Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Как работать с ребенком 3 года по вокалу thumbnail

Пение — это творческий вид деятельности, развитие первоначальных вокально — хоровых навыков обычно проводится с детьми 3-4 лет в небольших группах. Индивидуальные занятия по вокалу проводятся в 5-6 лет, когда ребенок дольше удерживает внимание и подготовлен к более сложным задачам, иногда ребенок и в 4 года уже готов заниматься без сверстников, тут зависит от физических и психических возможностей.

Педагог на занятиях вокала выстраивает систему, в которой вырабатываются одновременно многие нервно-мышечные механизмы: слуховой, голосовой, зрительный, тактильный и общедвигательный. Все примеры для начального обучения даются в порядке усложнения. Чтобы развить голос, сделать его красивым и послушным, нужно постоянно упражняться.

Развитие голоса в раннем возрасте должно происходить в комплексе: распевание, двигательные игры, пальчиковая музыкальная гимнастика, знакомство с детскими песнями и их исполнение.

Определяем, может ли Ваш ребенок заниматься пением в 3 года?

Ребенок умеет:

· Внимательно слушать указания учителя

· Выполняет предложенное задание

· Может без мамы сидеть на уроке

· Запоминает стихи

· Речь активная, говорит предложениями

· Не боится быть в обществе других детей без мамы

Говорим «ДА» занятиям вокалом

Если Ваш ребенок дома постоянно что-то поет, напевает, устраивает концерты, выступления, поет в расческу перед зеркалом как в микрофон, просится в программу «Голос. Дети», поет популярные песни, услышанные в машине или по радио, копируя звезд эстрады.

Говорим «Нет»

Ребенок не может находиться на занятиях без родителей, плачет 2-3 занятия подряд, оставаясь с детьми на уроке в кабинете, не реагирует на просьбы педагога, не включается в общие игры, не пытается петь, старается убежать за дверь, кричит на занятии, нарушает дисциплину.

Что делать в сложных ситуациях, когда мама хочет, чтобы ребенок занимался, а ребенок не хочет?

Повторить попытку через пару месяцев — ребенок подрастет, поменяется отношение к происходящему. Ни в коем случае не опускайте руки. Родители в первую очередь должны понимать, что бывают временные трудности у малыша, в которых ему нужна помощь мамы.

Иногда родители просят определить, есть ли музыкальный слух у ребенка, чтобы понять целесообразность занятий пением. Занятия пением подходят для всех, поскольку практически не имеют противопоказаний. Здесь не важен рост, вес, физические параметры. Не требуйте от ребенка и педагога с первых занятий слишком многого, не ставьте грандиозные задачи: победы на международных конкурсах, развитие абсолютного слуха и карьера поп и рок звезды. Амбиции родителей и возможности ребенка иногда не совпадают.

Помимо музыкальности, которая дается ребенку от природы, существуют внешние факторы: дисциплина и ответственность родителей (ведь именно родители отвечают за то, чтобы ребенок был на уроке), профессионализм педагога, заинтересованность ребенка в обучении пению.

Если родитель заинтересован в обучении своего ребенка пению, то надо найти педагога, которому он может полностью доверять, иначе обучение не будет успешным. Спрашивайте Вашего преподавателя обо всем, что Вас интересует и беспокоит, советуйтесь. Только опытный педагог видит перспективы развития таланта Вашего ребенка.

Действия родителей для положительного отношения детей к пению:

Проводить беседы с ребенком о том, куда он идет, на какое занятие, что там будет делать и зачем.

Результаты обучения 3-летнего ребенка пению в конце учебного года (срок обучения 8-9 месяцев):

· Ребенок знает 10-15 детских песен, умеет петь несколько песен под фонограмму и под аккомпанемент фортепиано;

· Ребенок знает больше 20 попевок на 2-5 звуках;

· Старается чисто интонировать, знает понятия: низкие и высокие звуки, представляет, куда движется мелодия, может прохлопать несложные ритмические рисунки, знает понятия мажора и минора, динамических оттенков;

· Знает пальчиковые и жестовые музыкальные игры, упражнения на дикцию и артикуляцию.

