Отставание в развитии приемного ребенка

Отставание в развитии приемного ребенка thumbnail

Доброго всем дня! Хотела бы посоветоваться с родителями, усыновившими ребенка из дома ребенка в возрасте 2-4 лет. Мы получили выписку из истории развития ребенка, в ней указаны следующие отклонения (я так понимаю, это у всех детей, проживших свои нелегкие несколько лет в домах ребенка): задержка психоречеворо развития, физическое развитие — ниже среднего.
Как помочь ребенку выравняться «с нормами»? Наш мальчик почти не разговаривает, а если и говорит, то очень каряво и ОЧЕНЬ тихо. По физиологии — ножки тоненкие, видно, что еще недоразвитые, зато ручки крепкие и сильные. Скоро из дома ребенка заберем его домой — в семью, с чего бы вы посоветовали начать?

Отставание в развитии приемного ребенка

любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить. этот диагноз у домашних детей тоже не редок. не пугаться, настраиваться позитивно.

Zhurka

с чего бы вы посоветовали начать

консультации логопеда, психиатра, хирурга корекция ,лечение по назначению врачей. 😉 все наладиться,выправится малыш

Это и у неусыновленных детей не редкий диагноз. Нет повода для паники — ЗПРР не быстро, но успешно лечится у невролога.

мама

любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить. этот диагноз у домашних детей тоже не редок. не пугаться, настраиваться позитивно.

согласна 🙂
Мои знакомые усыновили девочку 4,2 лет, ребёнок знал ОДНУ! сказку ( то ли колобок, то ли теремок), развитие было так на 1,5-2 года да и то с натяжкой. Через год девочка по развитию догнала своих сверстников, хотя выдающихся умственных способностей не имеет, всё на уровне среднего. Сейчас ей уже 14 лет 🙂

еще к гастроэнтерологу стоит сходить

Праздничное настроение от Цветных Облаков

Отставание в развитии приемного ребенка

Zhurka

с чего бы вы посоветовали начать?

начать с того,что нужно пройти комиссию радуга,чтобы ребенку получить место в д/с в группе ЗПР
пока вы эту путевку получите,времени пройдет много
но в садике реально хорошо развивают ребенка,причем бесплатно
не стоит сейчас думать о том,что вот забрали ребенка из детскоо дома и опять ему какой то коллектив навязывают
пройдет время и вашему ребкнку понадобится такой д/с
мой ребенок не из д/дома,но тоже имеющий диагноз ЗПР и проблемы с речью
я вижу реальные успехи

мама

любить, холить, лелееть…откормить, отогреть. …постепенно будет проходить

мы взяли сына в 1,7. он не говорил совсем, ходил в памперс только, ел из бутылки. глаза запуганные до одури…..спустя 3 мес начал потихоньку говорить, от памперсов отучили, про соску забыл. сейчас прошел год ()чуть больше). по мнению логопеда и невролога — наш сын опережает своих сверстников по развитию речи, мышления. сейчас это шустрый малый, который через чур соображает, что с кем можно и нельзя….
по поводу физ.развития — я делала массаж, гимнастику, парафинЭ, пили элькар, пантогам, кавинтон (лекарства пили месяца 2 не больше), а еще проставили курс картексина в самом начале. вот и все лечение.
ах, да! еще: ЛЮБОВЬ, ВНИМАНИЕ иТЕРПЕНИЕ. наш сейчас постоянно спрашивает : мама, папа, ты меня любишь? и еще постоянно что-то пакостит, только чтоб привлечь внимание..так что вам ТЕРПЕНИЯ МОРЕ!!!!!и спокойной обстановки в доме — тогда ваш малыш оттает.

