Этапы развития ребенка в процессе онтогенеза по гвоздеву

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Читайте также:  Роль педагога в речевом развитии ребенка

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

PZ£Êü!íý&å9.ó¨Ä(­q“nÎëŠÝÔ(o¢šJ
pg•HÃÞµ_òÛÅ#ŸEæÓ{ֈS†äÄßIûÇէ̄.ª,3$Àa¶!È{¤2Î]¯|Q!†iÎÛgnbmöMé¨ä
wºýz­Ëåº{‚¸HÚÿ=ñ¬
ï!¶‰3’ó’vìÑÁÀCQ+³;ó!´¹R{5ï
’~+ê’s
эÏßϊ͕fžÚ45É@¥±.oT™ÂBDË`~eŒÂ8)ÓIîBފŽÙù”#½xžÀ®Ú¦O§ÌÕeóüº•^´mÆ
”v«ÉΔ¹¤¹1·¬kÈòK:äxK¸¶J´+dDŽ$ŸÍi™
år¶5ÜΡ–¬5/ª_%.QfK™|4ÊsÊ Qžj^È3úa@üԒ6¸è‡ªÄ u«Aš—ó+Õ
8ùc„KDC-”ŸØœFñ$M)ÅmÄQšÏ!§ÖÓä!’ø½|È¥€ÊíÂv×~@ì
‘Æá}½„Éëzp`ßyD´Óc¯4½º#²)mÔÊXkáø¥|Ê)æ‘t¢¾fy1Ónršòڇ3âDÐÕþšGץϩ‰4áRÏÐõ
W•×?0δÿHÀƒ²·“ö(7iGqÐx…(÷è¨FÑÃQŒŠÈ_Ì ùw_߄´½ÿG6v=¿×ë–ߊp֛Úöîç,¾ž1
´I¨~c”  [~‘ªê·ÇvIèÁ#w=/_”Ÿò!ÜR¯&¥®sOP‡Å†‡PZ²Ïrwü·Båzhˆ0^œ3ãXF3fÜÝ,å7pºàÛ]‰¤[ý5¢“JáÂ*éˆJŒ»µ]$í#[LÒÑáú~w-ÚHÈ=oa ܁ã^î°óµH9q*PÄ#”-R‹W„Ù€„ýs,leö޹_z.€œä쁁ax¼>7QéF–«¹¶¤GÄPJýr-‘òó¦”= !ð>Œó}Ì&s8~(Qc—¯VJ ‘sI(¢Ã[ÜЈÙpUhÎXzå%¡vùÀ—•G›Ô&Rî‘mo•œ¬2’H²ØÍðpOµ)’¶ _{hÛA©¼øy”šù,¿¶ãzåIeUÙ¶°oþ&JÚT#³ŸæÑĤ0TžÎ s‚£¼YïWÒåºåi
%©M¯Ôðqg»ç•?ì;¸ýëðRb:-¯
í>Ëõ(ŸØLŽFßq됸ÍWe™’¨Ö¢@³[. BjÞI’ýKPÝqVµ†×¦G>ҝ7ĆÃ~’GòÏ@S=~ ~-Ã^}‰ý¡ž†ô°ZŠçÈN
N^ܧ¬s-|zïÃޣнWÔå e
y`ÑnñËCó„YOۈíù¿6š‹{Ñ×rì’íªi—¥¸ym`ˆ›”¯ùImӈ[ëO‹Ö
ÒW9ÿmCu¿×qùxò™7ß¶Zw†Ê-4«i%:sàíº½…F¼uWýÓuÝq&¿ËIX÷6[ž»·7?RŒ=Ç¢Çøi^µî’S´ÿ{î2TÀ-uíêÎ͓ÎáÑ)ò4þ»†5 ‡ì²-¥½ˆÙûÄçnfQÆ?¼ù:(ÖÍÀkù–.