Плюсы обучения пению:

· Развивается музыкальный слух;

· Развитие общая музыкальность (ладовое и метроритмическое чувство);

· Развитие творческого мышления;

· Развитие дикции, артикуляции;

· Развитие уверенности в себе;

· Умение работать в коллективе, развитие дисциплины и ответственности.

Хотите еще статьи по данной тематике? Подпишитесь на канал

Ставьте лайки и делайте репосты и

оставляйте комментарии внизу ↓

Наш сайт: muzikantoff.ru

Источник

Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»

Автор: Назаренко Ирина Николаевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 144 комбинированного вида «Сказкоград» г. Новосибирска.
Описание. Данная статья будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам, воспитателям, родителям.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания; воспитание интереса и любви к детской песни; повышение педагогической культуры родителей
Статья «Развитие певческих навыков у детей раннего возраста»
Пение является самым доступным исполнительским видом музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети очень любят петь. Поют с удовольствием, охотно, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста.
В соответствии с ФГОС ДО художественно – эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок целостно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа;
становления эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Основные задачи образовательной области «Художественно эстетического развития» в разделе «Пения»
Группа раннего возраста от 2 – 3 лет
Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам совместно со взрослым.

Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Группа раннего возраста от 3 – 4 лет
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми) – ля(си),в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.
На третьем году жизни певческий голос только начинает формироваться. Певческого звучания пока еще нет. Дыхание у детей короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому ставится задача развивать и укреплять певческие интонации у детей. Ребенок трех лет еще не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов. Дети четвертого года жизни уже могут пропеть несложную песню. У детей появляется крикливость. Необходимо стремиться, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения. Рекомендуемый диапазон ре – ми – ля первой октавы.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Большое внимание следует уделять подбору детских песен. Песни должны быть несложными, мелодичными, понятными для детей, удобными для дыхания, не¬большого диапазона, с короткими музыкальными фразами. Правильно подобранную песню, соответствующую всем выше перечисленным требованиям, дети четырех лет смогут спеть всю.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку. Научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также научить радовать других своим пением.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Основным приёмом является выразительное эмоциональное исполнение песни педагогом. Необходимо продумать и передать характер песни, её особенности, её настроение.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни. Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы, игровые, зрелищные моменты.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

С детьми раннего возраста большое внимание уделяется работе над дикцией. Дети часто не понимают смысла слова, поэтому произносят его неправильно, а, следовательно, и неправильно будут его петь. Необходимо разъяснить значение непонятных детям слов, научить их правильному произношению.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

С детьми раннего возраста начинают работать над выработкой певческого дыхания, так как певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Это могут быть различные дыхательные упражнения: «сильный ветер – слабый ветерок»; дуем на снежинки; сдуваем с одуванчика волшебные зонтики и т. д.
Среди всех певческих навыков большое внимание надо уделять звукообразованию: петь без напряжения, естественным, светлым, высоким звуком, без крика. Обращать внимание на правильное формирование гласных звуков. Обучая детей пению, надо учить хорошо раскрывать рот, не зажимать звук. Требуется работать и над протяжным пением, потому что в этом возрасте многие дети поют говорком. Педагог пропевает долгие звуки и просит детей помочь ему. Дети с удовольствием соглашаются.
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Всё детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет. Например, знакомя детей с песней «Машина» Т. Потатенко при первом знакомстве можно показать детям игрушечную машину. После пения спросить у детей: «Какую песенку поёт машина?» «Би –би – би» – вот песенка машины.
«Дети, помогите мне спеть песенку, подпевайте: «Би – би – би!» Это побуждает детей подпевать припев песни. На следующем занятии предложить детям стать водителями машины. Дети «крутят руль» и подпевают песенку, а на припев – нажимают на сигнал и подпевают припев: «Би – би – би!»
В работе с детьми раннего возраста можно используются и обучающие при¬емы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Детям раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, в другие могут торопиться. Поэтому надо постоянно следить за этим, приучая детей к коллективному пению.Необходимо упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню. Учить детей петь дружно, не опережая друг друга и не отставая. Учить слышать друзей, которые поют с тобой одну песню.
Во время обучения пению необходимо слышать каждого ребенка. Подбадривать и поощрять детей, тем самым ободрять и укреплять веру в их силы. Хорошо поющим можно предложить спеть небольшой группой, наградить аплодисментами. С интонирующими неточно позаниматься отдельно.

