Ян амос коменский о развитии ребенка

Ян амос коменский о развитии ребенка thumbnail

Ян Амо́с Ко́менский — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

Он родился в семье члена общины Чеш­ских бра­тьев, полу­чил пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в брат­ской школе, в 1608-10 учился в латин­ской школе, затем в Хер­борн­ской ака­де­мии, Гей­дель­берг­ском уни­вер­си­тете, где при­сту­пил к созда­нию свое­об­раз­ной энцик­ло­пе­дии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над пол­ным сло­ва­рём чеш­ского языка («Сокро­вищ­ница чеш­ского языка», 1612–56). В 1614 Комен­ский — учи­тель брат­ской школы в Прше­рове. В 1618–21 жил в Фуль­неке, изу­чал труды гума­ни­стов эпохи Воз­рож­де­ния — Т. Кам­па­неллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Комен­ский при­сту­пил к созда­нию труда по дидак­тике на чеш­ском языке. В связи с гоне­ни­ями со сто­роны като­ли­ков Комен­ский эми­гри­ро­вал в Польшу (г. Лешно). Здесь он пре­по­да­вал в гим­на­зии, закон­чил свою «Дидак­тику» на чеш­ском языке (1632), а затем пере­ра­бо­тал её и пере­вёл на латин­ский язык, назвав «Вели­кой дидак­ти­кой», под­го­то­вил несколько учеб­ни­ков: «Откры­тая дверь к язы­кам» (1631), «Аст­ро­но­мия» (1632), «Физика» (1633), напи­сал пер­вое в исто­рии руко­вод­ство для семей­ного вос­пи­та­ния — «Мате­рин­ская школа» (1632). Комен­ский уси­ленно зани­мался раз­ра­бот­кой идей пан­со­фии (обу­че­ние всех всему), кото­рые вызвали боль­шой инте­рес евро­пей­ских учёных.

В 40‑е гг. Комен­ский опуб­ли­ко­вал ряд учеб­ни­ков. В 1650  он был при­гла­шён для орга­ни­за­ции школ в Вен­грии, где попы­тался частично осу­ще­ствить свой замы­сел устрой­ства пан­со­фи­че­ской школы. Науч­ное обос­но­ва­ние её прин­ци­пов, учеб­ный план, рас­по­ря­док дня были изло­жены Комен­ским в сочи­не­нии «Пан­со­фи­че­ская школа» (1651).

Стре­мясь ожи­вить пре­по­да­ва­ние и про­бу­дить в детях инте­рес к зна­ниям, Комен­ский при­ме­нил метод дра­ма­ти­за­ции учеб­ного мате­ри­ала и на основе «Откры­той двери к язы­кам» напи­сал ряд пьес, соста­вив­ших книгу «Школа-игра» (1656). В Вен­грии Комен­ский закон­чил пер­вый в исто­рии иллю­стри­ро­ван­ный учеб­ник «Мир чув­ствен­ных вещей в кар­тин­ках» (1658), в кото­ром рисунки явля­лись орга­ни­че­ской частью учеб­ных тек­стов. Один из таких тек­стов мы пред­ла­гаем нашим чита­те­лям. Несмотря на то, что он напи­сал почти 400 лет назад, эти пра­вила акту­альны и для совре­мен­ных роди­те­лей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди при­учают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к вер­хо­вой езде и к пере­возке тяже­стей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя при­спо­со­бить для дру­гих. Чело­век — более высо­кое созда­ние, чем все эти живот­ные, — дол­жен быть при­ве­дён к самым высо­ким целям, чтобы сво­ими доб­ро­де­те­лями как можно более соот­вет­ство­вать Богу, образ кото­рого он носит. Тело, конечно, как взя­тое из земли, есть земля, при­над­ле­жит земле и снова должно обра­титься в землю. А душа, кото­рую вдох­нул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, под­няться к Богу.

Поэтому роди­тели недо­ста­точно испол­няют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, гово­рить, укра­шаться одеж­дами, ибо всё это слу­жит только для тела, кото­рое не есть чело­век, а слу­жит хижи­ной для чело­века. Хозяин этой хижины (разум­ная душа) оби­тает внутри; о нём и сле­дует забо­титься больше, чем о внеш­ней этой оболочке.

