Индивидуальное развитие речи у ребенка

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 3 лет лечение

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник

Онтогенез развития речи

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Выделяют 4 этапа становления речи:

  • 1-й — подготовительный — до 1 года;
  • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • 3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
  • 4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

  • Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
  • В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Словарь:

  • к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
  • к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)

Звукопроизношение:

  • Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  
  • согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]
  •  к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].
  • Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Связная речь:

  • Связная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
  • К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
  • Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка»,        «Колобок»).
  •  Он слушает чтение стихов   и договаривает   отдельные слова в них, может     рассказать простые          четверостишья.

Грамматический строй: Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Читайте также:  Влияние наследственности на развитие и поведение ребенка

Словарный запас: 

3-4 года

  • 1000-2000 слов
  • Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.
  • Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т. д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

4-5 лет

  • до 2500 – 3000 слов.
  • Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты).
  • Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.
  • Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.
  • Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

5-6 лет

  • В словаре ребенка шестого года жизни от двух с половиной до 3000 слов,
  • представлены все части речи.

6-7 лет

  • более 4000 слов,
  • представлены все части речи, включая причастия и деепричастия.
  • При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки. (Я РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).

Звукопроизношение:

3-4 года – свистящие (С, З, Ц)

4-5 лет – шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч)

5-6 лет  — сонорные (Л, Р)

Фонетико-фонематическая сторона речи

3-4 года

  • Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

4-5 лет

  • Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

5-6 лет

  • В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

6-7 лет

  • К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок     правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Грамматический строй:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

  • • Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
  • • Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
  • • Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
  • • Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

  • • Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
  • • Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
  • • Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал — съехал;
  • • Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
  • • Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
  • • Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
  • • Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств 

     КГКП Детский сад «Алтын Бесік»

“ Онтогенез

 развития речи”

Логопед: Бредихина С.В.

Источник