Нужно мого разговаривать с ним, заставлять повторять за вами по слогам слова до тех пор покау него не получится.Слова разбивать на слоги по две три букры и четко с ним проговаривать, Долгий это процес но 100% результат .У меня двое в 4,5 пришли в тяжелым ЗПРи гркппой инвалидности, но в течение года все востановили и даже все диагнозы сняли и инвалидность, если интересно можно в личку напишу по подробнее.

fyz3

заставлять повторять за вами по слогам слова до тех пор покау него не получится

Подскажите, а как заставляют детей повторять?
Просто я знаю малыша у которого был диагноз ЗПРР, он упорно повторять ничего не хотел, воообще никак. Он сейчас прекрасно говорит, но говорить научился не повторяя, а ну просто говоря, что ему надо, или рассказывая что-либо, а вот повторять ничего не хотел упорно… И я вот совсем не понимаю, как заставлять-то?

Как ребенка заберете ничего сразу делать не нужно, пусть попривыкнет для начала, как процесс адаптации пройдет пойдете к невропатологу. Невропатолог уже порекомендует логопеда и доп. обследования. Я своего забрала в 2 года, в семье уже 3 года живет, но задержка как была так и есть, несмотря на лечения, дет.сад, школу развития, занятия. Морально уже готова, что в пойдет в класс для детей с задержкой развития. Нужно понимать, что задержка может быть не только из-за пребывания в ДР.

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад.

Девочки, спасибо за ваши ответы. Вы знаете, очень хороший совет по поводу заставлять повторять. За те посещения, которые мы были с моим сынулей (думаю уже можно его так называть) прогресс в развитии речи коллосальный. Мальчик попался упорный, но и мы не лыком шиты. Заставляю повторять — молодец повторяет, правда первую букву слова мы так и не говорим. Как была «ашина» (машина), так она и осталась. А недавно мальчуган решил преподать нам урок……….пристала я к нему в очередной раз «скажи Лошадка», он как обычно «ашадка», я ему опять «Лошадка», заставляю его смотреть на мои губы, как правильно губки делать, в пятый раз, мое чадо посмотрело на меня и сказало четко и громко «КОНЬ». Вот такие мы хитрые.Сообщение было изменено пользователем 22-03-2010 в 15:58

На самом деле не вижу ничего страшного в том, что не говорит первую согласную букву в словах… Мой родной племянник какое-то время тоже говорил на таком языке «асина» -машина, «адога» — дорога… Только вот мы не парились по этому поводу и все само выправилось… мне кажется, что тут еще присутствует некое желание привлечь внимание… вот племянник мой видел, что всех забавляет такое произношение и специально подыгрывал взрослым… чем вы больше будете заострять на этом внимание — тем дольше ребенок будет ТАК говорить :-). ну это конечно чисто мое, непрофессиональное мнение… 🙂

Читайте также:  Фгос развитие личности ребенка

повторяйтей на распев ма-ма-ма-ма-шина. не сразу но получится и вообщее больше пойте и скороговорки говорите и задавайте вопросы так чтобы не отвечать да или нет, а более подробно.

Моё 6-летнее чадушко ок 2-х месяцев дома. В карточке тож ЗРР стоит только от 2006г.(2,5г), физическое развитие среднее(от той же даты), а дальше кто нить робёнка смотрел? Да, с первых дней по врачам идти рано, для посещения таких специалистов как неропатолог, психиатр и логопед, нужна более связная речь и более спокойное общее состояние, чем оно есть в первые недели, для обьективной оценки ситуации. Любимое слово-«дадишь». Некоторые слова произносит не чётко или с ошибками, особенно вновь услышанные. Стараясь не акцентировать внимания, произношу правильный вариант, повторяет с удовольствием(причём не просила специально), потом сам ещё произносит несколько раз, вставляет в фразы. Считает с азартом всё, что видит вокруг( эт началось ещё когда стала чаще приходить к нему в ДД, общаться без других людей, как только заметил, что его внимательно слушаю, проявляю интерес к эго успехам). Считали всё6 яблочки на ветке, конфеты в подарке, по видам, по подвидам, звенья в моём брослете и т.д. Хотя воспитатели жаловались на отсутствие какого-либо интереса на занятиях. А вообще почти у всех деток из ДД, видно отстование в общем развитии ввиду ужатой окружающей среды. И ещё не стоит сравнивать своего ребёнка со сверстниками, он сам по себе уникален и идёт своим путём., а если и есть задержка, то в большинстве случаев она почти бесследно через 0,5-1 год любви, внимания, терпения, ну и занятий.( по крайней мере такое наблюдалось у детишек моих знакомых, пришедших из ДД.) и чем раньше нашелся дом, тем легче процесс. А нормы достаточно условны. Ведь зачастую врач ставит пометки видя ребёнка впервые в жизни в течении 3-х минут. «Домашнему» ребёнку моей знанакомой поставили ЗПР, он отказался разговаривать с одним специалистом из коммиссии, просто наотрез, а так к 5 годам свободно читал и т.д.