2. Трой­ная цель

Должна быть твёрдо уста­нов­лена тро­я­кая цель вос­пи­та­ния юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Доб­рые нравы.

3) Зна­ние язы­ков и наук.

И всё это в том самом порядке, в кото­ром пред­ла­га­ется здесь, а не наобо­рот. Прежде всего, нужно при­учать детей к бла­го­че­стию, затем — к доб­рым нра­вам или доб­ро­де­те­лям, нако­нец — к более полез­ным нау­кам. Чем более, однако, они могут сде­лать успеха в этом послед­нем, тем лучше.

У кого в своём доме дети пре­да­ются этим трём упраж­не­ниям, у того — рай, где сеются, оро­ша­ются, зеле­неют и цве­тут небес­ные рас­те­ния; у того — храм Свя­того Духа, в кото­ром он создаёт и совер­шен­ствует сосуды мило­сер­дия, ору­дия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более бли­стали лучи его могу­ще­ства, муд­ро­сти и бла­го­сти; как счаст­ливы в таком раю родители!

3. Когда начи­нать воспитывать

Роди­тели не должны откла­ды­вать вос­пи­та­ние до обу­че­ния своих детей учи­те­лями и слу­жи­те­лями Церкви (так как невоз­можно уже вырос­шее кри­вое дерево сде­лать пря­мым и лес, повсюду усе­ян­ный тер­но­выми кустами, пре­вра­тить в ого­род). Они сами должны изу­чить спо­собы обра­ще­ния со сво­ими сокро­ви­щами, согласно с их цен­но­стью, чтобы под их соб­ствен­ным руко­вод­ством дети начи­нали воз­рас­тать в муд­ро­сти и любви у Бога и людей.

В пре­де­лах шести лет ребё­нок дол­жен знать:

(1) Что Бог суще­ствует, (2) везде при­сут­ствуя, взи­рает на всех нас; (3) тем, кто за Ним сле­дует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строп­ти­вых и без­нрав­ствен­ных нака­зы­вает смер­тью; (5) Его сле­дует бояться и все­гда при­зы­вать и любить как отца; (6) нужно испол­нять всё то, что Он пове­ле­вает; (7) если мы будем доб­рыми и чест­ными, Он при­мет нас на небо и пр.

В этих пре­де­лах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно дове­сти в бла­го­че­сти­вых упражнениях.

4. Когда начи­нать обучать

При­рода всех рож­да­ю­щихся существ такова, что они явля­ются гиб­кими и всего легче при­ни­мают форму, пока они в неж­ном воз­расте; окреп­нув, они не под­да­ются фор­ми­ро­ва­нию. Все это, оче­видно, в такой же мере — отно­сится и к самому чело­веку. У него мозг, вос­при­ни­мая попа­да­ю­щие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в дет­ском воз­расте вообще вла­жен и мягок и спо­со­бен вос­при­ни­мать все встре­ча­ю­щи­еся пред­меты; затем поне­многу он высы­хает и твер­деет, так что, по сви­де­тель­ству опыта, вещи запе­чат­ле­ва­ются и отоб­ра­жа­ются на нем с боль­шой трудностью.

Отсюда извест­ное выра­же­ние Цице­рона: «Дети быстро схва­ты­вают бес­чис­лен­ное коли­че­ство пред­ме­тов». Таким обра­зом, и руки, и все осталь­ные члены только в дет­ские годы могут при­спо­соб­ляться к ремес­лам и рабо­там, пока мускулы еще гибки. Кто дол­жен стать хоро­шим пис­цом, худож­ни­ком, порт­ным, куз­не­цом, музы­кан­том и пр.,— дол­жен зани­маться этим с юных лет, когда вооб­ра­же­ние еще живое, а пальцы гибки, в про­тив­ном слу­чае он нико­гда не овла­деет своим предметом.

