Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр

Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр thumbnail

Особбенностит восприятия. Первинчых нарушений у детей с зпр нет!Однако вопсриятие не сводится к сумме отдельных ощущений:формир-ие целостного образа предметов-рез-т сложн-го взаимод-ия ощущений уже имеющихся в коре ГМ следов прошлых восприятий.Именно это взаимод-ие и оказывается нарушенным у детей с зпр. Характера недостаточность,огарниченность,фрагментарность знаний об окр.мире,нарушены предметность и структурность.Сложности определения времени, страдает целостность восприятия, формир-ие единого образа требует большего времени,значительное замедление процессе переработки поступающей инф-ии через органы чувств.

Особенности внимания. Снижение внимания и работоспособности характерно для всех детей с ЗПР, но снижение устойчивости внимания носит разный характер. Максимальное напряжение внимания у части детей проявляется в начале проделывания задания, а по мере выполнения работы оно постепенно снижается, у других детей лишь после выполнения некоторой деятельности наступает сосредоточение внимания. В другой группы детей проявляется периодичность в сосредоточении внимания. Считается, что нарушение внимания связано с дисфункцией вегетососудистой регуляции и ведет к нарушению интеллектуальной работоспособности. У детей с ЗПР сниженная избирательность вним.,ребнок затрудняется в определении,выделении цели деят-ти,условий ее реализации сред несущественных признаков.Снижение объема вним, удерживает маленький объем инф-ии.Сниженная концентрация, выражается в трудностях сосредоточения на объекте деят-ти и прогр. ее выполнения,быстр. утомляемости.Неустойчивость колебания вним.,ведет к снижению продуктивности,обуславливает трудности выполнения заданий, 5-15 работатет, 10мин отдыхает.Сниженное распеределение вним,ребеное не может выполнять несколько действий сразу.повышенная отвлекаемость.Нарушения переключения внимания,трудности перехода с одного вида деят-ти на другой,отсутствие гибкого реагирования на изменющуюся ситуацию. Особенности памяти. У детей с ЗПР выявлено некоторое снижение как долговременной, так и кратковременной памяти, как и произвольного, так и непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание у них оказалось менее продуктивным как по сравнению с младшими нормально развивающимися школьниками, так и с и дошкольниками из старшей группы детского сада. Также выявлены существенные дефекты и в развитии непроизвольной памяти и произвольной. Снижение показателей их произвольной памяти — главная причина неуспеваемости учащихся с ЗПР. Отмечается ряд проблем: низкая результативность первых попыток запоминания,большое кол-во попыток,необх-ых для заучивания материалов,сниженный объем запоминания,низкий ур-нь продуктивной памяти.Детям трудно запоминанть содержание текстов, таблиц и схем, заданий, им свойственно зависящее от некоторого количества разных причин колебание продуктивности памяти. Зрительная память у ЗПР чаще оказывается лучше, чем слуховая, поэтому иллюстрированный материал усваивается младшим школьником лучше, чем вербальный. Особенности мышления. Мышление у детей с ЗПР сохранно более, чем у детей с у.о., у них лучше выражена способность абстрагировать, обобщать, принимать помощь, и осуществлять перенос умения в другие ситуации. Недостатки мышления у детей с ЗПР: недостатки её мотивации, снижение познавательной активности, стремление избежать интеллектуального напряжения и даже отказаться от выполнения сложных умственных задач.Отмечается недостаточный уровень сформировнности операции обобщения,трудность усвоенных терминов,часто знают объект,но помнять его название.Владеют элементарными формами классификации и существует незначительное кол-во ошибок.Отставание во всех видах мышления у детей с ЗПР,проявляется в большей степени при решении задач,предполагающих использование словесно-логического, менее всего наглядно-действ-го мышления. У детей с задержкой отмечается замедленный темп речи ее развития. Особенности воображения. У детей с ЗПР способности воображения снижены, поэтому у них менее развита способность фантазировать, если это не корректировать, то в последующем у ребенка будет наступать скорое снижение активности данной функции, у человека впоследствии обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, занятия наукой и искусством



Источник

Лекции.Орг

(познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь …)

Особенности внимания.

