Как называется ребенок с ускоренным развитием

Как называется ребенок с ускоренным развитием thumbnail

Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.

Общие сведения

Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.

Акселерация у детей

Акселерация у детей

Причины

Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:

  • Улучшение условий жизни. Большинство исследователей связывают акселерацию с изменением питания, повышением потребления мяса, других белковых продуктов. Немаловажную роль играет повышение качества медицинского обслуживания, способствующее резкому снижению младенческой смертности и увеличению длительности жизни населения.
  • Климатические особенности. Ускоренное развитие ребенка провоцируется изменениями геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняет периодические скачки роста циклическими изменениями в природе.
  • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс акселерации иногда связывают с негативными урбанистическими явлениями — шумом, высоким темпом жизни.
  • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения, и расширился круг брачных связей, на фоне чего закономерно повысилось разнообразие генома. В сочетании с улучшением условий жизни, которое способствовало полной реализации генетического потенциала, это вызвало акселерацию.

Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).

Симптомы акселерации у детей

Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.

Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.

Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.

Осложнения

Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.

У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.

Диагностика

Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.

Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.

Лечение осложнений акселерации

В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.

Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Прогноз и профилактика

Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Источник

Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.

Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно — они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Многие одаренные дети рано поступают в институт — и, заканчивая его, делают свои собственные открытия!

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности.Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использова-ния детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное — опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

Читайте также:  Побои и развитие ребенка

Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.

Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять — часто делами, которые требуют умственного напряжения. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей являются компьютерные и интеллектуальные игры (географическое лото, плоскостные и объемные пазлы и др., а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей.

Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.

Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли.Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществлена, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит прекрасном качестве — целеустремленности.

Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.

Распространенным примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный ребенок с таким нарушением может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности — невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.

Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность — это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Читайте также:  Не торопить развитие ребенка

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Источник

Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период

Эта статья написана с опорой на книгу известного американского специалиста по работе с людьми с СДВГ A. Barkley. Надеюсь, что представленные ниже исследования, помогут вам лучше понимать вашего ребенка.

Во всем мире около 5-8% детей с СДВГ (в России около 7%). Существуют степени выраженность этого расстройства: от легкой до тяжелой. СДВГ диагностируется, когда симптомы начинают проявляться чаще и значительно выраженнее, чем у 95% людей данной возрастной группы.

Дети с СДВГ отличаются друг от друга: по уровню активности, раздражительности, по темпераментным особенностям. Некоторые малыши не доставляют никаких трудностей до поступления в школу или детский сад; но это не значит, что у них не было каких-то особенностей ранее, просто это не создавало проблем для родителей и не мешало развитию.

Далее мы рассмотрим основные этапы взросления ребенка с точки зрения проявлений симптомы СДВГ, и начнем с дошкольного периода.

Дошкольники с СДВГ

Огромное количество исследований показало, что более 57% детей 4х лет оцениваются своими родителями как невнимательные и сверхактивные. По меньшей мере 40% из этих детей имеют такую степень невнимательности, которая уже начинает беспокоить учителей и родителей. Однако, большинство из них становятся значительно внимательнее в течение последующих 3-6 месяцев.

Даже среди детей, чьи проблемы были настолько выражены, что возникало подозрение о наличии СДВГ, только половина из них сохранила эти симптомы в дальнейшем. Это говорит нам о том, что невнимательность и гиперактивность в возрасте 3-4 лет сами по себе не являются показателем того, что у ребенка будут сохраняться симптомы СДВГ. Однако, огромная часть детей, которые сохранили эти симптомы и в следующем году, с большой вероятностью будут проявлять их и в последующие периоды развития. Это означает, что выраженность симптомов СДВГ и их продолжительность в раннем детстве будут показателями хронического течения заболевания.

Дети, которые сохраняют симптомы СДВГ, часто описываются своими родителями как: неугомонные, постоянно куда-то забирающиеся или лезущие. Создается впечатление, что к ним словно приделан мотор. Постоянно требуют родительского внимания и часто ненасытны в своем любопытстве к окружающему миру. Это настоящий вызов для родителей (особенно для матерей), а именно к их способностям управлять детьми и регулировать их поведение.

Дети с СДВГ требуют постоянного пристального внимания к себе, особенно к поведению. Иногда некоторые дети настолько активны, что родителям приходится их привязывать ради безопасности; только так появляется возможность выполнять хоть какие-то необходимые домашние дела, которые требуют полного внимания.

Те дети с СДВГ, которые проявляют чрезмерную агрессию, постоянное сниженное настроение и низкий уровень адаптивности, часто вызывают огромный стресс у матерей. Непослушание, как правило, встречается у всех детей с СДВГ; по меньшей мере у 40-80% детей может развиваться серьезное оппозиционно-вызывающее поведение, особенно у мальчиков. Даже истерики, которые являются типичным поведением детей дошкольного возраста, будут происходить с большей частотой и большей интенсивностью у таких детей.

Нужно отметить, что методы, которые мамы применяют в отношении своих детей дошкольного возраста с СДВГ, часто успешно помогают контролировать ребенка, но со временем их эффективность значительно снижается.

Поступление ребенка в детский сад или группу подготовки к школе приносит дополнительный стресс родителям. Воспитатели и учителя часто начинают жаловаться на плохое поведение ребенка и нередко пытаются исключить его или перевести в другое место из-за агрессивности и гиперактивности. Таким образом, ребенок начинает потихоньку сталкиваться с тем, как система пытается регулировать его поведение. Другие дети с СДВГ, которые не проявляют оппозиционно-вызывающее поведение и имеют легкую степень выраженности симптомов, как правило, не имеют проблем в дошкольных учреждениях, особенно, если их оставляют на полдня и всего лишь несколько дней в неделю.

Итак, какие выводы мы можем сделать из всего вышеописанного:

1) Получение проверенной информации о СДВГ может помочь вам понять вашего ребенка и не требовать невозможного ни от него, ни от себя

2) Если вашему ребенку 3-4 года и он очень активный и невнимательный — это не значит, что у него гиперактивность, но если эти симптомы продолжаются и в возрасте 5 лет, имеет смысл проконсультироваться со специалистами

4) Дети с СДВГ сильно отличаются друг от друга, особенно по степени выраженности симптомов. Каким-то родителям легче контролировать ребенка, а каким-то сложнее

5) Непослушание — это то, с чем сталкиваются все родители детей с СДВГ

6) Со временен необходимо пересматривать тактики, которые помогают справляться с поведением ребенка. То, что работало в 6 лет, не будет работать в 16

7) Поступление в детский сад и школу — это кризисные моменты для семьи и здесь важна поддержка супругов друг друга, а также готовность к возможным неприятным событиям

В последующих статьях я коснусь школьного, подросткового и взрослого возраста.

Источник

Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.

Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.

Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.

Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Читайте также:  Сделать книгу развития ребенка

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.

Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Кружковая работа в ДОУ. В 2009 году я проходила курсы повышения квалификации. Приобрела там очень много полезных методических пособий. Приехала домой и потихоньку.

Природа родного края — Кемеровской области Презентация посвящена природе родного края, Кемеровской области. Нам нужно беречь красоту природы, достопримечательности, те блага, что.

Источник

Ускоренное психическое развитие

2.3. Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после перио?