Точно так же и корни бла­го­че­стия сле­дует насаж­дать в сердце каж­дого с ран­них лет. В ком мы желаем гар­мо­ни­че­ски раз­вить изящ­ный нрав, над тем нужно рабо­тать в неж­ном возрасте.

Только то в чело­веке прочно и устой­чиво, что он впи­ты­вает в себя в юном возрасте.

5. О здо­ро­вом теле

Кто-то ска­зал, что должно молить богов о том, чтобы в здо­ро­вом теле был здо­ро­вый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и тру­диться, ибо Бог обе­щает бла­го­сло­ве­ние не празд­ным людям, а тру­до­лю­би­вым. Так как дети тру­диться ещё не могут и не умеют изли­вать мольбы к Богу, то за них должны это делать роди­тели, ста­ра­ясь питать и вос­пи­ты­вать (во славу Божию) тех, кого они про­из­вели на свет.

Но прежде всего, так как обу­чать детей можно только в том слу­чае, если они будут живы и здо­ровы (ведь с боль­ными и хилыми не достиг­нешь ника­кого успеха), то пер­вая забота роди­те­лей – обе­ре­гать здо­ро­вье детей.

6. Семья

Школа, вос­пи­та­тели, про­по­вед­ники могут лишь раз­вить и неко­то­рым обра­зом напра­вить вос­пи­та­ние детей в нуж­ное русло. Основ­ное умо­на­стро­е­ние лич­но­сти рож­да­ется в семье.

7. Укреп­лять интерес

Все роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы у детей не было недо­статка в развлечениях.

Напри­мер, на пер­вом году настро­е­ние у них поды­ма­ется дви­же­нием колы­бели, дви­же­нием рук, пением, щел­ка­ньем тре­щотки, ноше­нием по двору или по саду, или даже поце­лу­ями, объ­я­ти­ями, лишь бы всё это про­ис­хо­дило осмот­ри­тельно. На вто­ром, тре­тьем, чет­вёр­том и т. д. году это про­ис­хо­дит бла­го­даря при­ят­ной с ними или между ними игре, бега­нию в раз­ные сто­роны, пре­сле­до­ва­нию, слу­ша­нию музыки и каким угодно при­ят­ным зре­ли­щам, рисо­ва­нию и т. д.

Читайте также:  Значение колыбельной песни для раннего развития ребенка

И чтобы ска­зать вкратце, ребёнку ни в каком слу­чае не нужно отка­зы­вать в том, что ему угодно и при­ятно; мало того, если к тому, что при­ятно для зре­ния, слуха и дру­гих чувств, будет заме­чен какой-либо инте­рес, то это будет укреп­лять тело и дух. Не сле­дует допус­кать только того, что про­тивно бла­го­че­стию и доб­рым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно все­гда чем-нибудь зани­ма­ются, так как их живая кровь не может оста­ваться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не сле­дует этому мешать, но нужно при­ни­мать меры к тому, чтобы все­гда у них было что делать. Пусть они будут теми мура­вьями, кото­рые все­гда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, скла­ды­вают, пере­кла­ды­вают; нужно только помо­гать детям, чтобы всё, что про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дило разумно, и, играя с ними, ука­зы­вать им даже формы всех игр (ведь зани­маться серьёз­ным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся гово­рить, им нужно предо­ста­вить сво­боду гово­рить и воз­можно больше лепе­тать. Но после того как они научи­лись гово­рить, будет весьма полез­ным научить их также мол­чать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми ста­ту­ями, а разум­ными созда­ни­ями. Нача­лом вели­кой муд­ро­сти явля­ется воз­мож­ность разумно поль­зо­ваться молчанием.

Мол­ча­ние никому, конечно, не повре­дило, но весьма мно­гим повре­дило то, что они гово­рили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и дру­гое — гово­рить и мол­чать — явля­ется осно­вой и укра­ше­нием всего нашего раз­го­вора на всю жизнь, то они должны быть соеди­ня­емы нераз­дельно, чтобы сразу мы при­об­ре­тали себе воз­мож­ность поль­зо­ваться тем и другим.

