Как исправить речь ребенка 5 лет

Как исправить речь ребенка 5 лет thumbnail

Формирование речевых навыков – важный этап личностного становления ребенка. Особенно важно развитие речи у детей 5−6 лет. Это время подготовки к школе, где без связной речи малышу будет сложно овладевать новыми знаниями и навыками. Чтобы последовательно излагать свои мысли, уметь их аргументировать, дошкольник должен иметь большой запас слов, правильное произношение и уметь грамотно строить предложения.

Развитие речи у дошкольников

Старший дошкольник

В норме к 5-6 году жизни детская речь аналогична взрослой. Главная задача формирования умения грамотно излагать свои мысли в разговоре – подготовить дошкольника к обучению чтению и письму. Если у малыша имеются сложности с дифференциацией звуков, у него неминуемо возникнут проблемы с написанием букв.

Ограниченный лексический запас, неумение последовательно излагать мысли не позволят школьнику пересказать прочитанное или пояснить решение примера.

И начинать подготовку к школе следует заранее и постепенно. Репетитор сможет ускоренно подготовить малыша. Однако эффективность таких интенсивных занятий потеряет свою актуальность уже после 1-2 четверти, если у дошкольника присутствуют речевые нарушения. Поэтому начинать готовиться к поступлению в 1 класс стоит за 1,5-2 года.

Запас слов

В 5 лет ребенок должен активно использовать около 3-3,5 тысяч слов. Он умеет обобщать понятия (растения, звери, посуда, одежда). В речи дошкольника присутствуют не только названия предметов быта, но и отвлеченные понятия – любовь, обида, планета, вселенная и т. д.

Дети 5-6 лет любят лексические игры с перестановкой слов или ошибками в тексте. К примеру:

  • Пробежала банька мимо мужика, а на нашу кошку рычали ворота.
  • Я своим блокнотом разрубил топор, а по коту Егорке проскакал забор.

Задание на развитие лексики

Грамматика

Короткие ответы становятся более длинными и развернутыми. Дети уже умеют правильно склонять сложные формы существительных. Однако могут допускать ошибки, говоря – котенков вместо котят или теленков вместо телят. Развивать грамматику помогают такие речевые игры:

  • «Скажи наоборот» – игра на нахождение антонимов.
  • «Сломанный телефон».
  • «Угадай, о чем я рассказываю».
  • «Закончи предложение».

Образец грамотности – взрослые, которые окружают малыша. Если у членов семьи наблюдаются проблемы с правильной постановкой ударений, речевые нарушения, или злоупотребление сленговыми и ненормативными словами, ребенок будет их копировать.

Артикуляция

Голосовой аппарат у дошкольника соответствует взрослому. Если нет анатомических нарушений – укороченная уздечка, неправильный прикус, дети большую часть фонем выговаривают верно. Чаще всего у детей 5-6 лет возникают трудности с произношением звука «р». Они либо подменяют его более простым «л» или «й» – балсук, а не барсук, йак,− а не рак, либо вообще пропускают – баабан вместо барабан, ваеник вместо вареник.

В русском языке звук р считается самым сложным

Если до 5 лет малыш не научился выговаривать звук «р», самостоятельно он с этим уже не справится. Не стоит ждать, что ребенок перерастет проблему. Требуется консультация дефектолога и посещение логопедических занятий.

Еще один важный аспект – большие паузы в разговоре, или заикание. Это сложное речевое нарушение, на устранение которого может потребоваться не один год. Причиной может послужить:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • строгие родители;
  • слишком большая нагрузка на речевой аппарат в раннем возрасте;
  • подражание родственнику или другу, который заикается.

Логичность и последовательность

Связная речь у дошкольника – результат многолетних усилий родителей, занимавшихся ее развитием. Такие дети говорят выразительно, используют эпитеты и сравнения, сочиняют собственные истории. В то время как малыш, речевые навыки которого никто не развивал, говорит монотонно, нечленораздельно.