kéi»°Üsõ1Sž^(^’åžØUòÖF7Ín-i,­Ï“fBÕr¶4ÿLû]Ý|¡Ñ dm¢×»±ÐÍñfˆlà4êÙ0¿iåG.z|“,»iáu*ROÍâ&Uó– ÔȆth¾¦fË©ù4!Û1å–ÊÁü›l™I¡“)‹M_tµÔ1ÈÖEEÃd5R Þ¤‚1Yƒ]ºÃ^®°[,ÖCï҇¼l¬EޟÞ&þ=ÑoK=ã^x*µbµ=“e‘ã扑ÐÛzMÁòϟ
ÓlÅà˜à>„»Ýg>‰^⹄BºÊ€tt¹“Ì~ª’yÌò„©EÓ3¸¡Ì>‰;ä“ô³…áŒÌ»ùju–2«ð—²mîµ[‰Va™E±‹êÓà«ù2MD¥~¯xLÔ b‹’zÏZ7hÎ[ŸJg1ûõa¦¾Y«ùw³´ôêù¦²âL®RÐ~¶õœ•Vã¥h73?¬Â(b‘ä圲¥èû´¦Á匞¹f圈ŒÔ”p¿èùCï’sm•‡ñҁ)[ÖþÀÒËãI̝¤ÉMön£sg¾HæAÙr6/&UIXwژ’¨
ù€Ñá÷B1-B¼x•0â{‰µhbQŠßøEëÙŽ—svÍ~n]?G9Kªz›T½ª·~ô˒gK‡zisƒ§O5¬öIá5Rׯ²Öîr‚ËöohŽœf/$xm‚|ÖR}•דs~U[ª?AwKª» ܶ6ݜT~â8s¸àPí¹oc!Ö½LÏõhÀC¿²Ôg;«½$êÁiê˜a¶ðªøf£R%úJÙÍK픘n‚Ý ¸$®hiàªxµHš_öV•Ÿ¾Íxk3ò#hp²ÓbPŠÁnéæt!w¢¥UÐ[%­r9
$ršyy“ÓÔ¶õ{ œÂ¾a”PmjlVo’½¥›8Åj¡¶?WœH_rÞ
ûÄ¢ýN¨¢ù‘ŸÃÝëpȍ³kÉd¬4銮ö,dâ©çµÓÓ°¨¼ÀΎ×=²Ä8ð.]¾Ô¥‰Ð!F=´NQÝ>»îë>øéŽÄ¨ÚV=_¹y-¥Vb½Óñ¸a‹¸*-›®êRg4ô@‘5Ãäîì[un»¹½SŠí®V,»y*}½›Ö}!=Û5«àQJŠ¡WwØãîäÇ)È&څhðÞwq Á “¨qà|†ääo÷3;ïÚ DÌáÃØ»U¦Ü¬èü›½Êà㔶”Ç@mBÝᅇúñÜ©vÂQ²@õ8ò.ƒë!.Mê}ŽéE’;oŸªâ=…}$IêŒ.óß9w8´q;IÔPÈɁdƒiNÊøL
…/¨Ï–v°¼ÏSÜàKï4VP·(†ãE4~ùçíéb’w9¶À¸Ï%!±×Ö4•͝Ú7#V!6ÇITuÕÜ®¼—Ò3+»]Exëà¡Z’…€Áà²ùƒHâ×TuS¹´SyDÝúòí)½ê*lq%ßRrܜ³érü y#»Ç`™$©…ḛ¬ãÛ+GéýŽMƒÅ¸ÏºFÞãùLê3j/XÀÇÞ¦çr”ê”nµ—•æÌNBƒ‰ã8ìç,€Wè$Š$l裞Føã† ҌHß
žËYiˆ»j}êàÿ*lõ:£ê±fTïrZÎBV­ãg‹¯9e;ï¾ÝȝüQ6d õùLÕ2MÜl€Þùõ[ÂÀ±èž#?Œêp»j® /p9Šl¶RŒ´4ì¤6tì¨ì )R)%[éÎ^€ïiXç@û‰ÁŒñ äïÚì!!#=Vˆ’U=·qS?.ÅtÏýÜ{PãÒªˆ ·¼ÖcÝñ&R“°QFµ»j£„ä?š@}Nú»®&a)–oøiÚÌ3&´æo[ĬL¥YB ‰ŸûñÔL½Aç͒ŽfçeY=Êø‘@“i‰Á‹ZÄéˆaÉ|$Yò70ÈR=÷»•™O$C6#¦«É€}(v¾µ4ó7ÂV•b5–Q‡ö#šÄ]–$>)äÁ²˜i¯0-âf( û¬ÛDfç%n^áxV·ò_JìÈ)±ß(±ß(1ÍN£È|£´¤|£ùà’Hm+A±%DSԘ³± ïˌ‡RHO¶f¼ôYÒÜúKCB„¦ÃÚÑÉNæú‚{¹¤¾¶Ò$¯¤2X6ɝ–-ôTÒW§DE¶D‘¹u–Ú&ô-˜½ûÑ*w υ)
G‡] ŽÅ†Ö Lžjtl– ;ÚL ·lw¬T0S‚>lwֆŠ>;ªà
{GKºU`k³,—2¨ ÛêซÐPÂaMÝFV^~ú
:3ÿ29€(lGF†¾Æ¤,”2ÉÏèl£„í¥ÐƒÒߥ4èñAüÈN*ƒ-§
-K/ ?Ŭޓ¦³&o»õšÐëxn7 ¾;oïà ÒÜz=žàiJ¥t’×F–¨3«ðÔQ^ù‰õ Λaèê a­w.!¸CéÜý½u59A¾ë‘¡ç‚y÷ÆÀdJ®c˜P jäú´Øïþý¡,Nbà2º¨÷)ùFþS€wu·M±ÃÊ«”qÂH&‚hϐÝ
ՀZÒ&{ß^ž.”Ú¼§ƒH4-YbFQ$ªˆiéF¢P:ެA_s½åO®…7y?Ðê%¸ùjR jD&Œ.%É«|Ã:KhN|­‘£³çroŽˆIÒ¦Ä6w‹(N¬ñ¡ÄŖ™ßrÀ,=áÒì$] æ•45n…y=M3¼ÒÖÅÍ0¯§Y JTRó÷Á¼^N­„=m+µå¡^ÐքziÚh¼Ì³3¡ƒ¸×ÌL黔}Ö7ã~æp…œ¤m«»~?“¶¡a꛴ܲГßùç‹á£l½³/POPÖ¢™¯‘¨¡è”meÍ.ØùiRG@&
3Tcv]…‹ÂËl¤ôõZÍYÆBûc‰Z£ F•¢–Á窠¼‡‘ Ð_Á)@20À6F4i„Ã’.z館R?‚Ő£[fʧ˜·9å´r“W׿€Q§ä¯xyŠ÷J>äF`*-KtOòeP®9>wp–þ¡@7
Ïcq‹˜ó–„õ=‚EJä^mÚûüÿo_’²›0″Û=ú’­EØaA
´‰¾Þ±ˆÀÖì
¤Ï—ð ͧW!镔MÉ·Ày®á辋¹ÜõžM¨GØìŽ~.²ÐÕöXÂê”7а &̯s× Ý²ý‚vãØNprlvö8º
¬Î:±hÕ öJ5 –ÞC˜‘™TL½ÄI!ŒÍ°êÒá‘ØáÚº•ÞJ‡c5‹utbØå3:Ë’-•^…£[ñ¼>¹ü®ÑÝïãç^#Ä%ϓ|ô·YQóD@¯ïZªnbG@¼¦£|ôÿRJV^by—¿)¾›JD&ãze4Öïˆ*ß7»ÁÇýœñ^b¡(FÓѼuà4Åϋèq£–ÝH&rõDÕožw³ÿ¸`_I*äS¸é*]äÆiÎ%èËP:è»iWh¡‘±š´pQvXDuÑÖBÃUøú±ã»ß6ø½¹[DäEªÚ øò/ïÁUÒõmc²šš—#åg½Ô#0³q3ðY²¡~Q3iœ[$à- ÙÕ3ù€¶ôôTj 9¢¥- [JÄÙ:ɱ
ö#±r­sТLä%Z†ÒwóõnH¾—’Ü»d…yc½“9
’‹ëÖWoÌ6S…èq“xÜh¹¨oS¹1›€‰Š{„Ú–öœ&(»x:Á •å`Dmäµ§ÞÀâò/3P•@ºÓÚsL‹í–›Çæ2íÖ%$vÒ©4@ò¹¦;ÈÓ¥&™[°½}!§ç£>»œÞµõ8gs—˜ÌÕsã-i2ðtOÄÐQ6héÝ^²,(ÜçôîՄÀÏ´®½ûù,µ m[ç®Aþ5‡N{¤ÿ:­ÑÀ{Ö7I°„¹×KȋW³ Ýy›ˆŒ†2›=ž2àŠâçÂÈoÕF /ž¥Ñ $®)[WG,éù9B|Zxž½¾¡