Заставлять не надо, любое насилие это вредно для развития. Моё мнение что с ребёнком нужно разговаривать, просто и понятно, я не имею в виду посадить его рядом и беседовать, просто проговаривать всё что делаешь:сейчас мы пойдём убирать кровать, а потом и т. д., Я пойду готовить ужин, папа придет и мы сядем кушать, вобщем в таком роде. Я знаю семью в которой вообще мало что произносится в слух, их ребёнок 4 лет знает несколько фраз, а когда маме говоришь что надо уметь разговаривать, она спрашивает:О чём говорить, что я как дура буду ходить и сама с собой разговаривать.» Вот и результат. Мы тоже воспитываем усыновлённого ребёнка, и ему уже 3 года, а он выговаривает все шипящие, не говорит только «Р». Я консультировалась с логопедом,хотела что бы она с ним поработала,так она мне сказала что ребёнок и так говорит больше чем должен, а к 5 годам они сами должны выговариваться, а если этого не происходит, то тогда работает логопед.

проблему надо полюбить и она перестает быть проблемой

У нас тоже в семье усыновленный ребенок.Очень интересно наблюдать за переменами,которые происходят в ребенке.В начале дочка не знала элементарного,например,как открывается холодильник.Да и вообще,что в нем лежит что-то вкусное,тоже не знала.Когда я звала детей обедать,дочка долгое время спрашивала:»Мама,ты купила мне суп?»Помню,как вроде бы еще совсем недавно,мы учили,из чего делают кетчуп.Папа показал на помидор и спросил:»Это что?» А дочка ответила:»Арбуз!» В тот момент мне было так грустно…Я думала,ну неужели все так безнадежно??Оказывается нет 🙂 😉
Сейчас дочка все знает.Знает,что каша и суп варятся,что тортик печется в духовке…А ее любимое занятие-когда я готовлю,она стоит рядом на маленькой табуретке и внимательно наблюдает за процессом.Я все озвучиваю,как могу.И результаты меня уже радуют.
Ребенок у нас в семье 10 месяцев,но незнающий человек никогда и не подумает,что девочка совсем недавно не была домашней.Она как губка впитывает то,чего была лишена с рождения.

Постоянный контакт с ребенком нужен. Больше играйте с ним, не заставляйте правильно произносить слова, от этого он может еще больше замкнуться. Как ни странно, но на развитие речи очень влияет моторика рук. Рисуйте, играйте в кукольный театр, лепите, играйте с пальчиками(можно нарисовать предварительно на них рожицы) и постоянно говорите, все эти отставания в развитии сильно связаны с отсутствием контакта ребенка и матери(или кого он за нее считает). Все это от недостатка тепла и любви. И все у вас получится. посетите хорошего логопеда, почитайте литературу. А главное любите друг друга.

верювчудо

все эти отставания в развитии сильно связаны с отсутствием контакта ребенка и матери(или кого он за нее считает). Все это от недостатка тепла и любви.

Лично у нас это совсем не так. Мой сын любим и окружен вниманием и заботой, но за 3 года в семье сверстников не догнал.:(( Лечения, занятия это все хорошо, но очень прошу не надо говорить что любовь и тепло все исправит.Сообщение было изменено пользователем 02-04-2010 в 16:32

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад.