Итак, роди­тели должны при­учать детей к мол­ча­нию во время молитвы и бого­слу­же­ния (как дома, так и в церкви); ника­кое бега­нье, крик, шум не должны быть ими поз­во­ля­емы в это время. Также должны они научиться молча выслу­ши­вать какие-либо при­ка­за­ния отца или матери.

Дру­гой сто­ро­ной мол­ча­ния будет обду­ман­ная речь, чтобы, прежде чем гово­рить или отве­чать на вопросы, дети поду­мали, что и как им разумно ска­зать. Ибо гово­рить всё, что под­вер­нётся на язык, глупо, и не под­хо­дит это тем, из кого мы желаем сде­лать разум­ные суще­ства. Однако, как я все­гда под­чёр­ки­ваю, — насколько поз­во­ляет воз­раст, на это разум­ные роди­тели должны обра­щать серьёз­ное внимание.

10. Обра­зо­ва­ние для всех

В школы сле­дует отда­вать не только бога­тых или знат­ных, но и всех вообще: знат­ных и незнат­ных, бога­тых и бед­ных, маль­чи­ков и дево­чек во всех горо­дах и местеч­ках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно обра­зо­вы­вать по образу Божьему.

Все люди, кото­рые только роди­лись, про­изо­шли на свет с одной и той же глав­ной целью: быть людьми, т. е. разум­ными суще­ствами, вла­ды­ками тва­рей, ярким подо­бием сво­его Творца. Сле­до­ва­тельно, всех нужно вести к тому, чтобы они, над­ле­жа­щим обра­зом впи­тав в себя зна­ния, доб­ро­де­тель и рели­гию, могли с поль­зой пройти насто­я­щую жизнь и достойно под­го­то­виться к будущей.

У Бога нет лице­при­я­тия — не раз сви­де­тель­ствует Он об этом сам. А если мы поз­во­лим раз­ви­вать свой ум только неко­то­рым, исклю­чив осталь­ных, то будем неспра­вед­ливы не только по отно­ше­нию к тем, кто обла­дает той же самой при­ро­дой, но и по отно­ше­нию к самому Богу, Кото­рый хочет, чтобы все, на ком Он начер­тал свой образ, Его позна­вали, любили и восхваляли.

Это, несо­мненно, будет про­ис­хо­дить тем пла­мен­нее, чем больше будет раз­го­раться свет зна­ния. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Раз­ви­вать имеющееся

Как это ясно, когда семя, поса­жен­ное в землю, внизу пус­кает малень­кие корни, а выше даёт ростки, из кото­рых впо­след­ствии по врож­дён­ной силе раз­ви­ва­ются ветви и сучья; послед­ние покры­ва­ются листьями, укра­ша­ются цве­тами и пло­дами. Сле­до­ва­тельно, нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо при­вно­сить чело­веку извне, но необ­хо­димо раз­ви­вать, выяс­нять то, что он имеет зало­жен­ным в себе самом, в заро­дыше, ука­зы­вая зна­че­ние всего существующего.

12. Самый дей­стви­тель­ный путь

Нет на земле ника­кого более дей­стви­тель­ного пути для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской испор­чен­но­сти, чем пра­виль­ное вос­пи­та­ние юношества.

13. Кого учить?

Чем пло­до­род­нее поле, тем обиль­нее оно про­из­во­дит тер­нов­ник и чер­то­по­лох. Так и выда­ю­щийся ум полон пустыми меч­та­ни­ями, если его не засе­ять семе­нами муд­ро­сти и доб­ро­де­те­лей. Как дей­ству­ю­щая мель­ница, если в нее не под­сы­пать зерна, т. е. мате­ри­ала для пере­ма­лы­ва­ния, сти­рает сама себя и, отры­вая от жер­но­вов куски и даже повре­ждая и раз­ры­вая отдель­ные части, бес­по­лезно с шумом и трес­ком пылит, так и подвиж­ный ум, лишен­ный серьез­ной работы, будет вообще напол­няться ничтож­ным, пустым и вред­ным содер­жа­нием и ста­нет при­чи­ной своей соб­ствен­ной гибели.