ñ_KQò©>Ï$ñêN»¼Þ )hçêÔòV›¦èzŠàò¤qG´žB‰w„SžF’шCI
Ô7œº2¯ÌçÝ^ä•ëv0IÏ3nXsRʧÿ5Í­4Úx¹ Ev˜Î¡“ Lšt¶!ºæÄa99’`Ⱥ†
‡ö’

©¦Pà0/bP
–ÐŽ—Q!Ü;=Äʘ½~ƒ@MÈ©®™5xIg{f·˜þCÃK¡’ß´]c’–âÒÀ:•˜€—IC­š$¯RŽÈæX:Ý¡ =ȱ©y·ãÁⶋiŠb•»ê0¾ôÙ ý>¬š+UžS½¥¿ÇI)Ë’_€ÞI*EÁŠÉKö¶É=s1ÿčÜ{V…x¬íoQ»Û›úDpÖzÖÐ^îU H빨ø(½8øY–ôR©z¼Æ®‡î„ËHÚËWà2žœPDe¤Íæ{PÏMbÄd¤he0Ov‡ˆŒ»SÃ#2ždÄcÜ ´Çx’RŒÍ†^Îa1jµ‡V)@ÔQFˆQHÈÏÂ~ÄH&èvrïM šEڅV‹Ÿuü2!O9Ë&(%ÌÅë÷Ÿš@wœjýöÑ h_és‡„ó 5(Ó!Áª%”˜`»lET›É»ñrÊ-bŸ4$Š«p]²–V²zï·
–W¢=¢Ý°JÞl¼ØwŸ Å¥å­%!íõ‘ãB±‘Á®kë:iExQRiU9f¯[d#©Ê•n•öç×S>j¤œÒyåɇoÕ»iñ;8XçÙÀÓªŽbʕÙñÀY¬´àR#&+ÆFÙVðU³þvÝn‚0 ©·Z3–0R’Ë*
$›ìì¼kÐ4”ŽÝ¹¸Q·ÒC3:Ýy’›`jA-Ê&ÉûPj©KD a5šÝ ©q¯2H;€Èh·Õ/êC B}YûhEçÈ4XGL+ºùÀk™¼fÜ[ˆ†¹%Ý´›AÞNm-©ìH¯ÉžÎŠÛ¿dhæx­‹^g ]—tóZ×7sˆüE:qãL©0oE+Mބ¨4õõ„: ”õEf}×Äéك+éSÐòH5¶”ÍUŠ9¼:mú¼s|;ßï‚-O©«?ä†w#B¾±áià´ýŽ[zrTXñd|7åÖ§7b¥Û`¦q¯î6ъò’’Î.
ᐎpUtöÍOđ`³z¤ÊµÄN{J®8ƒ©qL[²E¬B2—O®²°G$8žs}ëg’4@×>i-x.§ëÚý»è©Ëˆ:Ânc¿ÁæbßeÐ_‰^ç.ê&u?´»JžZîJãî霒U1Þ®à#©Øm䀔»ƒ6+ŸªÜœÁÉ9@L¿@IHi³{;®¯býIB%*%EVˆÙ¼ÊÇÃ?*!ª{3Z:DA*­¸~®·Ï‡Ke“…´:;‡Äk;›»ÄP˜m˯¹@`’u¬³é¯õeŒ7¬h0êø3æù@Ì
Yg“;2pÞI¦åŒÞR¡šDXÎkœ&S†G¼ŠäJ ‘ÛQxÓðŠ}•AiZÝeP€†EuÜX™°Sáðo‘z¨õÁʆì]ŠÜÍ¥Ò«å(Ν™ûÏgøˆ2ªœ#ƒr}ÅáU¥ÀRÔcZ~f½Í½>hnöhI이6Ë­¦A‚Ö#UîFTUîPjÜRˆ.ʺY¬iK-bQÛºÉRæK}ĉü¸(‡/…ÀÔ7RQ|j²Å—m–ja³-5Åܧb|þÔ _MàRx¿4R¯[¹åKK™|Ù¨(OfˆJÅòùSs±|µdK
3CTŒK·m°T9sŸ‰…óù3Ká|Å»K-4ó©±
¾4—Ï—MŠziæC
|i.¢¯Ú,EÕܗb)}jU”Ò—ŠÒk– €©£LÀ=°H„â1ú‚y‹àwŽ7ˆªí9ïåªEÜË$ é1ÝÔ9âÓe£WÏÓF’;ÈÏ针-f1P5‰b`鿏î&µ˜{Iûhõ•˜(‰1Q·‰b‚í*5áûŠ‚$õ•åÈjqQŽÌ]áÃ5ƒÄ&¹«Ìd›ï¸¹«YÐTm’ á†•›°ÃJ¢(õ•%QÍpQqÃÊMØaåxIb¾íó(ªØ~R¾Ÿ(ÌR?³,«7A”e_¹ ÛW²bð’Úë&I°p]å&lW‡¡ñ3øŒ
endstream
endobj
21 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 841.92 595.32] /Contents 22 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
22 0 obj
>
stream
xœµ[ˋô6¿7ôÿàc60úô~À`螙^$0CÈ)${څìÿØÒ˒m•ìY»I˜™Ï.Y?•ê]Òß×·Ž3()ˆÔƒáÄʁBµþûçõòë÷î—áÛÏÃë뷟Þ~xè8÷÷·áïùX[­‡Þ?¯—o18âôðù×õÂ
ÿ±;K˜”2Dñáóß×þåüózùí•rÍG5ý¢TŒ/Ã772럛ðZÝâ;¦ý39Jÿˎ/ª»yÀPÿÛmü}øüñzù L¿/_Z¯@(A¶‚ï†Ì&ƒÿ‡ŸÛ”1ÄN,ה¹ÁsVx^¶õà]LW°º-¦GnÃ?
‹¿ËßÇáIÞF)_ƒKk¨ê“+J;2kc[5SDÈ֬؞Ö[ÅÓV…aBû+­=·©~x}¿ýÚÀ^sNèâ½rþ:Óü~‚nÌß2îâ£ý{3Ín™G:#àÔS‡­XR8Âl&1ŽX¾ áÕFu?$ÒMáÄð%9áõ7Œs+>s¢Ë7@ö刔”pÑâIÌ4¡D,€(¥µÄ“(V¶eñÖ#ë¯Ä“¸i% ÙzÉR-,ؗLÁ@Z|Ã
