Этапы развития прикуса ребенка

Прикус – это расположение зубов при плотно сомкнутых челюстях. Его формирование является сложным и длительным процессом, который начинается еще во внутриутробном периоде и заканчивается только в половозрелом возрасте.

На его развитие влияет довольно много разных факторов, от которых зависит, насколько правильным он будет в конечном итоге. Поэтому родители обязательно должны знать, как и когда у ребенка формируется прикус и что может оказать на него негативное влияние.

Формирование челюстей – длительный процесс.

Почему так важен правильный прикус?

Правильный прикус – залог здоровья.

Правильный прикус – это такое расположение зубов, при котором челюсти могут полностью смыкаться без видимых промежутков между зубами, а центральная линия лица проходит через резцы верхнего и нижнего зубного ряда.

Для многих людей понятие «правильный прикус» носит только эстетический характер и они даже не предполагают, что от расположения зубов может зависеть так много физиологических процессов.

На самом деле, правильное расположение зубных рядов важно не только для красоты, оно влияет на:

  • дикцию и речь;
  • работу пищеварительной системы;
  • здоровье головы в целом;
  • мышцы шеи;
  • здоровье ЛОР органов

Неправильно расположенные зубные ряды не позволяют тщательно пережевывать пищу. Это способствует не только плохому пищеварению и проблемам с ЖКТ, но и затрудненному усвоению важных питательных веществ, что особенно сказывается на росте и развитии детей. Это может привести к ухудшению общего состояния здоровья и здоровья нервной системы.

Важно: Правильное расположение челюстей способствует быстрому развитию речевых навыков.

Варианты патологий челюстей.

Для определения патологий развития челюстных дуг у ортодонтов существует определенная классификация деформаций прикуса:

  • дистальный – когда выдвинута вперед верхняя челюсть;
  • мезиальный – когда выдвинута вперед нижняя челюсть;
  • перекрестный – когда челюсти развиваются неравномерно;
  • глубокий – когда верхняя челюсть перекрывает нижнюю более чем на 50%;
  • открытый – когда верхняя и нижняя челюсть не смыкаются при закрытых челюстях.

Перечисленные варианты показаны на фото. В некоторых случаях наблюдаются нарушения смешанного типа, когда присутствует сразу несколько патологий.

Всё это говорит о важности своевременного выявления нарушений прикуса и их исправления. Признаки таких патологий родители могут заметить и сами, но также необходимо проходить регулярные осмотры стоматолога и ортодонта.

Этапы формирования прикуса

Формирование челюстей начинается в 1 триместре.

Современные исследования показали, что формирование прикуса у детей начинается еще в утробе матери, а не с момента появления первых зубов, как считалось ранее. Челюсти эмбриона начинают развиваться уже в первом триместре беременности, на этом же этапе происходит закладка первых зубов и их минерализация. И уже в это время могут быть спровоцированы аномалии челюстей, которые в итоге приведут к нарушениям расположения зубов.

Помимо закладки зубов, у плода уже активно развиваются челюсти. Во втором триместе челюсти имеют мезиальное положение, т. е. нижняя челюстная дуга значительно выдвинута вперед, относительно верхней. В третьем триместре развивается твердое небо, что позволяет изменить положение, и уже верхняя челюстная дуга выдвигается над нижней.

Такое положение сохраняется вплоть до появления ребенка на свет и считается правильным на момент рождения. Дополнительную информацию по этой теме можно узнать из видео в этой статье.

Важно: Главный фактор нормального развития зубочелюстной системы ребенка во внутриутробном периоде – правильное и полноценное питание беременной женщины, а также спокойный и здоровый образ жизни.

Становление окончательного расположения зубов у взрослого человека проходит через 4 периода формирования челюстных дуг. Все они одинаково важны и на каждом из них могут появиться отклонения развития челюстей, которые в конечном итоге скажутся на постоянном прикусе.

Начальный период

Челюстные дуги активно развиваются ещё до появления первых зубов.

Первый этап развития прикуса начинается с момента рождения до 6 месяцев или до появления первого зуба. В этом периоде у ребенка еще нет зубов, но уже идет активное развитие челюстных дуг.