Как работать с ребенком 3 года по вокалу

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Она оказывает воздействие на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Пение хором объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

Список литература
Т. С. Бабаджан. Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, «Просвещение», 1967.
И. Л. Дзержинская. Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, «Просвещение», 1985.
В. А. Петрова. Музыка – малышам, Москва, «Мозаика – синтез», 2001.
Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М. : Прометей., 1992.
М.Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез»,2006.
О. В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург, «Музыкальная палитра», 2005.
М. Ю. Картушина. Вокально – хоровая работа в детском саду. М., Издательство «Скрипторий 2003» 2010.
Ресурсы интернета.

Презентация на тему: Развитие певческих навыков у детей раннего возраста

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста

Развитие процессуальной игры в раннем возрасте

Конспект занятия и презентация по развитию речи для детей группы раннего возраста

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду

Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада

Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок

Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик

Источник

Ольга Каратунова
Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.

Каратунова Ольга Алексеевна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 5 детский сад «Золотой ключик» г. Люберцы, Московской обл.

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Над нашей голубой планете с рассветом солнышко встаёт.

И льётся солнечная песня, и каждый эту песню ждёт.

Давайте за руки возьмёмся, давайте вместе песню петь,

Давайте просто улыбнёмся, и жить нам станет веселей!»

Степан Булдаков.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Формирование личности через искусство — воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Решение этой задачи возможно при взаимодействии педагогов и родителей. Психологами установлено, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству и музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности[1].

Для того чтобы научиться петь, необходимо обладать музыкальным

слухом, который есть у всех без исключения людей. Уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного, и его необходимо тренировать и развивать. Чем раньше начать развивать музыкальный слух, тем больших результатов можно добиться. Неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту, или иную песню, создают у ребёнка комклексы. На музыкальных занятиях такие дети чувствуют себя неуверенно, на просьбу петь громче, начинают кричать. Многие дети, так и не научившись петь, став взрослыми, сохраняют свою неприязнь к музыке. Поэтому, научить детей правильно петь, является главной задачей вокальной работы с детьми дошкольного возраста.

Пение – это основной вид музыкальной деятельности детей, это выражение душевных переживаний, поэтому именно оно является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает у них восприимчивость к музыке.В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому, при знакомстве детей с новой песней, необходимо исполнять её очень выразительно, или дать прослушать песню в исполнении детского хора или вокальной группы в записи. Если детям понятны слова песни, то они разучивают её с удовольствием. Таким образом, у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Постепенно дети познают жанровую основу песни. У детей формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. С помощью голоса, ребёнок выражает свои чувства,

переживания. Певческие возможности дошкольников невелики. В младшем дошкольном возрасте дети просто подпевают (мяукает кошечка, лает собачка, поёт петушок). В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают певческими вокальными навыками (чистота интонирования, чёткая дикция, звукообразование, дыхание). В процессе вокальной работы дети овладевают и хоровыми навыками — умение петь всем вместе, умение петь по жесту руки. Дошкольники выражают свои чувства; слышат движение мелодии вверх или вниз; определяют характер песни и её содержание; создают с помощью голоса образ, используя мимические и подражательные движения.

Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Звук усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор) развит слабее, чем головной (верхний, поэтому голос у детей не сильный, хотя порой и звонкий [2]. Поэтому необходимо избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Важным качеством певческого голоса ребёнка является «звонкость» и «полётность», которые обеспечиваются головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с его значением в организации самого процесса вокализации. Головное звучание возникает непроизвольно. Дети, обладающие хорошими вокальными данными, ещё не могут самостоятельно отправлять голос «в голову», что создаёт определённые трудности при исполнении песни. Занимаясь с такими детьми дополнительно, положительные результаты неизбежны.

Большую роль в достижении чистоты интонирования и облегчения чёткости дикции в пении играет правильный выдох. Благодаря грудному звучанию голос ребёнка становится более сильным, но полное его формирование не происходит даже у старших дошкольников. Очень важно обращать внимание на то, чтобы дети не пели громко и никогда, ни в коем случае, не требовать от них этого. Голос ребёнка при естественном «лёгком» звукообразовании, сам «идёт в грудь», становится более полным и темброво-богатым.

Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми рекомендуется использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие являются проходящими. Удобными (примарными) звуками чаще всего являются Фа(1 октава) – До(2 октава). Именно в этом диапазоне звучание наиболее лёгкое, естественное. Чтобы вызвать у детей интерес к новой песне,нужно использовать следующие методические приемы:

— показ иллюстраций, картин;

— чтение стихов, пословиц;

— загадывание загадок;

— приход в гости игрушек;

— использование наглядных пособий.

К шести годам некоторые дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте в пределах квинты, различают громкую и тихую музыку, отличают на слух правильное и неправильное пение. Такие дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Эти дошкольники, имея определённый фундамент своего музыкального развития, становятся активными на музыкальных занятиях, проявляют инициативу в самостоятельной игровой музыкальной деятельности, используя музыкальные уголки, которые можно организовать в групповой комнате каждой садовской группы. При общении с родителями была получена информация, что дети, находясь дома, самостоятельно организовывают Концерты – выступают сами и привлекают к участию в Концертах своих друзей и родственников.

В ходе вокальной работы с детьми, учитывая результаты диагностики музыкальных способностей детей, привело к созданию вокального кружка «Соловушка», занятия которого проводятся один раз в неделю, соответственно плану работы кружка. Пение в вокальном кружке объединяет детей общим настроением, раскрепощает их, создаёт условия для музыкального общения.

Занятия вокальной группы всегда начинаются с музыкального приветствия. Объясняя детям, что это занятие необычное – будем не говорить, а петь, и поэтому здороваемся не обычно – пропоём слово «Здравствуйте». Вначале музыкальный руководитель поёт слово «здравствуйте», а затем предлагает спеть детям всем вместе – ответить ему. Когда в процессе нескольких занятий дети правильно интонируют мелодию, мелодия приветствия изменяется по усмотрению музыкального руководителя. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.

В вокальной работе с детьми на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях, занятиях вокальной группы необходимо использовать различные методические приёмы:

* РАСПЕВАНИЕ. Начинать вокальную работу всегда необходимо с распевания. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче

формировать певческие навыки и интонационный и звуковысотный слух. Песни — распевки не должны быть длинными и скучными, потому что они способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата. Учитывая особенности восприятия детей, нужно подбирать упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, которые помогают более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Систематическое использование песен-упражнений помогает формированию у детей устойчивых певческих навыков, которые закрепляются и совершенствуются при разучивании песен.

* РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА.

Работая над чистотой интонирования,можно использовать такие методические приемы: пение в полголоса, тихое пение, пение по одному и подгруппами, пение закрытым ртом (мм., слогами (ду-ду, ла-ла, по строчкам, по фразам, по рядам, мальчики — девочки, по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Для развития звуковысотного слуха у детей, очень хорошо подходит применение дидактических игр «Музыкального букваря» Ветлугиной Н. А. Упражнение «Бубенчики» — для сопоставления трех звуков, различных по высоте; «Сколько нас поет?» — для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» — для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»— для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники.Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон-седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха. Репертуар этого сборника развивает у детей способность вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные образы[3].