Терпение исправит многое! А вообсче причина этакого диагноза в основном-отсутствие контакта с родителями. Можно холить и лелеять а контакта не иметь(((, можно иметь контакт не лелеять а просто заниматься воспитанием. Из практики: ребенок из семьи алкоголиков был развит более чем хорошо, мальчик из хорошей семьи отставал в развитии при неплохой маме (причина-мама редко обращалась к ребенку напрямую, зато читала книжки, гуляла, одевала).

Читайте также:  Развитие ребенка до года список литературы

Вот для примера, приведу один случай. Родилась у меня сестра, 6-ти месяцев не было, врачи (собстственно они обычно и выносят приговор), сказали это не жилец. А она выжила. Позже ей поставили кучу диагнозов, как говорится на всю жизнь, ДЦП, умственная отсталость, так вот ее мать не отходила на нее не на час, из 24 часов в сутки 10-12 она делала массаж, занималась с ней, периодически ставила свечку и молилась. никто не верил, что из этого может выйти толк….спустя годы (сесте 21 год сейчас), ни ДЦП, который ставили УМНЫЕ ВРАЧИ, не отставания в развитии НЕТ! на данный момент ей светит красный диплом в институте! И никто не говорит, что это чудо, это тяжелый труд и вера в то , что все получится!!! МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ СПОСОБНА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА!!! может кто то со мной не согласен, но данная история — это часть моей жизни, которая доказала, надо верить, любить и терпеть…

Девочки! Кто ставит диагнозы детям? Наш еще находится в доме ребенка (из-за бумажковой волокиты все никак не можем его забрать домой), ездием к нему уже месяц (3-4 раза в неделю — находится в другом городе), какие задержки?????????? Он сейчас болтает без умолку, правда на своем ломаном, но разговаривает. Воспитатели отметили его прогресс на занятиях, правда сказали, что стал и немного балованный:)))))………Надо ребенка не лечить — его надо любить и общаться с ним!!!!

Источник

Я часто получаю комментарии и в соцсетях, и от знакомых о том, что дети, оказавшиеся в детдомах, рождены от алкоголиков и наркоманов, а потому их мозг поврежден безвозвратно негативным воздействием химикатов и плохими генами. И значит, добра от них не жди, воспитывать и учить их бесполезно, все равно вырастут бестолковыми маргиналами, способными только к воровству и попрошайничеству. Поэтому я хочу рассказать в этой статье, что происходит с мозгом ребенка, оставленного в роддоме матерью и прошедшего через сиротские учреждения. Приплюсую сюда мои наблюдения за приемным сыном и опишу, как проходит его обучение. Постараюсь объяснить с позиции полученных им психологических травм те трудности, с которыми он сталкивается в процессе обучения.

Итак, чтобы ребенок смог запомнить и применить полученные знания и опыт, его мозг каждый день выстраивает тысячи нейронных связей (синапсов). Один нейрон может быть связан с другими десятью тысячами синапсов! Если знать, что в мозге взрослого человека примерно сто миллиардов нейронов, представить эту сеть связанных друг с другом клеток сложно даже человеку с хорошим воображением! Информация поступает в мозг в виде электронного импульса. Если информации много, то и связей (синапсов) между нейронами образуется много, они становятся более разнообразными (образно говоря, вместо тоненькой тропинки в поле появляются улицы и проспекты). По этим «проспектам» информация передается эффективнее, ускоряются темпы получения ребенком знаний, а «умелки» малыша быстрее совершенствуются. Думаю, педагоги и просто внимательные люди всегда видят, какому ребенку родители уделяют много внимания, а какому нет. И обратная ситуация: когда информации ( знаний, эмоций, опыта) в мозг поступает мало, связи между нейронами упрощаются или вовсе не появляются. Из-за этого психически здоровый ребенок начинает отставать в умственно-психологическом развитии. Именно этим и объясняется сильная задержка умственного и речевого развития моего приемного сына, его трудности в обучении, неадекватные эмоциональные реакции. Ведь в детских домах ребенок видит одни и те же стены каждый день, игрушки там для проверяющих, детям же достаются самые невзрачные и затасканные. Двигательная активность детей, в целях безопасности, ограничена. А персонал — просто вереница обслуживающих лиц, об индивидуальном эмоциональном контакте взрослого с ребенком можно только мечтать.

