Этапы развития самостоятельности ребенка

Этапы развития самостоятельности ребенка thumbnail

фото: https://bestwom.ru/dela-domashnie/beremennost-i-deti/5-fraz-kotorye-nelzya-govorit-detyam

Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.

На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится — все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.

Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам? Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.

Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;

2) навыки самообслуживания;

3) умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;

4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;

5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);

6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;

7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий). Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.

Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:

1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;

2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;

3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;

4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;

5) закреплять навыки самостоятельных действий.

Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности.

1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.

2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подросткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.

Читайте также:  У ребенка аномалия развития шейного отдела позвоночника

Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.

3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.

Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.

Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.

Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.

В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:

1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;

2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;

3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.

Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

Читайте также:  Значение конструирования в развитии ребенка

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) научить играть наедине с собой;

8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

9) в меру опекать ребенка;

10) научить общаться и знакомиться с другими;

11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;

12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

19) проводить сексуальное воспитание;

20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;

21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Читайте так же на нашем сайте: «Как проявляется самостоятельность?», «Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?» , «Как научить ребенка самостоятельной игре?»

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник

Воспитание самостоятельности у детей – задача первостепенной важности для родителей и достаточно длительный по времени процесс. Рассмотрим три основных этапа формирования самостоятельности у детей.
Формирование физической и бытовой самостоятельности
Чаще всего этот период приходится на кризис трех лет. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, а родителям все чаще приходится слышать: «Я сам». Малыш сам начинает есть, пользоваться горшком, мыть руки, обуваться, застегивать пуговицы и помогать по дому.

Именно этот период самостоятельности ребенка доставляет массу проблем родителям, но нужно запастись терпением и еще раз терпением. Дайте возможность ребенку потренироваться. Ведь самостоятельность, особенно в бытовом плане, есть не что иное, как отработка определенных действий.

Формирование учебной самостоятельности
В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня.

Что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.

Часто родители жалуются, что детям бывает трудно вовремя сесть за уроки, или бывает, что выполнение домашнего задание растягивается на много часов. Причина ясна – неумение организовать свое время и отсутствие интереса.
Для стимулирования учебной самостоятельности должен присутствовать побудительный мотив, но не материальный, а, например, познавательный. Также очень важно научить детей получать удовлетворение от выполненного дела.
Конечно, быстро приучить ребенка самостоятельно решать школьные проблемы невозможно, это требует времени и, опять же, родительского терпения и выдержки.

Выполнение заданий можно начинать с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. Первое время родители должны поддерживать ребенка в его действиях, объяснять, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.

Читайте также:  Развитие речи у здорового ребенка

Формирование личностной самостоятельности
Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта: «ты футболку наденешь белую или голубую?», «мы пойдем гулять в парк или на площадку?»

Тренируя таким образом, личностную самостоятельность, к 11-12 годам ребенок сможет уже достаточно осознанно принимать самостоятельные решения по любым жизненным ситуациям. На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?» Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.

Часто родители сами не готовы к самостоятельности детей, поэтому не дают им возможности эту самостоятельность проявить. Более того, они изо всех сил пытаются оградить дитя ото всех жизненных проблем. При таком воспитании «под колпаком» вырастают абсолютно инфантильные люди, которых и во взрослой жизни нужно вести за руку.

Воспитание самостоятельности – процесс не одного дня, но если до достижения юношеского возраста взрослым не удалось у ребенка эту черту характера сформировать, можно считать, что время упущено. Так что не опоздайте!

https://deti.mail.ru/news/3-etapa-razvitiya-samostoyatelnosti-u-rebenka/

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда ребенок начинает ходить, а затем и говорить, родители видят, как он с каждым днем старается больше узнать об окружающем мире и часто хочет сделать это сам. Конечно, родителям радостно смотреть, как растет их малыш.

Хочется во многом ему помочь, но при этом вырастить его самостоятельным. Как найти эту грань между опекой, родительской помощью и необходимой свободой? Как должно проходить развитие самостоятельности у детей, поговорим в этой статье.

Что такое самостоятельность?

Пред тем как говорить о воспитании самостоятельности и о том, с какого возраста лучше начать,  стоит определиться, что означает слово «самостоятельность». Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько ребенку лет.

Самостоятельность — это когда человек сам, без чьей либо помощи способен управлять и распоряжаться собственной жизнью, умеет сам принять решение и сам отвечает за последствия.

Однако такое определение нельзя применить к маленькому ребенку  2-3-х лет или дошкольнику, хотя у детей этого возраста уже есть определенный навык самостоятельности.

В случае с маленькими детьми самостоятельностью считается то, что ребенок может  не на долго сам себя занять. Может делать какие-то простые и привычные действие или задания, не нуждаясь, при этом, в помощи родителей. 