При рождении нижняя челюсть у малышей меньше развита и смещена назад. Это естественно и правильно. В дальнейшем, по мере развития челюстных мышц происходит выравнивание челюстей.

Основным фактором правильного развития прикуса является грудное вскармливание. Так как именно в этом случае, при правильном захвате, ребенку нужно прилагать достаточно усилий и постоянно работать нижней челюстью, для того чтобы добывать молоко из груди.

Такая активность позволяет нормально развиться нижней челюсти и выдвинуться вперед, за счет чего к шестимесячному возрасту ребенка, при отсутствии патологий, челюсти занимают нормальное положение относительно друг друга.

Важно: Если новорожденный находится на искусственном вскармливании очень важно правильно подбирать размер соски на бутылочку и скорость потока жидкости. Чтобы этот процесс был максимально приближен к естественному вскармливанию и способствовал правильному развитию челюстей.

Период временного прикуса

Первые зубы появляются в период временного прикуса.

Период временного прикуса включает возраст от 6 месяцев до 6 лет, делится он на 2 этапа:

  • от 6 месяцев до 3 лет – этап формирующегося временного прикуса – начинается с прорезывания первых резцов и заканчивается с появлением всех 20 молочных зубов;
  • от 3 до 6 лет – этап сформировавшегося временного прикуса – в этом промежутке у ребенка уже выросли все молочные зубы, но продолжается активное развитие и рост челюстей, а также их подготовка к появлению коренных зубов. Уже на этом этапе можно определить насколько правильно развиваются челюстные дуги и провести первые коррекционные мероприятия. Поэтому очень важно пройти осмотр стоматолога сразу же после того как у ребенка выросли все 20 молочных зубов.
Читайте также:  Развитие у ребенка понимания р

Для правильного развития зубочелюстной системы в период прорезывания молочных зубов очень важно своевременно ввести в рацион ребенка твердую пищу. Ребенок должен учиться жевать, чтобы развивать жевательные мышцы, от которых как раз и зависит нормальное развитие челюстей.

Соска-пустышка негативно воздействует на зубы.

Еще одним важным фактором правильного развития челюстных дуг является отсутствие вредных привычек на этом этапе. Когда формируется прикус у ребенка, зубы еще очень лабильны и любое внешнее воздействие на них может привести к негативным последствиям в виде смещения зубов или образования щелей между ними. Поэтому нужно своевременно отучать ребенка от таких привычек, как сосание соски, пальцев или других предметов.

Для коррекции нарушений временного прикуса используются специальные мягкие приспособления – трейнеры и пластинки.

Период смешанного прикуса

Молочные зубы начинают выпадать с 5-6 лет.

Период смешанного или сменного прикуса начинается с 6 лет и заканчивается в 12-14. Характеризуется он сменой молочных зубов на постоянные коренные. При этом сроки выпадения временных зубов совпадают со сроками прорезывания постоянных.

Это синхронный процесс, когда коренной зуб начинает давить на альвеолу молочного зуба, способствуя его выпадению. На этом этапе происходит наиболее активный рост челюстей и ускоряются все обменные процессы.

Молочные и коренные зубы.

Зубные дуги теперь должны вмещать не 20 зубов, а 28, именно поэтому очень важен своевременный рост челюстных дуг, иначе коренным зубам может не хватать места и они будут расти криво, провоцируя нарушения прикуса. Завершается период смешанного прикуса когда у ребенка выпадают все 20 молочных зубов и вырастают 28 коренных.

Основные отличия молочных и коренных зубов указаны в таблице:

ПризнакВременный прикусПостоянный прикусКоличество зубов2028-32ГруппыРезцы, клыки, молярыРезцы, клыки, моляры, премолярыРазмерыПреобладает ширинаПреобладает высотаЦветБело-голубойБело-желтыйТолщина твердых тканейМеньшеБольшеСтепень минерализацииМеньшеБольше

Важно: Самым эффективным периодом для исправления нарушений развития челюстей является момент, когда у ребенка выросли все 28 коренных зубов, но зубочелюстная система еще растет и остается подвижной, т. е. возраст 12-14 лет.

Период постоянного прикуса

В 21-24 года прорезываются зубы мудрости.

