное. Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома. Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка по ж пиаже кратко

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться. Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д. Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия. Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов. Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов. Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях». Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

  • Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты
  • Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности
  • «Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка
  • «Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса
  • Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов
  • Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых
  • Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры
  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время

Источник

УжеВотДа

(автор)

1

УжеВотДа

(автор)

21 мая 2019 в 23:36

С фантазией у меня туго, жду советов

Налетчица Муся

2

Налетчица Муся

21 мая 2019 в 23:37

 

Есть много развивающих центров. Миллионы. Водите туда.

Бутылка с банками

3

Бутылка с банками

21 мая 2019 в 23:38

в таком возрасте водила на общее развитие 2р в неделю,с 3 лет на балет 3 раза в неделю, с 5 лет английский, рисование, не вижу повода вестив садик, там не будет всего этого

СтелькаОТединицы

4

СтелькаОТединицы

21 мая 2019 в 23:40

 

Ходим на кружки и секции, а для прогулок собираю компанию- обзваниваю мам знакомых садиковских и не спдиковских детей . Так что с общением проблем нет.

УжеВотДа

(автор)

5

УжеВотДа

(автор)

21 мая 2019 в 23:42

Ответ для Налетчица Муся

Цитата:

Есть много развивающих центров. Миллионы. Водите туда.

не все живут в Киеве

Языката Хвеська

6

Языката Хвеська

21 мая 2019 в 23:47

 

Мы гуляли в любую погоду, в любое время года и без всяких детей нам было весело и интересно. Ребенку каждая палочка интересна и все вокруг, об этом можно говорить, рассказывать, объяснять, учить стишки, петь песенки. А дома дня не хватает, на все интересности — лепим, рисуем, играем, читаем. Есть куча развивающий игрушек по возрасту, карточек.

СтелькаОТединицы

7

СтелькаОТединицы

21 мая 2019 в 23:48

 

Ответ для УжеВотДа

Цитата:

не все живут в Киеве

Если у вас нет кружков, то вы вполне справитесь сами. Для подготовки к усидчивым заданиям прекрасно подходят Купоны: занятия по возрасту по рисованию, вырезанию, аппликации, подготовке к письму и счету. Очень удобно- 1 страничка=1задание. Ну и спортивные игры, ролевые игры, развитие речи , моторики и самообслуживания. В принципе, это все.

СтелькаОТединицы

8

СтелькаОТединицы

21 мая 2019 в 23:49

 

Запыхалась

9

Запыхалась

21 мая 2019 в 23:56

 

Ещё можно аппликации делать крупами и их красить потом, или цветным песком.
Готовый набор 40 грн. Туда входит одна картинка и много пакетиков с песком. И отдельно купить разукрашку и клей ПВА с кисточкой. На место с клеем сыпать песок или крупу.

Запыхалась

10

Запыхалась

21 мая 2019 в 23:57

 

Зажуженная Жужжа

11

Зажуженная Жужжа

21 мая 2019 в 23:59

Читайте также:  Задержка развитие ребенка инфекция

 

Мне было проще в том плане что у меня дети погодки-игрались вместе. В садик не ходили-развивались и занимались дома, гуляли, путешествовали. Сейчас заканчивают первый класс(отдали тоже вместе). А вот как бы было если бы ребёнок был один…я не представляю. Как ни крути но общение необходимо деткам

Запыхалась

12

Запыхалась

21 мая 2019 в 23:59

 

Это песком. Но 2,1 рановато.
Можно цифры и буквы учить с помощью пластилина и форм( в плей до тесте есть такой набор) . Ещё песок кинетик сенд можно лепить дома .

Зажуженная Жужжа

13

Зажуженная Жужжа

21 мая 2019 в 23:59

 

Ответ для Запыхалась

Ооо у нас это любимое занятие до сих пор) и ещё акварелью рисовать этой же фирмы — это же сентосфере?

Люда Людоедова

14

Люда Людоедова

22 мая 2019 в 00:01

 

Моему почти 4 года. Восновном делаем то, что хочет ребенок, на его выбор, но я ему всегда подкидываю идеи, играем, рисуем, читаем, разукрашиваем, готовим вместе, убираем вместе, и мультики тоже конечно смотрим, в игры играем, пазлы складываем, считаем, учимся писать. Это первое, что вспоимнилось. На улицу ходим каждый день. Стишки учим, рассказываю ему про опасные вещи. Вообще я уверена, что даю своему ребенку намного больше, чем мог бы дать садик. Как то так:-)

Лыжи со вспышкой

15

Лыжи со вспышкой

22 мая 2019 в 00:08

Занятий и игр так много. Сейчас тепло — там мы и не успеваем толком позаниматься.