* ИМПРОВИЗАЦИЯ

Импровизация — древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

Можно выделить несколько видов импровизации:

-Диалогическая импровизация состоит из вопроса и ответа. Дети поют по цепочке ответ на вопрос музыкального руководителя.Например: «мальчик (девочка, как тебя зовут?». Дети пропевают своё имя по жесту руки музыкального руководителя. Дошкольники очень любят выполнять такие задания, которые усложняются на следующих занятиях. Можно

предложить пропеть имена мам, пап и другие. Соответственно, прощание в конце занятия, тоже звучит музыкально – дети поют «до свидания», изменяя мелодию каждый по-своему (импровизируя). В конце занятия у детей появляется весёлое настроение, а по их взглядам видно, что им не хочется уходить.

-Импровизация на образную ситуацию. Дети по очереди поют песни своим игрушкам или разыгрывают предложенную сценку. Импровизация зависит от настроения. Если сломалась машина или упала кукла, дети мелодию или песенку поют грустно, печально, тревожно. Если речь идёт о новой игрушке, импровизация звучит весело, задорно, радостно.

-В процессе вокальной импровизации всегда необходимо стремиться к ладовому окончанию. Если поющий ребёнок закончил свою импровизацию на неустойчивом звуке, необходимо музыкальному руководителю допеть музыкальную фразу и завершить её тоникой.

-Импровизация мелодий на стихотворный текст. Вначале с детьми учится текст, выделяя главные слова, обращая внимание на кульминационные строчки. Затем дети выразительно читают текст. Теперь вокалистам можно предложить сочинить мелодию. Из разных вариантов мелодий дети и музыкальный руководитель вместе выбирают наиболее удачные. К следующему занятию музыкальный руководитель записывает мелодию и к ней добавляет гармонию. С большим удовольствием и гордостью звучат новые песенки, которые дети сами сочинили[4]!

* ДИКЦИЯ.

Большое внимание уделяется развитию речи у детей: проговаривание скороговорок, фраз из разучиваемых песен, сложных в ритмическом отношении фраз. Эти приёмы помогают детям осваивать текст песни.Распевки часто рождаются сами собой: с детьми учатся коротенькие четверостишия, которые легко ложатся на несложную мелодию. Дети с удовольствием поют такие маленькие песенки в разном характере, с различной динамикой и темпом.

* РИТМОДЕКЛОМАЦИЯ

Ритмодекломация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно — ритмическом исполнении текста. Хорошим примером является удлинение опорных, смысловых гласных при чтении стихов, как бы «пропевание» их. Чтение «нараспев» — естественная ступенька, соединяющая речевой и певческие режимы постановки голоса. Можно начинать работу с потешек, прибауток, считалок, задавая ритм чтения со всеми оттенками и нюансами, чтобы точнее раскрыть её содержание. Этот приём имеет много форм: унисонные, диалогические, многоголосные. Эти упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом, который является одной из основ музыкального слуха. Для развития хорошей дикции, чёткого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти, нужно подбирать песенки и упражнения в быстром темпе.

* ДЫХАНИЕ.

В певческом дыхании можно выделить три основных звена: вдох, сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и выдох. Объясняем детям, что вдыхаем носиком, как будто нюхаем цветок, при этом плечи не поднимаем. Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются. Большую роль в достижении чистоты интонирования и облегчения чёткости дикции в пении играет правильный выдох. Дети учатся брать дыхание по жесту руки или по кивку головы. С помощью животика дети учатся держать воздух — «надуваем шарик», «нюхаем цветочки», «дуем на платочек», «греем ладошки дыханием», «дуем, как холодный или тёплый ветерок» [5]. Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются.

* ДВУХГОЛОСИЕ.

На занятиях вокального кружка детям очень нравиться петь дуэтом. Дуэты рождаются из жизни.Можно детям предложить позвать собачку: музыкальный руководитель поёт начало имени собачки, а дети по показу жеста руки вверх или вниз, поют окончание. Имена собачкам дети предлагают самостоятельно.Очень любят дети петь каноном: для этого музыкальным руководителем поётся фраза из знакомой песни, а потом эту фразу повторяют дети по очереди.

* ОСАНКА.

Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка при пении: плечи и корпус откинуты слегка назад без напряжения, как бы опираются на поясничные позвонки, что создаёт условия для свободной работы гортани. Такая осанка должна формироваться на фоне общего физического раскрепощения ребёнка, снятия зажатостей, работы над пластикой и коордионацией движений.

* ТЕОРИЯ.

В процессе вокальной работы, детям даются теоретические знания, а так же дети знакомятся с музыкальной литературой.Дети усваивают понятия: композитор, дирижёр, жест движения руки дирижёра, жанры музыки и другие. Дети знакомятся с творчеством таких композиторов как, Кабалевский, Моцарт, Чайковский, Шаинский и другие. На занятиях дети учатся пользоваться выразительными средствами музыки (темп, динамика, ритм, регистр, мелодия, фраза, артикуляция, форма). Все эти средства доступны детям с самого раннего возраста и практически используются ими. Из года в год песенный репертуар подбирается очень тщательно, чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разнообразный темп, динамику, характер.

На занятиях вокального кружка всегда присутствует атмосфера доброжелательности, эмоциональный комфорт, поэтому у детей всегда присутствует желание петь. Детей, желающих заниматься в кружке, становится всё больше,поэтому возникла необходимость разделить детей на 2 подгруппы: «Жемчужинки» — дети младшей и средней групп (3-5 лет) и «Соловушки»— дети старших и подготовительных групп (5-7лет). Дошкольники с удовольствием посещают занятия вокального кружка, добиваются успехов в вокальном творчестве, не испытывают трудностей в процессе выступлений на праздниках и Концертах. Такие дети перед зрителями ведут себя уверенно и раскованно. «Соловушки» выступают на утренниках, на развлечениях, на праздничных концертах перед детьми детского сада.

Очень нравиться ребятам быть конферансье (ведущим). С этими ребятами проводится дополнительная работа: разучивается программа Концерта, проговариваются названия номеров, фамилий и имён исполнителей.

Хочется отметить выступление вокальной группы «Соловушки» на городских праздниках. Каждый год,1 июня, вокальную группу

приглашают выступать в ДК ш. «Антрацит» на праздничном Концерте ко Дню защиты детей.

Взаимодействие МБДОУ и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка. Родители оказывают посильную помощь во время выступлений детей, сопровождают их на конкурсы и концерты.

Администрацией МБДОУ детского сада №45 «Жемчужинка» созданы необходимые условия для вокальной работы: организована развивающая среда в музыкальном зале, приобретены микрофоны для выступлений юных вокалистов, моделируются костюмы для выступлений, выделяются призы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на индивидуальных и групповых музыкальных занятиях. Объединённые усилия администрации, педагогического коллектива и родителей способствуют дальнейшему развитию вокально — хоровых навыков у детей детского сада.

Литература.

1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» М. 2011,№4.// Нечаева И. Ю., Яровая Н. Е., Цыбульникова Л. Ю.,статья: Организация деятельности вокального кружка.

2. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2006, №1//Шереметьев В.,статья: Хоровое пение в детском саду.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь //М. Музыка,1973.

4. Журнал «Музыкальный руководитель» М., 2005,№3//Тарасова К. В.,статья: К постановке детского певческого голоса.

5. В. Шереметьев, статья Хоровое пение в детском саду//Справочник

старшего воспитателя дошкольного учреждения, М. 2011, №4.

Вокальная работа с детьми дошкольного возраста.Как работать с ребенком 3 года по вокалуКак работать с ребенком 3 года по вокалуКак работать с ребенком 3 года по вокалуКак работать с ребенком 3 года по вокалуКак работать с ребенком 3 года по вокалуКак работать с ребенком 3 года по вокалу

Источник