Этапы развитие руки ребенка

Этапы развитие руки ребенка thumbnail

Светлана Овчинникова
Консультация «Этапы развития движений руки»

Развитие движений руки

Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Первая двигательная функция руки – схватывание. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает, одной рукой другую. Если взрослый вкладывает в руку предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он еще часто промахивается. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а в скорее (к 6 месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но ребенок еще не полностью овладел хватанием. Оно еще очень не совершенно.

Очень обстоятельные исследования Х. Хальверсон показали, что движения рукипо направлению к предмету можно разделить на три типа : петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю. В планирующем движении рука начинает опускаться ранее приближения к объекту, а при скользящем – кисть движется по поверхности, пока не достигнет объекта. Вначале движения неточны, часты промахи. По мере роста ребенка эти движения становятся все более координированными и четкими. По данным Х. Хальверсон, схватывание предметов совершенствуется до возраста 15 месяцев, когда они оказываются уже близкими к движениям взрослого.

На рисунке представлено развитие хватательных движений ребенка.

Цифрами обозначен возраст ребенка в неделях. Верхний ряд рисунков показывает положения пальцев при захвате предмета; средний ряд иллюстрирует положение захватываемого предмета на ладони – видно, что чем старше ребенок, тем более активным становится большой палец; нижний ряд изображает развитие тонких движений пальцев.

Консультация «Этапы развития движений руки»

Во второй половине первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания : во-первых, еще более уточняется движение руки к предмету и, во- вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.

Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к 8 месяцам, но без отклонения оно становится к концу года. Схватывание и удержание предмета продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того,какой предмет ребенок берет : на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Предмет «учит» учитывать его свойства. К 9-11 месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета.

Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет в руке, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет, затем, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

Вскоре происходит усложнение в манипуляции с предметом. Оно заключается в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Это имеет большое значение для развития ребенка. После десятимесячного возраста формируется тот вид предметного действия, который называется «орудийным» и который представляет очень большой шаг вперед в развитии ребенка.

П. Я. Гальперин ввел четкое различение между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой, предмет становится как бы простым удлинением или продолжением руки. И такие действия называются «ручными», во- втором случае, рука уже подчиняется условиям пользования предмета как орудия. Движения руки перестраиваются в той мере, в какой они противоречат ломке орудия; именно при усвоении этих приемов пользования предметом, последний получает значение орудия для ребенка. Вот такие действия и называются «орудийными»

Действия с одним и тем же предметом постепенно из «ручных» становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой ребенок начинает обучаться очень рано, в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой, как орудием для приема пищи, оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается далеко не сразу. Согласно наблюдениям П. Я. Гальперин, этот процесс развивается так : прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу. После того, как взрослый заставляет его взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх – и содержимое вываливается. Ребенок действует так, как если бы подносил ко рту свой кулак. Ложка в руке ребенка еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки. Орудийная ложка требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении и была сначала поднята вертикально и только после этого по прямой направлена в рот. И лишь после длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста консультация

Полученные в наблюдении Гальперина факты показывают, как в переходе от «ручных» действий к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходит зарождение интеллектуальных операций.

Особую линию усвоения предметных действий составляют действия с игрушками, которые приводят к появлению специфических игровых действий и предпосылок к возникновению творческой ролевой игры, которая в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности, и, следовательно, будет влиять на все стороны развития ребенка.

Источник

Этапы развития кисти и пальцев рук.

 А.С.Большев, Л.В.Филиппова выделяют следующие, а также описывают различные виды хватки:

1 .Хватательный рефлекс. Он является рефлекторным движением, которое активизируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

2.Локтево-ладонная хватка появляется приблизительно к 3 месяцам. Новорожденный держится мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки. Локтевая — кость на той же стороне, что и мизинец, ладонная — ладонь этой руки.

3 .Радиально-ладонная хватка появляется к 6 месяцам. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

4.Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4-5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.

5 .Хватка щепотью формируется к 11-12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.

6.Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1-2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

7.Хватка “крест-накрест”. Когда ребенку исполняется 2 года, он научается держать ручку, ложку перекрестной хваткой: он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Это внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем — это большое моторное действие. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту хватку с выпрямленным указательным пальцем.

8.Хватка щетки формируется в возрасте 3-4 лет. Она также называется верхняя хватка пальцами, т.к. теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.

9.Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение становится органичным и включает движение предплечья, запястья, пальцев. Сначала хватка высока, но по мере развитие движение опускается вниз, и карандаш удерживается низко с помощью пальцев. Рука становится вращающейся наружу, расслабленная хватка.

10.Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к 5 годам. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если ребенок не может ставить большой палец “напротив” кончиков остальных, у него плохо развивается хватка “щипцами”.

 Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков (письмо, резание и т.д.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия (М.М.Кольцова, В.П.Дудьев, З.Н.Тюбекина, Т.О Гиневская).

Е.М.Мастюкова, И.Эллнеби, В.П.Дудьев выделяют следующие этапы развития кисти и пальцев руки и овладение дошкольником различными навыками и умениями:

Читайте также:  Норма и отклонение в развитии ребенка при беременности

• От рождения до 1 месяца жизни. Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

• От 3 до 4 месяцев жизни. Хватательный рефлекс начинает угасать. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда ребенок хватает предмет, но держит его боком.

• От 5 до 6 месяцев жизни. Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

• От 8 до 9 месяцев жизни. Играет в игры типа “дай-возьми”. Может держать по кубики в руках и ударять ими друг об друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы пальцами; крутит и переворачивает предметы, которые рассматривает.

• От 22 до 12 месяцев жизни. Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Получает удовольствие от манипулирования с предметами, игры с ними. Хватает сверху. Двигает руками, поворачивая их внутрь.

• От 1,5 до 2 лет жизни. Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит башенку их 3-х кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек руки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. Начинает самостоятельно есть.

• От 2 до 2,5 лет жизни. Держит мел и ложку поперек руки. Строит “башенку” из 6 кубиков. Бросает мяч в определенном направлении. Режет ножницами бумагу.

• От 2,5 до 3 лет жизни. При рисовании держит карандаш ведущей рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает мяч обеими руками, прижимая его к груди. Режет бумагу глубокими подрезами.

• От 3 до 4 лет жизни. Наливает воду в кружку. Строит “башенку” из 8 кубиков. Держит карандаш, мел “перекрестной” хваткой. Ловит мяч обеими руками.

• От 4 до 5 лет жизни. Начинает совершать движения кистью и пальцами: держим карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит маленький мяч, делая руками “чашку”. Знает, какая рука доминирует. Режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами; вырезает по кругу. Наливает воду в кружку одной рукой.

• От 5 до 6 лет жизни. Держит карандаш у основания с помощью захвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол, ловит обеими руками. Рисует художественной кистью, не нажимая на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч, бросает и ловит большой мяч хорошо. Вырезает сложные фигуры.

• От 6 до 7 лет жизни. Режет хлеб ножом, намазывает масло. Скрещивает большой палец поперек ладони. Противопоставляет большой палец остальным. Бьет большим мячом об стенку и ловит его, подбрасывает его в воздух и ловит. Обладает развитыми хватками всех типов, использует пальцы (большой и указательный) когда ест ложкой и вилкой, рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды [20,40,73].

Таким образом, обобщая результаты исследований по данному вопросу, следует отметить, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется присущим только ему качественным своеобразием и интенсивностью протекания: в норме развития тонкие дифференцированные движения рук начинают формироваться уже в младенчестве и носят примитивный характер. За 6-7 лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков —  достаточное   для   того,   чтобы   движения   руки   ребенка   имели   те   же качественные характеристики, что и у взрослых.

Источник

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое,развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий наразвитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китаеспециалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничноеотношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходномсостоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными иметаллическими шариками. В Японии широко используются упражнения дляладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологовподтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтеревадоказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервнойдеятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убратьнапряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственнуюусталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развитьречь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палецимеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает,что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такойже как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти рукиесть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рукпредшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев вмозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевыереакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Читайте также:  Роль тестов в развитие ребенка

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста,т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторикаявляется первым и единственным аспектом развития, который доступенобъективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует онормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

  • потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
  • осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
    Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве такихтренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (онипродаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая этишарики, то его руки сохраняют правильную форму.

    В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики.Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажатьмячик между его ладоней и покрутить.

    В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»:руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдольголовы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцыплечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим кмассажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводимразминание ежедневно в течение 2-3 минут.

    В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляемпрокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) втечение 3-4 минут.

    В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнениядля пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводимупражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев руквсем известные упражнения, созданные талантом нашей народнойпедагогики: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
    В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

      Упражнение «Утёнок»
      Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.Ты, утёнок, не пищи,Лучше маму поищи.
      Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

      Упражнение «Киска»
      Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.Киска, кисонька, кисуля! – Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)Не спеши домой, постой! – И погладила рукой.

    В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать исобирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайтеучить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать«каракули».Основные этапы развития моторных навыков руки

  • 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный «пинцетный захват».
  • 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
  • 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
  • 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
  • 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
  • 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразустраницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку,разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
  • 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
  • 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
  • 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
  • 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
  • 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
  • 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
  • 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
  • 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
  • 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

    Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторномразвитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковойгимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогутвам в этом.

    Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

    Тема следующей статьи – «Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет»

  • Источник