Период формирования постоянного прикуса идет с 12-14 лет до 21-24 лет, когда все коренные зубы занимают своё положение. На этом этапе завершается развитие и рост челюстей, у некоторых людей прорезываются 29-32 зубы — «зубы мудрости».

В конечном итоге набор зубов становится следующим:

  • 8 резцов – по 4 в центре каждой челюсти;
  • 4 клыка – по одному с каждой стороны после резцов;
  • 8 премоляров – по 2 за каждым клыком;
  • 8 или 12 моляров – по 2 или 3 за премолярами.

Все зубы имеют свои особенности строения и предназначены для выполнения разных функций. К окончанию периода формирования постоянного прикуса подвижность зубочелюстной системы постепенно снижается, а это значит, что любые мероприятия по исправлению патологий становятся всё менее эффективными.

Причины неправильного прикуса

Нарушения челюстей часто спровоцированы вредными привычками.

Развитие прикуса проходит чрез множество этапов и продолжается несколько лет. Это длительный и сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Выделим основные причины, по которым могут возникнуть нарушения в расположении зубных рядов:

  • наследственность;
  • вредные привычки ребенка – сосание соски, пальца и игрушек в младшем возрасте, и прикусывание карандаша или ручки в более старшем;
  • неправильно подобранные соска-пустышка или соска на бутылочке для кормления;
  • ранняя потеря молочных зубов или их болезни из-за неправильной гигиены;
  • детские болезни, влияющие на рост и развитие костной ткани, например рахит;
  • частые болезни ЛОР органов, из-за которых ребенок вынужден подолгу дышать ртом;
  • неправильное положение во время сна;
  • несвоевременное введение твердой пищи.

Любая из перечисленных причин может привести к неправильному смыканию зубных рядов и формированию патологического прикуса.

Профилактика нарушений

Осмотр у стоматолога должен быть регулярным.

Как сформировать правильный прикус у ребенка?

Для этого нужно соблюдать ряд профилактических мер, которые содержит следующая инструкция:

  • поддержка грудного вскармливания, постоянный контроль правильного прикладывания и захвата груди новорожденным;
  • при невозможности грудного вскармливания нужно сделать выбор в сторону бутылочек с соской, максимально приближенной по строению к женской груди (их цена обычно немного выше, но она себя оправдывает);
  • нужно обращать внимание на то, как ребенок спит: голова не должна быть запрокинутой, дыхание должно быть только носовым;
  • необходимо закаливать ребенка и беречь его от заболеваний ЛОР органов. При частых болезнях врач должен дать определенные рекомендации для поднятия иммунитета;
  • стоит уделять внимание профилактике рахита;
  • минимальное использование соски-пустышки, своевременное отучение от нее (не позднее 9 месяцев);
  • обязательные профилактические осмотры у стоматолога и ортодонта;
  • гигиена полости рта, чистка зубов с появления первого молочного.

Молочные зубы требуют особой гигиены.

Читайте также:  Развитие ребенка с мамой

Отдельно стоит отметить профилактику и своевременное лечение зубных болезней. Так как ранняя потеря молочных зубов может губительно воздействовать на дальнейшее развитие зубочелюстной системы, спровоцировать ее смещение и искривление.

Правильное формирование прикуса у детей преимущественно зависит от родителей. Внимательное наблюдение за ребенком и своевременное выявление патологий развития челюстей позволяет избежать продолжительного и довольно дорогостоящего лечения.

Вопросы врачу

Брекеты ребенку

Здравствуйте доктор! У моего сына неправильный прикус. С 4 до 5 лет носили трейнеры, зубы немного выровнялись, но сейчас, когда ему уже почти 9 лет и половина зубов заменилась на коренные, ситуация ухудшилась. Подскажите, будут ли эффективны в этом возрасте трейнеры или придется ставить брекеты?

Трейнеры – это более мягкий способ коррекции зубов, но довольно эффективный. Также Вам могут порекомендовать специальные ортодонтические пластинки. Брекет-системы ставятся только после замены всех молочных зубов на коренные, поэтому в Вашей ситуации они противопоказаны.

Исправление постоянного прикуса

Моему сыну 16 лет, есть небольшие нарушения прикуса, но ставить брекеты ребенок категорически отказывается. Можно ли в этом возрасте использовать какие-то другие способы коррекции?

Существует большое множество различных ортодонтических аппаратов для исправления прикуса без установки брекет-систем в этом возрасте. Но для того чтобы подобрать оптимальный вариант, Вам необходимо сначала пройти диагностику у врача-ортодонта, который составит индивидуальный план лечения и поможет с выбором устройства для коррекции зубных рядов.

Читать далее…

Источник

Íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé çóáîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðèêóñ — ñîîòíîøåíèå çóáíûõ ðÿäîâ â öåíòðàëüíîé îêêëþçèè. Ðàçâèòèå ïðèêóñà òåñíî ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ðîñòà ÷åëþñòåé, ëèöåâîãî ñêåëåòà.

Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò èäåò íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. ×åì ìåíüøå ðåáåíîê, òåì èíòåíñèâíåå ïðîòåêàåò ïðîöåññ èçìåíåíèÿ ïðèêóñà, êîòîðûé â ñâîþ î÷åðåäü çàâèñèò îò çàêëàäêè, ìèíåðàëèçàöèè è ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ è ïîñòîÿííûõ çóáîâ, ðîñòà ÷åëþñòåé, ôîðìèðîâàíèÿ ôóíêöèè ìèìè÷åñêîé è æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû.

 ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò çàêëàäêà è ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ.

 ïåðâûå 3 ìåñÿöà âíóòðèóòðîáíîé æèçíè ïîä âëèÿíèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âîçíèêàþò óðîäñòâà è àíîìàëèé ëèöà è ÷åëþñòåé. Ñ 4,5-5 ìåñÿöåâ íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ ðåçöîâ, ñ 7 ìåñÿöåâ — êëûêîâ è ìîëÿðîâ. Ñòðóêòóðà ýìàëè âðåìåííûõ çóáîâ è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ýìàëè è äåíòèíà îïðåäåëÿþòñÿ èìåííî â ýòîò ïåðèîä æèçíè ïëîäà.

Ñ 5 ìåñÿöåâ âíóòðèóòðîáíîé æèçíè íà÷èíàåòñÿ çàêëàäêà ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Íàðÿäó ñ ðàçâèòèåì çóáîâ âî âíóòðèóòðîáíîì, ïåðèîäå ðàñòóò ÷åëþñòè. Íà 3-ì ìåñÿöå ýìáðèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ íèæíÿÿ ÷åëþñòü áîëåå ðàçâèòà, ÷åì â ïîñëåäóþùèå ñòàäèè, è ïîýòîìó îíà çàíèìàåò ìåçèàëüíîå (ïðîãåíè÷åñêîå) ïîëîæåíèå.  áîëåå ïîçäíåì ïåðèîäå ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà, ïîñëå îáðàçîâàíèÿ òâåðäîãî íåáà ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé ÷àùå ïðèíèìàåò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð è ñîõðàíÿåò òàêîâîé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà.

Ñìûêàíèå ÷åëþñòåé íîâîðîæäåííîãî, êàê óêàçûâàëîñü âûøå, èìååò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð, íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà ïîçàäè âåðõíåé, à ìåæäó àëüâåîëÿðíûìè îòðîñòêàìè â ïåðåäíåì ó÷àñòêå èìååò ìåñòî ñàãèòòàëüíàÿ ùåëü äî 10 ìì, à ïî äàííûì Ò.Ô. Âèíîãðàäîâîé — 14 ìì. Äèñòàëüíîå ïîëîæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè ó íîâîðîæäåííîãî ÿâëÿåòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Îäíàêî äàëåêî íå ó âñåõ äåòåé ïðè ðîæäåíèè îòìå÷àåòñÿ âûøåîïèñàííîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé. Èññëåäîâàíèÿ Ë.Ë. Ñîëîâåé÷èê è Ì.Ã. Çàðèíîâîé ïîêàçàëè, ÷òî â âîçðàñòå îò 1 äî 3 ìåñÿöåâ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé èìååò ìåñòî ëèøü ó 80% äåòåé. Ïðè ýòîì âåðõíÿÿ ÷åëþñòü âûñòóïàåò âïåðåä îòíîñèòåëüíî íèæíåé íà 4-6 ìì. Ñ ðîñòîì ðåáåíêà, â 4-6 ìåñÿöåâ åãî æèçíè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ äî 47%, â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ÷åëþñòè ïðèîáðåòàþò îðòîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå.

 âîçðàñòå 7-12 ìåñÿöåâ ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ è ñîñòàâëÿåò 25%. Òàêèì îáðàçîì, îò ðîæäåíèÿ äî ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â ñâÿçè ñ ðîñòîì ÷åëþñòè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ñíèæàåòñÿ. Ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé âîçìîæåí òàêæå ïðîãåíè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé. Òàê, Í.Ã. Àáîëìàñîâ è ñîàâòîðû ó äåòåé îò 1 äî 6 ìåñÿöåâ ðåçêî âûðàæåííîå ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé (íåñîîòâåòñòâèå áîëåå 8 ìì), îòìå÷àëè ó 69,39±3,42% äåòåé, à îòêðûòûé ïðèêóñ (âåðòèêàëüíàÿ ùåëü 1,5-3,5 ìì) íà ôîíå ñóæåíèÿ âåðõíåé ÷åëþñòè — ó 22,44±5,96%.

 ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè è â ãðóäíîì âîçðàñòå íà ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ÷åëþñòåé, ïîìèìî ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííîãî ðîñòà, ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèé àêò ñîñàíèÿ. Ðåáåíîê ïåðâûõ äíåé ñæèìàåò ñîñîê ìàòåðè äåñíåâûìè âàëèêàìè ñ ñèëîé äî 300 ã, ê 2-íåäåëüíîìó âîçðàñòó ýòà ñèëà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 700-800 ã çà ñ÷åò ðîñòà è ðàçâèòèÿ.

Ñóòü ñîñàíèÿ ñîñòîèò â îõâàòå ñîñêà (èëè ñîñêè) êðóãîâîé ìûøöåé ðòà è óäåðæèâàíèÿ åãî. Çàòåì îñóùåñòâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ âûäàâëèâàíèÿ ìîëîêà è åãî ãëîòàíèå. Ïðè îõâàòå ñîñêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îïóñêàåòñÿ è âûäâèãàåòñÿ âïåðåä, ïðè ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ è ïðè âûäàâëèâàíèè ìîëîêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îñóùåñòâëÿåò ðèòìè÷íûå äâèæåíèÿ ñïåðåäè íàçàä, èíòåíñèâíî ðàáîòàþò æåâàòåëüíûå è ìèìè÷åñêèå ìûøöû. Àêòèâíîñòü äâèæåíèé íèæíåé ÷åëþñòè ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ðåáåíêà ðàçëè÷íà. Èññëåäîâàíèÿ Á.Ê. Êîñòóð ïîêàçàëè, ÷òî ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ïðè ñîñàíèè ãðóäè íà ëåíòå êèìîãðàôà ôèêñèðóþòñÿ èíòåíñèâíûå ýêñêóðñèè íèæíåé ÷åëþñòè, à ïðè êîðìëåíèè ðåáåíêà èç ñîñêà (ðîæêà) ñòåïåíü ïåðåìåùåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè óìåíüøàåòñÿ, îñîáåííî åñëè â ñîñêå ñäåëàíî áîëüøîå îòâåðñòèå.  ýòèõ ñëó÷àÿõ äåòè ñâîáîäíî ïðîãëàòûâàþò ñîäåðæèìîå áóòûëî÷êè, íå èìåÿ íóæäû â ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Òîíóñ æåâàòåëüíûõ ìûøö è èõ áèîýëåêòðè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ó äåòåé, ïîëó÷àþùèõ åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, ñóùåñòâåííî ïðåâûøàåò ïîêàçàòåëè ó äåòåé, âñêàðìëèâàåìûõ èñêóññòâåííî.

Читайте также:  Развитие ребенка до года с вич

Åñòåñòâåííî, ÷òî àêòèâíûå ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè ñïîñîáñòâóþò ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè è ñòèìóëèðóþò äåÿòåëüíîñòü æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû. Ê ìîìåíòó ïðîðåçûâàíèÿ ïåðâûõ âðåìåííûõ çóáîâ íèæíÿÿ ÷åëþñòü, áëàãîäàðÿ èíòåíñèâíîìó ðîñòó, âûäâèãàåòñÿ ìåçèàëüíî, èñ÷åçàåò ìëàäåí÷åñêàÿ ðåòðîãåíèÿ è íèâåëèðóåòñÿ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå, óñòàíàâëèâàåòñÿ îðòîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé.

 ãðóäíîì âîçðàñòå ïîÿâèâøèåñÿ ó äåòåé âðåäíûå ïðèâû÷êè ñîñàíèÿ ïàëüöåâ, ãóá, ùåê, ÿçûêà, äëèòåëüíîå ñîñàíèå ïóñòûøêè, íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå âî âðåìÿ ñíà ìîãóò â äàëüíåéøåì ïðèâåñòè ê àíîìàëèÿì ðàçâèòèÿ ïðèêóñà, à äåòñêèå áîëåçíè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì âîäíî-ñîëåâîãî îáìåíà, íåðåäêî ïðèâîäÿò ê ïîðîêàì ðàçâèòèÿ òêàíåé çóáîâ.

 ãðóäíîé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ âíóòðè÷åëþñòíîå ôîðìèðîâàíèå è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ, è ñ 6-ãî ìåñÿöà íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ïðîðåçûâàíèÿ èõ — ôîðìèðóåòñÿ âðåìåííûé ïðèêóñ.

Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Ñ 6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ïðèêóñà: — ïåðèîä ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò); — ïåðèîä ñôîðìèðîâàííîãî âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 2,5 äî 3,5-4 ëåò; — ïåðèîä èíâîëþöèè âðåìåííûõ çóáîâ è âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 4 äî 6 ëåò; — ïåðèîä ñìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 12-14 ëåò; — ïåðèîä ïîñòîÿííîãî ïðèêóñà îò 12-44 ëåò è áîëåå. Âðåìåííûå çóáû áëàãîäàðÿ òîíêîìó ñëîþ ýìàëè èìåþò õàðàêòåðíûé áëåäíî-ãîëóáîâàòûé öâåò.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà èñ÷èñëÿåòñÿ äâóìÿ ãîäàìè æèçíè ðåáåíêà, îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò).  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííîå ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé, êîðíè ïðîäîëæàþò ôîðìèðîâàíèå äî 4-5-ëåòíåãî âîçðàñòà. Äëÿ ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè: îïðåäåëåííûå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ, ïàðíîñòü è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðîðåçûâàíèÿ. Ñðåäíèé âîçðàñò ïðîðåçûâàíèÿ — ýòî âîçðàñò, êîãäà çóá ïðîðåçàëñÿ ó 50% îáñëåäîâàííûõ. Íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ âðåìåííûå çóáû îáû÷íî ñ 6 ìåñÿöåâ, îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò â ñâÿçè ñ àêñåëåðàöèåé ó ìíîãèõ äåòåé íà÷àëî ïðîðåçûâàíèÿ ïðèõîäèòñÿ íà áîëåå ðàííåå âðåìÿ — 4 èëè 5 ìåñÿöåâ æèçíè. Ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ çàâèñÿò îò ìåäèêî-ãåîãðàôè÷åñêèõ óñëîâèé, â ÷àñòíîñòè, îò ñîäåðæàíèÿ ôòîðà â ïèòüåâîé âîäå. Êðîìå òîãî, âåñü ïåðèîä ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â î÷àãå ôëþîðîçà áîëåå äëèòåëüíûé è ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå 33 ìåñÿöåâ. Áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ îòìå÷àþòñÿ òàêæå ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ îò ìàòåðåé, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿì. Ó ìàëü÷èêîâ ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ íà÷èíàåòñÿ ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê . Ì.Ä. Äðóêàðîâ íàøåë, ÷òî ó ìàëü÷èêîâ ñåëüñêîé ìåñòíîñòè âðåìåííûå çóáû íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ íà 1,5 íåäåëè, à ó ãîðîäñêèõ íà 3 íåäåëè ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê. Íàèáîëüøåå ÷èñëî çóáîâ ïðîðåçûâàåòñÿ â èíòåðâàëå âðåìåíè 6-18 ìåñÿöåâ (ðåçöû, êëûêè,, ïåðâûé ìîëÿð). Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, åãî çóáî÷åëþñòíîãî àïïàðàòà çóáû ïðîðåçûâàþòñÿ îäíîâðåìåííî íà îáåèõ ÷åëþñòÿõ, âíà÷àëå íà íèæíåé, çàòåì íà âåðõíåé . Îäíàêî èññëåäîâàíèÿ Ì.Ä. Äðóêàðîâà ïîêàçàëè, ÷òî áîëüøèíñòâî âðåìåííûõ çóáîâ ðàíüøå íà 4-5 íåäåëü ïðîðåçûâàåòñÿ íà âåðõíåé ÷åëþñòè.

Çóáû îáû÷íî ïðîðåçûâàþòñÿ ïîïàðíî, ò.å. îäíîâðåìåííî ïðîðåçàþòñÿ äâà öåíòðàëüíûõ ðåçöà èëè äâà áîêîâûõ ðåçöà (ëåâûé è ïðàâûé). Íàðóøåíèå ïàðíîñòè ïðîðåçûâàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ïðè ïîðîêàõ ðàçâèòèÿ çóáîâ è ÷åëþñòåé. Ðàññìîòðèì îñîáåííîñòè ïðèêóñà â äàííîì ïåðèîäå ïî âîçðàñòàì. Ó ðåáåíêà 4-6 ìåñÿöåâ íà íèæíåé ÷åëþñòè ïðîðåçàþòñÿ íèæíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, êàæäûé èç êîòîðûõ èìååò çóá÷èêè íà ðåæóùåì êðàå. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè ïðè ñìûêàíèè ÷åëþñòåé íàõîäÿòñÿ â êîíòàêòå. Òàê êàê íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà äèñòàëüíåå âåðõíåé, òðàâìû âåðõíåãî àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíèìè ðåçöàìè íå íàáëþäàåòñÿ.  7-8 ìåñÿöåâ ó ðåáåíêà ïðîðåçàþòñÿ âåðõíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, ïîñëåäíèå ïî ìåðå ïðîðåçûâàíèÿ âñòóïàþò â êîíòàêò ñ íèæíèìè ðåçöàìè. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè â ìåñòàõ, ëèøåííûõ çóáîâ, ïðè ñìûêàíèè êîíòàêòèðóþò.  ýòîò ïåðèîä ðåáåíîê ïûòàåòñÿ îòêóñèòü êîðî÷êó õëåáà. Æåâàòåëüíûé àïïàðàò ðåáåíêà ñ âðåìåííûì ïðèêóñîì îòëè÷àåòñÿ ñâîèìè, ëèøü åìó ñâîéñòâåííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçðàñòíûìè äàííûìè. Èññëåäîâàíèå ôóíêöèè æåâàíèÿ ó 6-7-ìåñÿ÷íûõ äåòåé ïîêàçàëî, ÷òî íàáëþäàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè. Íà ôîíå ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèé ïîÿâëÿþòñÿ åäèíè÷íûå æåâàòåëüíûå âîëíû, êîòîðûå òàêæå ÷åðåäóþòñÿ ñ îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè è äîïîëíèòåëüíûìè äâèæåíèÿìè, ñâÿçàííûìè ñ ãëîòàíèåì îòäåëüíûõ ðàçìÿã÷åííûõ ÷àñòèö æåâàòåëüíîé ïðîáû (áóëêà èëè ïå÷åíüå, ñìî÷åííûå â ñëàäêîì ÷àå). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà èçìåëü÷åíèÿ ïèùè èíäèâèäóàëüíà è îáû÷íî ïðîòåêàåò â äèàïàçîíå îò 60 äî 150 ñåêóíä.

Ëèòåðàòóðà:

ïðèêóñ ðåáåíîê ÷åëþñòü çóá

Àáîëìàñîâ Í.Ã., Àáîëìàñîâ Í.Í. Îðòîäîíòèÿ: ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ì.: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2008ã

Îðòîäîíòèÿ. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ï.Ñ.Ôëèñà, Êèåâ. Ìåäèöèíà 2008

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник