Ян амос коменский о развитии ребенка
Ян Амо́с Ко́менский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Он родился в семье члена общины Чешских братьев, получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612–56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618–21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40‑е гг. Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 он был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Один из таких текстов мы предлагаем нашим читателям. Несмотря на то, что он написал почти 400 лет назад, эти правила актуальны и для современных родителей и педагогов.
1. Не только хижина
Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек — более высокое создание, чем все эти животные, — должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.
Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.
2. Тройная цель
Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:
1) Вера и благочестие.
2) Добрые нравы.
3) Знание языков и наук.
И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем — к добрым нравам или добродетелям, наконец — к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.
У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того — рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того — храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!
3. Когда начинать воспитывать
Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.
В пределах шести лет ребёнок должен знать:
(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.
В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.
4. Когда начинать обучать
Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере — относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.
Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.
Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.
Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.
5. О здоровом теле
Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.
Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.
6. Семья
Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.
7. Укреплять интерес
Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.
Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.
И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.
8. Дети должны быть заняты
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).
9. Научить ребёнка молчать
Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.
Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое — говорить и молчать — является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.
Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.
Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, — насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.
10. Образование для всех
В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.
Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.
Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.
У Бога нет лицеприятия — не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.
Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.
11. Развивать имеющееся
Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.
12. Самый действительный путь
Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.
13. Кого учить?
Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.
14. В школах
Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:
I. Развивались способности.
II. Совершенствовались языки.
III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.
IV. Бог искренно почитался.
15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению
Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.
Родителями.
Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.
Учителями.
Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.
16. Не перегружать
Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.
17. Порядок
Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.
Источник
(следует читать — к людям)
Современное благое слово о педагогах разных эпох
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти. Плутарх
Краткая историческая справка о педагогическом труде всей жизни Я. А. Коменского «Великой дидактике»
Ян Амос Коменский (1592-1670)
— выдающийся чешский педагог-реформатор, священник, мыслитель.
Самым известным произведением Коменского стала «Великая дидактика»
— это четырехтомный научный труд, в который вошли такие темы по педагогике, которые всегда будут волновать сердца думающих людей.
Педагог-реформатор назвал существующие школы лабиринтами, не имеющими правильного выхода, и не только писал теоретические труды по вопросам обучения и воспитания детей, но и сам организовывал школы по всей Европе и преподавал в них.
Фундаментальной идеей педагогики Коменского стала «Пансофия», пронизывающая «Великую дидактику» и остальные его произведения. Выдающийся мыслитель видел корень зла в незнании или искажении знания и мечтал приобщить человечество к Всеобщей Мудрости, подлинному знанию (пансо-фии).
Я. А. Коменский сравнивает формирование человека с природными растениями. Он говорит, что никто не сажает сорняки и не ухаживает за ними, а культурное растение всегда требует к себе внимания. Так и ребенок, считает педагог, должен воспитываться и обучаться правильно. Коменский несколько глав в своем научном труде посвящает необходимости существования школ, много говорит о преобразовании их к лучшему. Можно сказать, что ключевым словом 1-ой части «Великой дидактики» стало слово «порядок, точный порядок во всем». «Нужно учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат. Обучение должно быть легким и в то же время прочным», — настаивает Коменский.
Педагог предлагает свой «метод наук», «метод подобного обучения в частности». Он считает, что обучение невозможно без воспитания нравственности, и метод воспитания нравов ставит гораздо выше метода обучения. Комен-ский говорит о четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся. И что очень важно отметить, он дает возможность каждому ребенку, каждому темперамен-
ту молодого человека, развиваться индивидуально. И опять приводит в пример природу — созревание плодов на яблонях разных сортов: ранних, средних и поздних.
Педагог домашнее образование называет «материнской школой» и считает, что основные понятия об элементарных вещах ребенок должен получить в семье, а роль школы состоит в том, чтобы развить эти знания.
Особое внимание он уделяет методу обучения языкам. В частности, он говорит к нам из глубины веков, что методика обучения иностранному языку (приводит в пример обучение латинскому языку) так запутанна, как будто это сделано специально. Поэтому простые люди, живущие несколько месяцев в другой стране, быстрее выучивают иностранный разговорный язык, чем школьник, занимающийся этим специально многие годы. В результате он так и выходит из стен школы, не зная иностранного разговорного языка совсем и имея скупые, поверхностные знания о грамматике и письменной речи.
Коменский как бы ищет в педагогике ту точку опоры, к которой можно бы было приставить рычаг и перевернуть направление мыслей и дел всего человечества в сторону правды и справедливости.
IV часть своего научного труда он называет «Пампедией» («Всеобщим советом об исправлении дел человеческих»). Выдающийся педагог отмечает, что воспитание и обучение не заканчиваются в школе. Он говорит, что ребенку необходимо привить не только любовь к добыванию знаний, но и умения (применение знаний в новой ситуации) и навыки (способность применять знания автоматически).
Размышление Коменского об обучении человека всему, что служит совершенствованию человеческой природы: и необходимости этого, и возможности, и поиск легких путей— опять же дается выдающимся педагогом в сравнении с природой. Не может быть человек духовно наполнен без наполнения душевного. Сначала душевное — положить в основу Божественные и человеческие знания, способность общаться, любить Бога, любить людей, уметь высказывать свое мнение людям из разных сословий так, чтобы никого не обидеть и не превозноситься перед ними своими познаниями в какой-либо области, а потом — духовное.
Коменский неоднократно отмечал, что человек, имеющий глубокие знания и хорошо воспитанный человек, обязательно даст собеседнику высказать свое мнение, выслушает его, и только после этого тактично представит ему собственное мнение по поводу спорного вопроса.
Нужно следить за тем, что читают дети, считает Коменский, направлять чтение, читать вместе с ребенком, помогая таким образом формированию его личности. Речь об этом идет и в VI части научного труда, названной «Пан-библией». И здесь Коменский называет книги «инструментом, призванным служить универсальному образованию молодого человека, подготовке его к будущей жизни», потому что воспитание и образование не заканчивается в отрочестве («школа отрочества»), с которой связано изучение «других ученых языков», энциклопедии наук и искусств, нравов и благочестия. Педагог считает, что должна быть «школа зрелости», в которой изучается искусство благой жизни и успешной деятельности или жизненная практика. И — «школа старости» — вершина человеческой мудрости, то есть счастливое достижение предела земной жизни и блаженное вступление в жизнь бессмертную, или, в противном случае, горькое пожинание плодов своей жизни.
Основная часть
Великая «оправдательная надежда» для тех родителей, чьи дети нуждаются в перевоспитании.
Я. А. Коменский в 1-ой части своего научного труда по педагогике пишет, что детский возраст побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты чему-либо хочешь научить ребенка, покажи, как делают это другие, и он будет подражать без всяких приказаний.
Все люди произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, то есть разумными существами, владыками тварей (творений), ярким подобием своего Творца. Следовательно, они должны с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к
будущей.
К учителям Коменский предъявляет особые требования: это должны быть люди, во-первых, любящие детей, во-вторых, нравственные и не гневливые, имеющие нрав спокойный, в-третьих, хорошо знающие свой предмет и способные научить другого этому предмету, в-четвертых, желающие учиться всю жизнь.
И если учителя будут способствовать развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то это будет несправедливо не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, который хочет, чтобы все, на ком Он начертал Свой образ, Его любили и восхваляли. Это будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно на-столько,насколько познаем.
Нам неизвестно, для какой цели предназначен в этой жизни каждый из нас, но нам должно знать, что Бог иногда создавал выдающиеся орудия Своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных людей. Будем же подражать небесному солнцу, которое согревает и ласкает своими лучами всё.
В особенности нужно помогать детям тупым (тупые способности) и глупым от природы. Это обстоятельство еще более требует универсальности умов, потому что кто по природе более медлителен и глуп, тот тем более нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленности и пустоты. Как дырявый сосуд, часто подвергаемый мытью, хоть и не удерживает воды, но все-таки теряет свою грязь, так и тупые и глупые люди, хотя бы и не сделают никаких успехов в образовании, однако смягчаются нравами и научаются повиноваться.
Кроме того, известно из опыта, что некоторые, слишком медлительные от природы, получив образование, намного опережали даже людей одаренных, ибо «неутомимый труд побеждает все». Некоторые с детства обладают прекрасным здоровьем и способностями, а потом вдруг начинают хворать и худеть, а другие, наоборот, — в детстве болезненны, а затем крепнут и хорошо растут. Так бывает и с умственными способностями — одни развиваются быстро, но быстро слабеют и до некоторой степени тупеют, а другие сначала бывают тупыми, а затем быстро и прочно развиваются.
Ведь и в фруктовых садах мы любим иметь деревья,не только приносящие плод рано, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее, так как всё (как говорит Сирах*) в свое время находит хвалу и доказывает, хоть и с опозданием, что оно существовало не напрасно. Так почему же мы хотим допустить в свой сад знаний только одного рода дарования, отказывая другим? Ибо из каждого человека получается Человек, если его не портить.
«Следует ли лечить застарелые болезни?» — задает риторический вопрос Я.А.Коменский, и сам же отвечает, что лечить их трудно и практически невозможно, однако, если бы нашелся такой человек, кто пообещал бы больному излечить их, неужели страдающий отверг бы это предложение?
