В чем значение кризиса 1 года для развития ребенка

В чем значение кризиса 1 года для развития ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019;
проверки требует 1 правка.

Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.

Симптомы кризиса[править | править код]

В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

Возрастные новообразования[править | править код]

К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».

Ходьба[править | править код]

Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].

Автономная речь[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].

Мотивирующие представления[править | править код]

Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].

Представление о себе[править | править код]

Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].

Читайте также:  Развитие свойств личности ребенка дошкольного возраста

Социальная ситуация развития[править | править код]

Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].

Рекомендации родителям[править | править код]

В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.

Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:

  • вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую от мог бы исследовать без угрозы для себя;
  • вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
  • стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
  • действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Кризис новорождённости
  • Кризис трёх лет
  • Кризис семи лет
  • Кризис четверти жизни
  • Кризис среднего возраста

Литература[править | править код]

  • Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  • Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  2. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
  3. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
  4. ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  5. ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
  6. ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.

Источник

Малышка плачет сидя на полуЕще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Читайте также:  Задержка развития у ребенка 5 лет прогноз

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка  в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка — далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;

Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.

  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это — важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года — внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;
Читайте также:  Стадии развития ребенка по годам таблица

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз>>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Читайте также:

  • Почему ребенок ломает игрушки и как от этого отучить?
  • Как научить ребенка убирать за собой игрушки?
  • Как не кричать на ребенка?

Источник