Не торопить развитие ребенка

Не торопить развитие ребенка thumbnail

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» — этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

Ах, если бы кто-то взрослый мог проникнуть в детскую головку в этот момент и прочитать возникшие чувства: испуг от резкого слова, полное недоумение, подскочившая тревога, внезапное огорчение и режущее чувство вины. Однако эта статья не про хрупких детей и ужасных родителей. Скорее про разницу наших миров и способы сохранить душевную теплоту общения при всей их непохожести. Родительское раздражение по поводу детской неспешности вполне можно понять. Ведь нам постоянно приходится находить компромисс между стремительным бегом повседневной жизни и необходимостью ребенка побыть в своем мире.

Некоторые чуткие родители признают эту потребность и право ребенка побросать камушки в большую лужу у подъезда, сорвать яркий цветок, хорошенько потоптавшись по свежей траве, как следует рассмотреть пчелу на дороге (у нее, кажется, сломано крыло), по пути определить марки всех машин и поделиться со встречной тетей радостью по поводу новой игрушки. Однако рано или поздно дети вынуждены встретиться с понятием времени, этим колесом в вечном движении, которое торопит, не дает насладиться жизнью. И вскоре родитель, сам не замечая того, подгоняет, понукает и прикрикивает на ребенка, и не обязательно в случае действительной нехватки времени, а просто потому, что ждать невыносимо, пока ребенок наиграется, когда вышли по делу.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» — папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Читайте также:  Игрушки способствующие умственному развитию ребенка

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление — ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.

Читайте также:  История развития ребенка от 1 года до 3 лет

Источник

На чтение 7 мин. Обновлено 17.12.2020

В наше время современные родители стараются практически с рождения развивать младенца. Мамы и папы изучают специальную литературу, водят деток на развивающие занятия, когда те еще даже не начали ходить. Иностранный язык, математика с первого года жизни, чтение с раннего возраста – подобные методики все чаще используются современными родителями.  

Так, почему нельзя торопить развитие детей?

Развитие с пеленок 

Все чаще мамы соревнуются между собой, чей ребенок лучше развивается. В наше время можно услышать такие разговоры мамочек на детской площадке: 

– Мой малыш прекрасно декламирует стихи! 

– А моя доченька давно знает русский и английский алфавит! 

– Подумаешь, мы с трех лет сына на детские курсы китайского языка будем отдавать! 

Родители часто стремятся с рождения развивать младенца, чтобы он раньше, чем ребенок соседа, пошел, заговорил, научился писать и читать. Мамы с гордостью рассказывают подругам, как их трехлетний малыш показывает удивительные способности в области математики, актерского мастерства, чтения, и т.д. Но насколько оправдано желание родителей заниматься развитием детей с самого раннего возраста? Нужно ли торопить развитие, если ваш малыш пока не готов читать, писать, разговаривать на иностранном языке? 

Мамы и папы, которые с пеленок занимались развитием крохи, не останавливаются даже тогда, когда ребенок подрастает. Они требуют идеальных отметок в школе, выдающихся успехов в спортивных секциях, побед на олимпиадах. Ничего хорошего из этой гонки, как правило, не выходит.  

В чем проявляется завышенное требование в развитии 

  1. Родители постоянно занимают малыша развивающими играми. 
  2. Дочь или сын должны уметь читать и считать в дошкольном возрасте. 
  3. Акцент делается на развивающих играх, при этом простые детские шалости, забавы, проявления любви полностью игнорируются. 
  4. Родители обсуждают с детьми взрослые проблемы, финансовые и семейные вопросы.  
  5. Взрослые подстегивают к постоянным результатам, а любая неудача воспринимается негативно. 
  6. Школьникам внушают, что учеба – это самое главное в жизни. 
  7. Требование от детей идеальной дисциплины, отсутствие свободного времени для игр и развлечений. 
  8. Постоянное сравнивание с другими детьми: «Ваня так красиво играет на скрипке, не то, что ты, бездельник», «Светочка такая молодец, учится на одни пятерки. Посмотри в свой дневник, у тебя там полно четверок», и т.д.

Негативные стороны  

  1. Если постоянно навязывать занятия, тем самым вы лишаете ребенка детства. А ведь именно детство – самая беззаботная, веселая пора в жизни, которую взрослый человек обычно вспоминает с радостью и теплотой. Что вспомнит ваш ребенок, если он 7 дней в неделю посещал занятия, курсы, тренировки? Не торопите малыша, он еще успеет повзрослеть. А пока даже обычная прогулка по парку может оказаться полезней, чем многочасовые занятия с пособиями. 
  2. Ребенок будет страдать заниженной самооценкой, ведь родители регулярно требуют от него достижений. Если что-то не будет получаться, маленький человек решит, что проблема в нем. «Я недостаточно хорошо занимаюсь, я глупый, и мама с папой меня не будут любить».  
  3. Малыш живет в состоянии постоянного стресса. «Если не будешь хорошо учиться, пойдешь работать уборщицей!» – говорят родители, чем загоняют в еще больший стресс маленького человека. 
  4. Дети не могут понять собственные эмоции и чувства, ведь родители регулярно навязывают свое мнение и жизненные ориентиры. Мамы и папы, как правило, хотят видеть в детях свою улучшенную копию и отказываются воспринимать их, как самостоятельную личность. 
  5. Мальчик или девочка занимаются тем, что им навязывают родители. Из-за этого могут пропасть скрытые таланты и способности, а в будущем человек живет не своей жизнью, а той, которую ему распланировали взрослые.  
  6. Регулярное состояние стресса негативно сказывается на психическом и физическом состоянии человека. Мальчик или девочка начинают страдать бессонницей, ослабевает иммунитет, ухудшается память. Ребенок чувствует себя несчастным, из-за чего могут начинаться проблемы психосоматического характера.
Читайте также:  Гигиенические требования к игрушкам значение игрушки в развитии ребенка

О чем нужно помнить требовательным родителям 

  1. У детей должно быть детство, они имеют право выбирать занятия и увлечения по своему вкусу. 
  2. Дайте возможность маленькому человеку принимать собственные решения, делать свои ошибки и выводы. 
  3. Вместо развивающих мультфильмов или компьютерных программ проведите вместе время. Погуляйте по парку, съешьте мороженое в кафе, поиграйте в настольные игры, почитайте книги. Ничто не сможет заменить живое общение с близкими людьми. 
  4. Чаще говорите сыну или дочери, как вы любите, гордитесь ими, уважаете их мнение. 
  5. Ребенок должен понимать, что родители всегда будут на его стороне и примут любое его решение. 
  6. Замечательно, если мама и папа на собственном примере показывают детям, как важно заниматься любимым делом. Престижная профессия, высокие заработки, хорошая должность – это не самое главное в жизни, ведь это не принесет радости и удовлетворения, если работа не по душе. 
  7. Не стоит пугать детей мрачными перспективами, если они чего-то не смогут достигнуть. Наоборот, донесите до дочери или сына, что уроки, экзамены, собеседования не так страшны, как может показаться на первый взгляд. 
  8. Развивайте собственные таланты детей, не навязывайте свои интересы. Например, папа мечтал в детстве научиться играть на фортепиано, но по каким-то причинам не получилось. Не нужно вести сына в музыкальную школу только для того, чтобы реализовать свою несбывшуюся мечту. Необходимо поинтересоваться у мальчика, чем именно он хочет заниматься, и только после этого принимать совместное решение. 
  9. Не перекладывайте на маленькие плечики взрослые проблемы. Пускай малыш живет в счастливом, беззаботном детстве.

Что говорят взрослые 

Марина, 38 лет, маркетолог:

«Свое детство я вспоминаю с содроганием. Сколько себя помню, родители требовали от меня лучших результатов. Отдали в спортивную секцию по гимнастике, водили в музыкальную школу, нанимали репетиторов. Это была бесконечная гонка за лучшие оценки, награды, медали. Каждый вечер я плакала у себя в комнате, потому что подруги гуляли на улице, играли в детские игры, занимались тем, чем хотели. И только мне нужно было постоянно учиться, что-то доказывать, не разочаровывать родителей. Своему сыну я дала полную свободу, и он мне за это очень благодарен. Впрочем, благодарности я и не жду, для меня важно, что сын счастлив и живет обычной жизнью простого мальчишки». 

Дарья, 29 лет, учитель иностранных языков:

«Я счастлива, что мама и папа с детства давали мне возможность самой принимать решения. Они поддерживали меня во всем, всегда хвалили и помогали. Профессию я выбрала сама, никто не навязывал свое мнение. Я часто наблюдаю, как молодые родители стараются развивать малышей с самого рождения, и не приветствую это. Все должно быть в меру. Когда крошку возят по развивающим центрам, вместо того, чтобы провести время вместе, ни к чему хорошему это не приведет».

Безусловно, родители должны участвовать в развитии детей, но делать это нужно аккуратно, не лишая при этом детства. В жизни маленького человека должны быть не только занятия, секции, кружки, уроки, но еще и беззаботное время, когда он сможет в удовольствие побегать по лужам, поиграть с друзьями, помечтать, сидя рядом с мамой и папой. 

Оставить комментарий

Источник