14. В школах

Во всех слу­чаях без исклю­че­ния нужно стре­миться к тому, чтобы в шко­лах, а отсюда бла­го­даря шко­лам и во всей жизни при посред­стве наук и искусств:

I. Раз­ви­ва­лись способности.

II. Совер­шен­ство­ва­лись языки.

III. Раз­ви­ва­лись бла­го­нра­вие и нравы в направ­ле­нии вся­кой бла­го­при­стой­но­сти согласно со всеми нрав­ствен­ными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как про­буж­дать и под­дер­жи­вать в детях стрем­ле­ние к учению

Стрем­ле­ние к уче­нию про­буж­да­ется и под­дер­жи­ва­ется в детях роди­те­лями, учи­те­лями, шко­лой, самими учеб­ными пред­ме­тами; мето­дом обу­че­ния и школь­ным начальством.

Роди­те­лями.

Если роди­тели в при­сут­ствии детей с похва­лой отзы­ва­ются об уче­нии и об учё­ных людях или, побуж­дая детей к при­ле­жа­нию, обе­щают им кра­си­вые книги, кра­си­вую одежду или ещё что-либо при­ят­ное; если хва­лят учи­теля (осо­бенно того, кото­рому хотят пору­чить детей) как со сто­роны его учё­но­сти, так и гуман­ного отно­ше­ния к детям (ведь любовь и вос­хи­ще­ние явля­ются силь­ней­шим сред­ством, чтобы вызвать стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию); нако­нец, если они ино­гда пошлют детей к учи­телю с пору­че­нием или малень­ким подар­ком и пр., то легко достиг­нут того, что дети искренно полю­бят и науку и самого учителя.

Учи­те­лями.

Если учи­теля будут при­вет­ливы и лас­ковы, не будут оттал­ки­вать от себя детей своим суро­вым обра­ще­нием, а будут при­вле­кать их своим оте­че­ским рас­по­ло­же­нием, обхож­де­нием и сло­вами; если учи­теля сове­туют науки, к кото­рым они при­сту­пают, со сто­роны их пре­вос­ход­ства, при­вле­ка­тель­но­сти и лёг­ко­сти; если более при­леж­ных уче­ни­ков будут время от вре­мени хва­лить (даже наде­ляя малы­шей ябло­ками, оре­хами, саха­ром и т.п.); если, при­гла­сив неко­то­рых уче­ни­ков к себе на дом, а также всем вме­сте, будут пока­зы­вать кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие то, что им в своё время при­дётся изу­чать: опти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские инстру­менты, гло­бусы и дру­гие подоб­ные вещи, кото­рые могут вызвать у них чув­ство вос­хи­ще­ния; если будут через них сно­ситься с роди­те­лями, – сло­вом, если учи­теля будут отно­ситься к уче­ни­кам с любо­вью, тогда они легко заво­юют их сердце так, что детям будет при­ят­нее пре­бы­вать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учи­тель дол­жен учить не столько, сколько может, а сколько уче­ник может освоить.

17. Поря­док

Если ты при­смот­ришься к порядку, гос­под­ству­ю­щему в обще­ствен­ных и част­ных делах у хорошо обра­зо­ван­ного народа, там все идет как часы… У вар­ва­ров же все похоже на раз­вя­зан­ный сноп или песок без цемента.

Читайте также:  Упражнения развитие лобной доли мозга ребенка

Источник

(следует читать — к людям)

Современное благое слово о педагогах разных эпох

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти. Плутарх

Краткая историческая справка о педагогическом труде всей жизни Я. А. Коменского «Великой дидактике»

Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский (1592-1670)
— выдающийся чешский педагог-реформатор, священник, мыслитель.
 

Самым известным произведением Коменского стала «Великая дидактика»
— это четырехтомный научный труд, в который вошли такие темы по педагогике, которые всегда будут волновать сердца думающих людей.

Педагог-реформатор назвал существующие школы лабиринтами, не имеющими правильного выхода, и не только писал теоретические труды по вопросам обучения и воспитания детей, но и сам организовывал школы по всей Европе и преподавал в них.