Есть еще один ключевой момент развития мозга: общение новорожденного с матерью и членами семьи не только активизирует мозговую деятельность, но и отсекает те процессы, которые не являются критически важными для выживания, иначе мозг был бы перегружен информацией и не смог бы нормально функционировать. Фактически мозг вместе с нервной системой руководит всеми процессами в на­шем организме — от дыхания до чтения слов на этой странице. Базовые регу­ляторные процессы, как , например, способность регулировать температуру тела, кажутся нам «встроенными» в организм. Однако на самом деле они зависят от общения с нашими родителями в младенческом возрасте. Общаясь с младенцем лицом к лицу, глядя ему в глаза, удовлетворяя его потребности, родитель выстраивает здоровые связи и привязанности в младенческом мозге, которые влияют на физиологию организма малыша. Этот процесс привязанности называется «корегуляцией». Поэтому, когда в домах ребенка или больничных детских отделениях персонал не реагирует на плачь младенцев, плохо удовлетворяя их нужды, то физиологические процессы, необходимые для выживания, в детском организме угасают, а дети начинают болеть и отставать в физическом развитии. Не зря в реанимацию даже к самым сложным новорожденным обязательно пускают мать — врачи хорошо знают о ее влиянии на состояние малыша! Мой шестилетний сынок, когда я его забирала, весил 11 кг и был ростом 95 см! Мои кровные дети были таких же размеров в возрасте одного(!) года. За следующий год он вырос на 15 сантиметров и набрал 5 кг (половину своего прежнего веса!).