Рисуем, раскрашиваем, делаем аппликации, лепим, играем песком. Развиваем мелкую моторику: играем бусинами (нанизываем на шнурок или сортируем с помощью пинцета), сортируем мелочевку пальчиками, играем прищепками, собираем мозаику и др. Играем в сенсорный мешочек. Разрезаем пластиковые и деревянные фрукты-овощи. Клеим наклейки. Занимаемся по развивающим книжкам. Делаем театральные постановки (настольные и пальчиковые наборы). Собираем конструкторы. Читаем, читаем, читаем. Ну и много всякого другого.

дамаБезСобачки

16

дамаБезСобачки

22 мая 2019 в 00:11

 

Боже-боже, галя-галя
Надо срочно развивашку открывать, мамки тока так будут бабки отлистывать, надо ж развивать

Пушистый Пельмень

17

Пушистый Пельмень

22 мая 2019 в 00:13

 

Ответ для УжеВотДа

Цитата:

не все живут в Киеве

Так их в любом городе полно! Или вы в деревне живёте?

Лыжи со вспышкой

18

Лыжи со вспышкой

22 мая 2019 в 00:22

Утром зарядка обязательно. Я делаю — он за мной повторяет. Знает несколько поз из йоги, выполняет (ну, как получится).
Также утром календарь погоды заполняем (отдельный альбом для этого завели). Смотрим в окно, наблюдаем, замечаем, анализируем, потом зарисовываем символически. Это учит наблюдательности, расширяет кругозор и способствует развитию речи.
Обязательно позволяю ему поиграть самостоятельно (но я должна находиться в комнате — один недолго сидит, да и я как-то побаиваюсь надолго оставлять). Я сижу, в телевизор пялюсь или в ноутбуке что-нибудь пишу-читаю, а он играет в сюжетно-ролевую игру. У нескольких психологов читала, что нельзя занимать ребенка все 12-13 часов в сутки. Необходимо, чтобы он и сам хоть немного поиграл — это важно для развития. Сегодня получила посылку с одеждой из HM. Померили ( с горем пополам), отложили. Потом смотрю: взял пару пакетиков от этих вещей, взял куклу (пупс-мальчик) и говорит ему: ’Я тебе новое купил, надо мерить. Раздевайся’. Раздел его, понарошку доставал вещи из пакета, понарошку примерял и говорил: ’Хорошо. Не маленькое’. Позже играл в покакули. Взял высокую жестяную банку от сладкого подарка, сажал на неё по очереди свои игрушки и говорил: ’Ой, как много какулей! Надо вынести и помыть горшок’. А ещё хвалил игрушки за то, что покакали. Уносил банку в туалет, там её понарошку мыл и опять сажал игрушки какать. Такой возраст сейчас — смешит меня постоянно. 2 года 4 месяца.

Не хочу садик!

Ширли-Мырли

19

Ширли-Мырли

22 мая 2019 в 01:27

Ответ для Лыжи со вспышкой

Цитата:

Утром зарядка обязательно. Я делаю — он за мной повторяет. Знает несколько поз из йоги, выполняет (ну, как получится). Также утром календарь погоды заполняем (отдельный альбом для этого завели). Смотрим в окно, наблюдаем, замечаем, анализируем, потом зарисовываем символически. Это учит наблюдательности, расширяет кругозор и способствует развитию речи. Обязательно позволяю ему поиграть самостоятельно (но я должна находиться в комнате — один недолго сидит, да и я как-то побаиваюсь надолго оставлять). Я сижу, в телевизор пялюсь или в ноутбуке что-нибудь пишу-читаю, а он играет в сюжетно-ролевую игру. У нескольких психологов читала, что нельзя занимать ребенка все 12-13 часов в сутки. Необходимо, чтобы он и сам хоть немного поиграл — это важно для развития. Сегодня получила посылку с одеждой из HM. Померили ( с горем пополам), отложили. Потом смотрю: взял пару пакетиков от этих вещей, взял куклу (пупс-мальчик) и говорит ему: ’Я тебе новое купил, надо мерить. Раздевайся’. Раздел его, понарошку доставал вещи из пакета, понарошку примерял и говорил: ’Хорошо. Не маленькое’. Позже играл в покакули. Взял высокую жестяную банку от сладкого подарка, сажал на неё по очереди свои игрушки и говорил: ’Ой, как много какулей! Надо вынести и помыть горшок’. А ещё хвалил игрушки за то, что покакали. Уносил банку в туалет, там её понарошку мыл и опять сажал игрушки какать. Такой возраст сейчас — смешит меня постоянно. 2 года 4 месяца. Не хочу садик!