Кроме того, дети дошкольного возраста учатся действовать в новых ситуациях, исходя из предыдущего опыта. Могут оценить результаты деятельности и учатся самоконтролю.

Чаще всего взрослые задумываются о самостоятельности детей, когда те идут в школу. Однако начать развивать самостоятельность стоит намного раньше.

Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие довольно рано. Первые признаки самостоятельности появляются в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года. Многие, наверное слышали о кризисе 3-х летнего возраста, в это время дети все чаще заявляют:«Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно.

Уже ближе к 6-7 можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве, а не как об эпизодической характеристике поведения ребенка.

Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам.

Подростки понимают, что нужно отвечать за свои поступки. Как правило, осознают, что нельзя выходить за рамки законов и общественных норм.

Рассмотрим основные периоды развития самостоятельности.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

  • Помните, что не нужно делать за сына или дочь то, что они смогут выполнить сами. Если ребенок уже умеет убирать за собой игрушки или одеваться без вашей помощи, нужно позволить сделать это самостоятельно. Естественно, если это сделают взрослые, то все будет быстрее и лучше, но это помешает развитию самостоятельности.
  • Помогайте ребенку лишь в тех случаях, когда он сам попросит о помощи.
  • Если ребенок что-то делает и не просит вас помочь ему, не нужно вмешиваться, даже если вы знаете, как это сделать лучше или быстрее. Позвольте ребенку самому решить эту задачу, самостоятельно узнать какие-то вещи, сделать свои открытия. Конечно, это не относится к случаям, когда ребенку может угрожать опасность.
  • Поощряйте стремление быть самостоятельным. Дети в 3 года часто заявляют: «Я сам!». Не препятствуйте этому (конечно, в пределах разумного). Всячески стимулируйте попытки действовать самостоятельно. Часто, если ребенок хочет помочь, но делает это неумело, взрослые говорят так: «Не мешайся!», «Отойди», «Ты пока маленький, не сможешь справиться» и т.д. У ребенка должна быть возможность попробовать свои силы. Если сын или дочь хочет помыть пол или постирать свой платочек, пусть сделают это. Конечно, получится далеко не безупречно и вам придется потом все переделывать, но сейчас конечный результат не имеет значения.
  • Поддержите ребенка и похвалите то, как он это сделал — ведь дети нуждаются в вашей поддержке. Главное не ругать малыша за его ошибки, иначе вы отобьёте охоту делать это в будущем. Это, кстати, ответ на вопрос родителей: «Почему мой сын или дочь не помогают по дому?». Подумайте, что вы обычно делаете или делали, когда ребенок стремился вам помочь? Помогали или запрещали и критиковали за ошибки. Ведь в первое время для ребенка будет сложной та работа или те действия, с которыми взрослые могут легко справиться.
  • Когда ребенок пытается помочь или сделать что-то сам, он, возможно что-то разольет или рассыпет, а может быть испортит. Помните, что дети делают это не специально, а просто потому, что для них это тяжело или просто не хватает опыта и практики. Спокойно и деликатно объясните ошибки и подбодрите малыша.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • В этот период можно разрешать детям самим выбирать то, что можно сегодня надеть. Но стоит помогать с выбором. Объясните ребенку, например, что сейчас весна, еще прохладно и летние майки или шорты не стоит одевать, зато из весенних вещей ребенок может выбирать то, что ему нравится. Покупая вещи в магазине, учитывайте выбор ребенка.
  • До ребенка нужно донести мысль, что в для всех семье есть необходимые правила, которым он тоже должен следовать.  Для этого закрепляйте за ребенком постоянные поручения, соответствующие его развитию. Естественно, что возможности детей дошкольного возраста еще невелики, тем не менее они есть. Даже самые маленькие дети 2-3-х лет, а тем более дошкольники, могут убрать, скажем, свои игрушки. Ребенок 5 — 7 лет может поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол или ухаживать за домашними питомцами и др.
  • Не ограждайте ребенка от всего на свете: позвольте ему, в разумных пределах, самому понять, что некоторые действия или бездействия могут иметь отрицательные последствия.
  • Ребенок в этот период должен постепенно учиться самостоятельно занимать себя какое-то время, не привлекая к этим занятиям маму или папу. Например, рисовать, собирать конструктор.
  • Гиперопека, ограничение активности ребенка и то, что родители не верят в его возможности — вот, пожалуй главные причины несамостоятельности ребенка в дальнейшем.

Помните об этом, доверяйте своему ребенку, помогайте ему делать новые открытия, пусть он знает, что вы верите в его способности.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться информацией с друзьями, нажав кнопки соцсетей.

Я желаю Вам хорошего дня

Источник