Фундаментальной идеей педагогики Коменского стала «Пансофия», пронизывающая «Великую дидактику» и остальные его произведения. Выдающийся мыслитель видел корень зла в незнании или искажении знания и мечтал приобщить человечество к Всеобщей Мудрости, подлинному знанию (пансо-фии).

Я. А. Коменский сравнивает формирование человека с природными растениями. Он говорит, что никто не сажает сорняки и не ухаживает за ними, а культурное растение всегда требует к себе внимания. Так и ребенок, считает педагог, должен воспитываться и обучаться правильно. Коменский несколько глав в своем научном труде посвящает необходимости существования школ, много говорит о преобразовании их к лучшему. Можно сказать, что ключевым словом 1-ой части «Великой дидактики» стало слово «порядок, точный порядок во всем». «Нужно учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат. Обучение должно быть легким и в то же время прочным», — настаивает Коменский.

Педагог предлагает свой «метод наук», «метод подобного обучения в частности». Он считает, что обучение невозможно без воспитания нравственности, и метод воспитания нравов ставит гораздо выше метода обучения. Комен-ский говорит о четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся. И что очень важно отметить, он дает возможность каждому ребенку, каждому темперамен-
ту молодого человека, развиваться индивидуально. И опять приводит в пример природу — созревание плодов на яблонях разных сортов: ранних, средних и поздних.

Педагог домашнее образование называет «материнской школой» и считает, что основные понятия об элементарных вещах ребенок должен получить в семье, а роль школы состоит в том, чтобы развить эти знания.

Особое внимание он уделяет методу обучения языкам. В частности, он говорит к нам из глубины веков, что методика обучения иностранному языку (приводит в пример обучение латинскому языку) так запутанна, как будто это сделано специально. Поэтому простые люди, живущие несколько месяцев в другой стране, быстрее выучивают иностранный разговорный язык, чем школьник, занимающийся этим специально многие годы. В результате он так и выходит из стен школы, не зная иностранного разговорного языка совсем и имея скупые, поверхностные знания о грамматике и письменной речи.
 

Коменский как бы ищет в педагогике ту точку опоры, к которой можно бы было приставить рычаг и перевернуть направление мыслей и дел всего человечества в сторону правды и справедливости.
 

IV часть своего научного труда он называет «Пампедией» («Всеобщим советом об исправлении дел человеческих»). Выдающийся педагог отмечает, что воспитание и обучение не заканчиваются в школе. Он говорит, что ребенку необходимо привить не только любовь к добыванию знаний, но и умения (применение знаний в новой ситуации) и навыки (способность применять знания автоматически).
 

Размышление Коменского об обучении человека всему, что служит совершенствованию человеческой природы: и необходимости этого, и возможности, и поиск легких путей— опять же дается выдающимся педагогом в сравнении с природой. Не может быть человек духовно наполнен без наполнения душевного. Сначала душевное — положить в основу Божественные и человеческие знания, способность общаться, любить Бога, любить людей, уметь высказывать свое мнение людям из разных сословий так, чтобы никого не обидеть и не превозноситься перед ними своими познаниями в какой-либо области, а потом — духовное.
 

Коменский неоднократно отмечал, что человек, имеющий глубокие знания и хорошо воспитанный человек, обязательно даст собеседнику высказать свое мнение, выслушает его, и только после этого тактично представит ему собственное мнение по поводу спорного вопроса.
 

Нужно следить за тем, что читают дети, считает Коменский, направлять чтение, читать вместе с ребенком, помогая таким образом формированию его личности. Речь об этом идет и в VI части научного труда, названной «Пан-библией». И здесь Коменский называет книги «инструментом, призванным служить универсальному образованию молодого человека, подготовке его к будущей жизни», потому что воспитание и образование не заканчивается в отрочестве («школа отрочества»), с которой связано изучение «других ученых языков», энциклопедии наук и искусств, нравов и благочестия. Педагог считает, что должна быть «школа зрелости», в которой изучается искусство благой жизни и успешной деятельности или жизненная практика. И — «школа старости» — вершина человеческой мудрости, то есть счастливое достижение предела земной жизни и блаженное вступление в жизнь бессмертную, или, в противном случае, горькое пожинание плодов своей жизни.