После этой небольшой, скажем прямо — несколько примитивной, экскурсии в мир нейробиологии, становится понятно, как мой мальчик мог настолько отстать в своем физическом и умственном развитии от сверстников. И как вышло,что сообразительный и все понимающий ребенок не умел связать и двух слов. Для новых читателей — нашу историю принятия ребенка в семью я описала в предыдущих статьях. А сейчас мой рассказ пойдет о трудностях обучения приемного сына в семье. Два года назад ему было шесть лет. В первое время его пребывания дома мы отказались от занятий в развивающих центрах. О садике речь вообще не шла, необходимо было создать для ребенка семейную среду, налаживать отношения между нами. Затем я решила найти для него группу подготовки к школе, не смотря на то, что стала заниматься с ним дома самостоятельно по материалам Забрамной С.Д. Мне важно было найти центр, где он мог бы учиться с обычными, здоровыми детками, но младше его по возрасту. Коррекционные группы не рассматривались, потому что я считала, что он и так слишком много времени провел с умственно- отсталыми детьми (постоянные читатели знают о нашей истории из предыдущих статей моего блога). С огромным трудом я нашла такую группу (как же я благодарна этим педагогам!). Туда нас согласились взять с испытательным сроком, так как боялись, что из-за поведения моего сынка эффективность занятий снизится, а это будет плохо для других детей. В нашей группе были дети трех-четырех лет, все они были выше и крупнее моего мальчика, разговаривали значительно лучше, чем он, а про багаж знаний и говорить не приходится… Мы прозанимались в ней академический год (с сентября по май) и я сейчас могу подвести итоги. Мой сыночек на занятиях вел себя в целом неплохо, но часто был возбужден и легко отвлекался. Самое грустное, что он прекрасно понимал объяснения педагога, выполнял задания, но через короткое время полученные знания пропадали, и к следующему занятию он уже почти ничего не помнил. Мы топтались на одном месте: основные цвета, формы, состав числа и многое другое появлялось в его сознании и исчезало… Я мучительно думала, как же помочь сыну. А педагоги уже намекали мне, что хорошо бы мальчику добыть у врача какое-нибудь легкое успокоительное, а уж таблицу умножения ему не освоить никогда! Что же происходило в голове моего Зайки в то время? Позволю себе опять утомить читателя нейробиологией: все осознанные процессы нашего организма, анализ информации и принятие решений происходят в коре головного мозга, там же формируется память. Информацию коре передает лимбическая система, которая отвечает за наши эмоции. Она получает из внешнего мира через зрение, слух и кожу визуальные, слуховые или тактильные сигналы и отфильтровывает те ситуации, которые важны для организма. Состоит лимбическая система из таламуса (фильтрует поступающие сигналы), гиппокампа («раскладывает» информацию в коре головного мозга) и миндалевидного тела (формирует и регулирует эмоции). В случае опасности миндалевидное тело «нажимает кнопку паники», и человек начинает действовать рефлекторно, организм включает автоматические защитные реакции. В больших количествах выделяются гормоны стресса: адреналин, норадренолин, кортизол, увеличивающие энергозатраты организма, а кора мозга и гиппокамп (которые создают память) частично отключаются и работают неэффективно. Вследствие этого синапсы не появляются, и память не формируется. Поэтому часто люди, пережившие опасную ситуацию говорят «все было, как в тумане», «я плохо помню произошедшее» . В детдоме мой сынок привык жить в условиях гипервозбуждения, в состоянии постоянной бдительности и ожидания агрессии, его «кнопка паники» была все время включена. И перебравшись к нам домой, он привычно находился в режиме боевой готовности. При усиленной выработке гормонов стресса, он не понимал, что устал. Чувствуя усталость, начинал искусственно бодрить себя, бегая и прыгая. Сон был прерывистым — часто просыпаясь ночью, организм сына банально не мог расслабиться и отдохнуть. И даже засыпая, сынок дергал ногами и руками. В таком состоянии ему сложно было отличить опасные ситуации от неопасных, тяжело сконцентрироваться. Даже знакомство с детским коллективом и игровые занятия вызывали стресс, а потому концентрация внимания и запоминание проходили с большим трудом. До сих пор я не могу наладить для него безопасную среду (с его точки зрения), так как его базовое доверие к миру и людям (взрослым и детям) подорвано предыдущим травмирующим опытом. Всю его сознательную жизнь им пренебрегали взрослые, дети игнорировали (в детдоме каждый сам по себе), он не мог принимать самостоятельные решения, выбирать свое окружение, реализовывать желания и нужды. И даже сейчас, спустя два года, чтобы сформировать для себя относительно предсказуемую обстановку, мальчик стремится контролировать ситуации вокруг себя: командует нами (это выглядит так смешно!), не слушается, нарушает правила. Его мучает постоянная тревожность: например, вскакивает и бежит за мной, когда я просто выхожу из комнаты в кухню. Чтобы снизить градус тревожности, нашей семье приходится все время комментировать каждый шаг, проговаривать ситуации наперед, будь то прогулка, поход в больницу или школу. Сынок ставит «с ног на голову» всю педагогику: вместо того чтобы ругать его за плохое поведение, я успокаиваю его и говорю, что все равно его люблю, и что он всегда будет моим сыном. Его таламус и гиппокамп все еще уверенно отсекают то, что не несет немедленной практической пользы. Ну правда, какая польза от понимания, что на листе нарисованы пять красных мячей и три зеленых? Зачем это запоминать? А вот если сынок получил одну конфету вместо пяти, это уже интересно… Тут и знание цифр в мозгу зафиксируется. Кроме того, должно пройти немало времени, чтобы его мозг физиологически усовершенствовался, появились те самые синаптические связи, с помощью которых развиваются речь и память, и мальчик смог бы запоминать и рассказывать стихи, решать примеры. Сейчас он пошел в первый класс коррекционной школы, дома мы тоже занимаемся. Только недавно он смог рассказать известный стишок «Уронили мишку на пол…» Он уже уверенно считает до десяти (особенно любит считать что-то съедобное), называет номера на автобусах, и ведет длинный осмысленный диалог с незнакомой бабулей на остановке, расспрашивая ее о внуках и рассказывая о себе (хотя два года назад он вообще не говорил). И я верю, что таблица умножения ему когда-нибудь покорится, потому что мозг ребенка пластичен и способен наверстать упущеное…

Читайте также:  Методика для оценки речевого развития ребенка

Тут я рассказываю о моих чувствах к приемному сыну и его отношении ко мне.

Источник