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка в онтогенезе

какой молодец он у вас

Надежда наш компас

20

Надежда наш компас

22 мая 2019 в 02:24

Ответ для УжеВотДа

Цитата:

С фантазией у меня туго, жду советов

имхо, но лучше чем садик в плане социализации и общения ничего лучше не придумали.
кружки-развивалки это все — таки с педагогом-тренером, дети между собой не успевают общаться

Надежда наш компас

21

Надежда наш компас

22 мая 2019 в 02:29

допишу, сад мы не посещаем, ходим на футбол и в развивашку. Детсадовские дети отличаются от домашних — более активные, раскрепощенные, очень легко общаются. Мой стоит и жмется- стесняется, 4 года.
т.е. садик и кружки — эти вещи хорошо дополняют друг друга, но вряд ли развивашками можно заменить полноценный садик

Нашли в капусте

22

Нашли в капусте

22 мая 2019 в 06:19

 

На развивашки не ходили. Тому, чему там учат, я сама прекрасно могла научить. Буква писали первые уже в 1,5 года палочкой на снегу. Дома делали аппликации, лепили из пластилина, смотрели развивающие мультики, и самое главное — постоянно разговаривала, рассказывала о природе, обо всем на свете, в игровой форме.
Общения со сверстниками вполне хватает на прогулках.

Ошеламиссимо

23

Ошеламиссимо

22 мая 2019 в 08:01

 

Ответ для Надежда наш компас

Цитата:

допишу, сад мы не посещаем, ходим на футбол и в развивашку. Детсадовские дети отличаются от домашних — более активные, раскрепощенные, очень легко общаются. Мой стоит и жмется- стесняется, 4 года.т.е. садик и кружки — эти вещи хорошо дополняют друг друга, но вряд ли развивашками можно заменить полноценный садик

Вы правы, я госсад не рассматривала в принципе, но, когда искала развивашки на пару часов, то нашла частный сад. Сад без дневного сна ( а ребенок днем не спит), в саду не устраивают тупых совдеповских праздников, учитывают желания ребенка. После обеда приходят дети на продленку (младшая школа) и дети все вместе общаются, учатся решать вопросы самостоятельно, а не дергая взрослых. Я сама учитель младших классов, я занимаюсь с ребенком и много, но я не заменю ему игры и общение со сверстниками.

забиякина

24

забиякина

22 мая 2019 в 08:29

 

2 года это еще очень маленький. Конечно, его можно занимать, возить на развивашки, дома играть. В 4 проснется неслабая страсть к ровесникам. Моему 4- вливается, бежит, играет в любую компанию- в чужом дворе, в магазине пока я ищу ему обувь успевает познакомится и устроить беготню… А сколько разговоров о садиковских друзьях..и хотя у нас очень хороший сад и мега воспитательница, которая придумывает им такие занятия, которые я бы не придумала, все же для меня важно в саду не занятия, а общение со сверстниками, выстраивание отношений, обучение поведению с людьми

Мои не ходят, но учитывая, что их дома четверо — 6, 4, 2, и 1 год, скучать им некогда.Я сторонник Вальдорфской методики — считаю, что сначала нужно овладеть навыками самообслуживания, а потом уже грамотой, и именно из этого своего убеждения исхожу.С удовольствием помогают мне по дому, параллельно учат цвета, размеры, формы, и другие качества предметов, счет, английский…

Ms. Любмая жена

26

Ms. Любмая жена

22 мая 2019 в 08:55

 

В два года и общение им пока со сверстниками не особо и нужно, и развивать можно спокойно дома. Лепка, рисование, стишки, буквы цвета и формы это все легко учится в играх, в процессе общения. А вот постарше им уже да, нужны сверстники.
Вообще не понимаю развивалок для таких крох, это скорее маме , чтобы хвастаться

Цитата:

не все живут в Киеве

А центры разве только в Киеве?
Я живу в провинции, в небольшом областном центре, и у нас тут детских центров и различных секций для детей достаточно много.
Было бы желание))
Дочка ДС не посещала, ходила в ШРР с 2.5 лет. С 3.5 были и развивашки, и изо, и театральный кружок, и хореография.
В 5 лет добавилось чтение и каратэ, но дочка к тому времени отказалась от изо.
Год перед школой ходила на курсы подготовки в школу, где будет учиться, и дополнительно занималась английским с репетитором.
Ну и прогулки, музеи, театры, зоопарк никто не отменял. Дочка, кстати, в 5-6 лет по музеям с большим интересом ходила, чем после 10 лет.
Мне всегда казалось, что дети, которые не посещают ДС, в большинстве более развиты, чем те, кто кроме садика никуда не ходит. Но это во многом от родителей зависит и от их желания и возможностей заниматься развитием ребенка.

Лукава_Кiшка

28

Лукава_Кiшка

22 мая 2019 в 09:08

Три года (3-5 лет) ходили в частный сад на полдня. Спать не нужно, три занятия в день, в группе 5-7 человек.

УжеВотДа

(автор)

29

УжеВотДа

(автор)

22 мая 2019 в 09:48

 

Ответ для КаРаКаТиЦа

Цитата:

Так их в любом городе полно! Или вы в деревне живёте?

Нет. В городе. Но тут их не ’миллионы’, как сказал автор комментария

Источник