ø°ì~cI’áMQÁJ|Ñ÷YBQ‚$å½ß³I°M ‰&,eN“å£÷¼ÿ½ïä-îÑäìÑdö÷h²»; Ð oH>“Àyƒ¸QÍö@Ôrƒž
Ø:!ÀZÙnÊLðГŸQïÅk«Ô› ļ+é º¯½ÈÞÙ.„Qí5¬9Ù҉)
Kk*Xòç¿}§ÿÿ9¼´0 X ©é˜µJaWˆN«ƒ’Ÿµ’îÄ[ސ Ò´68ҮȢ»ÆâRq&À»ñ1¾È‰U!¦Ò¯MÉ?¬—îíX
µ!¢Ò.DwFAH-K´Wo14 ¨¬D‚O€+¼‡£ÄÉæÌ£Qø’3þ÷˜(`m&zXÖ38©$ˆ¬lÆÙ.r

Источник

ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.

Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.

В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.

После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от рождения до года

С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.

С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.

В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.

После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)

Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба — яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко — курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.

Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения — «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» — «мама, дай».

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

  1. год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
  2. года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места — предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. — 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).

2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха

В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

Читайте также:  Развитие идей защиты прав ребенка

В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то — д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

Характеристика словарного запаса  

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Характеристика грамматического строя. 

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

Характеристика связной речи.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Источник