В 5-6 лет ребенок составляет связный рассказ по картинке, пересказывает услышанный текст, выражая свое мнение к услышанному или увиденному.

У малышей, проводящих 90% свободного времени за компьютером или смартфоном, наблюдаются трудности со связностью и логичностью повествования. Ему сложно развернуто ответить на вопрос. Однако о любимых персонажах игры он готов говорить часами. Если не ограничить время использования гаджетов, это негативно скажется на речевом развитии.

Общепринятые нормы

В норме дошкольник:

  • Знает и соблюдает правила грамматики. Он может неправильно поставить ударение в незнакомом слове или допустить ошибку при его изменении. Однако, если родитель или воспитатель его поправил, дети запоминают и больше ошибок не допускают.
  • Дает развернутый ответ на вопрос.
  • Произносит звуки членораздельно и внятно.
  • Умеет составить логичный рассказ по картинке или серии фотографий, придумать свое начало или окончание сказки, пересказать услышанный текст, поделиться эмоциями от просмотренного мультфильма или совместного отдыха, игры.
  • Описывает предмет и угадывает его по описанию.
  • Может менять интонацию, громкость голоса, скорость речи.
  • Участвует в театрализованных постановках (дома или в детском саду), артистично декламирует стихи, делает интонационные паузы.
  • Подбирает слова, близкие или противоположные по значению: радостный и веселый, смеющийся и плачущий.
  • Активно применяет приставочные глаголы: белая дверь открыта, а зеленая закрыта.
  • Умеет обобщать понятия: вилка, тарелка, кастрюля – посуда; кошка, мышка, собака, кролик – домашние животные; орел, дрозд, синица – птицы.
  • Правильно произносит большинство фонем. Исключение – звук «р».

Признаки речевого недоразвития

Нарушения развития речи

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, требуется помощь логопеда-дефектолога.

Диагностика нарушений речи

Для выявления речевых нарушений у малышей 5-6 лет просят:

  • Описать действие человека или предмета на картинке. К примеру: что делает орел? (летит). Что делает девушка? (расчесывает волосы).
  • Обозначить действие, противоположное названному логопедом: «лег – поднялся», «бежал – стоял», а также антоним предложенного признака: «веселый – грустный, медленный – быстрый».
  • Сказать, как называют детеныша того или иного зверя. К примеру: у кошки – котенок, у лисы – лисенок, у собаки – щенок, у слона – слоненок.
  • Назвать форму и цвет нарисованной фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат).
  • Описать предмет. «Кресло какое?» – «Мягкое, уютное, теплое, с деревянными подлокотниками, серое, большое».
  • Взять игрушку, которая лежит НА столе, ПОД табуреткой, В ящике, ПЕРЕД сумкой, ЗА книгой, МЕЖДУ стульями. Это позволяет определить, правильно ли малыш понимает предлоги.
  • Преобразовать единственное число во множественное. Один соловей – два соловья, одна капля – три капли, одно село – пять сел.
  • Изменить существительное по падежам. Что? Кровать. Полежу на чем? Кровати. Застелили что? Кровать. Придвинули к чему? К кровати. Расскажу, о чем? О кровати.
  • Согласовать глагол и существительное по родам. Кот пришел на кухню. А как сказать про кошку? Кошка пришла на кухню.
  • Назвать, что изображено на картинках. Для этого задания подбирают картинки в одной цветовой гамме. Красная рыбка, красная вишня, красная кофта, красный цветок.
  • Повторить за логопедом сложные слова: экскаватор, электричество, перестройка, кораблекрушение, пропеллер. Каждое слово малыш повторяет 2-3 раза. А специалист следит, не переставляет ли ребенок слоги местами, не заменяет и не пропускает ли звуки, правильно ли ставит ударение.
Читайте также:  Рекомендуемые сказки для ребенка 4 5 лет

Как справиться с нарушением

Уровень речевого развития дошкольника зависит от дикции окружающих его взрослых, специфики воспитания в семье, приложенных родителями усилий.  Выполняя простые задания на развитие речи, малыш в игровой форме обучается навыкам, которые пригодятся ему в школе.

