Этапы развития ребенка школьного возраста

Этапы развития ребенка школьного возраста thumbnail

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе
Что особенного происходит с ребенком
Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл — он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.
Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.
С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.
Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память — это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.
Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.
Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.
В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.
К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.
Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.
К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Читайте также:  Методики диагностики интеллектуального развития ребенка

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.
Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.
Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.
Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Читайте также:  Степаненко теория и методика физического развития ребенка

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник

Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.

Возрастные этапы развития детей

Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:

  • внутриутробныйэтапы развития ребенка (280 дней беременности);
  • младенческий (первый год жизни);
  • ранний (до трех лет);
  • дошкольный;
  • младший школьный (с первого по седьмой класс);
  • старший школьный.

Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.

Внутриутробное развитие

Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время этапы развития ребенкабеременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.

Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.

Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.

Младенчество

Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.

В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.этапы развития ребенка

Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!

С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.

К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.

Ранний этап

Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и этапы развития ребенканезависимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.

Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:

  • стройка за́мков из кубиков;
  • складывание простых пазлов;
  • попадание в мяч ножкой;
  • выполнение простых просьб взрослых;
  • складывание фраз из пяти слов;
  • рисование прямой вертикальной линии;
  • декламация четверостиший и потешек;
  • знание частей своего тела и их расположения;
  • пользование горшком и туалетом;
  • самостоятельное употребление пищи и жидкости;
  • разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
  • умение мыть и вытирать руки.

В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.

Читайте также:  Проблема периодизации развития ребенка

Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки этапы развития ребенкамалыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.

Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.

Дошкольный возраст

Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие этапы развития ребенкаиндивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.

Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!

Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.

Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, этапы развития ребенкавоображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.

Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).

Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:

  • понимание величины, длины, высоты;
  • знание геометрических фигур;
  • сравнение чисел;
  • сравнение предметов по цвету и форме;
  • нахождение лишних предметов среди похожих;
  • составление рассказов по картинкам;
  • ведение диалога и монолога.

Младший школьный возраст

Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когдаэтапы развития ребенка родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.

Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.

В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.

Старший школьный возраст

Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.

Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.

Источник