Снижение внимания и работоспособности характерно для всех детей с ЗПР, но снижение устойчивости внимания носит разный характер. Максимальное напряжение внимания у части детей проявляется в начале проделывания задания, а по мере выполнения работы оно постепенно снижается, у других детей лишь после выполнения некоторой деятельности наступает сосредоточение внимания. В другой группы детей проявляется периодичность в сосредоточении внимания.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам от зачатия до рождения

Считается, что нарушение внимания связано с дисфункцией вегетососудистой регуляции и ведет к нарушению интеллектуальной работоспособности. В основе — синдром церебральной астении, он выражается в: повышенной утомляемости; по мере утомляемости – нарастанию психической либо импульсивности, либо медлительности; ухудшением концентрации внимания, проявляется в немотивированных расстройствах настроения, слезливости, капризности, вялости, сонливости или двигательной расторможенности и болтливости. Нарушение внимания ведет к ухудшению почерка; повышенной чувствительности к шуму, духоте, яркому свету, приводит к головным болям.

Особенности восприятия.

Не выявляется сформированность метрического восприятия и пространственных представлений, достаточных для успешного усвоения школьной программы.

Особенности памяти.

Среди всех психологических особенностей детей с ЗПР память занимает особое место. Многочисленные психолого-педагогические и клинические работы показали, что недостаточная сформированность процессов памяти зачастую является главной причиной трудностей в школьном обучении.

У детей с ЗПР выявлено некоторое снижение как долговременной, так и кратковременной памяти, как и произвольного, так и непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание у них оказалось менее продуктивным как по сравнению с младшими нормально развивающимися школьниками, так и с и дошкольниками из старшей группы детского сада. Также выявлены существенные дефекты и в развитии непроизвольной памяти и произвольной. Снижение показателей их произвольной памяти — главная причина неуспеваемости учащихся с ЗПР. Детям достаточно трудно держать в уме содержание текстов, таблиц и схем, заданий, им свойственно зависящее от некоторого количества разных причин колебание продуктивности памяти. Зрительная память у ЗПР чаще оказывается лучше, чем слуховая, поэтому иллюстрированный материал усваивается младшим школьником лучше, чем вербальный.

У детей с ЗПР кратковременная память одновременно имеет черты сходства как с памятью умственно отсталых детей, так и нормально развивающихся сверстников. К числу показателей, связанных с кратковременным запоминанием, по которым такие дети близки к учащимся с нормальным развитием, относятся характеристики непроизвольной памяти, скорости увеличения продуктивности при заучивании и темпа возрастного развития усвоения информации. Также имеется сходство по уровню избирательного запоминания, немного по характеру влияния различных помех и некоторым нейродинамическим характеристикам.

Особенности мышления.

Процесс мышления представляет собой деятельность, связанную с решением той или иной задачи или проблемы. Мышление у детей с ЗПР сохранно более, чем у детей с умственной отсталостью, у них лучше выражена способность абстрагировать, обобщать, принимать помощь, и осуществлять перенос умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания, уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире, уровень развития речи, уровень сформированности механизмов произвольности и др. Существует много отличительных характеристик деятельности мышления младших школьников с ЗПР. Среди таких: недостатки её мотивации, снижение познавательной активности, стремление избежать интеллектуального напряжения и даже отказаться от выполнения сложных умственных задач. У детей с задержкой отмечается замедленный темп речи ее развития и чаще встречаются нарушения речи.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 1789 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›«Клинико — психологическое исследование когнитивной сферы у младших школьников с задержкой психического развития».

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Клинико - психологическое исследование когни...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Клинико - психологическое исследование когни

Описание слайда:

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Клинико — психологическое исследование когнитивной сферы у младших школьников с задержкой психического развития». Научный руководитель к.м.н.,доцент Царегородцева С.Н. Слушатель Конюхова Г.Ф. Йошкар-Ола, 2014

2 слайд

Актуальность темы состоит в том, что количество детей с ЗПР растёт, поэтому

Описание слайда:

Актуальность темы состоит в том, что количество детей с ЗПР растёт, поэтому необходимо их раннее выявление, коррекция таких детей и профилактика. Цель исследования – определить и рассмотреть особенности развития когнитивной сферы младших школьников при ЗПР. Объект исследования – личности детей ЗПР. Предмет исследования – познавательная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста. Гипотеза исследования – своевременное проведение коррекционно- развивающей работы с младшими школьниками с ЗПР способствует полноценному развитию когнитивной сферы (мышление, внимание, память)

Читайте также:  Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

3 слайд

Задачи. Изучить литературу по данной проблеме. Установить взаимосвязь роли пс

Описание слайда:

Задачи. Изучить литературу по данной проблеме. Установить взаимосвязь роли психических особенностей в развитии умственных способностей детей с ЗПР. Оформить рекомендации родителям и педагогам по психологическому подходу к ребёнку с ЗПР Подобрать необходимые методики для проведения исследования. Провести эмпирическое исследование ВПФ, используя эксперименты. Провести коррекционно- развивающую работу, проанализировать результаты.

4 слайд

Методы исследования. Общенаучные исследовательские методы: теоретический анал

Описание слайда:

Методы исследования. Общенаучные исследовательские методы: теоретический анализ психологической, нейропсихологической и патопсихологической литературы, сравнительный аналитический метод. Частные клинико – психологические методы: методика исследования словесно-логического мышления Р.Амтхауэра в модификации Э.Ф.Замбацявичене; тест «Корректурная проба», тест «Заучивание 10 слов».

5 слайд

Исследование База исследования - МБОУ СОШ №16 Г. Йошкар - Олы. Испытуемые –

Описание слайда:

Исследование База исследования — МБОУ СОШ №16 Г. Йошкар — Олы. Испытуемые – 22 ученика коррекционных классов (4-х) начальной школы. Этапы исследования: 1) этап констатирующего эксперимента 2) развивающие занятия 3) этап формирующего эксперимента Значимость работы: 1)практическая –результаты исследования и составленные рекомендации могут найти свое практическое применение в деятельности психолога для разрешения учебных проблем младших школьников с ЗПР и основой развивающей, коррекционной, профилактической работы; 2)теоретическая – расширение теоретического подхода к пониманию проблемы ЗПР, как сложному явлению психологического, нейропсихологического, нейрофизиологического и педагогического феномена.

6 слайд

Под термином ЗПР понимают синдромы временного развития психики в целом или от

Описание слайда:

Под термином ЗПР понимают синдромы временного развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Термин появился во второй половине ХХ века, в результате бурного развития науки и техники, усложнения программ обучения в общеобразовательных школах. Появляется большое количество неуспевающих детей. Основные клинические признаки ЗПР: запаздывание развития психофизических функций,, неравномерность развития отдельных психических функций, функционально обратимый характер. ЗПР рассматривают как вариант психического дизонтогенеза. Имеет различные клинические проявления. Занимает промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью, имеет положительную динамику при хорошо организованной реабилитационной работе. Причины: биологического и социального характера. В МКБ-10 ЗПР рассматривается в разделе «F-80 –F89» «Расстройства психологического развития». ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98» «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Сложность проблемы заключается в том, что ЗПР неоднороден и полипатогеничен.

7 слайд

Классификации С 80-х годов ХХ века используется классификация К.С. Лебединско

Описание слайда:

Классификации С 80-х годов ХХ века используется классификация К.С. Лебединской, отражающая причинную обусловленность ЗПР. Выделяют 4 группы: ЗПР конституционального происхождения — это психофизический инфантилизм. Причина – не созревание лобных отделов головного мозга. Необходимо развивать эмоционально- волевую сферу. Такие дети внушаемы, легко поддаются влиянию, игровая деятельность преобладает над учебной. ЗПР соматогенного происхождения — длительные соматические заболевания, характеризующиеся астенией. Чаще эмоционально-волевая сфера незрелая, при относительно сохраненном интеллекте. Для них характерна утомляемость, истощаемость, возбудимость. Имеет место гиперопека. ЗПР психогенного характера. Данный вид формируется у детей, воспитывающихся в асоциальных условиях, либо в детских домах. Имеет место гипоопека. Не умеет контролировать свое поведение, характерен эгоцентризм и эгоизм. Могут быть агрессивными либо боязливыми, застенчивыми. ЗПР церебрально –органического генеза, обусловлена последствиями родовой черепно – мозговой травмы и асфиксии новорождённых. Для таких детей характерна повышенная психомоторная возбудимость нарушения настроения, общая вялость. Нарушения проявляются в эмоциональной и познавательной деятельности.

8 слайд

Диагностические признаки. Эти признаки характерны в основном для всех форм ЗП

Описание слайда:

Диагностические признаки. Эти признаки характерны в основном для всех форм ЗПР: Выраженное нарушение форм активного внимания. Недостаточная интегративная деятельность мозга(затруднённое узнавание нестандартных изображений) Низкая познавательная активность. Недостаточное развитие тонкой моторики рук. Двигательная расторможенность. Недостаточное или искажённое чтение и письмо. Эмоциональная неустойчивость. Повышенная утомляемость и изменчивость настроения.

Читайте также:  Влияние спорта на физическое развитие ребенка

9 слайд

Синдромы ЗПР. Синдром психического инфантилизма. Церебрастенический синдром Г

Описание слайда:

Синдромы ЗПР. Синдром психического инфантилизма. Церебрастенический синдром Гипердинамический синдром (СДВГ) Психоорганический синдром. Данные синдромы могут встречаться как отдельно, так и в разных комбинациях.

10 слайд

Особенности психического статуса с ЗПР В сенсорно - перцептивной сфере. В пси

Описание слайда:

Особенности психического статуса с ЗПР В сенсорно — перцептивной сфере. В психомоторной сфере. В мыслительной сфере. В мнемической сфере. В речевом развитии. В эмоционально-волевой сфере В мотивационной сфере В характерологической сфере.

11 слайд

Психологическая коррекция Это направленное психологическое воздействие на опр

Описание слайда:

Психологическая коррекция Это направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов. При проведении коррекционной работы использовалась авторская программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Эта программа направлена на развитие когнитивной сферы учащихся I-IV классов начальной школы . Этот этап проводился с февраля по октябрь 2014 г. за исключением каникулярного времени.

12 слайд

Словесно-логическое мышление по методике Р.Амтхауэра в модификации Э. Ф. Замб

Описание слайда:

Словесно-логическое мышление по методике Р.Амтхауэра в модификации Э. Ф. Замбацявичене Рисунок 1.

13 слайд

Корректурная проба (Бурдона) Рисунок 2

Описание слайда:

Корректурная проба (Бурдона) Рисунок 2

14 слайд

Результаты методики «Заучивание 10 слов». Рисунок 3

Описание слайда:

Результаты методики «Заучивание 10 слов». Рисунок 3

15 слайд

Обобщение результатов. В результате проведённой работы мы получили положитель

Описание слайда:

Обобщение результатов. В результате проведённой работы мы получили положительные результаты: Из 22-х испытуемых высокий уровень развития мышления — 13,6% (был — 4,5%) средний уровень — 72,7% (был -50%), ниже среднего — 13,6% (был — 36,3 %); Из 22-х испытуемых высокий уровень внимания такой же — 13,6%, (был — 13,6%), средний уровень — 86,3% (средний уровень был — 77,2%, низкий уровень был — 9%); Из 22-х испытуемых высокий уровень памяти — 4,5%, средний уровень -95,5% (был — 95,5 %, низкий -4,5%)

16 слайд

Количественный анализ по методикам Как видно из таблицы в ходе эмпирического

Описание слайда:

Количественный анализ по методикам Как видно из таблицы в ходе эмпирического исследования произошли количественные изменения, свидетельствующие о положительном изменении состояния ВПФ (мышления, памяти, внимания). Следовательно, наше исследование особенностей развития когнитивной сферы младших школьников с задержкой психического развития проведено успешно. Успешная и своевременная коррекция способствует формированию устойчивой учебной мотивации, что в свою очередь является основой для зоны актуального развития. Уровни вып. работ Мышление Внимание Память констат формир констат. формир констат формир Низкий 2 уч-ков 2 уч-ков 1 уч-ка Ниже сред. 8 уч-ков 3 уч-ков Средний 11уч-ков 16 уч-ков 17уч-ков 19уч-ков 21уч-ков 21уч-ков Высокий 11уч-ков 3 уч-ков 3 уч-ков 3 уч-ков 1 уч-ка

17 слайд

Выводы Таким образом, благодаря проведенному нами эмпирическому исследованию

Описание слайда:

Выводы Таким образом, благодаря проведенному нами эмпирическому исследованию можно сделать следующие выводы: Поставленная цель достигнута — проведено исследование когнитивной сферы младших школьников. Мы выявили положительную тенденцию в результате проведённых исследований. В ходе проведения эмпирического исследования мы решили поставленные задачи. Экспериментальная часть исследования подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что своевременное проведение коррекционно — развивающей работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития способствует полноценному развитию когнитивной сферы (мышление, внимание, память)

18 слайд

Спасибо за внимание !

Описание слайда:

Спасибо за внимание !

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр

Курс повышения квалификации

Развитие когнитивной сферы ребенка с зпр

Курс профессиональной переподготовки

Психолог

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-166863

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник