Роль семьи в речевом развитии ребенка раннего возраста

Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

  Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба-  бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

  В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

  Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

  Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

  Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

  Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

  И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

  Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

  Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Источник

             Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба — бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

Читайте также:  Как правильно заполнить карту развития ребенка

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Источник

Арышева Людмила
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста»

«Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста«

Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Речь ребенка формируется на примере речи взрослых.

Таким образом, взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний. В раннем возрастевзрослый обеспечивает решение трех взаимосвязанных психологических задач:

развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;

• увеличение активного и пассивного словарного запаса;

• формирования умения пользоваться речью в общении.

Также большую роль в развитии речи данного возраста играют выполнение артикуляционных, дыхательных упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики.

Приведём примеры игр и упражнений каждой группы, не требующих специальной подготовки, которые можно выполнять в семье с ребёнком. Помните! Всё должно проводиться в игровой форме. Игра — основная деятельность детей.

Игры на развитие способности к речевому подражанию

1. «Самолётики»

Способ выполнения: предложите ребёнку полетать. Но сначала он должен превратиться в быстрый самолётик и послушать стихотворение про него и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Полетели в небе самолеты,загудели: У-У-У!

2. «Покормим птенчиков»

Я — мама-птица, а ты -птенчик. Птенчик веселый,он пищит: «Пи-пи-пи», — и машет крылышками (ребенок повторяет движения за родителем и произносит звукосочетание) .

• Полетела мама-птица за вкусными крошками, а птенчик весело летает и пищит. (ребенок произносит: «Пи-пи-пи».)

• Прилетела мама и начала кормить своего птенчика (ребенок приседает, поднимает голову вверх, птенчик широко раскрывает клювик, ему хочется вкусных крошек (родитель имитирует, что кормит птенчика, добиваясь, чтобы ребенок пошире раскрывал рот). Мама покормила и улетела, а птенчик опять летает и пищит. Игра повторяется 2-3 раза.

Игры на развитие артикуляционной моторики

1. «Поиграем на дудочке»

Предложите ребенку «поиграть»на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней,затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!

Упражнение для щёк

• Надувание обеих щёк одновременно.

• Надувание щёк попеременно.

• Втягивание щёк в ротовую полость между зубами

Упражнения для губ

«Заборчик».Способ выполнения: улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении, подсчёт до 10.

«Хоботок».Способ выполнения: Губы «вытянуть» вперёд длинной «трубочкой». Дышать через носовые проходы. Удерживать в таком положении 10 секунд.

Упражнения для языка

«Лопаточка».Способ выполнения: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 секунд.

«Вкусное варенье».Способ выполнения: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать в глубь рта. Повторить10 раз.

«Часики».Способ выполнения: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик — так, тик — так). Проделать 10-15 раз.

Игры на развитие дыхания

1. «Согреем бабочку». Ребёнок сидит на стуле. Родитель (взрослый) показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Ребёнок дышит на ладошки.

2. «Воздушный шарик». Взрослый (родитель) обращает внимание ребенка на то, что у него в руках воздушный шарик. Посмотри, как я его буду надувать его (надувает воздушный шарик, а затем его сдувает). Далее предлагает ребенку повторить действия с шариком.

Игры на развитие мелкой моторики

1. «Сорока — ворона»

Ребенок сидит на стульчике, проговаривает слова – потешки и по очереди массирует пальчик правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживает ладошки.

Сорока – ворона кашу варила,

Сорока –ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала.

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому —

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила.

Важно также использовать в семье все виды деятельности, которые способствуют формированию и развитию речи ребенка: рассказывание сказок, стихов, чтение и обсуждение книг, музицирование и пение. Всё это помогает ему освоить правильное произношение звуков, расширяет словарный запас, стимулирует желание говорить, рассказывать, спрашивать.

Источник

   Консультация для родителей на тему:

Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста

  Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба-  бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

  В действительности же невмешательство в процесс формирова-

ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.

  Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Читайте также:  Средства развития мелкой моторики руки ребенка

  Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

  Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

  Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).

  Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).

  И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

  Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

  Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

 Голуб Елена Юрьевна

воспитатель, МБДОУ «ДС «Снежинка»

                                                               «Воспитание человека начинается

                                                                          с его рождения; он ещё не говорит,

                                                                   ещё не слушает, но уже учится.

                                                                    Опыт предшествует обучению»

Жан-Жак Руссо

Довольно часто мы с вами слышим фразу: «Всё начинается с семьи», и это действительно так, поскольку воспитание ребёнка начинается в раннем детстве, ещё до того момента как малыш поступил в детский сад. Многие навыки приобретаются в семье — это и манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и манера общения с близкими людьми, традиции семейного воспитания, совместные праздники и развлечения, культура общения, навыки правильной речи и другие. Речь малыша подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр.

Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни, однако важнейшим периодом его развития считается период дошкольного детства, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи. Зачастую, даже нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью, этому есть несколько причин. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонение в развитии зубов и многое другое. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы, но особое внимание следует обратить на слух, поскольку именно ему принадлежит важнейшая роль в овладении звуками. Слыша речь взрослого, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает сам произносить их, и даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость телевизора, компьютера, планшета), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.

Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но бытует мнение  о том, что звукопроизносительная сторона речи дошкольника, развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослого, позволяя ребёнку самостоятельно, постепенно, овладевать правильным произношением, однако в действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи очень часто влечёт за собой отставание в развитии. Закреплённые в детстве речевые недостатки тяжело преодолеваются в последующие годы, поэтому так важно, чтобы семья старалась воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни малыша. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой, будет формироваться его собственная. Родители должны знать и понимать какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается. Основной ошибкой взрослых является переделывание слов под детский язык, что влечёт за собой отставание в речевом развитии. Если взрослые не следят за своей речью, то до слуха ребёнка многие слова доходят искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «штанники» вместо «штаны», «кофочка» вместо «кофточка» и т.д.), что в дальнейшем будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Особенно чётко следует произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова («луноход», «бор», «горница» и др.), объясняя ребёнку их значение. Обращаясь непосредственно к малышу, вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Очень важно приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.     

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово, очень часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения. Читая ребёнку книги, родители нередко предлагают ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.      

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова. При проведении развивающих занятий с детьми важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот грузовик, а что у него есть?» — «Кабина, руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…» Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему разнообразные вопросы, например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Читайте также:  Развитие ребенка до года окружность головы

Названия свойств предметов, закрепляются в словесных играх. Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?», «Что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» или: «Что бывает широким?», «А что шире – ручеёк или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Гладким? Круглым? Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно. Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребёнок её заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребёнок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам, например: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.     

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные игрушки. Ребёнку четырёх-пяти лет можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придётся внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Постепенно можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — ёлочка — корзинка — грибок — ёжик). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай»

Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что ещё можно о нём рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом, например, из детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Некоторые истории вам придётся рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика.   

В процессе общения взрослым необходимо помогать ребёнку овладевать речью, в итоге к шести — семилетнему возрасту, ребёнок уже будет располагать большим словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционно принятых форм общения, — разговор, рассказ, игра, чтение художественной литературы и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.

Литература:

  1. Косинова Е. М. Уроки логопеда – М.: Эксмо, 2009. 193 с.
  2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
  3. Светлова И. Е. Домашний логопед – М.: Эксмо, 2007. 249 с.
  4. Стародубова Н. А. Теория и методика речи дошкольников М.: Академия, 2013. 256 с.
  5. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности – М.: Сфера, 2010. 176 с.

Источник