Как обследовать ребенка 4 года

Как обследовать ребенка 4 года thumbnail

Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет

Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет

1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрёшка.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку четырехместную (пятиместную) матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть,как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т. д. «. Взрослый показывает складывание матрешки, методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

2. Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Оборудование: пирамидка из четырёх (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. В случаях затруднения взрослый показывает,как надо подбирать колечки по размеру: «Надо каждый раз брать большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

3. Коробка форм («почтовый ящик»). Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.

Оборудование: «почтовый ящик» – пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объёмных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребёнком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объёмные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребёнку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребёнка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

4. Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку три (четыре) части разрезанной картинки и просит,сложит целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

5. Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выде5ление по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи)цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный…». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием,повторив при этом цвет 2-3 раза: «Покажи, где желтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Оценка действий ребёнка: принятие задания, отмечается уровень восприятие цвета (сличение, узнавание цвета по слову, назначение, обучаемость, отношение к результату.

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребёнку дают заводную игрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания, отношение к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование:сюжетная картинка с изображением ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Не далеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку,затем говорит: «Мальчик хочет зависти машинку ключиком, но не знает, как эго достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

7. Счёт. Задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

для детей 4-го года жизни: перед ребёнком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем – много. Обучение проводится по подражанию;

для детей 5-го года жизни: перед ребёнком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладёт одну палочку себе на ладонь, на глазах ребёнка берёт ещё одну палочку и кладёт её на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребёнка спрашивают: «Сколько там?» Затем кладут ещёодну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: «Сколько там?», т. е. проверяют счетные представления в пределах трёх. При затруднениях проводится обучение. Если ребёнок не справляется с выбором определённого количества по слову, то предлагают выбор – один, два, три по подражанию.

Читайте также:  Не закрыто овальное окно у ребенка 4 года

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

8. Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребёнка создавать конструкции из четырёх (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу, обучаемость, отношение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведение в определённой ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания,анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

10. Игра. Проверяется интерес ребёнка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».

Проведение обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу. Затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и попросить ребёнка провезди её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т. д., затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребёнка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Читайте также:  Почему у ребенка долго держится высокая температура 4 года

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Источник

Следить за здоровьем детей надо как минимум до достижения ими 18 лет. Именно до этого возраста в родительские обязанности входит и пункт прохождения регулярных диспансеризаций. На практике же это выглядит несколько иначе.

Обычно активно здоровьем малышей занимаются мамы младенцев, как только крохи подрастают и перестают постоянно болеть ОРВИ, на этом контроль ослабляется. А на самом деле в национальной стратегии сохранения здоровья для детей предусмотрен ряд диспансеризаций, которые следует проходить, чтобы не пропустить какие-то сбои в здоровье.

Неонатальное обследование

Еще в роддоме ребенок, находясь под контролем врачей, проходит сразу несколько обследований. Так, его регулярно осматривает педиатр на предмет состояния здоровья и основных параметров. Кроме того, еще в рамках медучреждения у крохи берут материал на неонатальный скрининг по таким опасным патологиям, как гипотиреоз, фенилкетонурия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, аудиологический скрининг. Эта мера позволяет выявить тяжелые заболевания на ранних этапах и вовремя принять меры по их лечению.

В течение первого года жизни

До года кроха регулярно проходит врачей. Предполагается сразу несколько обследований и осмотров в первые 12 месяцев. Итак, в 1 месяц малыш первый раз посещает с мамой поликлинику (до этого его осматривают каждую неделю на дому, что называется патронажем новорожденных). Здесь он должен посетить сразу несколько специалистов — педиатра, невролога, хирурга, офтальмолога. В некоторых случаях предлагается еще пройти стоматолога, даже несмотря на то, что зубов, даже молочных, у малыша еще нет. 

Как обследовать ребенка 4 года

Кроме того, могут быть предложены исследования УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, почек, ЭКГ, аудиологический скрининг. Также в раннем возрасте, пока не закрылся родничок, врачи предлагают провести обследование мозга посредством УЗИ.

В 2 месяца кроха снова приходит к педиатру на осмотр, могут быть назначены анализы крови и мочи для контроля состояния органов.

В 3 месяца снова осмотр у педиатра, вместе с которым состоянием крохи озадачится и ортопед. Кроме того, именно на этот срок обычно приходятся первые прививки, а значит, надо сдавать анализы. Присоединяется к осмотру и невролог.

Дальше ребенок посещает педиатра ежемесячно в специальные дни здорового ребенка, по необходимости получает направление к узким специалистам. Так, например, невролога надо проходить каждые три месяца в течение первого года. Регулярно сдает анализы, когда подходит время плановых прививок. Стоит помнить, что перед каждой вакцинацией малыш должен быть обследован и осмотрен врачом во избежание осложнений на фоне пропущенного заболевания.

В год малыш завершает этот цикл ежемесячных диспансеризацией полным обследованием. Он должен посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда, ЛОР-врача, офтальмолога. В числе анализов предлагаются стандартные клинические исследования и ЭКГ. Сердце обследуют, чтобы оценить риски отклонений от нормы, а также проследить за закрытием открытого овального окна.

Как обследовать ребенка 4 года

От года до трех

Если здоровье малыша крепкое, он не цепляет ОРВИ без конца, посещать врача придется трижды с года до двух и по разу в году после. Итак, в год и три месяца надо пройти педиатра, то же самое в полтора. Стоит вписать в график и постановку прививок. В два года диспансеризация предполагает осмотр педиатром, стоматологом, в некоторых случаях рекомендуют пройти психиатра. В три года снова полноценный осмотр широким кругом врачей, среди которых педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог. ЛОР. Также добавляются гинеколог для девочек и уролог-андролог для мальчиков. Такие специалисты на столь раннем сроке нужны, чтобы оценить правильность строения органов половой системы, увидеть потенциальные проблемы, которые могут образоваться из-за неправильного ухода.

Читайте также:  Ребенок 4 года болячки на лице

Также ребенок сдает клинические анализы на общую проверку процессов, которые происходят внутри.

Диспансеризация с 4 до 5 лет

Здесь режим «лайт». Предполагается, что детей, у которых нет каких-либо жалоб или заболеваний, осматривать должны только педиатры и стоматологи.

Диспансеризация в 6 лет

Тут осмотров будет больше, потому что начинается подготовка к школе. Детям советуют пройти целый список врачей. В их числе педиатры, неврологи, хирурги, стоматологи, ортопеды, офтальмологи, ЛОР-специалисты, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Потребуется пройти и через ряд обследований — клинические анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ, ЭХОКг.

Как обследовать ребенка 4 года

Диспансеризация в 7 лет

Прохождение медосмотра в возрасте 7 лет практически схоже с тем, что было в 6. Правда, можно не проводить обследований УЗИ и ЭХО, ограничившись одними анализами крови и мочи.

Диспансеризация в 8-9 лет

Обследование здоровья детей в эти возрастные периоды подразумевает посещение раз в год педиатра и стоматолога.

Диспансеризация в 10 лет

В первую десятилетку для детей предусмотрено глобальное обследование, которое, кстати, нередко организуется группами в школе. Для детей выделяют отдельное время и дают направление в поликлинику, к которой прикреплена школа.

В рамках такого обследования дети проходят педиатра, невролога, стоматолога, эндокринолога, ортопеда, офтальмолога, эндокринолога и ЛОРа. Сдают анализы.

До следующего этапа советуют ходить раз в год к педиатру на осмотры.

Как обследовать ребенка 4 года

Диспансеризация в 13 лет

Еще одна рубежная дата для детей, которые переходят в статус «подростков». Здесь предусмотрено посещение педиатра, стоматолога, психиатра, гинеколога и уролога-андролога. Дальше до 15-17 лет дети могут быть свободны.

Диспансеризация в 15-17 лет

Организм в эти годы стремительно меняется, параллельно возрастают нагрузки. Поэтому обследование детей данной возрастной категории будет достаточно масштабным.

Оно включает в себя прохождение таких врачей, как педиатр, хирург, стоматолог, эндокринолог, невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР, психиатр, гинеколог и уролог-андролог. Предлагаются к сдаче и такие анализы, как клинические исследования крови и мочи, УЗИ брюшной полости, почек, ЭКГ. Многие обследования проводятся в рамках подготовки справки для поступления в вуз.

Порядок организации

В разные возрастные периоды «набор» врачей, которые должны осматривать ребенка, разнится. Когда составляется программа, врачи особое внимание уделяют учету статистики характерных патологий для того или иного возраста. Так, например, считается, что большая часть проблем со слухом у детей определяется на первом году жизни. А вот оценивать состояние половой системы раньше, чем ребенку исполнится 3 года, нецелесообразно.

Приведенная стандартная программа диспансеризация по мере необходимости может быть расширена и дополнена — так происходит в тех случаях, когда у ребенка обнаруживаются какие-то отклонения от нормы. Важно понимать необходимость своевременных диспансеризаций. Ведь организм ребенка гибче взрослого, поэтому многие начинающиеся патологии можно быстро вылечить, не допустив их хронизации. Во взрослом же возрасте справиться с последствиями заболеваний из детства обычно сложно, а то и невозможно.

График прививок

Не стоит забывать и про прививки, которые входят в национальный календарь. Они также позволяют сохранять здоровье детей и защищать их от опаснейших инфекций с непредсказуемым результатом.

Возраст

Прививка и ревакцинация

В первые сутки после рождения

Первая прививка от гепатита B

3-7 суток со дня рождения

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцина от гепатита B

2 месяца

Третья вакцина от гепатита B для детей из групп риска, а также первая вакцина от пневмококковой инфекции

3 месяца

Первая прививка АКДС – от дифтерии, коклюша, столбняка;

Первая вакцинация против полиомиелита;

Для групп риска первая вакцинации от гемофилии

4,5 месяца

Вторая вакцинация АКДC;

Для групп риска вторая вакцинация от гемофилии;

Вторая вакцинация от полиомиелита;

Вторая вакцина от пневмококка

6 месяцев

Третья вакцинация АКДС;

Третья вакцинация от гепатита B;

Третья вакцина от полиомиелита;

Для групп риска третья вакцина от гемофилии

1 год

Вакцинация против кори, краснухи, паротита (свинки);

Четвертая вакцинация против гепатита B для групп риска;

Ревакцинация от пневмококка

1 год и 3 месяца

Ревакцинация против пневмококка

1 год и 6 месяцев

Первая ревакцинация от полиомиелита;

Первая ревакцинация АКДС;

Для групп риска ревакцинация от гемофилии

1 год 8 месяцев

Вторая ревакцинация от полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, паротита

6-7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка;

Ревакцинация против туберкулеза

14 лет

Третья ревакцинация от дифтерии и столбняка;

Третья ревакцинация против полиомиелита

18 лет

Каждые 10 лет ревакцинация от дифтерии, столбняка

График прививок может корректироваться по фактическому здоровью детей. Например, если они прибаливают на момент плановой постановки прививки, ее можно перенести. Но затягивать тоже не стоит. Ведь несвоевременные прививки снижают иммунитет.

Источник