Эмоции и развитие речи ребенка

Эмоции и развитие речи ребенка thumbnail

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен.

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен, несмотря на недостаток знаний и опыта. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Ребенку необходимо ощущать эмоциональные проявления любви и заботы.

 Говоря о развитии речи ребенка, нельзя не учитывать особенности его эмоционального восприятия. Для ребенка родным и понятным является язык жестов и эмоций, а не язык холодного рассудка и логики. Для него характерна повышенная восприимчивость к тону, взгляду, интонации взрослого.

Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. Если ребенок научится выразительно говорить, то он будет понятен другим за счет выразительности своей речи. А достигается это благодаря музыкальным занятиям, ведь интонация – это музыка речи. А также тому, что на наших занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя.

Развитие речи происходит не тогда, когда мы заучиваем готовые фразы или описываем по образцу, а когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно «подбросить» новые слова, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство.

Для развития речи ребенка важно его хвалить, эмоционально поддерживать («какая замечательная, великолепная мысль!»), активизировать все его возможности. Дети говорят мало, когда говорят плохо, и наоборот.

Важно также не создавать ситуации, когда ребенку  остается говорить только «да» и «нет». «Я сделаю, как ты хочешь, только обьясни мне».

Становление личностных качеств ребенка, а также развитие его речи происходит одновременно с развитием его эмоционального мира. Огромную помощь этому может оказать искусство (музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация). Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства прежде всего силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри. Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для нее родной.   Классическая музыка усиливает воздействие тренингов, дает объемность, глубину. А также развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости.

Говоря о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, на первое место мы ставим развитие его чувственно – эмоциональной сферы, формирование и совершенствование характера, социализацию. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены. Он не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Воображаемые персонажи, предметы, ситуации для малыша совершенно реальны. Поэтому воображение и фантазию необходимо развивать именно в этот период детства. И именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки. Тогда, когда дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы. Важно, что мы не просто слушаем классическую музыку, а устраиваем из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке. Ведь надо ничего не пропустить, успеть переключиться с одного образа на другой. Например, услышать в музыке сигнал трубы, оживляющей неподвижных солдатиков, и показать барабанщиков, трубачей, веселого клоуна, хитрую лису, сердитого волка (Ж. Бизе «Игры детей. Марш – труба и барабан»). Вместе с музыкой К. Сен-Санса из «Карнавала животных» мы опускаемся все глубже, как рыбки («Аквариум»), поочередно прыгаем и свистим, как «Персона с длинными ушами», придумываем свой цирковой номер («Слон») и т. д.

Сказка, игра, импровизация становятся главными инструментами воспитания личности при помощи искусства. На наших занятиях нет неизменных сюжетов, мы не репетируем готовые сценки. Сказка у нас живая, она адаптируется под те задачи, которые мы перед собой ставим, строится в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей в группе, и у каждого ребенка она своя. «В моей сказке так, а в твоей?» В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантонимой, и, в довершение, речью. Задача взрослого – вызвать сильный интерес, эмоционально «зажечь» ребенка, пробудить потребность высказаться. И тут уже, когда обстановка заряжена творчеством и интересом, каждый хочет показать и рассказать, какой у него, к примеру, Лев и как он поступит в предложенных обстоятельствах. Взрослому важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций.

Открытием для детей ( впрочем, и для многих родителей) является то, что одно и то же слово (фраза) у каждого человека вызывает свою «картинку». Произнося «машина», «коробка», «кукла», «ребенок» и так далее, у каждого возникает индивидуальный образ, и другой человек представляет себе машину совсем не такой, какой «увидел» её я. У каждого свое представление. И, если я хочу, чтобы меня понимали, я должен как можно подробнее и образнее описать свою «картинку», чтобы и другие ее смогли увидеть такой, как я. Важно подвести к пониманию: пока ты не сказал, не описал, не разъяснил в подробностях и деталях, мы не увидим то, что видишь ты. Взрослый помогает ребенку своими наводящими вопросами «рассмотреть» свою картинку до мелочей и подробно, ярко описать. И как, оказывается, здорово и интересно, что у каждого своя «картинка», что все разные и нет «правильного» и «неправильного». У ребенка не возникает страха, что он скажет что-то не так. Чужая мысль – тема обсуждения, а не осуждения. Если тебя не критикуют, то у тебя есть интерес. А когда интересно, то активизируются и мышление, и внимание, задействуется весь творческий потенциал.

На занятиях мы уделяем большое внимание «проживанию» поэзии, открывая для себя то, что восприятие каждой фразы может быть различным, оно зависит от интонации и оттенков чувств, с которыми она произносится. Мы не заучиваем стихи, мы обыгрываем каждую фразу, окрашиваем ее различными эмоциями. У каждого ребенка своя интерпретация одного и того же стихотворения. При этом детям становится интересным творчество друг друга, интересно придумывать свою версию. Такое «проживание», проигрывание стихотворений приводит к тому, что текст стихотворения запоминается сам собой, мы его успели незаметно запомнить, пока проигрывали с различными эмоциями и чувствами разные варианты. Но при этом поэзия (как и классическая музыка) становится живой и яркой, входит глубоко в жизнь ребенка, обогащая и насыщая ее. Ребенок начинает воспринимать мир с большей открытостью, а сам мир вокруг становится объёмнее и красочнее.

 Вместе с этим развивается творческое мышление, внимание, воображение, выразительность, обогащается представление ребенка о собственных способностях и возможностях, появляется уверенность в своих силах. Одновременно раскрывается индивидуальность каждого и происходит принятие себя и других, интерес к творчеству других. Расширяется диапазон чувств и используемых ребенком средств выражения этих чувств – речь, мимика, движение, интонация. Ребенок учится анализировать и отслеживать различные эмоции и то, что их вызывает. Важно пробудить творческую активность ребенка (эмоционально-интуитивную активность перевести на уровень сознательной деятельности), вдохновить, развить активное воображение. А воображение, управляемое сознанием и волей, является основой любой успешной деятельности, способствует возникновению глубоких чувств, дает мощный толчок развитию речи.

Работая со стихами (поэзия Пушкина, Бунина, Тютчева), дети ощущают красоту слова, проживают яркие образы, сами начинают говорить красиво и выразительно. Важно наполнить ребенка сильными чувствами, углубить и расцветить их, чтобы у него появилось желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танцевальной импровизации.

Основной упор мы делаем на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации. Мы обращаемся к внутреннему миру ребенка, развиваем чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими. Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни. Главная наша задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься. 

Автор статьи Ирина Коваленко.

Читайте также:  Аденоиды влияют на развитие ребенка

Источник

Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик

Поделись  улыбкою своей        

И она не раз к тебе ещё вернётся

Сегодня, в современном мире, в круговороте пестреющих как листы отрывного календаря событий, где идет борьба  за материальное благополучие и духовную удовлетворенность,  нам взрослым хочется быть причастным к чуду счастья. Мы хотим  иметь семью, где рожденный малыш будет доставлять нам приятные хлопоты, радость и быть опорой в старости.

 Мечты родителей  видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика  мечты. Это подтверждается тем, что не только в нашей стране, но и во всем мире сегодня в педагогических обществах обсуждаются вопросы глубины содержания образования и воспитания. Для современной эпохи стало характерно понятие «кризис детства», где главным стало потеря идеальной формы понимания нравственных, моральных, этических качеств.  Почему в душе ребенка вместо цветущий розы счастья  растут колючки? Почему взрослым легче и спокойнее,   не замечать причины незаметной внешне, но глубоко-духовной болезни детей. Почему папы самоустраняются от воспитания своих детей?

Список вопросов можно пополнять долго. Чтобы не было таких вопросов нужно  с раннего возраста уделять самое серьезное внимание ребенку, беречь его психику. Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.  Время диктует свои условия: Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь ясно выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко — буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше ребенок начнет овладевать речью, тем комфортнее он будет себя чувствовать для дальнейшего развития.

Читайте также:  Методика зака интеллектуального развития ребенка

«Изучение каждого предмета  передается ребенку, усваивается ими, выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от коренного недостатка при изучении всякого другого предмета… Тут нет педагога с его мимикой и интонацией,  которое могли бы показать, что главное, что второстепенное». (Из книги: «Мудрость воспитания»).

       Эмоции признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку. Так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складываются на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

     Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Это подтверждается на практике  моей работы в ясельной группе  детского сада. Второй год с моими малышами мы занимаемся развитием речи. Их возраст 2-3года, по уровню общения разговорной речью детей можно поделить на три группы: хорошо говорящие; средне говорящие; начинающие. Причин по отставанию детей от своих сверстников в активной речи может быть несколько  субъективных и объективных. Но непреложным остается тот факт, что все мои дети в первую минуту встречи со мной, няней , медсестрами и другими взрослыми ,распахнув глазки ,ждут от нас эмоционального положительного контакта с ними. Поэтому при утреннем приеме  детей уделяю внимание свой речи, чтобы она была яркой, ласковой,  грамотной ,а мимика лица выражала  радость при  встречи с ребенком. Так же обнимаю каждого из них, но не проявляю излишнюю напористость, чтобы ребенок доверился мне и психологически  успокоился  для  приветствия и общения со сверстниками и взрослыми. Здесь же использую и такие приемы, как переодевание в костюмы  сказочных героев, например, в лису, Мальвину, зайчика, Петрушку для полного эмоционального раскрепощения малыша в виде восторга, удивления, узнавания, общения.

   Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя. Поэтому обучение малышей развитию речи возможно только в игре и когда затронуты положительные эмоции ребенка, иначе он просто отвернется или уйдет. И еще важным моментом является  то, что занятия  основаны  на подражании взрослому, его движениям, действиям, словам. Когда знакомлю детей с новыми играми, когда учу одевать куклу, убаюкивать зайчика, строить из кубиков, катать машинку за веревочку, умываться, плясать с мишкой и т.д., я осознаю, что ребенок наблюдает за мной, повторяет мои движения, слова, действия, а значит усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становиться более самостоятельным.

Читайте также:  Упражнения для развития памяти ребенка

Подвижные игры, которые мы проводим, так же дают положительный и эмоциональный настрой. Дети с радостью бегают, прыгают, ползают и здесь же быстрее идет налаживание положительного  контакта между детьми, развивается их речь. Они с удовольствием  помогают зайчику согреть лапки, перейти мышке через ручеек, погулять с куклой в коляске и т. д.

Среди малоподвижных игр, по моему мнению,  достойное место занимают игры «контакт руками». Из этой серии, например, такие как «Хлопушка», «Коготки- царапки», « Найди, где спрятано?»  они помогли  мне наладить с детьми  индивидуальной   длительный контакт для общения.

Провожу с детьми дыхательные упражнения, такие как «Ветерок», «Снежинка», «Кораблик», « открой картинку» для развития высоты и силы голосовых связок.

Развитие речи ребенка тесно связано с эмоциями  во время заучивания потешек, стихов, песен. В связи с этим я разработала свой проект на тему:

«Потешки о животных» и стихи о животных-2010г., а в 2011году разработала другой проект на тему «Цирк». Все это  помогает мне в работе по развитию речи,  как наглядное пособие. Благодаря этому, мы с детьми подражаем голосам  животных, их походке и  повадкам, работаем над мимикой лица.

Такое перевоплощение дает детям возможность быстрее и непринужденно заучить потешку, стишок и сохранить положительные эмоции.

Большое значение в формировании положительных эмоций и в развитие речи  

имеют наблюдения на прогулке. Через беседу о живой и неживой природе ребенок познает окружающий мир, учиться сравнивать. Здесь по возможности так же использую потешки, стихи, песни, загадки.

Провожу с детьми  игры на сопереживание, сочувствие, оказание помощи, например, «Оторвали мишке лапу», «Доктор лечит больных животных» и др.

 Ценность этих игр в неповторимости эмоциональных  переживаний каждого ребенка в отдельности.

Многое будет зависеть то того,  насколько интересно организованны  сюжетно-ролевые игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. В этих играх ребенок перевоплощается, примеряет на себя роль мамы, папы, парикмахера, ведет диалог со сверстниками, развивает сам сюжет игры. Это помогает ребенку выразить свои эмоции,  обогатить словарный запас слов, строить грамотно речь, находить контакт с детьми.

Важным значением в развитии речи имеют игры на развитие мелкой моторики рук: игры с крупой, фасолью, мозаикой , а так же пальчиковая гимнастика.

Почетное место занимают дидактические игры. Провожу с детьми

игры « Чудесный мешочек», « Кто как кричит», « Чей малыш?» « Фруктовое лото». Добиваюсь от ребенка четкого произношения слов и знакомлю с новыми словами по картинкам.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому нужно стараться отмечать любые,  даже самые скромные, достижения и успехи.

Таким образом эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных  условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого  взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В каждом человеке и звере, каждой птице живёт маленький тёплый, солнечный зайчик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нём, этот солнечный зайчик проснётся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как всё будет хорошо!

Список рекомендуемой литературы:

*Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.- М..: Просвещение, 1991.

*Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов – на – Дону : Феникс , 2003.

*Щеглова В. Кукольный театр в творческих играх детей // Дошкольное воспитание.-1970.-№5.-с.40-43.

*Бабынина Т.Ф. Игровые пальчики. — Набережные Челны, 2008.

* Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.:Просвещение , 1985

* Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с

* Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.-1987.

Источник