Попробуем приступить к исцелению застарелых болезней, то есть к перевоспитанию человека (независимо от того, сколько ему лет). Во-первых, основное требование при таком подходе должно быть следующим — весь процесс обучения и воспитания должен проходить естественно, легко и мягко, как бы сам собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Сравнение приводится с организмом молодого человека, который, если разумно его питать (душевно вначале, затем духовно), греть, упражнять физически — сам собой растет и распределяет это «питание» между всеми членами тела.
Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, основательное. «Что это значит?» — опять же задает вопрос Коменский.
Истинным образованием выдающийся педагог называет такое, при котором человек приучался бы руководствоваться не только чужим умом, а своим собственным, не только научился бы выписывать и заучивать чужое мнение об определенных вещах, но и развивал бы в себе способность проникать в корень изучаемых вещей и вырабатывать истинное их понимание и употребление к жизни. Так, по мнению Коменского, следует читать Священное Писание.
Без воспитания, настоящей нравственности и благочестия (то есть обучения жить не перед людьми, а перед Богом), ни один из методов действовать не будет.
Педагог предупреждает, что не следует перегружать ребенка знаниями, часто совершенно бесполезными, и занятия в школе должны проходить не более 4-х часов.
Аристотель провозгласил, что желание учиться «человеку врожденно», только иногда нежная снисходительность родителей извращает у детей естественное стремление. Иногда их привлекают к пустым занятиям необузданные товарищи и обольщают какими-либо внешними предметами, и у детей происходит «охладевание» к получению знаний, они уже не хотят усваивать неизвестное. Это подобно языку человека, привыкшему к определенному вкусу и нелегко различающему другой. Нужно стараться мягко, легко, без принуждения вернуть ребенка (или вообще человека) к первоначальной природной восприимчивости, и у него восстановится врожденная любовь к приобретению знаний. Конечно же, это все делает та родительская любовь, которая, по словам Священного Писания, первое что делает — «долготерпит».
Коменский опять же приводит в этом месте своего научного труда пример из природы вещей. Он спрашивает, многие ли задумывались (имея в виду и родителей и учителей) над вопросом, как сделать юношество восприимчивым к благочестивому воспитанию, образованию. Вот, например, токарь, прежде чем вытачивать что-либо из дерева, сначала обрубает его топором; кузнец, прежде чем ковать железо, размягчает его; ткач…, сапожник…
Но сколь часто учитель или родитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы в нем любовь к знанию, вызвал бы желание добровольно подчиняться своему наставнику? Обычно этот этап в обучении отсутствует, а сразу же начинается, как общепринято считать, основной этап, то есть подача конкретных знаний.
И вот взрослый человек начинает ученика подвергать своей обработке и желает сразу видеть свой продукт отполированным, а если же этого немедленно, по его желанию, не произойдет, то он шумит, негодует, неистовствует. И не удивительно, что от такого процесса воспитания и образования дети уклоняются и бегут! Удивительно, как некоторые еще вообще выдерживают и остаются. А остаются они, вероятно, потому, что врожденная любовь к приобретению знаний все-таки побеждает.
Я.А.Коменский говорит о шести типах врожденных способностей: у одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие, податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие — увлекаются технической работой.
К каждому типу способностей требуется свой подход
- Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям, податливые. Им ничего не нужно, только предлагать «научную пищу». Растут они сами, как благородные растения. Нужно сдерживать их пыл, не позволять торопиться, чтобы раньше времени не истощились, не ослабели.
- Во -вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
- В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких в школах ненавидят и считают безнадежными, но именно из них и вырастают выдающиеся люди. Неукротимые «молодые лошади» становятся послушными, если к ним применяется правильное воспитание. Коменский приводит несколько примеров, когда из «отпетых» упрямцев получались великолепные люди. По этому поводу Плутарх говорил, «что много отличных природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней обращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».
- В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. Такие идут по стопам идущих впереди. Нужно снизойти к их слабости, не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, помогать, одобрять, поддерживать, чтобы они не пали духом.
- В-пятых, есть ученики тупые и вялые, сверх того, равнодушные. Их еще можно исправить, лишь бы они не были упрямыми. Здесь требуется великое благоразумие и терпение.
- На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой. Но и в этом случае есть надежда — известно, что неплодоносящие некогда деревья при правильном уходе начинают плодоносить. Не следует отчаиваться, нужно попробовать опять же с помощью долготерпения и любви устранить у таких людей упрямство. Если это не удается, нужно пробовать еще и еще раз. И только после этого оставить.
Однако среди тысяч едва ли найдется одна столь выродившаяся натура, это-то и служит доказательством Божи-ей благости. Плутарх в свое время говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти».
Источник