Этапы речевое развития ребенка с алалией

Этапы речевое развития ребенка с алалией thumbnail

 Выступление на областном семинаре:

«Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией.»

                                             Учитель-логопед:

                                                              Казакевич Юлия Владимировна

   Алалия-отсутствие или грубое недоразвитие речи вследствие орган.поражения речевых зон коры г.м. во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

При моторной алалии недоразвитие речи носит системный характер(нарушены и звуковая и смысловая стороны речи) плюс имеют место неречевые расстройства (моторные, сенсорные, неврологические).Поэтому коррекционная работа с детьми-алаликами носит системный, комплексный характер и включает в себя работу над речью, психическими процессами и личностью ребёнка. Все эти направления отражены в задачах коррекционного обучения, среди которых выделяем основные и дополнительные. Решая эти задачи в течение нескольких лет (а корр.работа с алаликами проходит в течении 2-3 лет) мы стремимся сформировать у ребёнка правильную речь, как средство общения, необходимое для полноценного его  развития и соц. адаптации.

   Коррекционная работа, о которой я хочу более подробно рассказать, будет направлена  на формирование устной речи у детей-алаликов. Можно выделить несколько этапов обучения:

1-ый этап-однословное предложение.Предложение из аморфных слов-корней.

Основная задача-вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений и расширить объём понимания речи (т.е. на этом этапе мы развиваем у детей представления о предметах и явлениях окр. действительности, понимании конкретных слов и выражений, окружающих знакомых детям ситуаций и явлений. И параллельно  развиваем самостоятельную речь на основе подражания (крикам птиц и животных людей (ам, му ко), постепенно удлиняя цепочку звукоподражаний)

2-ой этап-первые формы слов.

  Задачами данного этапа являются

-расширять импрессивную речь(понятия много, мало, большой-маленький)

-заучивать отдельные обиходные словосочетания (надо, спать, пить)

-научить ребёнка строить двухсловное предложение

   Важное достижение в развитие речи на данном этапе-умение детей объединять 2 слова в одном предложении, умение ребёнка выражать своё желание в повелительной форме глагола, а не с помощью жестов и аморфных слов.

3-ий этап-двусоставное предложение

  На этом этапе мы работаем с детьми, у которых объём предложения увеличился до 2-3 слов.

Задачи данного этапа вы можете видеть на экране

Итогом логопедической работы на данном этапе является понимание некоторых грамм.форм слова, несложных рассказов, коротких сказок, а так же умение ребёнка согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа наст. вр.(мама варит, папа идёт).

4-ый этап обучения-предложения из нескольких слов.

  На этом этапе дети учатся составлять предложения из 3-5 слов

Например: Мальчик пьёт компот (чай, сок и т д.)

                   Оля шьёт платье кукле.

Кроме того дети осваивают некоторые грамматические формы (образование сущ. им.п.мн. ч., сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами). Вводятся предложные конструкции с предлогами  -в, на, с, под.

 Вся логопедическая работа, предусмотренная четвёртым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, то есть     речь приобретает коммуникативную функцию.

5-ый этап обучения-расширение объёма предложения  

   Прежде чем научить составлять предложения из 5-7 слов необходимо отработать с детьми отдельные словосочетания  (согласование сущ с прил., мест. с сущ., наречие  «много» с сущ. )

  Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переходить к обучению  составления разных видов сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочинённого с противительным союзом «а», с разделительным союзом «или», с союзом «потому, что». Только после этого переходим к сложноподчинённому союзу «чтобы».

  В итоге 5 этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может страдать лексическими, грамматическими, фонетическими неточностями, ликвидация которых должна сочетаться с обучения детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения.

  6-ой этап – совершенствование связной речи.

Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:

— от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,

— от степени  тяжести и структуры речевого дефекта,

— от своевременного  предупреждения вторичных отклонений: как речевых,           так и неречевых,

— от системности воздействия специалистов (медико-психолого-    педагогический подход),

— от  компетентности и заинтересованности родителей и др..

Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:

— от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,

— от степени  тяжести и структуры речевого дефекта,

— от своевременного  предупреждения вторичных отклонений: как речевых,           так и неречевых,

— от системности воздействия специалистов (медико-психолого-    педагогический подход),

— от  компетентности и заинтересованности родителей и др..

Источник

Наталья Андреянова
Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер.Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.

В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.

Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми:

Читайте также:  Что можно наблюдать в развитии ребенка в

1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.

2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.

3. Многократное повторение.

4. Обучение грамоте.

Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.

На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.

Виды работы:

Вызывание звуков (гласных и согласных)

Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.

Работа над звукоподражаниями — использование различных игр.

Артикуляционная гимнастика, разработанная Т. Башинской. Еёосновная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.

Работа над выдохом: ротового, носового, комбинированного.

На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря,доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.

Для решения данных задач используются:

Схемы (при изучении предлогов);

Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) — простые;

На третьем этапе основным является развитие связной речи.

Здесь используются:

Более сложные мнемотаблицы.

Картинно-графические планы рассказов.

По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.

Литература.

1.Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить!: методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией.- Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011

Источник

Алалия (от греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

     Причины возникновения алалии

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же время исследователиАлалия - вид речевого нарушения отмечают ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных факторов указываются алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей. К алалии могут привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни ребенка.

Алалия – это сложное органическое нарушение, вызванное поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.

Особенности речевого развития при алалии

Речевое развитие детей трех групп соотносится с уровнями недоразвития речи, определенными Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации: «отсутствие общеупотребительной речи» (1 уровень); «начатки общеупотребительной речи» (2 уровень); «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» (3 уровень).

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Проявления речевых симптомов у детей с алалией колеблется: от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней единичных элементов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и т.д.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем (в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). У детей с моторной алалией отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея на достаточном уровне пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.

Для детей с алалией характерно расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря: как в обыденной жизни, так и в специально созданных экспериментальных условиях дети понимают значения большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки. Следует подчеркнуть, что чаще лексическое нарушение у детей с алалией связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены.

Среди синтаксических нарушений на уровне предложения наиболее показательны следующие. Сложные типы предложений встречаются редко в речи детей с экспрессивной алалией. Дети с алалией часто ставят сказуемое в конец предложения («шарик несет»); пропускают главные члены предложений, преимущественно сказуемых («дедушка газету – дедушка читает газету»);  пропускают союзы и предлоги, неверно их употребляют и др. Дети с более высоким уровнем речевого развития преимущественно используют сочинительную и некоторые формы подчинительной связи – согласование и управление, тогда как примыкание используется крайне редко.

На морфологическом уровне для детей характерно: несогласование в роде и числе («красный юбка», «дети одевается»); неверное употребление окончаний множественного числа («глаз — глазы») и др. Много ошибок допускается в глагольных формах. Вместо формы определенного лица и числа употребляется неопределенная форма («мальчики кидать (кидают)»); смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам; часто пропускается возвратная частица – ся («катается — катает»); не учитываются изменения, происходящие в слове при спряжении («он шёл  и она шёла (шла)») и др.

Итак, при алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Характерны нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структуры слов, нарушений употребления различных грамматических форм. Анализ высказываний детей с алалией позволяет выделить ряд специфических ошибок: элизии (пропуски звуков и слогов); контаминация (смешение элементов двух и более слов: белток – белок, желток); персеверация (татуетка – табуретка).

Читайте также:  Методика физического воспитания и развития ребенка козлова

Наличие выраженного аграмматизма в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей с алалией является  малопонятной для окружающих. Для детей с алалией характерна низкая речевая активность.

При алалии сохраняются мелодика, звукоподражание, псевдослова (т.е. слова «изобретаемые» детьми) и другие невербальные средства звуковой коммуникации: крик, смех, писк и т.п. Овладение письменной речью детям с алалией дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.

Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

Особенности познавательной деятельности детей с моторной алалией более индивидуальные, чем их речевые расстройства. У детей наблюдается недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. Для детей с алалией характерны нарушения зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной) видов памяти, особенно это касается произвольной памяти. У детей с алалией наблюдаются расстройства произвольного внимания, отвлекаемость. По характеристикам эмоционально-волевой сферы и личности дети с алалией являются разнородными: для одних характерна сохранность эмоционально-волевой сферы; для других – повышенная возбудимость, гиперактивность, стремление к контактам, отсутствие переживания своего языкового расстройства; а для третьих типична повышенная тормозимость.

Источник

Если ребенку  по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.

Многие родители имеют ошибочное мнение о том, что заниматься с логопедом можно не раньше, чем ребенку исполнится 4-5 лет.

На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.

Почему нужно начинать занятия как можно раньше?

Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.

Почему ребенок может не говорить в 2 года — 13 причин

Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.

Связью речи и функций мозга занимался известный русский физиолог И.П. Павлов: «Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению. Каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности».

Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.

Классик российской психологии Л.С.Выготский показал, что «…первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а потом переходит во внутренний план, становясь внутренней речью».

Исследования современных психологов доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей функции отличается такими особенностями:

  • Действия таких детей импульсивны.
  • Они не замечают своих ошибок.
  • Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
  • Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
  • Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.

Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.

Как логопед организует процесс обучения?

Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.

Если в работе участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек.

Все задания предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.

Эти приемы направлены:

  • На развитие памяти и внимания;
  • На развитие мелкой и крупной моторики;
  • На развитие мышления;
  • На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.

Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.

Очень важно установить тесный эмоциональный контакт с малышом, чтобы он доверял преподавателю, не замыкался. Для этого надо поощрять любые, самые крохотные достижения ребенка.

Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».

Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж).

Логопеду не рекомендуется повторять слова, искажаемые детьми (пить – пи, мишка – ми, собака – бака), так как взрослые должны подавать пример точной и правильной речи.

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь логопеду приходится приложить все свое мастерство, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.
Этапы формирования речи ребенка, у которого моторная алалияЧто делать родителям, если есть подозрения на моторную алалию у ребенка?

Этапы формирования устной речи

Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Основные этапы коррекции моторной алалии:

  1. Однословное предложение.
  2. Первые формы слов.
  3. Двухсоставное предложение.
  4. Предложение из нескольких слов.
  5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.
Читайте также:  Ребенку для полного и гармоничного развития его личности

Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.

Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.

Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

Первый этап – однословное предложение

Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.

Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.

Детям показывают и называют:

  • Их игрушки.
  • Части тела.
  • Предметы обихода.
  • Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
  • Действия, которые выполняют он и его близкие.

Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.

Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.

Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.

Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.

Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).

У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).

К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.

Второй этап – первые формы слов

На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.

Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).

Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).

К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.

Третий этап – построение двусоставного предложения

Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.

Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:

  • Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
  • Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
  • Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
  • Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
  • Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
  • Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).

Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.

Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.

К окончанию этого этапа дети умеют согласовывать в простом предложении подлежащее и сказуемое, усваивают слоговой рисунок двухсложных и трехсложных слов, понимают содержание коротких сказок и рассказов.

Четвертый этап – предложения из нескольких слов

На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.

Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Детям предлагаются такие задания:

  • Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
  • Изменение слов по родам и числам.
  • Обучение умению составлять вопрос.
  • Заучивание двустиший.
  • Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.

К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.

Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение

На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.

После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:

  • «Что сначала, что потом».
  • «Угадай, где ошибся».
  • «Сам не знаю, что буду делать».
  • «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
  • «А что ты хочешь?».
  • «Что тебе сказали по телефону».

К окончанию этого этапа речь детей становится грамматически правильной, хотя в ней допустимы некоторые неточности.

Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.

Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.

Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.

Поделитесь с друзьями:

Источник