Основная часть

Великая «оправдательная надежда» для тех родителей, чьи дети нуждаются в перевоспитании.
 

Я. А. Коменский в 1-ой части своего научного труда по педагогике пишет, что детский возраст побуждается и направляется к действию больше примерами, чем правилами. Если ты чему-либо хочешь научить ребенка, покажи, как делают это другие, и он будет подражать без всяких приказаний.

Все люди произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, то есть разумными существами, владыками тварей (творений), ярким подобием своего Творца. Следовательно, они должны с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к
будущей.
 

К учителям Коменский предъявляет особые требования: это должны быть люди, во-первых, любящие детей, во-вторых, нравственные и не гневливые, имеющие нрав спокойный, в-третьих, хорошо знающие свой предмет и способные научить другого этому предмету, в-четвертых, желающие учиться всю жизнь.
 

И если учителя будут способствовать развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то это будет несправедливо не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, который хочет, чтобы все, на ком Он начертал Свой образ, Его любили и восхваляли. Это будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно на-столько,насколько познаем.
 

Нам неизвестно, для какой цели предназначен в этой жизни каждый из нас, но нам должно знать, что Бог иногда создавал выдающиеся орудия Своей славы из самых бедных, самых отверженных, самых темных людей. Будем же подражать небесному солнцу, которое согревает и ласкает своими лучами всё.
 

В особенности нужно помогать детям тупым (тупые способности) и глупым от природы. Это обстоятельство еще более требует универсальности умов, потому что кто по природе более медлителен и глуп, тот тем более нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленности и пустоты. Как дырявый сосуд, часто подвергаемый мытью, хоть и не удерживает воды, но все-таки теряет свою грязь, так и тупые и глупые люди, хотя бы и не сделают никаких успехов в образовании, однако смягчаются нравами и научаются повиноваться.
 

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка с зпр

Кроме того, известно из опыта, что некоторые, слишком медлительные от природы, получив образование, намного опережали даже людей одаренных, ибо «неутомимый труд побеждает все». Некоторые с детства обладают прекрасным здоровьем и способностями, а потом вдруг начинают хворать и худеть, а другие, наоборот, — в детстве болезненны, а затем крепнут и хорошо растут. Так бывает и с умственными способностями — одни развиваются быстро, но быстро слабеют и до некоторой степени тупеют, а другие сначала бывают тупыми, а затем быстро и прочно развиваются.
 

Ведь и в фруктовых садах мы любим иметь деревья,не только приносящие плод рано, но и такие, которые приносят плоды среди лета и позднее, так как всё (как говорит Сирах*) в свое время находит хвалу и доказывает, хоть и с опозданием, что оно существовало не напрасно. Так почему же мы хотим допустить в свой сад знаний только одного рода дарования, отказывая другим? Ибо из каждого человека получается Человек, если его не портить.
 

«Следует ли лечить застарелые болезни?» — задает риторический вопрос Я.А.Коменский, и сам же отвечает, что лечить их трудно и практически невозможно, однако, если бы нашелся такой человек, кто пообещал бы больному излечить их, неужели страдающий отверг бы это предложение?
 

Попробуем приступить к исцелению застарелых болезней, то есть к перевоспитанию человека (независимо от того, сколько ему лет). Во-первых, основное требование при таком подходе должно быть следующим — весь процесс обучения и воспитания должен проходить естественно, легко и мягко, как бы сам собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Сравнение приводится с организмом молодого человека, который, если разумно его питать (душевно вначале, затем духовно), греть, упражнять физически — сам собой растет и распределяет это «питание» между всеми членами тела.
 

Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, основательное. «Что это значит?» — опять же задает вопрос Коменский.
 

Истинным образованием выдающийся педагог называет такое, при котором человек приучался бы руководствоваться не только чужим умом, а своим собственным, не только научился бы выписывать и заучивать чужое мнение об определенных вещах, но и развивал бы в себе способность проникать в корень изучаемых вещей и вырабатывать истинное их понимание и употребление к жизни. Так, по мнению Коменского, следует читать Священное Писание.
 

