Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование – это универсальный метод для развития творческих способностей дошкольников. Его с успехом используют в работе с детьми разных возрастов и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации.

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей и развития его личности в целом. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?

Наиболее доступные для дошкольников:

  1. озвучивание стихотворений, сказок;
  2. озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
  3. сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
  4. сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
  5. придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года.

Следует научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения  без авторского научения и показа способа того или иного задания.

Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях. Рассмотрим несколько примеров.

Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!                        треугольник

На дворе звенит капель             глиссандо

По полям бегут ручьи,               металлофоны

На дорогах лужи                       музыкальный колокольчик

Скоро выйдут муравьи              тихое шуршание

После зимней стужи                  любым предметом

Пробирается медведь                 трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.          

Стали птицы песни петь             свистулька

И расцвёл подснежник               колокольчик

В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подбирать инструментальное сопровождение.

Более сложный вариант – озвучивание собственных рассказов о явлениях природы. Например, подул свежий весенний ветер – маракас, погремушки.

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Используются разные способы: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, по ролям. Например, озвучивание русской народной сказки «Курочка

ряба» или «У страха глаза велики» (музыкальный руководитель озвучивает с участием воспитателей)

Озвучивание рассказов по репродукциям картин. Например, В. Маковского «Дети, бегущие от  грозы», а также озвучивание пейзажных картин.

Например, И. Шишкина «Рожь». Придумать и рассказать о чём шептались колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики.

Проведение подобных занятий требует подготовительной работы с детьми. Педагогу вместе с детьми необходимо рассмотреть картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. На первых порах используется подсказка.

Придумывание загадок. Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина  и предаёт его звучание в определённом ритме, на выбранном им самим, инструменте. Другие дети отгадывают, находя карточку с его изображением.

Таким образом, метод элементарного музицирования является средством развития творческих способностей у дошкольников.

Источник

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 

КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2017

Составитель: Кучерявенко М.В.

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №70

                   Калининского района г. Санкт-Петербурга

                О больших возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста напи-сано и сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми. Оно дает педагогам возможность экпериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

                 В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?

  1. С помощью детских музыкальных инструментов и игрушек попробуйте загадывать детям загадки, используя различные приемы игры: глиссандо по пластинкам металлофона и ксилофона (ручеек, ливень солнечные лучики и т. д.); удары по пластинкам металлофона и ксилофона или по треугольнику (часы, капли дождя, сверкание снежинок); встряхивание погремушки или маракаса(шум листвы, шум ветра, дождя, метель) и т.д. С приобретением опыта звучащие загадки смогут загадывать и дети. Такие задания развивают воображение, расширяют представления о мире.

         Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часики, самолет, поезд, машина и т.д. Ребенок передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

  1. В процессе сюжетно-ролевой игры создайте ситуации сочинения детьми мелодии определенного жанра (марша, танца, колыбельной) на металлофоне, ксилофоне).
  1. Слушайте с детьми аудиозаписи с последующим подыгрыванием на шумовых музыкальных инструментах.
  1. Используйте в процессе пения подыгрывание на музыкальных инструментах (треугольнике, бубне ,маракасе, погремушке).
  2. На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи поощряйте детей к сочинению рассказов о текущем времени года с озвучиванием на различных музыкальных инструментах.
Читайте также:  Результаты развития личности ребенка

              Наблюдайте на прогулке за происходящим вокруг, проговаривайте с детьми увиденные явления. В группе подбирайте звучания, передающие эти явления природы. Привлекайте внимание ребенка к тембру того или иного музыкального инструмента, вместе определяйте, на что похожи эти звуки, попутно знакомя детей с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. Когда дети освоятся и получат достаточный опыт, можно составить небольшой рассказ о том, что вы вместе наблюдали, — « нарисовать» звуками картину того или иного времени года.

РАССКАЗ «ОСЕНЬ»

Подул холодный ветер и нагнал большие темные тучи. (Маракас или погремушка)

Листья на деревьях стали желтеть и падать на землю. (Отдельные удары на металлофоне – сверху вниз)

Дождь шел все чаще, целыми днями только и слышно: кап да кап.

(Треугольник)

Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю.