Игры и занятия для стимуляции речевого развития

Немаловажное значение имеет совместное с родителями времяпрепровождение: активный отдых, посещения музеев и театров, рисование, лепка, складывание пазла, обсуждение картинок в книге, с параллельным комментированием своих чувств и эмоций. Все это мощный стимул речевого развития ребенка.

Выполнение упражнений на тренировку дикции, заучивание считалок, скороговорок, загадок и стихов позволяет скорректировать произношение, обогатить словарный запас. Важно разъяснять непонятные слова и фразеологизмы, чтобы в дальнейшем дошкольник применял их правильно.

Логопеды рекомендуют как можно больше читать ребенку вслух. После прочтения следует обсудить сказку или рассказ, объяснить значение новых слов, дать оценку поступкам героев.

Сформировать навыки логичного изложения и аргументации мыслей позволяют задания по развитию речи для детей 5-6 лет:

  • составление рассказа по картинке;
  • развернутый ответ на вопросы по тексту;
  • пересказ услышанного.

Следует останавливать малыша, исправляя неправильно произнесенные слова и просить его повторить слово без ошибки. Домашний театр позволит ребенку проявить свои актерские способности, научиться использовать голос, делая его тише или громче, пользоваться интонацией, расставлять паузы.

Домашний кукольный театр

Развитие устной речи – база для освоения чтения и письма, а также залог успешного обучения в школе. Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. А при обнаружении нарушений, консультироваться с логопедом и корректировать произношение.

Источник

Здравствуйте, уважаемые читатели! Чем ближе дело идет к школе, чем больше родители начинаются задумываться, нормально ли развит их чадо по всем показателям. Сегодня мы освятим один из критериев нормального развития и поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 5 лет.

Особенности речевого развития данного возраста

Хочется начать с того, что если ребенку уделялось должное внимание и интерес к его становлению, то речь пятилетнего малыша практически не отличается от взрослой.

Если же нет, то у вас есть два года перед школой на исправление своих ошибок и занятия с преподавателем. В ином случае, к тому времени, когда нужно будет идти в школу, вы столкнетесь с большими проблемами.

пятилетняя девочка, речь ребенка в пять лет,фотоСловарный запас этого возраста включает в себя уже более 3000 слов. Малыш хорошо знаком с обобщающими словами и правильно их употребляет. Он способен назвать не только предметы, которые встречаются в быту, но и поговорить о достаточно отвлеченных вещах.

Дети уже накапливают к это времени достаточно опыта и знаний, чтобы обсудить и взрослые темы в своем понимании. Например, такие как вселенная, взаимоотношение людей, дружба и т.д.

Так как речевой аппарат считается абсолютно сформированным к возрасту 6 лет, то в произношении допускается все меньше ошибок. Если их и можно встретить, то, наверняка, это будут малознакомые и многосложные слова. Теперь чадо способно заметить ошибки не только у окружающих, но и у себя самого.

Предложения в речи более сложные, полные и развернутые. Грамматические формы в основном всегда согласованы и правильны, однако могут встречаться ошибки, например, в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, «котенков» вместо «котят».

Нормы речевого развития

мальчишки, речь ребенка,в 5 лет, картинкаК пяти годам диапазон развития связной речи достаточно широк. Он может начинаться с монотонной и односложной речи дошкольника, родители которого не занимались с ним, и заканчиваться способностью сочинять сказки и говорить наравне со взрослыми.

Читайте также:  Развивательные игры для ребенка 5 лет

Все же есть критерии, исходя из которых можно определить те самые нормы.

  1. Практически полное отсутствие грамматических ошибок.
  2. Развитая артикуляционная система и правильное произношение.
  3. Верное ударение в словах, за исключением незнакомых.
  4. Развернутые ответы на вопросы.
  5. Способность составить рассказ по картинкам, додумать конец истории самостоятельно, сочинить сказу, пересказать прочитанный рассказ.
  6. Умение дать широкое описание предметов, напоминая многие его качества.
  7. Способность классифицировать слова по группам. Например, клубника, малина, смородина, черешня – это ягоды.
  8. В предложениях используются все части речи, в том числе причастные и деепричастные обороты.
  9. Умение контролировать темп и громкость речи.

Симптомы задержки развития речи в 5 лет

К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

  1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
  2. Его произношение непонятно.
  3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
  4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
  5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
  6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка

Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.

  1. Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
  2. Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
  3. Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
  4. Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
  5. Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.

Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.

Как развивать речь в 5 лет?

Основная роль родителей на этом этапе – развивать связную и логичную речь. Для этого требуется:

  • расширять словарный запас (знакомится с понятиями, синонимы, антонимы);
  • практиковать умение точного пересказа;
  • формировать грамотную речь (правильное склонение по числам, родам и падежам).

Не стоит забывать, что в этом возрасте ваш ребенок еще малыш (как бы странно это не звучало). Поэтому на каждом занятии стоит помнить об элементах игры. Ниже мне хотелось бы привести примеры упражнений и игр, которые вы сможете использовать, занимаясь со своими детьми.

  1. Подбираем синонимы. Вы называете любое слово и просите малыша назвать аналогичное. Например, печальный – грустный.
  2. Подбираем антонимы. Все так же как и с первым упражнением, но уже задача назвать противоположный по значению слова. Например, большой – маленький.
  3. Отнести предметы в ту или иную группу по определенным признакам. Например, спросите ребенка, каким бывает диван (мягкий, большой, удобный, угловой и т.д). Затем подумайте, какому предмету свойственны те же качества. Например, кресло. Вспомните вместе обобщающее слово для этих предметов – мебель.
  4. Упражнения на грамматику. Тренируйте правильное согласование чисел, рода и падежей. Например, вы говорите: «У меня одна книга, а на тумбочке…», и ребенок продолжает: «…много книг».
  5. Составляем предложение из слов. Вы показываете карточки со словами. Например, мы, любить, слушать, музыка. Задача – грамматически правильно составить предложение: мы любим слушать музыку.
  6. Чтение детской художественной литературы, стишков, поговорок, скороговорок и потешек. Это до сих пор является одним из самых эффективных способов речевого развития. Так что старайтесь читать как можно больше.
  7. Игра «Угадай». Вы называете признаки предметов, а ребенок его угадывает. Например, красный, зеленый хвостик, растет летом, добавляют в салаты – помидор.
  8. Игра «Испорченный телефон». В нее здорово играть всей семьей. Загадайте слово, и произносит его друг другу тихо на ушко. Последний человек выдает то, что он в итоге услышал. Это развивает произношение и слух.

Помните главное правило – уделяйте вашему чаду как можно больше времени и общайтесь с ним. Ваше время, внимание, любовь, забота, опыт и знания – это самое ценное, что вы можете подарить своим детям.

Речь ребенка в 5 лет еще поправима. Так что все в ваших руках. Жду ваших лайков и комментариев. До новых встреч!

Источник

04.09.2015,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Как исправить речь ребенка 5 лет

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Читайте также:  Протокол логопедического обследования ребенка 5 лет

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

rech-rebenka-v-5-let-otkloneniya

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно,  при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей 5 лет

Проверьте:

  1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
  2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
  3. Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
  4. Составляет ли по картинке рассказ?
  5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
  6. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.

Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

rech-rebenka-v-5-let-norma

В этом вам помогут следующие упражнения:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  1. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  1. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
  1. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

Источник