Без воспитания, настоящей нравственности и благочестия (то есть обучения жить не перед людьми, а перед Богом), ни один из методов действовать не будет.
Педагог предупреждает, что не следует перегружать ребенка знаниями, часто совершенно бесполезными, и занятия в школе должны проходить не более 4-х часов.
 

Аристотель провозгласил, что желание учиться «человеку врожденно», только иногда нежная снисходительность родителей извращает у детей естественное стремление. Иногда их привлекают к пустым занятиям необузданные товарищи и обольщают какими-либо внешними предметами, и у детей происходит «охладевание» к получению знаний, они уже не хотят усваивать неизвестное. Это подобно языку человека, привыкшему к определенному вкусу и нелегко различающему другой. Нужно стараться мягко, легко, без принуждения вернуть ребенка (или вообще человека) к первоначальной природной восприимчивости, и у него восстановится врожденная любовь к приобретению знаний. Конечно же, это все делает та родительская любовь, которая, по словам Священного Писания, первое что делает — «долготерпит».
 

Коменский опять же приводит в этом месте своего научного труда пример из природы вещей. Он спрашивает, многие ли задумывались (имея в виду и родителей и учителей) над вопросом, как сделать юношество восприимчивым к благочестивому воспитанию, образованию. Вот, например, токарь, прежде чем вытачивать что-либо из дерева, сначала обрубает его топором; кузнец, прежде чем ковать железо, размягчает его; ткач…, сапожник…
 

Но сколь часто учитель или родитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы в нем любовь к знанию, вызвал бы желание добровольно подчиняться своему наставнику? Обычно этот этап в обучении отсутствует, а сразу же начинается, как общепринято считать, основной этап, то есть подача конкретных знаний.
 

И вот взрослый человек начинает ученика подвергать своей обработке и желает сразу видеть свой продукт отполированным, а если же этого немедленно, по его желанию, не произойдет, то он шумит, негодует, неистовствует. И не удивительно, что от такого процесса воспитания и образования дети уклоняются и бегут! Удивительно, как некоторые еще вообще выдерживают и остаются. А остаются они, вероятно, потому, что врожденная любовь к приобретению знаний все-таки побеждает.
 

Я.А.Коменский говорит о шести типах врожденных способностей: у одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие, податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие — увлекаются технической работой.
 

К каждому типу способностей требуется свой подход

  • Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям, податливые. Им ничего не нужно, только предлагать «научную пищу». Растут они сами, как благородные растения. Нужно сдерживать их пыл, не позволять торопиться, чтобы раньше времени не истощились, не ослабели.
  • Во -вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
  • В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких в школах ненавидят и считают безнадежными, но именно из них и вырастают выдающиеся люди. Неукротимые «молодые лошади» становятся послушными, если к ним применяется правильное воспитание. Коменский приводит несколько примеров, когда из «отпетых» упрямцев получались великолепные люди. По этому поводу Плутарх говорил, «что много отличных природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней обращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».
  • В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. Такие идут по стопам идущих впереди. Нужно снизойти к их слабости, не переобременять их, не предъявлять к ним слишком строгих требований, помогать, одобрять, поддерживать, чтобы они не пали духом.
  • В-пятых, есть ученики тупые и вялые, сверх того, равнодушные. Их еще можно исправить, лишь бы они не были упрямыми. Здесь требуется великое благоразумие и терпение.
  • На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой. Но и в этом случае есть надежда — известно, что неплодоносящие некогда деревья при правильном уходе начинают плодоносить. Не следует отчаиваться, нужно попробовать опять же с помощью долготерпения и любви устранить у таких людей упрямство. Если это не удается, нужно пробовать еще и еще раз. И только после этого оставить.

Однако среди тысяч едва ли найдется одна столь выродившаяся натура, это-то и служит доказательством Божи-ей благости. Плутарх в свое время говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти».

Источник