(Глиссандо на металлофоне снизу вверх)

Потом вздохнет и опять спрячется (Глиссандо на металлофоне снизу вверх)

Не дает ему ветер погулять, землю обогреть. (Маракас или погремушка)

Наступила осень. ( Треугольник)

  1. В свободное время играйте с детьми в дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов («Угадай на чем играю», «Ритмическое лото», «Музыкальное эхо», «Кого встретил колобок?» и т.д.).
  2. Озвучивание  стихов, рассказывающих о явлениях природы.

СТИХИ

Шла зима, снежком играя,                   музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой.            

Тучи снежные сгребая                           шуршалки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки             металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утек!                                    Глиссандо на металлофоне

Движения и жесты подбираются по смыслу стихотворения. Варианты озвучивания могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения или сказки или рассказа замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация. Творческое озвучивание может включать также и пластическую импровизацию.

  1. Сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины).

                  Одно из любимых занятий детей – рассматривание картинок, иллюстраций в книгах. Но благодаря фантазии и музыкальным инструментам картину можно не только увидеть, но и услышать. Попробуйте после обсуждения с ребенком нарисованных персонажей и изображенных событий произвести вместе звуки, которые можно услышать, если мысленно оказаться в месте, нарисованном художником. А еще интереснее сочинить и озвучить связный рассказ по картине.

КАРТИНА К.Е. Маковского «ДЕТИ, БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ»

Однажды Маша взяла собой братика Ванечку в лес по грибы да по ягоды. (Размеренные удары в пластмассовый молоточек)

Светило солнышко.(глиссандо на металлофоне)

Пели птички (игра на свистульке)

Машенька посадила Ванечку под кустик, а сама собирала ягодки, грибы да аукалась с подружками (игра на духовой гармонике)

Не сразу заметили дети, как скрылось солнышко, подул ветер и тревожно зашумели деревья (Дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку)

Побежала Маша к Ванечке, посадила его на плечи и побежала через поле к деревне (Частые удары в пластмассовый молоточек)

Тучи все сгущались, ветер стал дуть еще сильнее. (Дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку)

Загремел гром, засверкали молнии ( Удары в барабан и по треугольнику)

Страшно было детям, но Маша успокаивала Ванечку и продолжала бежать (Частые удары в пластмассовый молоточек)

Когда зашумел ливень, дети были уже дома, где их заждались родители. (Тремоло на треугольнике)

  1. Воспитатель вместе с детьми может озвучить сказочные истории («Кто сказал «мяу»?»,  «Как цыпленок голос искал», ит.д.).
  2.  Озвучивание русских народных сказок («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» ит.д.).

СКАЗКА « КОЛОБОК»

Жили-были Дед и Баба                   шарманка

         Да была у них Курочка Ряба

         «Кудах-тах,тах, кудах-тах, тах»       деревянные ложки

         Снесла Курочка яичко,                      металлофон

         Да не простое, а золотое.

          Дед бил, бил, не разбил.                 деревянные ложки

          Баба била, била, не разбила           удары чаще

          Мышка бежала, хвостиком махнула, колокольчик

          Яичко упало и разбилось…                    удары по металлофону в                          

                                                                                 сторону высоких звуков,

                                                                                  глиссандо и в конце удар.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка вред

          Плачет Дед, плачет Баба                          размеренные удары по

                                                                                   Треугольнику

          А Курочка им говорит                                 частые удары по треуголь-

                                                                                     нику

          Не плачь, Дед, не плачь, Баба                   размеренные удары по 

                                                                                      треугольнику

          Я снесу вам яичко другое, не золотое.       удары ложками

                Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем – и большим, и маленьким. Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также при помощи платковых кукол, и непосредственно по ролям. В результате таких творческих импровизаций дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая  «находки» друг у друга.

                    В полне допустимо, что воспитатель мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

                   В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В.Бианки), к которым очень легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при  желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучание при помощи доступных музыкальных инструментов, игрушек, предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

                   Ученые утверждают, что дети – прирожденные художники. Они увлеченно рисуют, отражая свое восприятие мира в этих рисунках. Расширению представлений ребенка об окружающем, развитию наблюдательности, фантазии способствует совместное творчество с использованием детских музыкальных инструментов. Важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе  тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания. Другими словами научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого  и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Источник

Консультация для воспитателей

Элементарное музицирование как средство

 творческого развития детей дошкольного возраста

        О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей дошкольников сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

        В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Перечислим наиболее известные и доступные:

— озвучивание стихотворений, сказок;

— озвучивание рассказов о явлениях природы, животных, птицах;

— сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

— сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

— придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

        безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Другими словами, научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми—то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Читайте также:  Развитие ребенка кукольным театром

Вот  несколько примеров:

Озвучивание стихотворений.

С. Маршак.

АПРЕЛЬ.

Апрель! Апрель!                        колокольчик, треугольник.

На дворе звенит капель.—        глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,—                глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи.—                        музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи                тихое шуршание

После зимней стужи.—                любой звук

Пробирается медведь –                 трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.                

Стали птицы песни петь –         свистульки, дудочки

И расцвел подснежник.                Колокольчик

Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

        Творческое озвучивание следующего примера может включать также и пластическую импровизацию.

Шла зима, снежком играя, —                 музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой,

Тучи снежные сгребая —                         шуршащие звуки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки —         металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утек!                                глиссандо на металлофоне

Движения и жесты побираются по смыслу стихотворения.

        В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.

        Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

         В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

Озвучивание собственных рассказов о явлениях природы.

Например:

Подул свежий весенний ветер. –                 маракас, погремушка.

Пригнал большие облака.

И из них вдруг закапали

Сверкающие капельки. –                                 металлофон.

Сначала они капали робко, медленно.

Потом быстрее и быстрее. –                         темп ускоряется.

Их становилось все больше!

Они шумели в ветках деревьев –                 хлопки по коленям, столу, По крыше, подоконнику.                                  в ладоши и т.д.

И все вокруг наполнилось

Звуками весеннего ливня!                        Общий звук.

Озвучивание сказок.

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также непосредственно по ролям.

        Самая незатейливая сказка, например, «Курочка Ряба», преображается и вызывает просто жгучий интерес любой (даже взрослой) аудитории.

Жили-были Дед да Баба —                 шарманка

Да была у них Курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» —         деревянные ложки.        

Снесла Курочка яичко,

Да не простое, а золотое. –                 металлофон.

Дед бил, бил, не разбил. —                 деревянные ложки.

Баба били, била, не разбила. —                 удары чаще.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула, —                         колокольчик.

Яичко упало и разбилось… —                 удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар.

И так далее.

Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем—и большим и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие сами уже могут самостоятельно ее озвучивать.

Озвучивание рассказов по репродукциям картин.

Это одно из самых сложных заданий, используется он в основном на занятиях по развитию речи.

Например, картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок. —                 музыкальный молоточек. 

Стали собирать грибы, ягоды, аукаться, – дудочки, свирельки.

Птичек слушать. —                                         свистульки.

Не заметила Машенька,

как набежали тучи – погремушки.

Потемнело кругом, прогремел гром. —         барабан.

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула. Взяла своего братца Ванечку за ручку и побежала. —                 музыкальный молоточек.

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. —         румба.

А тучи все сильнее, гром все громче. —         усиление звучания барабана.

Тогда схватила сестричка братика, —         музыкальный молоточек.

Посадила себе за плечи и

припустилась со всех ног по полю. —         ускорение темпа.

Сверкали молнии, шумел ветер,

Гремел гром. —         маракас, барабан.

Упали первые капли дождя,

Было страшно! —         румба.

Но Машенька не бросила малыша,

Добежала с ним до деревни.

И когда начался ливень, —         треугольник.

Брат и сестричка были уже дома. —         глиссандо на металлофоне.

        Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элемент сюрприза, игры, позволяет многогранно проявиться детской фантазии.

Придумывание загадок на основе тембра звучащих инструментов.

        Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд…Он передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Приведенные примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяют объединить работу различных специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др.

Включать подобные игры-упражнения можно и в занятия, и в программу праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.

О пользе таких занятий говорить не приходится. Побольше бы их проводилось!

Источник